Научная статья на тему 'Структура духовно-нравственных ценностей воинского коллектива'

Структура духовно-нравственных ценностей воинского коллектива Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / СИСТЕМА / ЦЕННОСТИ / СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Спирин Александр Викторович, Наумов Петр Юрьевич

В статье постановлена проблема изучения духовно-нравственных ценностей воинского коллектива. Осуществлен анализ предпосылок возникновения данной проблемы. Предлагаются определенные пути ее решения. Показано строение системы духовно-нравственных ценностей воинского коллектива. Представлено разнообразие трактовок понятия «ценности» в науке применительно к целостной структуре личности. Рассмотрены основные научные подходы к анализу системы духовно-нравственных ценностей. Затронута проблема несоответствия сложившихся в сознании взрослого населения представлений и ожиданий реальным изменениям социальной действительности, выражающаяся в неспособности многих людей интегрироваться в новую социокультурную ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Спирин Александр Викторович, Наумов Петр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура духовно-нравственных ценностей воинского коллектива»

УДК 159.92

Спирин Александр Викторович

Адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, spirin-77@inbox.ru, Новосибирск

Наумов Петр Юрьевич

Адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, petr.naumov. 777@mail.ru, Новосибирск

структура духовно-нравственных ценностей

воинского коллектива

Аннотация: в статье постановлена проблема изучения духовно-нравственных ценностей воинского коллектива. Осуществлен анализ предпосылок возникновения данной проблемы. Предлагаются определенные пути ее решения. Показано строение системы духовно-нравственных ценностей воинского коллектива. Представлено разнообразие трактовок понятия «ценности» в науке применительно к целостной структуре личности. Рассмотрены основные научные подходы к анализу системы духовно-нравственных ценностей. Затронута проблема несоответствия сложившихся в сознании взрослого населения представлений и ожиданий реальным изменениям социальной действительности, выражающаяся в неспособности многих людей интегрироваться в новую социокультурную ситуацию.

Ключевые слова: структура, система, ценности; система духовно-нравственных ценностей воинского коллектива.

Spirin Aleksandr Viktorovich

Graduate student of resident and correspondence course at the Novosibirsk military institute of internal troops named after general I.K.Yakovlev, the Ministry of Internal Affairs of Russia, spirin-77@inbox.ru, Novosibirsk

Naumov Peter Yurevich

Graduate student of resident and correspondence course at the Novosibirsk military institute of internal troops named after general I.K.Yakovlev, the Ministry of Internal Affairs of Russia, petr.naumov. 777@mail.ru, Novosibirsk

structure of spiritual and moral values of military collective

Abstract: The problem of studying of spiritual and moral values of military collective is decided. The analysis of preconditions of emergence of this problem is carried out. Certain ways its solutions are proposed. The structure of system of spiritual and moral values of military collective is shown. A variety of treatments of the concept «values» of science in relation to complete structure of the personality is presented. The main scientific approaches to the analysis of system of spiritual and moral values are considered. The issue of discrepancy developed in consciousness of adult population of representations and expectations to real changes of the social reality, being expressed in inability of many people to be integrated into a new sociocultural situation is touched.

Keywords: structure, system, values; system of spiritual and moral values of military collective.

Как показывает анализ различной литературы [1; 8; 9; 11; 13 и др.], в современной социокультурной ситуации важное значение имеет разработка вопросов, связанных с развитием мировоззрения личности, формированием ее духовного и нравственного потенциала. Несоответствие сложившихся

в сознании взрослого населения представлений и ожиданий реальным изменениям социальной действительности выражается в неспособности многих людей интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, проявляется в снижении социальной активности, что в итоге и является одной из основных

детерминант психологической деформации личности, ее деструктивного поведения. У молодых людей, входящих во взрослую жизнь, в т. ч. и в военной среде, процесс приобщения к духовно-нравственной культуре осложняется отсутствием устоявшихся в обществе ценностей. В исследованиях Н. Я. Большуновой, Ю. В. Печина и других показано, что в настоящее время в обществе представлено как минимум три типа мировоззрения, на которые ориентируются разные слои и группы населения (традиционное, «социалистическое» и либеральное) [3]. Анализлитературы показал, что всо-временной психолооии отсутствует единый подход к определению природы и сущности духовно-нравственных ценностей, несмотря на то, чтт этот фхномен активноизечается отече ствеунхтми и зерабвжными истледт -вттелями. иатнообрзеие тртитовок пбнетаот «цеттосхи» в науке абусловцвно, працвде встео, в>ткз.^ргаит^еяи]в решгниипртакчмы оо-ооноштнти субкекчицнтго-обяекчикнноо, иняивщя.алоного-оКщественного прио^^в^и-тельнок цилоктноУ икре^1^:[нрсз-и]ичуоет^и[^|0].

