Научная статья на тему 'Формирование элементов деловой коммуникации студентов инженерностроительных направлений при разработке и использовании интерактивных электронных образовательных ресурсов'

Формирование элементов деловой коммуникации студентов инженерностроительных направлений при разработке и использовании интерактивных электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENGINEERING EDUCATION / INNOVATIVE ACTIVITY / BUSINESS COMMUNICATION / STUDENTS' PROJECTS / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудышева Е. В., Солнышкова О. В.

В статье рассматриваются понятия, связанные с инновационной активностью в образовательном процессе в высшей школе. В работе описаны предпосылки формирования умений и навыков деловой коммуникации студентов инженерно-строительных направлений, используемых в профессиональной инновационной деятельности. Описан опыт творческой мастерской на базе НГАСУ (Сибстрин) по разработке и использованию интерактивных электронных образовательных ресурсов при изучении инженерной геодезии. Представлены этапы формирования умений деловой коммуникации в процессе совместного создания интерактивных электронных образовательных ресурсов. Выдвинуты предположения эффективной организации формирования элементов деловой коммуникации студентов при разработке и использовании интерактивных электронных образовательных ресурсов в рамках студенческой творческой мастерской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудышева Е. В., Солнышкова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ELEMENTS OF ENGINEERING STUDENTS’ BUSINESS COMMUNICATION IN DESIGNING AND USE OF INTERACTIVE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

The article considers concepts associated with innovative activity in the educational process of higher education. The paper describes the prerequisites for the formation of skills of business communication students of engineering directions used in professional innovation. The experience of the creative workshop based on the Novosibirsk State Architecture and Engineering University for the designing and use of interactive electronic educational resources in the study of engineering geodesy is described. The paper presents stages of formation of skills of business communication in the process of co-creation of interactive electronic educational resources. The authors suggest the development of the elements of effective organization of business communication among students in designing and use of interactive electronic educational resources in the framework of the students’ creative workshop.

Текст научной работы на тему «Формирование элементов деловой коммуникации студентов инженерностроительных направлений при разработке и использовании интерактивных электронных образовательных ресурсов»

Таблица 2

Преимущества применения МА^АВ и других компьютерных продуктов в процессе обучения математике в вузе

№ Различные аспекты Их содержание

1. Психологический Данные программные средства увеличивают наглядность при изучении курса математики, что положительным образом сказывается на мотивации обучающихся.

2. Педагогический Данные программы направлены на решение различного рода математических задач и отвечают направленности обучения в вузе, способствуют правильному представлению о способах обработки математической информации в современном мире.

3. Методический Благодаря реализации наглядности в обучении данные программы способствуют лучшему усвоению материала. Задачи, которые предполагается решать с помощью данных программ, отобраны с точки зрения необходимости применения данных средств в обучении

4. Организационный Использование данных программ предполагается во второй части лабораторно-практическо-го занятия, поскольку решение с помощью данных программ не занимает много времени, то любой учащийся справится с поставленными на занятии заданиями

Рассмотрим основные преимущества применения МА"^АВ и других компьютерных продуктов в процессе обучения математике в вузе.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что использование компьютерных программных продуктов в процессе обучения студентов-математиков, не должно носить эпизодический характер, данные программы должны использоваться студентами и преподавателем систематически в ходе аудиторной и внеаудиторной работ. Исследователи предлагают [6 и др.] в качестве основной формы обучения использовать лабораторно-практические заня-

Библиографический список

тия, в ходе которых происходит сочетание обучения без использования компьютера и обучения с применением компьютерных программ. При этом компьютерные программные продукты следует использовать для непосредственного решения задач и для объяснения теоретического материала. Использование компьютерных программных продуктов должно быть обоснованным и понятным студентам, вызывать у них положительную мотивацию к обучению, интерес к математике и собственно компьютерным программным продуктам, а так же возможности их эффективного применения в будущей профессиональной деятельности.

1. Дьяконов В.П. Справочник по Mathcad PLUS 6.0 PRO. Москва, 1997.

2. Беленкова И.В. Методика использования математических пакетов в профессиональной подготовке студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2004.

