УДК 378.01
Нордман Ирина Борисовна
старшим преподаватель кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
Nordman Irina Borisovna
Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Industrial University of Tyumen
MEANS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IMPLEMENTATION IN A HIGHER SCHOOL: TRADITIONS AND INNOVATIONS
Аннотация:
В статье рассматриваются средства реализации видов образовательной деятельности в вузе и подчеркивается их значение в контексте сосуществования образовательных парадигм традиционного и инновационного направлений. Показаны проявления различных образовательных парадигм в области средств реализации видов деятельности в аудиторной, самостоятельной, научно-исследовательской, воспитательной работе, а также в области контроля.
Ключевые слова:
инновационная образовательная парадигма, ком-петентностная образовательная парадигма, лич-ностно ориентированная образовательная парадигма, средства обучения, средства реализации видов деятельности, традиционная образовательная парадигма.
Summary:
This article discusses the means of educational activities implementation in higher schools and emphasizes their importance in the context of co-existence of traditional and innovative educational paradigms. The author considers manifestations of different educational paradigms when implementing classroom, independent, research activities, educational work, as well as in the field of assessment.
Keywords:
innovative educational paradigm, competence educational paradigm, personality-oriented educational paradigm, learning tools, means of implementation of various types of activities, traditional educational paradigm.
К средствам реализации видов деятельности относятся средства обучения и процессы (системы), позволяющие осуществлять тот или иной вид деятельности в соответствии с поставленными целями, применяя соответствующие формы и методы, практикуя определенные отношения и способ коммуникации между участниками образовательного процесса. Средства реализации рассматривались учеными с разных точек зрения. Так, П.И. Пидкасистый подразделял их на материальные и идеальные, В. Оконь классифицировал их в зависимости от нарастания возможности на простые и сложные. В широком и узком значении слова они рассматриваются как все элементы учебной среды, используемые для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, и как материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса. Г.И. Хозяинов рассматривает средства обучения как инструмент педагогического труда, средство познания, способ передачи содержания и организации его усвоения, способ разнообразия и совершенствования форм и методов обучения [1].
Таким образом, средства реализации связаны со всеми компонентами образовательной концепции и непосредственно влияют на эффективность процесса обучения и воспитания. В связи со сложившейся ситуацией сосуществования нескольких образовательных парадигм в отечественном образовании целесообразно проследить использование традиционных и инновационных средств реализации на примере видов деятельности в вузе.
Аудиторная работа в вузе реализуется преимущественно средствами обучения традиционной образовательной парадигмы - учебниками, учебными пособиями, методическими указаниями. Они почти всегда дополняются электронными образовательными ресурсами (ЭОР), которые включают аудио- и видеоприложения, интерактивные упражнения, специализированные сайты, электронные словари, что характерно для инновационной (информационной) образовательной парадигмы. Это обусловлено широким внедрением во все сферы общественной жизни, в том числе и образование, постоянно развивающихся информационных технологий. Определяющая же роль традиционных средств обучения объясняется устоявшимися традициями, согласно которым учебник воспринимается студентом как основа учебного процесса и носитель содержания дисциплины, реализующей требования стандарта, а книга преподавателем - как практическое руководство организации совместной деятельности преподавателя и студента [2, с. 35]. Для технического оснащения учебного процесса наряду с классической классной доской
используются интерактивные доски, лингафонные кабинеты, современное программное обеспечение и техническое оборудование [3, с. 231]. Основной проблемой использования традиционных и инновационных средств обучения является возможное несоответствие традиционных средств инновационным методам обучения. Подробный анализ проводимых аудиторных занятий мог бы скорректировать подобные несоответствия.
Самостоятельная работа студентов реализуется в основном средствами инновационных образовательных парадигм, которые представлены ЭОР (электронными аудио- и видеоприложениями, интерактивными упражнениями, специализированными сайтами, электронными словарями, образовательными порталами, системами виртуальных справок). Значительную роль играет также электронная система поддержки дистанционного обучения в Тюменском индустриальном университете (ТИУ), включающая курсы по всем изучаемым дисциплинам. Методическое обеспечение электронных курсов (рабочая программа, карта методического обеспечения, методические указания, пособия, глоссарии) помогает ориентироваться в структуре изучаемой дисциплины и полностью обеспечивает обучающихся необходимым учебным и справочным материалом. Кроме того, студенты имеют свободу выбора времени для выполнения заданий, получения консультации преподавателя, а также постоянный доступ к справочным и учебным материалам [4, с. 85]. В связи с необходимостью прямого и открытого доступа студентов к различным источникам фонды вузовских библиотек должны располагать достаточным и постоянно пополняющимся количеством классической и современной литературы по преподаваемым дисциплинам [5, с. 194]. Наряду с традиционной системой абонементов и читальных залов библиотечно-информационные центры также предоставляют возможность пользоваться электронной системой библиотечных каталогов и межбиблиотечных абонементов [6, с. 109], что существенно экономит время на выполнение заданий. Определяющая роль в данном случае принадлежит инновационным образовательным парадигмам, поскольку именно их средства реализации соответствуют потребностям каждого обучаемого и позволяют организовать самостоятельную работу максимально эффективно.
