Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 54-60 © М.В. Криворучко, 2007
УДК 316.37
ЦЕННОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБРАЗОВ ИДЕАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ
М.В. КРИВОРУЧКО
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
In our work we learned the social presentations about ideal political leader among young people. These social presentations we studied with connection of the value orientations which played a very important role in social perception. There were revealed that there are four types of youth according to there values: individualists, maximalists, orientated to social prestige and indifferent. All value types produce high demands to the professional and personal qualities of ideal political leader. Our research showed that there are specific connections between qualities of ideal political leader and value orientations inside each value types.
Радикальные политические, экономические и социальные изменения, происходящие в нашем обществе, требуют от личности осознания их необратимости и значительности, а также их оценки и выработки наиболее адаптивных стратегий поведения. Адаптация личности к современным российским реалиям осложняется тем, что отечественные исследователи называют состоянием идейно-мировоззренческого вакуума, социальной нестабильности, ломкой ценностной иерархии и в то же время приобретением новых, характерных для демократического общества прав и свобод.
Одним из существенных прав является возможность активного участия граждан в становлении гражданского общества, в частности в форме голосования за кандидатов в выборах различного уровня, которые являются неотъемлемым элементом демократического устройства общества. Прогнозирование результатов выборов, проведение предвыборных кампаний с продвижением кандидатов, потребность в манипуляции общественным сознанием спровоцировали актуальную необходимость в анализе процессов восприятия политических событий, политических партий и политических лидеров различными категориями населения. Оценка политической власти является одним из сложнейших процессов, определяющих взаимоотношения политической системы и личности.
Как отмечает ряд исследователей (Е.Б. Шестопал, Л.Я. Гозман), образ власти является комплексным психологическим феноменом, в ко-
тором предлагается выделять такие ее составляющие, как образ власти, существующей в данный момент (реальная власть), образ власти идеальной, нормативный образ власти (власть, какой она может быть). Во всех этих составляющих наиболее значимыми характеристиками оказываются личностные особенности олицетворяющих их лидеров [3; 9]. Акцентирование внимания электората на личностных особенностях политиков, с одной стороны, связано с не-сформированностью, противоречивостью политического сознания граждан, а с другой - усугубляется отсутствием четких идеологических программ у самих лидеров [4; 10; 13]. Помимо этого также указывается, что среди множества факторов, детерминирующих восприятие власти различными категориями граждан, наиболее значимыми являются социально-психологические особенности потенциального электората, а именно ценности и ценностные ориентации [9; 11]. Наш интерес к ценностям обусловлен еще и тем, что в ситуации социальной нестабильности персональные ценности, помимо регулятивной функции, играют одну из основных ролей в общей когнитивной оценке ситуации изменений, «выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности» и, в конечном счете, «детерминируют процесс познания человеком социального мира» [1; 12, с. 80].
В нашем исследовании мы рассматриваем систему ценностей как фактор, опосредующий восприятие политической власти. При исследо-
вании ценностей мы опираемся на концепцию Ш. Шварца и В. Билски, в которой наиболее значимыми для нас являются положения о различии ценностей не только в разных культурах, но и в рамках одной культуры между различными социальными группами [14]. Помимо этого данные авторы указывают, что ценности являются хорошими показателями для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий. Таким образом, используя подход Шварца, под ценностями мы будем понимать убеждения, выступающие как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий [15].
Ценности как детерминанты образов власти мы предлагаем рассматривать на примере такой составляющей образа власти, как образ идеальной власти, и в частности, через представления об олицетворяющем ее идеальном политическом лидере. При изучении образа идеального политического лидера мы опираемся на «концепцию прототипов» Н. Кэнтора и У. Мишель, согласно которой социальная реальность категоризуется и выделяются абстрактные образы и наборы черт, характеризующие так называемые «чистые случаи» или прототипы, с которыми впоследствии сопоставляются образы конкретных политиков (цит. по: [6]). Прототипы упрощают процесс обработки поступающей новой информации, соотносятся со спецификой «социального и культурного контекста, в условиях которого они проявляются» и способствуют регуляции социального взаимодействия (К.В. Егорова-Гантман, Г.М. Андреева) [1; 6]. Наш интерес к прототипам идеального политического лидера обусловлен тем, что в данном образе наиболее концентрированно представлены ожидания граждан относительно профессиональных, личностных, нравственных и других качеств политика, которые должны способствовать реализации политиком общественно значимых функций.