3. Клименко Е.В. Интенсификация обучения математике студентов технических вузов посредством использования новых информационных технологий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саранск, 1999.

4. Дьяченко С.А. Использование интегрированной символьной системы Mathematica при изучении курса высшей математики в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Орел, 2000.

5. Капустина Т.В. Теория и практика создания и использования в педагогическом вузе новых информационных технологий на основе компьютерной системы Mathematica (физико-математический факультет). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2001.

6. Плясунова У.В. Использование компьютерных математических систем в обучении математике студентов специальности «Информатика» педагогических вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2004.

7. Безручко А.С. Методика обучения решению дифференциальных уравнений будущих учителей математики, основанная на использовании информационных технологий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

References

1. D'yakonov V.P. Spravochnik po Mathcad PLUS 6.0 PRO. Moskva, 1997.

2. Belenkova I.V. Metodika ispol'zovaniya matematicheskih paketov vprofessional'nojpodgotovke studentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2004.

3. Klimenko E.V. Intensifikaciya obucheniya matematike studentov tehnicheskih vuzov posredstvom ispol'zovaniya novyh informacionnyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saransk, 1999.

4. D'yachenko S.A. Ispol'zovanie integrirovannojsimvol'nojsistemy Mathematica priizucheniikursa vysshejmatematiki v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2000.

5. Kapustina T.V. Teoriya i praktika sozdaniya i ispol'zovaniya v pedagogicheskom vuze novyh informacionnyh tehnologij na osnove komp'yuternoj sistemy Mathematica (fiziko-matematicheskij fakul'tet). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.

6. Plyasunova U.V. Ispol'zovanie komp'yuternyh matematicheskih sistem v obuchenii matematike studentov special'nosti «Informatika» pedagogicheskih vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2004.

7. Bezruchko A.S. Metodika obucheniya resheniyu differencial'nyh uravnenij buduschih uchitelej matematiki, osnovannaya na ispol'zovanii informacionnyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 07.12.15

УДК 378

Dudysheva Ye.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Physics and Computer Science, Altai

State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia), Е-mail: [email protected]

Solnyshkova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Surveying Engineering, Novosibirsk State Architecture

and Engineering University (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]

FORMATION OF ELEMENTS OF ENGINEERING STUDENTS' BUSINESS COMMUNICATION IN DESIGNING AND USE OF INTERACTIVE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES. The article considers concepts associated with innovative activity in the educational process of higher education. The paper describes the prerequisites for the formation of skills of business communication students of engineering directions used in professional innovation. The experience of the creative workshop based on the Novosibirsk State Architecture and Engineering University for the designing and use of interactive electronic educational resources in the study of engineering geodesy is described. The paper presents stages of formation of skills of business communication in the process of co-creation of interactive electronic educational resources. The authors suggest the development of the elements of effective organization of business communication among students in designing and use of interactive electronic educational resources in the framework of the students' creative workshop.

Key words: engineering education, innovative activity, business communication, students' projects, interactive technologies.

Е.В. Дудышева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физики и информатики Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

О.В. Солнышкова, канд. пед. наук, зав. каф. инженерной геодезии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В статье рассматриваются понятия, связанные с инновационной активностью в образовательном процессе в высшей школе. В работе описаны предпосылки формирования умений и навыков деловой коммуникации студентов инженерно-строительных направлений, используемых в профессиональной инновационной деятельности. Описан опыт творческой мастерской на базе НГАСУ (Сибстрин) по разработке и использованию интерактивных электронных образовательных ресурсов при изучении инженерной геодезии. Представлены этапы формирования умений деловой коммуникации в процессе совместного создания интерактивных электронных образовательных ресурсов. Выдвинуты предположения эффективной организации формирования элементов деловой коммуникации студентов при разработке и использовании интерактивных электронных образовательных ресурсов в рамках студенческой творческой мастерской.

Ключевые слова: инженерное образование, инновационная деятельность, деловые коммуникации, студенческие проекты, интерактивные технологии.