Контрольно-оценочная деятельность реализуется средствами традиционных образовательных парадигм (сборники задач, контрольных и лабораторных работ, экзаменационные билеты, вопросы к зачету и т. п.). Традиционные средства эффективно сочетаются со средствами инновационных образовательных парадигм - личностно ориентированной и компетентностной. Примером проявления компетентностной парадигмы образования является использование электронных ресурсов Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО), который представляет собой востребованный многими вузами способ оценки качества подготовки будущих специалистов и осуществляет независимую оценку результатов обучения. Проявлением другой, личностно ориентированной, образовательной парадигмы можно считать введение в вузе (ТИУ) системы объективизированного контроля знаний студентов (СОКЗ) на уровне текущего, промежуточного и итогового контроля, который осуществляется через ресурсы системы электронной поддержки дистанционного обучения и используется в целях экономии времени на проверку и ожидание результата, а также исключения субъективной оценки. Таким образом, в области контрольно-оценочной деятельности можно утверждать определяющую роль инновационных образовательных парадигм (прежде всего личностно ориентированной и информационной) с дополняющей ролью традиционной парадигмы образования.
Научно-исследовательскаяработа студентов реализуется средствами современных информационных технологий, предоставляющими свободный доступ к необходимой отечественной и зарубежной научной информации, а также к современным производственным технологиям и опытно-лабораторному оборудованию [7], что является показателем инновационной образовательной парадигмы, в данном случае информационной. Дополняющую роль традиционной парадигмы образования можно проследить на примере включения в учебные планы специальных дисциплин, предполагающих изучение теоретических основ выполнения научных исследований (методики, постановки, организации, планирования, организации научного эксперимента) и обработки научных данных. Проблемы могут возникнуть в случае несоответствия инновационных средств реализации НИРС и традиционных способов взаимодействия участников образовательного процесса, где возможно только очное получение консультации научного руководителя или на определенных этапах исследования необходимо использовать традиционный способ коммуникации, например обычную почту. Подобные несоответствия требуют корректировки со стороны общей организации НИРС.
Учебно-воспитательная работа студентов в вузе во время аудиторных занятий реализуется средствами традиционной образовательной парадигмы. При этом все большее значение приобретают средства инновационных образовательных парадигм: виртуальные дискуссии, форумы, конференции в синхронном режиме. Особенно активно указанные средства применяются во внеаудиторной учебной и научно-исследовательской работе, во время которых осуществляется учебно-воспитательная работа.
Как показывает изложенное выше, проявления традиционной и инновационных образовательных парадигм в области средств реализации можно наблюдать на уровне все основных видов образовательной деятельности в вузе. На фоне очевидной целесообразности использования элементов различных образовательных концепций могут возникать проблемы несоответствия применяемых средств реализации другим составляющим парадигм образования. Необходимым является тщательно выверяемое сочетание элементов традиционной и инновационных образовательных парадигм в области средств реализации видов деятельности в вузе.
Ссылки:
1. Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М., 1998. Т. 5. С. 130-136.
2. Пчелинцева И.Г. Реализация компетентностного подхода при обучении иностранным языкам в техническом вузе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2010. № 15. С. 31-35.
3. Нордман И.Б. Взаимодополнение образовательных парадигм как условие эффективной организации учебной деятельности студентов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 230-232.
4. Молодых-Нагаева Е.Г., Нордман И.Б. Применение дистанционной технологии при обучении иностранному языку в магистратуре технического вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 84-86.
5. Милованова Н.Г., Пчелинцева И.Г. Совершенствование образовательного процесса в вузе на основе организации нелинейного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 193-195.
6. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие. СПб., 2002. 461 с.
7. Волкова А.В. Социальные факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов социальной направленности обучения // Вестник КемГУ. 2010. № 3 (43). C. 156-161.
References:
Khozyainov, GI 1998, 'Learning Tools as a component of the pedagogical process', Yubileynyy sbornik trudov uchenykh RGAFK, posvyashchennyy 80-letiyu akademii, Moscow, vol. 5, pp. 130-136, (in Russian).
Milovanova, NG & Pchelintseva, IG 2011, 'Improving the educational process in high school on the basis of the organization of non-linear training', Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, no. 5, pp. 193-195, (in Russian).
Molodykh-Nagaeva, EG & Nordman, IB 2015, 'The use of remote technology in learning a foreign language in a technical college graduate', Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, no. 6, pp. 84-86, (in Russian).
Nordman, IB 2015, 'Complementary educational paradigms as a condition for the effective organization of educational activity of students', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 19, pp. 230-232, (in Russian).
Pchelintseva, IG 2010, 'The implementation of competence approach in teaching foreign languages in technical colleges', Vestnik Sibirskoy gosudarstvennoy avtomobil'no-dorozhnoy akademii, no. 15, pp. 31-35, (in Russian).
Sokolov, AV 2002, The general theory of social communication: textbook, St. Petersburg, 461 p., (in Russian). Volkov, AV 2010, 'Social factors promote research activity of students of social orientation training', Vestnik KemGU, no. 3 (43), pp. 156-161, (in Russian).