Научная статья на тему 'Особенности социальной адаптации курсантов современного института'

Особенности социальной адаптации курсантов современного института Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CADETS / SOCIAL ADAPTATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / NEEDS / INTERESTS / MILITARY EDUCATION / КУРСАНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баландина Таисия Михайловна, Кузнецов Николай Иванович

В апреле 2018 г. исполнилось два года новому гражданско-военному институту национальной гвардии Российской Федерации. Его формирование требует новой военно-образовательной стратегии, обновления тактических целей военно-профессионального развития, модернизации механизмов формирования офицерских кадров. Поэтому в новых условиях важной научной целью является исследование процессов социальной адаптации курсантов военного вуза национальной гвардии. Достижение данной цели предполагает не только анализ процессов социализации курсантов военного института, но и уточнение их образовательных потребностей, мотивов, вопросов, связанных с социально-профессиональной адаптацией. Для решения данных задач в статье уточняются специфические черты жизнедеятельности курсантов военного института национальной гвардии, раскрываются противоречия, связанные с несоответствием предшествующей гражданской жизни и настоящей жизнедеятельностью в военном вузе. Раскрывается сущность социальной адаптации курсантов как процесс их приспособления в результате образовательной социализации, удовлетворения потребностей и освоение ими существующих военно-гражданских отношений, норм, принципов поведения, ценностей, традиций. На основе данных анализа эмпирического исследования раскрываются негативные социальные реакции и проблемы социальной адаптации курсантов военного института. В заключительной части статьи представляются выводы, определяющие рекомендации, направленные на совершенствование процесса адаптации курсантов современного военного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SOCIAL ADAPTATION OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES

The article highlights that in April 2018 newly formed civil-military institution, the National Guard of the Russian Federation, celebrated its second anniversary. Further development of the National Guard requires a new military education strategy, review of tactical goals of military-professional programs, and modernization of military training and recruitment. Therefore, now it is increasingly important to study the processes of social adaptation of graduates of military schools. The study implies not only analyzing the process of socialization of military graduates but also examining of their educational needs, motives, and issues related to their socio-professional adaptation. The article examines certain aspects of the lives of cadets of the national guard military schools, reveals contradictions caused by differences between their previous civilian life and realities of a military higher education institution. Social adaptation of cadets is described in the article as a process of adaptation through educational socialization, satisfaction of their needs and learning about military-civic relations, norms, principles of behavior, values, and traditions. Having analyzed empirical data, the authors identify negative social responses and problems of social adaptation of cadets and present their recommendations for improving the process of adaptation of military school cadets

Текст научной работы на тему «Особенности социальной адаптации курсантов современного института»

Taisia Mikhailovna Balandina,

Doctor of Sociology,

professor of the department of history,

philosophy, political sciences and sociology,

Saratov socio-economic institute (branch)

of Plekhanov Russian University of Economics

Nikolai Ivanovich Kuznetsov,

adjunct (postgraduate student),

Saratov Military Institute of the National Guard

of the Russian Federation

Таисия Михайловна Баландина,

доктор социологических наук, профессор кафедры истории, философии, политологии и социологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

^ДП» balandinatm@gmail.com

Николай Иванович Кузнецов,

адъюнкт (аспирант), Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Ц|5» kuznietsov-sociology@mail.ru

УДК 316.45

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОМ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

В апреле 2018 г. исполнилось два года новому гражданско-военному институту - национальной гвардии Российской Федерации. Его формирование требует новой военно-образовательной стратегии, обновления тактических целей военно-профессионального развития, модернизации механизмов формирования офицерских кадров. Поэтому в новых условиях важной научной целью является исследование процессов социальной адаптации курсантов военного вуза национальной гвардии. Достижение данной цели предполагает не только анализ процессов социализации курсантов военного института, но и уточнение их образовательных потребностей, мотивов, вопросов, связанных с социально-профессиональной адаптацией. Для решения данных задач в статье уточняются специфические черты жизнедеятельности курсантов военного института национальной гвардии, раскрываются противоречия, связанные с несоответствием предшествующей гражданской жизни и настоящей жизнедеятельностью в военном вузе. Раскрывается сущность социальной адаптации курсантов как процесс их приспособления в результате образовательной социализации, удовлетворения потребностей и освоение ими существующих военно-гражданских отношений, норм, принципов поведения, ценностей, традиций. На основе данных анализа эмпирического исследования раскрываются негативные социальные реакции и проблемы социальной адаптации курсантов военного института. В заключительной части статьи представляются выводы, определяющие рекомендации, направленные на совершенствование процесса адаптации курсантов современного военного института.