Социальное взаимодействие вузов и профессиональных сообществ в условиях инновационного развития регионов включает подготовку выпускников, способных и готовых к реализации инновационной, в том числе, предпринимательской активности в своей профессиональной области. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования для студентов инженерно-строительных направлений прямо указывают на необходимость формирования у студентов компетенций по осуществлению инновационной детальности. Так, для направления «Строительство» действующий стандарт предусматривает профессиональную компетенцию «владения методами осуществления инновационных идей, производства и эффективного руководства работой людей, подготовки документации для создания системы менеджмента качества производственного подразделения», четко увязывая в формулировке иннова-ционность и способность к деловой коммуникации. Между тем, в научно-педагогической литературе интеграция подготовки студентов к инновационной деятельности и эффективного осуществления деловой коммуникации практически не прослеживается. Целью данной статьи является рассмотрение методов, этапов, организационно-педагогических условий формирования элементов деловой коммуникации студентов инженерно-строительных направлений (ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)») с позиций активизации инновационной деятельности студентов и выпускников. Исследование проводится совместно с ФГБОУ ВПО «АГАО» при поддержке Минобрнауки РФ в рамках базовой части гос. задания (НИР № 167).

В производственной сфере существуют различные способы активизации творческой активности работников и побуждения их к разработке и внедрению инноваций. Как показывает статистика [1, с. 306 - 307], одним из наиболее часто применяемых способов является использование проектных команд, где роль делового взаимодействия особенно велика. Подобная практика в течение порядка пятнадцати лет реализуется и в работе творческой мастерской электронных образовательных ресурсов <^ео^» при кафедре инженерной геодезии ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)». Студенческими проектными командами данной мастерской разработаны интерактивные электронные образовательные ресурсы [2], такие как: «Электронный конспект лекций по инженерной геодезии»; «Электронный геодезический словарь»; анимационные учебные фильмы «Перенесение отметки на дно глубокого котлована», «Измерение длин линий», «Перенесение проектной отметки и др., собранные в образовательный сайт део^^^пп. ги. Разработка интерактивных электронных образовательных ресурсов включала активное взаимодействие студентов-разработчиков и остальных студентов потока, обучающихся инженерной геодезии (около трехсот человек). Опытно-экспериментальная работа, проведенная в мастерской «^ео^» послужила базой для анализа и пилотного эксперимента по теме нашего исследования. Среди участников творческой мастерской С и случайной выборки R потока студентов второго курса, обучающихся инженерной геодезии, проведены анкетирование и опрос (по 20 человек).

Вначале студентам обеих групп предложили анкету, состоящую из четырех вопросов.

1. Как, по Вашему мнению, можно использовать студенческие разработки в инновационной предпринимательской деятельности? 2. Какими способами в процессе обучения студентов можно развить навыки деловой коммуникации? 3. Что наиболее ценно было (бы) для Вас при участии в студенческих проектах? 4. Взаимодействовали ли Вы с будущими работодателями во время обучения?

На первый вопрос обе группы отвечали похоже: преобладающим ответом стало предложение другим вузам или образовательных центрам, при этом более опытные участники мастерской, прочувствовав трудоёмкость разработок и необходимость перманентной поддержки продуктов, назвали два крайних случая - полный отказ от коммерции (2 человека) и полная коммерциализация без участия и соблюдения авторского права вуза (4 человека). При ответе на второй вопрос наблюдалась похожая ситуация, обе группы предложили схожие варианты ответов, сводящиеся, в основном, к дополнительному обучению, применению интерактивных форм обучения и участию в студенческих объединениях. Анализ учебного плана показал, что студенты обеих групп не знакомы с теоретическими основами деловой коммуникации, преподаваемой на четвёртом курсе. Кроме того, студенты обеих групп не знакомились с реальным предпринимательством, так как даже участники творческой мастерской разрабатывали продукты «внутреннего» потребления и лишь успешно представляли их конкурсах студенческих работ.

Иная ситуация сложилась при ответе на третий и четвертый вопросы. Группа R студентов второго курса на третий вопрос отвечала крайне разнообразно и произвольно, но при этом все студенты отметили отсутствие опыта участия в проектах и общения с работодателями. Группа С, участники проектов мастерской, прошедшие производственную практику, подчеркнули, в подавляющем большинстве, ценность работы в команде, но на производственной практике получали задания и работали индивидуально.

