УДК 378.1
Нордман Ирина Борисовна
старший преподаватель кафедры иностранных языков
Тюменского индустриального университета
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ В ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Nordman Irina Borisovna
Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Tyumen Industrial University
INTERACTION OF EDUCATIONAL PARADIGMS IN THE FORMS OF ACTIVITIES ORGANIZATION IN A HIGHER SCHOOL
Аннотация:
В статье рассматриваются формы организации видов образовательной деятельности в вузе и подчеркивается их значение в контексте сосуществования образовательных парадигм традиционного и инновационного направлений. Показаны проявления форм организации видов деятельности различных образовательных парадигм в аудиторной, самостоятельной, научно-исследовательской, воспитательной работе, а также в области контроля.
Ключевые слова:
инновационная образовательная парадигма, ком-петентностная образовательная парадигма, лич-ностно ориентированная образовательная парадигма, традиционная образовательная парадигма, формы организации видов деятельности.
Summary:
The article discusses the forms of learning activities organization at the higher school and highlights their importance in the context of co-existence of traditional and innovative educational paradigms. The author considers the availability of the forms of learning activities organization in the framework of various educational paradigms in the classroom, independent, research, morale building activities, as well as in the field of control.
Keywords:
innovative educational paradigm, competence-based paradigm, personality-oriented educational paradigm, traditional educational paradigm, forms of organization of educational activities.
Формы организации образовательной деятельности определяют оптимальные условия для реализации целей образовательных программ - передачи и усвоения знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Они создают условия для коллективной и индивидуальной деятельности [1], делая возможными обмен информацией и совершенствование коммуникативных умений на практике.
В связи с поиском новой образовательной концепции, способной обеспечить качественную подготовку специалистов в современных условиях, и частыми проявлениями взаимодействия па-радигмальных установок различных направлений вопрос о возможности использования форм организации видов деятельности в вузе, представляющих различные образовательные парадигмы, приобретает особую актуальность. Формы организации видов деятельности в вузе будут рассматриваться нами по типу форм получения образования, организации учебных занятий и организации учебной деятельности [2].
Рассмотрев взаимодействие традиционных и инновационных форм организации видов деятельности студентов в вузе на примере очной формы образования в области аудиторной, самостоятельной, научно-исследовательской, учебно-воспитательной работы, а также в области оценки и контроля, отметим следующее.
Традиционные формы аудиторной работы студентов, представляющие когнитивно-информационную образовательную парадигму, характеризуются утвержденным перечнем учебных дисциплин, постоянным расписанием занятий, определяющим значение аудиторных занятий с ведущей ролью преподавателя. К формам организации учебных занятий, представляющим инновационное направление, относятся формы, представляющие инновационные образовательные парадигмы:
- работа в тандеме преподавателей специальных дисциплин и иностранного языка как соответствие требованиям приобретения новых знаний, основанных на междисциплинарных связях;
- преподавание специальных дисциплин на иностранном языке для совершенствования навыков и умений профессиональной коммуникации на иностранном языке (компетентностная парадигма образования);
- динамичная структура учебных дисциплин в качестве эксперимента на отдельных специальностях по программам подготовки бакалавров и магистров, представленная введением курсов по выбору обучающихся и, как следствие, изменениями в постоянном расписании;
- модульное обучение как эксперимент на отдельных специальностях, предполагающий возможность индивидуального планирования студентами образовательного процесса [3, с. 193];
- переход к самостоятельному планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке, представленный возможностью свободного посещения занятий, индивидуального графика обучения, дистанционного обучения (личностно ориентированная образовательная парадигма).
Формы организации учебных занятий, представляющие инновационные образовательные парадигмы (компетентностную и личностно ориентированную), весьма разнообразны, но определяющая роль остается все же за формами, представляющими традиционную (когнитивную) образовательную парадигму. Организация учебного процесса в соответствии с установками образовательных парадигм инновационного направления имеет место лишь в качестве эксперимента или введена только на отдельных специальностях.
В области форм организации самостоятельной работы студентов (СРС) в качестве проявления элементов традиционной образовательной парадигмы можно отметить регламентирование данного вида деятельности расписанием занятий, количество часов, предусмотренное учебным планом, осуществление части самостоятельной работы во время аудиторных занятий под руководством преподавателя. При этом преподаватель максимально учитывает особенности личности студента, выбирая соответствующие формы и содержание учебных заданий [4, с. 32], что характерно для инновационных образовательных парадигм. Часть самостоятельных работ, решение задач, подготовка презентации выполненной работы могут выполняться во внеаудиторное время при условии готовности студентов к осуществлению данных видов работы. Во время внеаудиторной самостоятельной работы студентами также могут проводиться микроисследования и работа над проектами, что характерно для инновационных образовательных парадигм. Поскольку большую часть от СРС занимает внеаудиторная самостоятельная работа, то здесь можно утверждать определяющую роль парадигмальных установок компетентностной и личностно ориентированной образовательных парадигм с дополняющей ролью традиционной парадигмы образования.