Ключевые слова: курсанты, социальная адаптация, образовательная деятельность, потребности, интересы, военный институт.

SOME ASPECTS OF SOCIAL ADAPTATION OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES

The article highlights that in April 2018 newly formed civil-military institution, the National Guard of the Russian Federation, celebrated its second anniversary. Further development of the National Guard requires a new military education strategy, review of tactical goals of military-professional programs, and modernization of military training and recruitment. Therefore, now it is increasingly important to study the processes of social adaptation of graduates of military schools. The study implies not only analyzing the process of socialization of military graduates but also examining of their educational needs, motives, and issues related to their socio-professional adaptation. The article examines certain aspects of the lives of cadets of the national guard military schools, reveals contradictions caused by differences between their previous civilian life and realities of a military higher education institution. Social adaptation of cadets is described in the article as a process of adaptation through educational socialization, satisfaction of their needs and learning about military-civic relations, norms, principles of behavior, values, and traditions. Having analyzed empirical data, the authors identify negative social responses and problems of social adaptation of cadets and present their recommendations for improving the process of adaptation of military school cadets.

Keywords: cadets, social adaptation, educational activity, needs, interests, military education.

Национальная безопасность российского общества определяется не только уровнем технической оснащенности воинских частей, количественным составом военных организаций, но и высокопрофессиональным социально ответственным военнослужащим. Поэтому современный этап реформы гражданско-военных отношений ориентирован на модернизацию системы подготовки профессиональных офицерских кадров, обеспечение оптимальных условий гражданско-военной жизнедеятельности курсантов [2]. Сегодня военные институты (вузы) призваны не только обеспечивать военные организации высокопрофессиональными кадрами, но и осуществлять органическую поэтапную адаптацию поступающих в военные институты, развивать у курсантов социально значимые аксиологические комплексы.

Поступление молодого человека в военный институт представляет собой процесс резкого изменения социальной обстановки, необходимости трансформации ценностей, норм, принципов поведения, обновления системы оценки собственных действий. Этап поступления в военное учебное заведение представляет собой наиболее сложный период образовательной деятельности курсанта. Ведь именно на первом курсе обучения у курсанта происходят существенные социокультурные трансформации, связанные с изменением образа жизни, семейных традиций (в результате ухода из семьи), расставанием со школьными товарищами, изменением среды коммуникационного общения. На первом курсе наиболее существенно проявляется проблема неподготовленности акторов к жизнедеятельности в условиях тотального административного контроля, обучения в рамках жесткой дисциплины, всеобщей регламентации деятельных практик, ограничения свободы действий, необходимости всеобщего подчинения, выполнения приказов начальников.

Таким образом, начальный период обучения связан с существенными изменениями в сознании и действиях курсанта, что и определяет необходимость процесса его социальной адаптации к новой внешней социальной среде, новым требованиям,

социально-культурной обстановке, жесткому стилю обучения [5]. Социальная адаптация здесь проявляется как составная часть приспособительных процессов, реакций поступивших курсантов на изменившиеся условия внешней социальной среды, требования, а также обязанности и нормы поведения. Именно на первом году обучения курсантская среда как социальная система вынуждена в наибольшей степени реагировать на внешние изменения, перестраивать свои представления, ценности, нормы, принципы понимания окружающей реальности, изменять свои структурно-коммуникационные связи, формировать и реали-зовывать адаптивные военно-профессиональные способности.

На первом курсе обучающиеся должны преодолевать ряд противоречий, связанных с несоответствием предшествующей гражданской жизни и настоящей жизнедеятельностью в военном вузе.