Далее в ходе опроса студентам обеих групп предложены вопросы и варианты ответов.

1. Каким образом, по Вашему мнению, можно использовать созданные студентами электронные образовательные ресурсы в коммерческих целях? 2. Каким образом могут быть использованы различные студенческие бизнес-проекты (например, разработки электронных ресурсов в студенческой творческой мастерской)? 3. Как Вы думаете, насколько важны навыки деловой коммуникации в вашей будущей профессиональной деятельности? 4. Как Вы думаете, работа в различных студенческих мастерских, проектных бюро, творческих объединениях влияет на развитие навыков деловой коммуникации в дальнейшей производственной деятельности?

Ответы на первые два вопроса опросника позволили студентам по-новому взглянуть на первые два вопроса анкеты; и, в основном, студенты обеих групп указали обширный набор вариантов ответа вместо запрашиваемого одного варианта. В итоге,

варианты ответов в опроснике не совпадали с предварительны-миотвнтами на два вопроса ванкете.На наш взглед, это говприт о том, что варианты опросника по использованию студенческих Вазтаб°ток оквзалимь дляатзринтмвниомиданаьпти. Втиянве ^^^aт^имвтвмрчзлкормастеаскои нмнниыкт деловой еоммрни-кации признавалось студентами обеих групп, без исключения (взриантм: влияевмдзстаточнзй итепенн, оченз сиодно^что по направлению совпадает с ответами в анкете. Но в анкете речь, премде всыоо, и-нтоопциилызой комдунркврви («возможность проявить себя в команде», «новый опыт» и т. п.), а не о видах далопойкоммуникацми.Втырос т степензвампости дедовой коммуникации в профессиональной деятельности статистически отделил группы (Диаграмма 1).

Выводы, полученные из пилотного эксперимента следующие. Во-первых, даже активное участие студентов в твор-ческихммАтерскрхнезаиеняеьполнлртыоорытинновь-ционного предпринимательства, который достигается, в частности,путем предсесатенности в предпринимательских форумах, проектах бизнес-инкубаторов [3]. Во-вторых, студенты, уже принимавшие участие в проектах творческой мастерской, высоко оценивают важность коммуникации в профессиональной деятельности. В-третьих, практические все студенты предполагают, что участие в командных проектах действительно способствует развитию общих навыков коммуникации, но существенно заблуждаются относительно сути делового взаимодействия.

Проблема непонимания сути и недооценки важности деловой коммуникации студентами постоянно подтверждается на региональных отраслевых форумах, конференциях, профессиональных выставках, таких как «Развитие инфраструктуры Сибири / IDES 2014», «Международная строительная и интерьерная выставка SIBDUILD 2014», «Выставка малоэтажного домостроения и ландшафтного дизайна «Сибирский дом-2015»», где при общении представителей строительных вузов возникают вопросы качества подготовки студентов. Нами были проанализированы претензии работодателей к выпускникам строительных вузов с помощью личных интервью руководства строительных предприятий и предприятий, выпускающих материалы и конструкции, обсуждений на отраслевых форумах (II отраслевой форум «Современные подходы к модернизации и управлению жилищно-коммунального хозяйства Новосибирска и Новосибирской области», Международный форум технологического развития «ТЕХНОПРОМ» и др.). В интервью задавались вопросы об удовлетворенности работодателей выработанными в процессе обучения в вузе компетенциями. Результаты интервью в рамках круглого стола «Подготовка кадров - актуальная проблема развития и модернизации строительной отрасли на современном этапе» показали, что в целом профессиональные знания и умения выпускников архитектурно-строительных вузов удовлетворительны, но практически каждый из представителей предприятий строительного комплекса говорил об отсутствии практических навыков и слабой мотивации. Особо подчеркивался недостаточный навык работы с официальными документами, деловой перепиской, практически полное отсутствие умений вести переговоры, плохое знание организационно-управленческой иерархии на строительном предприятии. Всего с января по март 2015 года опрошено 15 руководителей строительных предприятий г. Новосибирска и Новосибирской области, а также проведены ин-

