DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-184-187
ОСОЗНАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ
Поликанов А.В.
ORCID: 0000-0003-2702-5040, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Российская Федерация
Статья посвящена актуальной для современного военного образования проблеме адаптации курсантов военного института Осознание курсантами ценностей военной службы рассматривается авторам как одно из педагогических условий их адаптации. В статье раскрывается понятие ценностей военной службы, обосновывается необходимость их осознания курсантами в целях успешной адаптации
Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; адаптация; педагогические условия; военная служба; курсанты военного института.
AWARENESS OF THE VALUES OF MILITARY SERVICE AS A PEDAGOGICAL CONDITION OF CADET'S ADAPTATION IN MILITARY INSTITUTE OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Polikanov A. V.
ORCID: 0000-0003-2702-5040, Novosibirsk military Institute named after general of the army I. K. Yakovlev of national guard troops of the Russian Federation, Novosibirsk, Russian Federation
The article is devoted to the modern military education the problem of cadet's adaptation in military institute. Awareness of cadets the values
of military service considered by the author as one of the pedagogical conditions for their adaptation. The article deals with the concept of military service values, the necessity of realization of cadets for successful adaptation.
Keywords: values; value orientation; adaptation; pedagogical conditions; military service; cadets of military institute.
Современное общество переживает сложные процессы глобализации всех сфер общественной жизни, которые отличаются высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Однако они не только ускоряют развитие цивилизации, но и порождают новые угрозы национальной, региональной и глобальной безопасности [5].
Как отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: «Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации...» [1]. В этих условиях проблема национальной безопасности страны заставляет по-новому осмыслить ту роль, которую играют войска национальной гвардии РФ в современном обществе, выступая гарантом его дальнейшего успешного развития.
Укрепить правопорядок, защитить права и свободы граждан, интересы общества и государства от различного рода угроз без военных специалистов, обладающих профессиональной компетентностью, высокими морально-нравственными качествами, невозможно. Центральное место в решении указанной задачи принадлежит системе военного профессионального образования, как источнику подготовки квалифицированных офицерских кадров.
Задача профессиональной подготовки будущего офицера, в том числе, предполагает выявление и создание оптимальных условий для успешной адаптации курсантов. Исследование процесса адаптации курсантов военного института войск национальной гвардии РФ показало, что одним из таких условий является осознание
курсантами ценностей военной службы как личностно-мотива-ционного фактора.
Как показывает опыт, в современном поколении молодых людей не достаточно эффективно формируются нравственные и духовные ценностные ориентиры военной службы, такие как долг и верность Отечеству, предполагающие безусловное самоотверженное служение высшим идеалам нашего общества, которые необходимо ставить выше своих личных потребностей [4].
В связи с этим важнейшей задачей военного института становится создание таких условий в ходе воспитания и обучения, в которых сам курсант идентифицировал бы транслируемые военные ценности со своими.
Д.Е. Казаков под ценностями военной службы понимает сознательно сформированные нормы, установки и идеалы воинской службы, выражающие личное отношение к ней и оказывающие значительное влияние на поведение и деятельность военнослужащих [3].
По мнению Г.Г. Богович ценность для военнослужащих — это, прежде всего личностно и социально-значимые для его духовного развития процессы и явления, а также их свойства и стороны, функционирующие в исторически определённых социальных и военно-профессиональных отношениях, позитивно влияющие на выполнение им профессионального долга и укрепление духовного потенциала Вооруженных Сил [2].
Формируемые у военнослужащего ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Эта система ценностных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности военнослужащего, занимая пограничное положение между свойствами личности, с одной стороны, целями, мотивациями и потребностями, с другой.
Осознание будущими офицерами ценностей военной службы способствует формированию у них чувства гордости и удовлетво-
рения от того, что они являются защитниками интересов личности, общества и государства от различного рода противоправных посягательств, что в свою очередь способствует их успешной адаптации.
Воспитание патриотов сильными духом, высоконравственными, с устойчивой системой профессиональных взглядов и ценностей - становится одной из главных задач профессиональной подготовки в военных вузах, а значит требует дальнейшего научного изучения и совершенствования педагогического процесса воспитания ценностей военной службы у курсантов [6].
Список литературы
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 [Текст] / Российская газета. № 251 от 28 декабря 2009 г.
2. Богович Г.Г. Противоречия формирования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение: Социально-философский анализ: дис. ... канд. филос.наук. М.: Изд-во РГЪ, 2000.
3. Казаков Д.Е. Формирование ценностей военной службы у курсантов высших военных учебных заведений средствами социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. М.: Изд-во военный университет, 2007.
4. Пивоваров Р.В. Ценности военной службы как нравственно-этическая категория / Р.В. Пивоваров // Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции «Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России». Новосибирск: НВИ ВВ МВД России. 2016. 4.2. С. 496-498.
5. Рычь К. Глобализация и транснациональная интеграция /А.З. Новак, К. Рычь // Философия хозяйства. 2006. № 3 (45). С. 146-153.
6. Шадрин В.А. Ценностно-патриотические ориентации военнослужащего: понятие, содержание / В.А. Шадрин, В.А. Беловолов // Мир науки, культуры, образования. 2014. №2 (45). С. 171-173.