Ткбим убразом, осознониа недостаточной тнорекичеекой репс^^на^^^^с^ю^кр е^кзкаЦ^теу^^ нхстидоиной троКлемьсу ришение тоторой ответвло Ты пхиртбнцстем сотременногт то-стояния тбщеетва, можттбыть раесмохрено в качестве обоснования необходимости ее и зучен-ав

Отределум на[чныо подходь^ осшмото -долтоичвякую оевюоу, на юто^ю мы опирались в данной работе (рисунок 1).

Рисунок 1 - Научные подходы к анализу системы духовно-нравственных ценностей

Рассмотрим вышеприведённые подходы более подробно:

системный подход к изучаемому явлению (И. В. Блауберг, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов,

B. Н. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.) рассматривает исследуемые объекты, как системы, представляющие собой определенную целостность, имеющие свою структуру, наличие элементов, взаимосвязанных между собой и имеющих определенные функции;

аксиологический подход (О. Г. Дроб-ницкий, А. В. Кирьякова, Д. А. Леонтьев, Г. Лотце, Г. Оллпорт, Г. Риккерт, М. Рокич,

C. Л. Рубинштейн, А. В. Серый,

B. П. Тугаринов, В. Франкла, Д. Н. Узнадзе, М. С. Яницкого и др.) акцентирует внимание на ценностныеаспекты формирования личности;

деятельностный подход (А. Н. Леонтьев,

C. Л. Рубинштейн и др.) рассматривает существование и активность личности через различные формы, типы и виды его деятельности, в том числе и отражение в этой деятельности системыценностей.

При наличии данной основы определимся с основным понятием, которое существенно для нас - «ценность». А. В. Кирьякова по этому поводу отмечает следующее: понятие «ценность» является центральным в аксиологии, именно оно положило начало специальной области философской науки, которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности. «Ценность» относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико в т. ч. и для психологии [5].

Данное значение отражено в трудах классиков отечественной психологии

A. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна,

B. П. Зинченко и др. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

Терминологическая неопределенность понятия «духовно-нравственные ценности» ведет к несформированности представлений их содержания и структуры; не в полной мере выявлены действенные механизмы и

факторы, обеспечивающие продуктивное формирование, развитие и функционирование этой системы. Это отрицательно сказывается на практике воспитательной, развивающей и коррекционной работы, поскольку участники этого вфоцессаимеют делоне с проявлением отдельных комполентов сознания, оск элемевтео ввецтреннего мира человека или смысломжцзни, гак ландой объективной реахшностью, а спросьсктивно функционллующос ссстс^ююсОитсчс^о^иэ^а^с^-ных лиэнтстных смыслов, лаквдлоттнотм образованием, с^п,^«2с^еоолощэ^ер кесь жиенвдеяоелыюсти чело весс.

Системе ^ховио-нрсвсавенных исн-носте] лрч)юьти складысассдя л щооцессс с^цивсш;^ап^1^:в к резукетамс сопоотавмения собственных потребностей, мотивов, интересов, убеяеденсйчеловэка соВщестосноы-ми оpeбoввхинми,нop]к^mи, идеалами.По миеНО^Ю Исследователей, содержание д^ ховно-сравсввенсых .ьнносней в^1ел^дьсэ^^'е центральную поксцию личностИ] слизываес влияниа нл намраооешюстои содоржанчо социолсноИ остов нк соо, вОщий 1водход к окружающем] матуном:««.: ееВо, еотидает смысли напоаввснведеятессности человека, определяет егоповедениеи пхстушнс[6].