тервью по электронной почте и по видеосвязи с представителями строительных предприятий Томска, Москвы, Бердска, Сочи. Результаты интервью работодателей следующие: 76% опрашиваемых отметили недостаточно выработанные общекультурные компетенции, касающиеся умения строить устную и письменную речь, а также готовности работы в коллективе, 21% отметили неудовлетворительно сформированную общекультурную компетенцию, связанную с готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых норм, 3% затруднились с ответом; практически все респонденты отмечают несформированные умения и навыки деловой коммуникации. С целью исследования проблем качества подготовки выпускников также проведены интервью с молодыми специалистами, пришедшими на строительное или

архитектурное предприятие не более, чем семь месяцев назад, поэтому интервью проводились в феврале-марте 2015 года. Для интервью были отобраны молодые специалисты выпуска 20142015 гг. бакалавриата по направлению «Строительство». Всего проинтервьюировано 38 выпускников НГАСУ (Сибстрин) (никто из опрашиваемых не принимал участие в работе творческой мастерской). По результатам интервью после обобщения однотипных ответов выяснилось, что навыки деловой коммуникации все опрошенные молодые специалисты получали уже после обучения в вузе.

Минобрнауки РФ при разработке основных образовательных программ и компетенций, устанавливаемых вузом, рекомендует руководствоваться профессиональными отраслевыми стандартами [4]. В проекте профессионального стандарта, соответствующего направлению «Строительство» [5], подробно приведены требования соблюдения конкретных функций при осуществлении актов деловой коммуникации. Между тем, в текущем образовательном стандарте требований к деловой коммуникации в компетентностном виде, помимо проанализированной нами компетенции инновационной деятельности, нет. Таким образом, выявлена проблема недостаточного отражения во ФГОС ВО направления «Строительство» требований профессиональных отраслевых стандартов и, в итоге, неполного соответствия качества подготовки выпускников строительных вузов требованиям работодателей.

Как отмечалось выше, научно-педагогическая литература, посвященная подготовке студентов к инновационной деятельности при осуществлении деловой коммуникации, практически отсутствует. Исследования, посвященные коммуникативным умениям будущих инженеров и других специалистов, достаточно многочисленны и отражают, в подавляющем большинстве, лишь общекультурные стороны коммуникативной компетенции. Для развития умений устной деловой коммуникации используют интерактивные формы и методы: риторическую беседу [6], кейс-метод [7], но стоит заметить, что редко учитывается особенность именно инженерного образования. Одной из наиболее валидных для нашей темы работ является исследование коммуникативных умений инженеров-строителей [8], в которой автор на основе подробного анализа понятий предлагает систематически использовать специальные педагогические технологии в виде деловых игр, дискуссий, проектных работ и др., также подразумевая, видимо, интерактивные технологии; к сожалению, в данной работе не упоминается о деловой коммуникации. Собственно, умения и навыки деловой коммуникации определяются видами делового общения (деловой беседой, деловыми переговорами, совеща-

ниями, дискуссиями, деловой перепиской, презентациями), а также профессиональными функциями и операциями, включая навыки работы в команде.

Вернувшись к выпускникам, прошедшим творческую мастерскую электронных образовательных ресурсов <^ео^», которых в течение пятнадцати лет оказалось порядка пятидесяти человек, заметим то, что складывается ситуация, совершенно отличная от типичной. Интервью 37-ми из них показало, что 85% занимаются собственной предпринимательской деятельностью, в том числе, инновационной, а оставшиеся 15% - благополучно трудоустроены и отличаются высокой творческой активностью. Таким образом, с учётом результатов нашего пилотного исследования, описанного выше, можно сделать вывод, что участники творческой мастерской все-таки усваивают и осознают важность практического опыта делового взаимодействия в процессе подготовки проектов по разработке электронных образовательных ресурсов. Действительно, в процессе работы в проектах мастерской студенты получают навыки деловой коммуникации: изложение своей точки зрения в профессиональной терминологии; коллективное обсуждение проекта с принятием общего решения; составление сопроводительной документации по проекту для рецензирования или представления на конференции; ведения документации по проекту; презентации проекта потенциальному заказчику; навык деловых переговоров на различных уровнях; навык краткого изложения проблемы или задачи; делегирования полномочий подчиненным для предъявления выполненной работы руководителю.