В области форм реализации контрольно-оценочной деятельности в вузе также наблюдается эффективное сочетание традиционной и инновационных образовательных парадигм. Так, на уровне текущего контроля учитываются баллы, полученные системой объективизированного контроля знаний студентов (СОКЗ). Текущий контроль проводится согласно утвержденному графику тестирования (традиционная образовательная парадигма). Тренировочный контроль может осуществляться в удобное для студентов время, в удобном месте (инновационные парадигмы образования). Наряду с баллами СОКЗ учитываются также результаты фронтального, группового и индивидуального контроля (традиционная образовательная парадигма), полученные в ходе работы на занятиях. При осуществлении итогового контроля, наряду со шкалой баллов СОКЗ, имеет место возможность сдачи традиционного экзамена по предмету. Выбор студентом формы итогового тестирования соответствует установкам инновационной образовательной парадигмы, в данном случае - личностно ориентированной. В целом для области контроля можно утверждать определяющую роль установок инновационных образовательных парадигм с дополняющей ролью традиционной.
Традиционно научно-исследовательская работа студентов (НИРС) осуществляется в виде учебных исследовательских, курсовых, дипломных работ, участия в конференциях, выставках, конкурсах, семинарах. По формам организации НИРС в вузе представлена аудиторной научно-исследовательской работой, регламентируемой учебными планами и рабочими программами [5, с. 380-383], что характерно для традиционной, когнитивной образовательной парадигмы, и самостоятельной научно-исследовательской работой студентов, выполняемой вне аудиторных занятий и включающей участие в научных студенческих мероприятиях вузовского, регионального, всероссийского, международного уровней [6, с. 380-383], предполагающих значительную долю самостоятельной работы студентов, что является признаком личностно ориентированной образовательной парадигмы. Также выполнение работ по госбюджетной или хоздоговорной тематике имеет совершенно определенную практическую направленность на решение производственных задач, что характерно для компетентностной образовательной парадигмы. Таким образом, выбор форм организации НИРС зависит от вида выполняемых работ. Поскольку внеаудиторная научно-исследовательская работа студентов занимает большую часть времени, отведенного на НИРС, можно утверждать определяющую роль инновационных парадигм образования (личностно ориентированной и компетентностной).
Формы реализации учебно-воспитательной работы очень разнообразны, поскольку присутствие указанного вида работы наблюдается в любом виде деятельности студентов в вузе. Традиционная образовательная парадигма представлена здесь традиционными формами лекций, семинаров, практических занятий, которые проводятся в соответствии с графиком учебного процесса и расписанием занятий. Использование работы в малых группах, форумов, тренингов,
дискуссий, конференций, кружков, сообществ, предполагающих более свободные формы организации учебно-воспитательных мероприятий, представляют инновационные парадигмы образования, которые выполняют дополняющую роль.
Как видно из изложенного выше, в формах организации видов деятельности студентов в вузе сочетаются установки традиционной (когнитивно-информационной) и инновационных образовательных концепций (личностно ориентированной и компетентностной). Определяющая роль парадигм традиционного направления наблюдается в области аудиторной и учебно-воспитательной работы студентов, парадигмальных установок инновационного направления - в области контроля, оценки, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов. Использование возможностей различных образовательных парадигм в области форм организации видов деятельности студентов в вузе могло бы способствовать эффективной реализации образовательных программ.
Ссылки:
1. Михайленко О.И. Виды современных организационных форм обучения [Электронный ресурс]. URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_5.html (дата обращения: 26.05.2016).
2. Михеева С.А. О понятии «форма обучения» [Электронный ресурс] // Эйдос : интернет-журнал. 2010. 19 марта. URL: http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-5.htm (дата обращения: 26.05.2016).
3. Милованова Н.Г., Пчелинцева И.Г. Совершенствование образовательного процесса в вузе на основе организации нелинейного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 193-195.
4. Пчелинцева И.Г. Реализация компетентностного подхода при обучении иностранным языкам в техническом вузе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2010. № 15. С. 31-35.
5. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. науч. конф. СПб., 2012. С. 380-383.
6. Там же.