1. Сочетание новой формы военно-трудовой деятельности, а также изучение специфических знаний, умений, навыков, освоение новой военной организационной культуры, формирование норм и принципов, несвойственных гражданскому субъекту. В процессе формирования курсанта-воина осуществляется двойственная его внутренняя нацеленность, с одной стороны, на предотвращение военной агрессии (внешнего врага), с другой стороны, применение насилия для возможного и необходимого подавления действий неприятеля (противника).

2. В контексте образовательного процесса формируются навыки и ценности подчинения, выполнения приказа начальников и командиров, а также проявления самостоятельного обучения, изучения новых стилей поведения, становление новых практик ответственности, проявления патриотизма, умение распределять и оптимизировать собственное служебное и свободное время.

3. Военно-образовательный процесс подчинен и взаимосвязан с военной службой курсантов. Последнее приводит, во-первых, к периодическому прерыванию учебы в связи с выездом на практические занятия, командировками в полевые центры

168 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

военной подготовки, отбытием для несения нарядов, во-вторых, к росту уровня самостоятельного освоения материала, одновременной аудиторной и внеаудиторной образовательной деятельности, использованию коллективных, групповых, индивидуальных форм образовательного развития.

4. В процессе обучения применяются боевая техника, взрывчатые вещества, вооружение. Это создает условия повышенной опасности, риска, интеллектуальных и физических перегрузок, роста неопределенности внешней среды образовательного процесса. Экстремальные условия обучения, повышенные интеллектуальные и физические нагрузки, совмещение процессов обучения и ведения военной службы приводят к росту напряженности, сложности перестройки с гражданской на военную систему жизнедеятельности курсантов. На первых курсах усиливается конфликтность, чувство неуверенности, неопределенности, тревожности, появляются сомнения в верности выбора военной профессии. Для преодоления данных кризисных явлений необходимо исследовать и диагностировать процессы профессионального и социокультурного становления курсантов, определять соответствие данных процессов необходимым требованиям [3]. Выявление проблем создаст предпосылки для разработки программ адаптации курсантов, своевременной помощи обучающимся со стороны преподавателей, командиров, служб социальной поддержки.

Адаптация в абстрактной форме является результатом социализации как «процесса привыкания» курсанта в рамках отдельной военной организации, социальной территории, общества. Адаптация предполагает развитие потенциальных адаптационных способностей курсантов: биологического адаптационного потенциала (биологических способностей к приспособлению), а также социально-экономического адаптационного потенциала (социально-экономических способностей к приспособлению).

В данном контексте социальную адаптацию необходимо рассматривать как процесс, направленный на удовлетворение потребностей, обеспечение интересов отдельных курсантов, а также военного института, общества в целом.

Реализация социальной адаптации предусматривает процесс формирования и использования биологических и социально-экономических адаптивных способностей. Адаптивные способности курсанта имеют следующие сущностные характеристики.

1. Потенциальные способности, обеспечивающие возможность субъектов приспосабливаться к внешним социальным условиям жизнедеятельности. Развитие адаптивных способностей способствует росту эффективности служебно-трудовых процессов, повышению общего военно-профессионального потенциала курсанта.

2. Интенсивность формирования и реализации адаптивных способностей индивидов на каждой

стадии приспособления осуществляется специфично. При существенных внутриорганизационных изменениях адаптивные способности должны развиваться наиболее динамично. В условиях стабильной организационной культуры акторы не ориентированы на существенное развитие своих способностей к адаптации. Обновление адаптационного потенциала, уточнение собственной позиции по отношению к изменениям внешней и внутренней среды военной организации приходится осуществлять каждому индивиду. Данный процесс имеет различные характеристики на разных этапах развития военной организации, меняется уровень эффективности, конечный результат.

3. Адаптивные способности неотделимы от их носителя - курсанта. Они непосредственно интегрированы в систему человеческого потенциала курсанта. При этом курсант как субъект действия не может рассматриваться лишь как носитель адаптивных способностей или отдельных его форм биологической и социально-экономической. Необходимо рассматривать весь спектр характеристик человеческого потенциала курсанта, выявлять место и роль в его профессиональной системе адаптивных способностей и потребностей.