Немаловажную роль играет то обстоятельство, что студенты разрабатывают именно интерактивные электронные образовательные ресурсы, когда они должны общаться не только между собой и преподавателем, а анкетируя, опрашивая, учитывая мнение других студентов потока, так как интерактивность является важным условием эффективного использования средств обучения [9; 10]. Студенты под руководством преподавателя фактически становятся со-организаторами образовательного процесса, что является инновационной педагогической практикой в России и за рубежом. Начиная с формирования творческой инновационной активности студентов, рассматривая их как партнеров в процессе обучения, преподаватели могут перейти к внедрению форм, методов или средств, предложенных или разработанных самими обучающимися. В качестве разработанного студентами средств обучения могут выступать разнообразные электронные образовательные ресурсы: диагностические материалы, конспекты лекций, сайты. Примером успешного применения электронных образовательных средств, разработанных студентами Гарвардского университета, является набор онлайн средств в области астрономии и физики [11], но в рамках творческой мастерской на индивидуальный опыт наращивается пласт коммуникативных навыков и умений деловой коммуникации.

Нами выделены этапы формирования навыков деловой коммуникации студентов творческой мастерской в процессе разработки электронных образовательных ресурсов.

1. Отчётно-коммуникационный этап (первично-коммуникационный этап)

На этом этапе члены команд обучаются начальным навыкам деловой коммуникации, отчету перед координатором проекта, руководителем мастерской. Студенты получают первые навыки описания выполненной работы как устно, так и в коротких сообщениях. Появляется понимание иерархических методов коммуникации. Например, через некоторое время студенты уже осознают, что при решении проблем, возникающих в процессе работы над проектом, необходимо сначала обратиться к своему координатору, далее по иерархии - к ведущему координатору мастерской (студенту выпускного курса с высоким уровнем ответственности и опытом работы в различных проектах), а только затем привлекать к решению проблем руководителя мастерской. На этом этапе исполнители проектов обучаются выражать свое мнение и приводить доводы.

2. Командно-коммуникационный этап (внутрикомандная коммуникация)

На данном этапе появляется командный дух и общность интересов. Студенты научаются групповому общению внутри

Библиографический список

команды, обмену технологиями, обучению друг друга. Характеризуется активной перепиской в социальных сетях друг с другом и с координатором проекта. В это время студенты отправляют всем членам команды инновационные разработки в своем направлении, обмениваются информацией по технологиям, программному обеспечению и различным устройствам. Выстраивается регулярное общение внутри проектных команд, соблюдаются графики взаимодействия со студентами основного потока.

3. Внешне-коммуникационный этап (открытая коммуникация)

На этом этапе члены команды проекта обучаются общению с членами других команд. Начинают завязываться деловые отношения студентов с аналогичными коллективами из других вузов. Данный процесс возможет только, если творческая мастерская активно участвует в различных конференциях, круглых столах, дискуссиях по теме деятельности. Студенты учатся представлять свою продукцию на такого рода мероприятиях, отстаивать свою точку зрения в дискуссиях и обсуждениях. Данный этап ценен тем, что ребята осознают, что у них есть единомышленники, с которыми они могут говорить на одном языке делового общения. Проявляются умения деловой переписки при работе с организациями, такими как, организаторы конференций.

4. Руководящая коммуникация этап (осознание ответственности за коллектив)

На этом этапе студенты становятся руководителями собственных проектов, набирают свои команды, обучают членов команд своим навыкам, в том числе, навыкам коммуникации. Этот этап характеризуется взятием на себя ответственности за результат проекта, ответственности за слаженность работы своей группы. Руководители проектов учатся сглаживать конфликтные ситуации внутри команды, распределять роли в команде, назначать отчетные сроки и отвечать за членов своей команды перед руководителем мастерской. Проявляется самостоятельность руководителей проектов, когда они привлекают к своей деятельности студентов других вузов или преподавателей других кафедр. Студенты учатся мотивировать участников совместной деятельности на получение качественного результата. Проявляется самостоятельность в разрешении конфликтов внутри проектных групп. Возникают предложения по коммерческому использованию инновационной продукции.