Особенно нас интересуют образы идеального политического лидера в представлениях молодежи. Актуальность изучения данных образов обусловлена необходимостью привлечения молодежи к участию в политической жизни общества. Помимо этого, как указывает ряд
исследователей (Н.М. Лебедева, О.М. Тихоманд-рицкая, Е.П. Белинская), в настоящее время для молодежи характерна амбивалентная структура ценностных предпочтений, и в то же время молодежь не представляет собой единой социальной группы, распадаясь на субкультуры с определенными системами ценностей [2; 8; 11]. Именно поэтому при привлечении молодежи к участию в выборах необходимо учитывать ее социально-психологические особенности и представления об идеальном политике.
Наше исследование направлено на выявление особенностей восприятия идеального политического лидера в соответствии с ценностями потенциальных избирателей. Исходя из обозначенных выше положений, мы полагаем, что существуют различия в образе идеального политического лидера у молодежи с разными системами ценностей, а также специфические взаимосвязи между ценностями и составляющими образа идеального политического лидера у представителей разных ценностных типов.
Для оценки ценностей молодежи мы применяли адаптированный вариант В.Н. Каран-дашева методики С. Шварца «Ценности и ценностные ориентации». Опросник по изучению ценностей личности представляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур. Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от -1 до 7. Чем выше балл в диапазоне от -1 до 7, тем более важной представляется ему эта ценность. Каждая из ценностей в свою очередь входит в один из базовых мотивационных типов, таких, как власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция, конформность, безопасность. Данная методика позволяет выявить иерархию значимых для молодежи ценностей, создать типологию потенциальных избирателей на основе базовых мотивационных типов, а также оценить степень согласованности-противоречивости значимых ценностей [7].
Для выявления представлений о том, какими особенностями в настоящее время обладает идеальный политический лидер, мы ис-
пользовали семантический дифференциал, разработанный И.Г. Дубовым и С.Р. Пантелеевым. Семантический дифференциал представляет собой список из 53 биполярных пар прилагательных и существительных, каждую из которых следует оценить по 7-балльной шкале в отношении идеального политического лидера. Все предлагаемые для оценки качества группируются в пять выделенных факторов или составляющих образа политического лидера: талантливая культурность - невежественная посредственность, сила - слабость, бесхитростная порядочность - изворотливое коварство, сдержанность - экстремизм, личное обаяние [5].
В нашем исследовании приняли участие 120 студентов экономических, гуманитарных и
Как видно из таблицы, в целом по всей студенческой выборке ценностная иерархия молодежи представляет собой достаточно противоречивый набор ценностей, т. е. в качестве ценностей, имеющих для молодежи наибольшую значимость, одновременно выступают группы ценностей открытости изменениям (самостоятельность и достижения) и консерватизма (безопасность и доброта). При этом хотелось бы отметить, что разрыв значений между наиболее и наименее важными типами ценностей у студентов очень мал.
Первую группу студентов по их ценностным предпочтениям можно охарактеризовать как выраженных индивидуалистов, поскольку они ориентированы на достижения, получение
технических специальностей, 45 из них - юноши и 75 - девушки.
В качестве методов обработки данных мы использовали кластерный, многофакторный дисперсионный и корреляционный анализ, а также 1-критерий Стьюдента для установления значимости различий.
На первоначальном этапе исследования мы оценивали значимость ценностей для выборки студентов в целом, а затем исходя из предположения, что молодежь неоднородна по своим ценностям, провели кластеризацию данных и выделили четыре типа студентов в зависимости от их ценностных предпочтений. Средние показатели значимости ценностей для выборки в целом и для каждого из типов представлены в табл. 1.
удовольствий от жизни и самостоятельность в мыслях и действиях, при этом ценности консерватизма, акцента на других являются малозначимыми. Эту группу составляют 36 % от выборки в целом (43 человека).
Вторая группа студентов является наиболее многочисленной и составляет 45 % от выборки в целом (55 человек). Мы полагаем, что данную группу можно назвать максималистами, поскольку ценностные приоритеты в данной группе четко не расставлены. Для студентов, образующих данную группу, практически в равной степени значимы все ценности.
Третий тип является наименее малочисленным и составляет 9 % (10 человек). Представители данной группы социально ориенти-
Таблица 1
Средние показатели значимости ценностей у молодежи
Ценность По выборке в целом Ценностный тип
1 2 3 4
Достижения 5,54 5,5 5,85 5,4 4,26
Самостоятельность 5,32 5,31 5,65 5,1 4,08
Доброта 5,06 4,68 5,52 5,65 3,81
Безопасность 5,02 4,87 5,47 5,04 3,5
Г едонизм 4,84 5,5 5,15 2,62 3
Конформность 4,46 4,04 5,16 5,03 2,28
Власть 4,36 4,51 4,9 2,68 2,8
Универсализм 4,18 3,62 4,84 4,36 3,02
Стимуляция 4,17 4,11 4,93 2,46 2,37
Традиции 3,53 2,85 4,34 3,37 2,18
рованы - для них наиболее значимым является сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах, проявление своей социальной и профессиональной компетенции в достижении поставленных целей, а также их социальное признание и одобрение. Они ориентированы на свое собственное благополучие и благополучие своего ближайшего окружения. Особенностью данного типа является также и то, что малозначимыми для них являются такие сугубо индивидуалистические ценности, как гедонизм, власть и стимуляция. Данную группу студентов мы обозначили как ориентированные на социальный престиж.