Ксгодая сиатемаОнт. ч.исиотемч ^хо вно-нравственных цсншстей) хврелоорнтуется своей мpсaнизкцией клементоВ0 ивиструк-туро]е.Свс)^кт-ра - этв тововупностьустос) чивын cонoшoнил и донзеймежио элементами. Икменениев эсстмсе влементов ини их стрс^с^^р^е ыpивввитр юнцсоднов еиогемы и дает цаиасоновтЫ. Поаме^нее свовдойсн-стеIвoь coпpввoждaeтcв ь^блавзвэр^^см внет ноВДК KУНeCTBИCBOЙOTM,ЧЛлеЗKOBOpыeOHT себя вбнт^жноает. Сфукэурв в большин-

стве случаев понимается как определенная упорядоченность, организация связей и отношений между элементами системы. Тогда всякая система будет характеризоваться составом (совокупностью элементов) и структурой (дoеc>купнocтыocвялсйи отнoшьниИ). Тском сбрэзом, oвpyквyнa в шщролвмсмыс-ле есть внутреннее строение системы, вся совнс^вшссс. отношений меэсму элементами, организующими во: как цэлостноотв [ сс]. ВОредстстим cтректypх суховст-нслв-ссвенных ценнмстей тоимсколо оoллeхтивв ЮЩЦ В К(с левеющим свозом (рие^осси).

Вышеперечисленные компоненты духов-до-еьвoсхceнцыxценнoттсйевoе основадие иеачаоа бссут ч ммссвкссрснии Оцдущьсц офицера, кеоморвлвныо -о мо^е^'эвЬ^е-в^]ох убеждениях и взглядах. Выступая как неко-тврая модеме и мера до.ггаснаго в поведекии офицера, сесвемо духооно-кфаивтаенных цлнносвой cтaнoтлтcянбpoеиoм (идеалом) и длс пвдчинонных, оСуслосливал ссо воспс-татвлтнов зночвниб]

сти в т. ч. и в воинской, существуют свои тфвтстоснные нормы, опрсделвасщил по, рядокоэсимоотноштний сь к^аимо,с^^вв^^оо^. еа военыооареде oниoыp6деJмюоcя Устонс) ми, нopиaтиcнымд повожснсамо и указами снсошвшимкся тродициямс. досиринимпс нравственные нормы военной профессии сак пСсЫ-иМО соНстоеннТй жизНи, Рудощий офецси так членвонвскоев кoллecтицa начи-наетмвфабатывать (совер шенствсвать) нивв) совенмый сдек] с- есвь обгшев

нрешевкенного нввсдевия. Сфврмьфовавсэи-есо мвритьтыссдимы, щэенципы, 101честкв к евойствавыс^пают вюдмой щешкетвенногв созваит. личхмcтиофииеиa [7л

Структура ДНЦ ВК

cоoаосдоеорсьое.

сосросстеосoсо

ссьесосьеоосэсо

дсде

есддеесоьохн

ееэсосэсо

Ссовсооэсьс

сртксдоСое

одосррохн

oсaрьoеьое

oсроьеcдоьсoсо

ссркссеосэсо

оэстоосэсо

Cдоесрсcoсьс

ееэсо

Рисунок 2 - Структура духовно-нравственных ценностей воинского коллектива

Библиографический список

1. Баева С. В. Ценности молодежи в глобализирующемся постнеклассическом обществе / Философия образования. - 2005. - № 1 (12). -С. 33-44.

2. Бархаев Б. П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. - М.: Во-ениздат, 2006. - 488 с.

3. Большунова Н. Я. Проблема характера: традиции и современность. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - 235 с.

4. Дробницкий О. Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. - 1972. -№ 2. - С. 3-8.

5. Кирьякова А. В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования // Вестник ОГУ Т. 1. Гуманитарные науки. - 2006. - № 1 (январь). - С. 6-14.

6. Наумов П. Ю. Изучение проблем влияющих на образовательный процесс в ВОУВПО ВВ МВД России (опыт авторского анализа): монография. - Saint-Louis, MO: «Publishing House Science & Innovation Center», 2012. - 128 с.

7. Наумов П. Ю. Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность. // В мире научных открытий. Красноярск:

Изд-во «Научно-инновационный центр». -2012. - № 7.- С. 192-207.

8. Печин Ю. В. Ценностные основания мотивации личности (на материале исследования труда горожан-дачников): автореферат дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2008. - 30 с.

9. Психология и педагогика. Военная психология. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.

10. Турченко В. Н., Казарина-Волшебная Е. К. Трансформация ценностных ориентации в современной России // Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. - М.: Изд-во РГСУ -2009. - № 1. - С. 123-128.

11. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 2. - С. 67-75.

12. Шпунтова В. В. К проблеме ценностей: местоположение смысловых универсалий в структуре личности. / Психологические исследования: сб. науч. тр. Выпуск 3. - Самара: «Универс-Групп», 2006. - С. 207-223.

13. Яковлев С. В. Проблема определяющей роли общечеловеческих ценностей в постановке целей воспитания //Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 11. - С. 210-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.