Для более эффективной реализации данных этапов, на наш взгляд, дополнительно необходимо соблюдение в образовательном процессе следующих организационно-педагогических условий.

1. Использование проблемных профессиональных ситуаций деловой коммуникации, включение интерактивных форм проведения учебных занятий, воспроизводящих в учебных условиях контекст общения, обладающего признаками неопределенности ситуации.

2. Формирование у студентов стратегических и тактических профессионально-коммуникативных навыков.

3. Понимание и осознание студентами особенностей коммуникативного поведения в условиях стандартных и нестандартных профессиональных ситуаций с обеспечением высокой мотивации к освоению стратегий и тактик такого поведения.

В качестве общего вывода: на наш взгляд, необходимо вводить в преподавание, начиная уже с первого курса, контекстные приемы, позволяющие погрузить студента в профессиональную деятельность. Для развития навыков презентации, составления отчетной документации, использования новейших технологий, материалов и программного обеспечения следует развивать в вузах сеть студенческих конструкторских бюро, инновационных проектных образований, творческих мастерских, исследовательских лабораторий, молодежных научно-производственных объединений. Такие студенческие объединения могут впоследствии становиться малыми инновационными предприятиями. Формирование умений и навыков деловой коммуникации всего потока студентов, от первого до последнего курса, требует дополнительного аналитического исследования, которое мы начали проводить в НГАСУ (Сибстрин).

1. Инновационный менеджмент. Под редакцией В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

2. Солнышкова О.В. Технология разработки интерактивных электронных образовательных ресурсов для подготовки студентов архитектурно-строительных направлений. Фундаментальные исследования. 2013; 10-10: 2295-2299.

3. Мокрецова Л.А., Дудышева Е.В., Манузина Е.Б. и др. Подготовка к инновационному предпринимательству в гуманитарном вузе в региональных социально-экономических условиях: коллективная монография. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015.

4. Методические рекомендации по разработке ООП и дополнительных профессиональных программ с учётом соответствующих профессиональных стандартов. Утверждено 22.01.2015 г. № ДЛ - 1/05вн. Available at: http://www.petrsu.ru/Structure/fpk /met_rek_ razr_osn_prof_prog.pdf

5. Отраслевая рамка квалификаций для вида деятельности «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства». Available at: http://archiv-nostroy.ru/ sitePage.do?name= advertisment&id =161

6. Красильникова И.Г. Компетентностный подход к обучению устной деловой коммуникации. Наука и образование транспорту. 2013; 1-1: 396 - 397.

7. Астапенко Е.В., Кокурина Н.В. Роль кейс-метода в обучении навыкам деловой коммуникации. Перспективы науки. 2010; 9 (11): 5 - 9.

8. Рыданова Е.Н. К проблемам коммуникативных умений инженера-строителя. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006; 1: 55-57.

9. Дудышева Е.В., Солнышкова О.В. Интерактивность электронных средств обучения в профессиональном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (39): 9 - 100.

10. Темербекова А.А. Шишминцева А.П. Формирование графической культуры студентов посредством интерактивных средств обучения на материале сферической геометрии. Информация и образование: границы коммуникаций. 2012; 4 (12): 142 - 144.

11. Sanders N. E., Faesi С., Goodman A.A. A New Approach to Developing Interactive Software Modules through Graduate Education. J Sci Educ Technol. 2014; 23: 431 - 440.

References

1. Innovacionnyj menedzhment. Pod redakciej V.Ya. Gorfinkelya, T.G. Popadyuk. Moskva: YuNITI-DANA, 2013.

2. Solnyshkova O.V. Tehnologiya razrabotki interaktivnyh 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov dlya podgotovki studentov arhitekturno-stroitel'nyh napravlenij. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 10-10: 2295-2299.

3. Mokrecova L.A., Dudysheva E.V., Manuzina E.B. i dr. Podgotovka k innovacionnomu predprinimatel'stvu vgumanitarnom vuze vregional'nyh social'no-'ekonomicheskih usloviyah: kollektivnaya monografiya. Bijsk: FGBOU VPO «AGAO», 2015.