4. Адаптивные способности курсанта как социального субъекта являются не только фактором приспособленческой социализации, но и одновременно инструментом повышения его статусных позиций, источником выгоды экономической (доход), а также социальной (карьерный рост, удовлетворение моральных и трудовых потребностей).

5. Социальная адаптация курсанта осуществляется в рамках определенных ролевых функций. На практике можно выделить две условные адаптивные функциональные роли: 1) активная (динамичное стремление воздействовать на окружающую социальную среду для достижения необходимых изменений в системе организационных норм, принципов, традиций, ценностей, способов взаимодействия, деятельных проявлений); 2) пассивная (статичное поведение индивида, отсутствие стремления к какому-либо воздействию, целенаправленному изменению окружающей среды).

6. Аналогично другим формам человеческого потенциала адаптивные биологические и социально-экономические способности представляют собой социальную ценность длительной значимости, они также могут обесцениваться (по физическому, а также интеллектуально-научному критерию), морально устареть до того времени, как будут использованы в целях социального приспособления деятельных практик курсанта.

7. Эффективное развитие адаптивных способностей приводит к успешной адаптации курсантов. Последнее проявляется в росте удовлетворенности обучения в военном институте, одобрением системы жизнедеятельности в целом. Неэффективное развитие адаптивных способностей приводит к низкому уровню адаптации курсантов. Последнее проявляется в формировании у индивидов мотива

к изменению позиции по выбранной военной профессии, росту конфликтов, неудовлетворенности образовательными процессами в военном институте.

Таким образом, на практике проявляется несколько типов адаптации курсантов. Наиболее существенные из них два: 1) нормальная - конструктивный процесс адаптации; 2) девиантная - деструктивные процессы, дезадаптационные практики. Нормальная социальная адаптация определяется адекватным поведением курсанта относительно формальных норм и правил военного института, приоритетов общественных интересов и потребностей по отношению к личным и коллективным. По сути, нормальная социальная адаптация курсанта позволяет ему успешно осознавать и осваивать меняющиеся требования общества к реализации его служебно-трудовой деятельности.

Для выявления адаптивного потенциала курсантов имеется несколько социологических методик. Одна из них определяет оценку адаптации относительно приоритетов индивидов к общественным интересам и потребностям (относительно коллективным и личностным), распределению акторов на группы относительно их адаптивного потенциала [1].

Проанализируем результаты социологического эмпирического исследования «Социально-трудовое развитие в оценках курсантов Саратовского военного института ВВ МВД России», проведенного Д. Ершовым в ФГКОУ ВПО «Саратовский военный институт ВВ МВД России» в 2014 г. Методом анкетирования опрошено 522 курсанта. Опрошены курсанты всех курсов обучения. Выборка случайная (применен механический отбор из общего алфавитного списка курсантов, обучающихся на всех курсах). Всем курсантам предложен состав вопросов, связанных с поведением, развитием потребностей и профессиональных способностей, самочувствием.

Большинство курсантов считают, что в современном военном институте имеются нормальные условия для удовлетворения физических потребностей. В условиях военной организации ценностями жизненного успеха курсантов являются: «уверенность в себе при достижении целей» (71,65%), «трудолюбие и упорство в достижении цели» (68,77%), «семья» (66,86%), «физический потенциал» (43,11%), «образование» (55,56%).

В результате анализа результатов опроса по критерию уровня адаптивного потенциала респонденты распределены на три группы: 1) группа высокой адаптации (46,74%); 2) группа нормальной адаптации (39,85%); 3) группа низкой адаптации (11,49%). Проблемы социальной адаптации присущи преимущественно курсантам первого курса. На последующих курсах эффективно реализуются практики социальной адаптации курсантов. В целом 86,59% курсантов прошли успешно процесс социальной адаптации. Данных курсантов можно отнести к группе высокой, а также нормальной социальной адаптации. Только 10 курсан-

тов (1,91% от общего состава опрошенных) имеют серьезные проблемы с социальной адаптацией. Они нуждаются в существенной поддержке не только командиров, преподавателей, но и товарищей по служебно-трудовой деятельности. Данная группа курсантов требует индивидуального подхода при разработке и реализации воспитательной работы. В процессе реализации служебно-трудо-вой деятельности курсанты не всегда выполняют приказы, не соблюдают нормы и правила военного института, имеются случаи агрессивного отношения к товарищам, проявления несогласия с рядом положений устава, склонность к конфликтным отношениям.

