Научная статья на тему 'Взаимодополнение образовательных парадигм как условие эффективной организации самостоятельной работы студентов'

Взаимодополнение образовательных парадигм как условие эффективной организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОГНИТИВНАЯ ПАРАДИГМА / COGNITIVE PARADIGM / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА / COMPETENCE PARADIGM / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА / PERSONALITY-ORIENTED PARADIGM / ПАРАДИГМАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / PARADIGMATIC FRAMEWORK / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ТРАДИЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / TRADITIONAL EDUCATIONAL PARADIGM / CLASSROOM SELF-STUDY / EXTRACURRICULAR SELF-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нордман Ирина Борисовна

В статье рассматривается одновременное функционирование нескольких образовательных парадигм в области самостоятельной работы студентов. Подчеркивается значение самостоятельной работы студентов в вузе как основного условия их личностно-профессионального развития. Анализируется взаимодополняющее значение элементов когнитивной, информационной, компетентностной и личностно ориентированной образовательных парадигм образования для эффективной организации самостоятельной работы студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нордман Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEMENTARITY OF EDUCATIONAL PARADIGMS AS A CONDITION OF EFFECTIVE ORGANIZATION OF STUDENTS'' INDEPENDENT WORK

The article deals with the simultaneous functioning of several educational paradigms in the area of independent work of students. The importance of independent work of higher school students as a basic condition of their personal and professional development is stressed. Mutually supportive value of the elements of cognitive, information, competence and personality-oriented educational paradigms for the effective organization of independent work of higher school students is considered.

Текст научной работы на тему «Взаимодополнение образовательных парадигм как условие эффективной организации самостоятельной работы студентов»

УДК 378.01 Нордман Ирина Борисовна

старший преподаватель кафедры иностранных языков

Тюменского государственного нефтегазового университета

ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация:

В статье рассматривается одновременное функционирование нескольких образовательных парадигм в области самостоятельной работы студентов. Подчеркивается значение самостоятельной работы студентов в вузе как основного условия их личностно-профессионального развития. Анализируется взаимодополняющее значение элементов когнитивной, информационной, компе-тентностной и личностно ориентированной образовательных парадигм образования для эффективной организации самостоятельной работы студентов в вузе.

Ключевые слова:

аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, когнитивная парадигма, компетентностная парадигма, лич-ностно ориентированная парадигма, парадигмаль-ная установка, самостоятельная работа студентов, традиционная образовательная парадигма.

Nordman Irina Borisovna

Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

COMPLEMENTARITY OF EDUCATIONAL PARADIGMS AS A CONDITION OF EFFECTIVE ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK

Summary:

The article deals with the simultaneous functioning of several educational paradigms in the area of independent work of students. The importance of independent work of higher school students as a basic condition of their personal and professional development is stressed. Mutually supportive value of the elements of cognitive, information, competence and personality-oriented educational paradigms for the effective organization of independent work of higher school students is considered.

Keywords:

classroom self-study, extracurricular self-study, cognitive paradigm, competence paradigm, personality-oriented paradigm, paradigmatic framework, independent work of students, traditional educational paradigm.

В связи с требованиями современного общества к будущему специалисту в вузах особое внимание уделяется личностно-профессиональному развитию студента, способствующему его дальнейшему саморазвитию. Основным источником личностно-профессионального развития студентов является самостоятельная работа, предполагающая становление субъектной активности студента в самомотивации, саморегуляции, самоорганизации, самодиагностике, самокоррекции учебно-познавательного процесса и в самопреобразовании, являющимся основой для такого развития [1, с. 58]. Самостоятельная работа студентов представляется одним из наиболее распространенных и эффективных способов формирования активности, инициативности и самостоятельности личности будущего специалиста [2, с. 57]. В связи с увеличением темпов устаревания информации в условиях современного общества возникла необходимость обновления традиционного подхода к организации самостоятельной работы студентов, предполагающего использование установок различных образовательных парадигм в одних и тех же условиях образования.

Согласно рабочим программам, существует два вида самостоятельной работы - аудиторная и внеаудиторная. Такое деление изначально предопределяет использование различных па-радигмальных установок указанных видов деятельности. Так, на уровне распределения ролей участников образовательного процесса аудиторная самостоятельная работа студентов предполагает организацию и контроль данного вида деятельности преподавателем, его методическое и организационное руководство группой или отдельными студентами во время выполнения заданий. Такие установки представляют традиционное направление в образовательных парадигмах. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, включающая учебную, учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность, предполагает методическое руководство и консультативную помощь преподавателя без его непосредственного участия, что характерно уже для инновационного направления образовательных парадигм (компетентностной и личностно ориентированной). Отношения преподавателя и студента в данном случае переходят в категорию субъект-субъектных.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 18)

Нормы ответственности в аудиторной самостоятельной работе студентов предполагают полную ответственность преподавателя за результат обучения (когнитивно-информационная парадигма). Что касается внеаудиторной самостоятельной работы, здесь предполагается также определенная степень ответственности студентов (ознакомление студентов с рабочей программой по дисциплине и требованиями к самостоятельной работе как обязательному компоненту программы), характерная для инновационных парадигм (компетентностной и личностно ориентированной).