4. Metodicheskie rekomendaciipo razrabotke OOP i dopolnitel'nyh professional'nyh programm s uchetom sootvetstvuyuschih professional'nyh standartov. Utverzhdeno 22.01.2015 g. № DL - 1/05vn. Available at: http://www.petrsu.ru/Structure/fpk /met_rek_razr_osn_prof_prog.pdf

5. Otraslevaya ramka kvalifikacij dlya vida deyatel'nosti «Stroitel'stvo, rekonstrukciya i kapital'nyj remont ob'ektov kapital'nogo stroitel'stva». Available at: http://archiv-nostroy.ru/ sitePage.do?name= advertisment&id =161

6. Krasil'nikova I.G. Kompetentnostnyj podhod k obucheniyu ustnoj delovoj kommunikacii. Nauka i obrazovanie transportu. 2013; 1-1: 396 -397.

7. Astapenko E.V., Kokurina N.V. Rol' kejs-metoda v obuchenii navykam delovoj kommunikacii. Perspektivy nauki. 2010; 9 (11): 5 - 9.

8. Rydanova E.N. K problemam kommunikativnyh umenij inzhenera-stroitelya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006; 1: 55-57.

9. Dudysheva E.V., Solnyshkova O.V. Interaktivnost' 'elektronnyh sredstv obucheniya v professional'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (39): 9 - 100.

10. Temerbekova A.A. Shishminceva A.P. Formirovanie graficheskoj kul'tury studentov posredstvom interaktivnyh sredstv obucheniya na materiale sfericheskoj geometrii. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2012; 4 (12): 142 - 144.

11. Sanders N. E., Faesi S., Goodman A.A. A New Approach to Developing Interactive Software Modules through Graduate Education. J Sci Educ Technol. 2014; 23: 431 - 440.

Статья поступила в редакцию 30.11.15

УДК 34.9

Khantseva G.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute (branch), Altai State Technical

University n.a. I.I. Polzunov (Rubtsovsk, Russia), E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zorina N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute (branch), Altai State Technical

University n.a. I.I. Polzunov (Rubtsovsk, Russia), E-mail: [email protected]

TECHNOLOGY MOTIVATIONAL PROGRAM-ORIENTED MANAGEMENT OF RE-SOCIALIZATION OF FEMALE CONVICTS.

In the article a problem of resocialization of female convicts serving sentences in the penitentiary institution is studied. The research is based on the analysis of scientific literature and reveals the effectiveness of the educational process in the penitentiary institution that increases after the use of technology motivational program-oriented approach to the management of resocialization. The authors describe principles of organization of educational work with female convicts on the basis of motivational program-oriented approach and readiness criteria of the staff of the penitentiary to the rehabilitation of female convicts. The work presents pedagogical conditions to promote training for female convicts to live in freedom. The authors conclude that in their research they notices improving of the effectiveness of the work of prison officers, who were trained with methods of motivational program-oriented management.

Key-words: re-socialization of female convicts, penal institution, motivational program-oriented approach, the educational process, management.

Г.Г. Ханцева, канд. пед. наук, доц., Рубцовский индустриальный институт, филиал «Алтайского государственного

технического университета им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]

Н.С. Зорина, канд. пед. наук, доц., Рубцовский индустриальный институт, филиал «Алтайского государственного

технического университета им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ

В статье рассматривается проблема ресоциализации женщин-преступниц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях. На основе анализа научной литературы было выявлено, что эффективность воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении повысится с применением технологии мотивационного программно-целевого подхода к управлению ресоциализацией. Отмечены принципы организации воспитательной работы с женщинами-преступницами на основе мотивационного программно-целевого подхода и критерии готовности сотрудников пенитенциарного учреждения к ресоциализации женщин-преступниц. Представлены педагогические условия, способствующие подготовке женщин-преступниц к жизни на свободе. Авторами сделан вывод о повышении эффективности труда сотрудников пенитенциарного учреждения, обученных методологии мотивационного программно-целевого управления.

Ключевые слова: ресоциализация женщин-преступниц, пенитенциарное учреждение, мотивационный программно-целевой подход, воспитательный процесс, управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.