Эмпирическое исследование выявило факторы, препятствующие адаптивному социально-трудовому развитию курсантов военного института.

1. Неэффективность довузовской образовательной подготовки, которая приводит, с одной стороны, к недостаточному потенциалу образовательной деятельности, низкому уровню потребностей и аналитических способностей курсантов первого курса, с другой - к неразвитости коллективных и общественных потребностей поступающих в военный институт.

2. Приоритет личных интересов и потребностей по отношению к общественным. У курсантов первого курса преобладают собственные личные интересы и потребности. Для 62,5% курсантов первого курса, 60,37% курсантов второго курса личные потребности являются базовыми (наиболее значимыми). На первом курсе обучаемые ориентируются прежде всего на свои собственные права и социально-экономические интересы. Первокурсники склонны к приоритетному отстаиванию своей (относительной) независимости, пытаются акцентировать внимание младших командиров на собственных взглядах, знаниях, ценностных приоритетах. Именно на первом курсе курсанты считают возможным противопоставлять свои личные принципы, понятия, представления и традиции военного института. Развиты практики противопоставления личных интересов коллективным, конфронтация с младшими командирами, преподавателями, товарищами по службе. В процессе обучения изменяются приоритеты курсантов, постепенно преобладающими становятся коллективные и общественные интересы и потребности. Так, на третьем курсе уже только для 54,90% курсантов личные потребности являются базовыми. Для 29,41% курсантов третьего курса приоритетными являются общественные интересы и потребности.

К пятому курсу возрастает число обучаемых, для которых наиболее значимыми являются общественные интересы и потребности. Только для 46,60% респондентов по-прежнему личные потребности являются наиболее значимыми. Повышается число респондентов, для которых наиболее важными являются общественные потребности и интересы (32,03%).

170 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

Подавляющее большинство курсантов-выпускников (97,9%) адаптированы к требованиям военного института. Они ориентированы преимущественно на выполнение поставленных государством (обществом) военно-профессиональных задач.

3. Информационная замкнутость военного вуза, ограниченность внешних ресурсов образовательной подготовки курсантов (мнение 46,74% респондентов). Обучение в военном институте существенно ограничивает курсантов в удовлетворении образовательных потребностей в доступе к внешней информации. Особенно остро данная проблема проявляется на первом курсе обучения. Основные информационные потоки в первый год обучения курсанты черпают от преподавателей (мнение 80,77% респондентов), командира взвода (мнение 62,50% респондентов), командира роты (мнение 30,77% респондентов), командира батальона (мнение 30,77% респондентов). Можно отметить, что на начальном этапе обучения курсанты имеют недостаточный уровень коммуникационных связей, информационные потоки с воинских частей к курсантам практически не поступают.

Для преодоления негативных тенденций необходимо реализовать ряд существенных проектных преобразований:

1. Разработка и реализация постоянно действующего проекта развития адаптивной организационной культуры военного института. 13,22% курсантов считают, что важным направлением совершенствования военного института в новых условиях является развитие военно-организационной культуры. В данном контексте необходимо формирование адаптивных ценностей, принципов взаимодействия персонала военной организации, курсантов, их непосредственных командиров.

2. Формирование условий творческой адаптации, целенаправленного развития адаптивных приоритетов, адаптивно-образовательных традиций военного института. «На модернизацию принципов и форм образовательного творчества и рационализаторство указывают 18,01% респондентов военного института. Требуется внедрение новых ценностей взаимодействия курсанта и преподавателя, ориентирующих образовательный процесс на поиск новых знаний, обновление методологических подходов, творческую разработку новых идей, определение условий внедренческих практик. Предлагается рассматривать совет курсантов как одну из форм образовательного контроля и реализации изучения традиционных знаний» [4, с. 89]. Рост адаптивного потенциала предполагает повышение эффективности удовлетворения потребностей саморазвития, повышение роли курсантов в образовательном процессе военного института.