Что касается форм и методов осуществления аудиторной самостоятельной работы студентов, то можно отметить регламентирование данного вида деятельности расписанием занятий, предусмотренное учебным планом время освоения материала, выполнение студентами работ во время аудиторных занятий под руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время осуществляется в форме выполнения самостоятельных, контрольных и лабораторных работ, решения задач; защиты выполненных работ, тестирования и т. д., характерных для традиционной (когнитивно-информационной) образовательной парадигмы. В данный период преподаватель начинает создавать условия для самостоятельного обучения. Дополнение традиционных методов методами инновационных парадигм образования прослеживается в обучении методом дискуссии, работы в малых группах (личностно ориентированная парадигма), методом проектного обучения, предполагающим проявление большей самостоятельности, методом контекстного обучения, включающим решение профессиональных проблемных ситуаций (методы ком-петентностной парадигмы образования).

Контроль и оценка полученных знаний в процессе аудиторной самостоятельной работы производятся педагогом преимущественно в форме традиционных контрольных и проверочных работ, зачетов и экзаменов. Контроль и оценка внеаудиторной самостоятельной работы часто производится самими студентами (коллективное обсуждение докладов, проектов, презентации и совместная оценка результатов работы малых групп), а также включает накопительные оценки, рейтинги, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры, что характерно для инновационных образовательных парадигм (компетентностной и личностно ориентированной).

На уровне целей наблюдается общая направленность самостоятельной работы на закрепление определенного объема знаний (традиционная парадигма). С другой стороны, аудиторная самостоятельная работа является своеобразным связующим звеном для выполнения более сложного вида самостоятельной работы - внеаудиторной, требующей большей самостоятельности, самоорганизации и дисциплины студентов. Целью же внеаудиторной самостоятельной работы является приобретение фундаментальных знаний, профессиональных умений и навыков по профилю изучаемой дисциплины, что характерно для компетентностной образовательной парадигмы, а также закрепление и систематизация знаний, овладение опытом творческой, исследовательской деятельности [3], что относится к целям личностно ориентированной образовательной парадигмы.

На уровне мотивов активная самостоятельная работа студентов предполагает наличие серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности [4] (компетентностная парадигма образования). Факторами, способствующими активизации самостоятельной работы студентов (как аудиторной, так и внеаудиторной), являются осознание студентами полезности выполняемой работы, активное применение результатов работы в профессиональной подготовке, использование их для участия в творческой деятельности, олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т. д., а также использование преподавателем мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинги, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры) [5], что характерно для компетентностной и личностно ориентированной образовательных парадигм.

Основным средством реализации самостоятельной работы является учебник (традиционная парадигма), который все чаще дополняется различными информационными ресурсами (электронные аудио- и видеоприложения, интерактивные упражнения, специализированные сайты, электронные словари), что характерно для инновационной (информационной) образовательной парадигмы. Способом коммуникации при осуществлении самостоятельной работы является как традиционный (получение информации от преподавателя на занятиях), так и инновационный (получение необходимой информации через информационно-коммуникационные сети, отправление по электронной почте преподавателю выполненного задания), характерный для информационной образовательной парадигмы.

Из изложенного выше следует, что в осуществлении самостоятельной работы студентов для аудиторной работы определяющую роль играют установки традиционной, когнитивной обра-

зовательной парадигмы, дополняемые установками инновационных парадигм образования (компетентностной, личностно ориентированной, информационной). Определяющую роль когнитивной образовательной парадигмы можно объяснить необходимостью наполнения содержательной стороны осуществляемой образовательной программы - получения, закрепления и усвоения большого объема информации, необходимого для ее эффективной реализации, спецификой набора дисциплин каждого периода обучения в отдельности, психологическими факторами (недостаточная дисциплина и самоконтроль у студентов на начальном этапе обучения). Для внеаудиторной работы отмечается определяющая роль установок инновационных парадигм (личностно ориентированной, компетентностной, информационной). Это объясняется как спецификой набора дисциплин, предполагающих именно данный вид самостоятельной работы, так и психологическими факторами (сформировавшиеся самоконтроль и дисциплина на продвинутом этапе обучения). Рассмотренный выше вид деятельности студентов в вузе - самостоятельная работа - эффективно сочетает в себе установки традиционной (когнитивной) и инновационных (компетентностной, личностно ориентированной, информационной) образовательных парадигм по принципу дополнения. На последнем этапе можно констатировать доминирующую роль инновационных образовательных парадигм (компетентностной, личностно ориентированной, информационной) с сохранением элементов традиционной, когнитивной образовательной парадигмы. Сочетание различных парадигм обусловлено требованиями соответствия уровня подготовки специалистов изменившимся условиям общественной жизни. С другой стороны, реализация самостоятельной работы как вида деятельности студентов в вузе является одним из условий, при которых возможно взаимодействие когнитивной, компетентностной, информационной и личностно ориентированной образовательных парадигм с определяющей ролью одной из них на конкретном этапе обучения.

Ссылки:

1. Мампория С.В. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов вузов // Высшее образование сегодня. 2010. № 11. С. 57-59.

2. Там же.

3. Самостоятельная работа студентов [Электронный ресурс]. URL: http://gigabaza.ru/doc/42618.html (дата обращения: 05.09.2015).

4. Там же.

5. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.