3. Развитие адаптивных практик в системе самоуправления, досуговых практик курсантов. 37,74% курсантов считают необходимым модернизировать управление досугом в системе военного института. Сегодня является актуальной деятельность обще-

ственных организаций института, развитие форм самоуправления курсантских групп. Здесь уместно наделить существенными полномочиями, поддержать, активизировать практики курсантов в рамках общественных организаций (советы курсантов, социальные центры и комиссии, курсантский товарищеский суд) и в деятельности клуба, музея. Важно децентрализировать планирование воспитательной и досуговой деятельности курсантов. Внедрить поэтапную координацию и конструирование процессов, «связанных с организацией свободного времени, проведением досуга, дополнительных мероприятий, связанных с инициативой обучаемых. Должно быть предоставлено право на предложения и реализацию планов и проектов до-суговой самозанятости военнослужащих (регулирование и разработка сценариев вечеров творчества; проведение дискотек, танцевальных вечеров, концертов; приглашение интересных людей на культурно-массовые мероприятия в институте)» [4, с. 90].

Таким образом, специфика обучения курсантов в военном вузе определяет особенности их социальной адаптации. Повышение эффективности социальной адаптации курсантов к военному образу жизнедеятельности предусматривает необходимость выявления социологических особенностей данного процесса. Длительность, а также сложность процесса социальной адаптации определяет текущие, а также предстоящие достижения и успехи обучающихся курсантов, результативность всех стадий процесса их последующего профессионального развития. Выделим наиболее важные специфические черты социальной адаптации курсантов военного института.

1. Формирование курсанта как военнослужащего осуществляется в рамках двойственного процесса: социальной военной адаптации; образовательно-профессиональной социализации. Становление курсанта (будущего офицера) представляет собой процесс перестройки собственных представлений, ценностей, норм, принципов понимания окружающей реальности, трансформации собственных структурно-коммуникационных связей. Одновременно курсант приспосабливается к принципиально новой системе обучения, самообучения, осваивает специфические принципы самостоятельного поиска и обработки информационных потоков.

2. Необходима творческая адаптация в рамках новой социальной обстановки военного института, хабитуализация военно-гражданского взаимодействия курсанта, гражданского преподавателя, военного преподавателя, осознание образования как образовательного процесса, интегрирующего военные и гражданские знания, предусматривающего поиск знаний, имеющих как военное, так и гражданское значение. Особенность процесса социальной адаптации в военных вузах связана с различиями в технологиях обучения по сравнению со средней школой, а также высшими гражданскими

учебными заведениями. Последнее порождает некоторый отрицательный эффект, представляющий «дидактический» барьер, противоречие между преподавателем военного института и курсантом. Атмосфера военного института, как правило, существенно обесценивает ранее приобретенные в средней школе методы обучения и формы усвоения учебного материала курсантами. У курсантов на начальном этапе обучения не хватает навыков самостоятельного обучения, умений поиска необходимой информации, которые так необходимы в военном институте при применении методик дистанционного освоения материала.

3. Социальная адаптация включает в себя процесс существенного развития общественных интересов и потребностей, преобладание их по отношению к личным и коллективным. Важным является переориентировать курсантов на общественные цели и задачи, обосновать необходимость приоритетного выполнения задач государства и общества в целом, даже в рамках ущерба собственных потребностей, целей, устремлений. Внешне противоречия несовпадения интересов проявляются в не-

эффективности образовательно-деятельных практик курсантов, рассогласовании целей и намерений, конфликтов индивида с администрацией института, трудовым коллективом и (или) обществом в целом.

1. Баландина Т.М., Хвостанцев С.В. Профессиональная адаптация офицеров национальной гвардии России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 167-171.

2. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. Современная социологическая интерпретация общественного воспроизводства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Т. 15. № 3. С. 46-52.

3. БыченкоЮ.Г., ЕршовВ.В. Проектное развитие культурного человеческого капитала военнослужащих-контрактников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17. № 3. С. 247-253.

4. ЕршовД.О. Социально трудовое развитие курсантов военного института // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2015. № 1 (46). С. 85-90.

5. Чигрина И.Ю. Проблемы адаптации курсантов первого года обучения высших военных учебных заведений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 69-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.