Последний из выделенных типов характеризуется такой чрезвычайно интересной особенностью, как отсутствие значимых ценностей, т. е. среди всего перечня ценностей нет ни одной, которая была бы очень важна. Данный тип, как и первый, является малочисленным и составляет 10 % (12 человек). По своей иерархии наиболее значимых ценностей представители данного типа похожи на представителей
2-го типа, т. е. для них достижения и самостоятельность так же важны, как и установление благоприятных и стабильных отношений со своим ближайшим окружением, хотя все вышеперечисленные ценности имеют среднюю значимость. При этом как сугубо индивидуалистические ценности, так и консервативные являются малозначимыми. Данных студентов мы охарактеризовали как индифферентных.
Вне зависимости от того, к какому ценностному типу принадлежат студенты, для них в первой пятерке наиболее значимых ценностей обязательно присутствуют ценности доброты и безопасности, что свидетельствует о потребности в сохранении собственного благополучия и своего ближайшего окружения, которые в свою очередь являются необходимым гарантом достижений и реализации собственных целей.
Далее мы выявили особенности образов идеального политического лидера в представлениях выделенных нами ценностных типов молодежи. Средние значения выраженности факторов представлены на рисунке.
2,5
с;
с;
го
ю
£ 1,5
го
со
го
Ьй 1
О 1
С
0,5
2 3
Ценностные типы
4
□ талантливая культурность
□ сила
□ порядочность К сдержанность
□ личное обаяние
Выраженность составляющих образа идеального политического лидера в представлениях разных ценностных типов молодежи
Как видим, в целом молодежь предъявляет достаточно высокие требования к идеальному политическому лидеру, особенно в отношении таких его характеристик, как культурность и сила, т. е. приоритетными являются его профессиональные, деловые и волевые качества. Наи-
меньшие ожидания молодежь имеет в отношении порядочности идеального политика. Что же касается способности к эмоциональной регуляции и личного обаяния, то эти качества уступают по своей значимости профессиональным и волевым качествам.
3
2
0
1
Далее нами выявлялись различия в образе идеального политического лидера у представителей различных ценностных типов.
При сравнении максималистов и идеалистов было выявлено, что максималисты значимо выше оценивают идеального политика по таким качествам, как культурность (1 = -2,159 при р = 0,034), сила (1 = -2,088 при р = 0,04) и личное обаяние (1 = -3,606 при р = 0,001).
Представители индифферентного типа предъявляют значимо более высокие требования к деловым профессиональным качествам идеального политика по сравнению с индиви-
дуалистами: фактор культурность (1 = -1,986 при р = 0,05).
Значимых различий в образах идеального политического лидера при сравнении других ценностных типов выявлено не было.
Поскольку образы идеального политического лидера у представителей разных ценностных типов практически не различаются, то нами была поставлена задача на выявление взаимосвязи между ценностями и различными составляющими образа идеального политика по выборке в целом и по каждому из ценностных типов в отдельности (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь ценностей и составляющих образа идеального политического лидера у молодежи
Ценность Талантливая культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние
Конформность 0,051 0,141 0,004 0,005 0,130
Традиции 0,050 0,080 0,124(*) 0,006 0,207(**)
Доброта 0,163(*) 0,127(*) 0,169(**) 0,064 0,181(**)
Универсализм 0,188(**) 0,138(*) 0,190(**) 0,053 0,199(**)
Самостоятельность 0,124(*) 0,077 -0,032 -0,053 0,089
Стимуляция -0,011 0,072 -0,034 -0,038 0,166(*)
Г едонизм 0,012 0,057 0,000 -0,137(*) 0,001
Достижения 0,182(**) 0,156(*) 0,039 0,041 0,086
Власть -0,010 0,087 -0,021 -0,106 0,104
Безопасность 0,073 0,099 0,050 -0,019 0,040
Примечание. * Корреляция значима при р < 0,05; ** корреляция значима при р < 0,01.
Фактор порядочности связан ценностями консерватизма и акцента на других, т. е. порядочный политик должен быть ориентирован на сохранение обычаев и традиций, а также заботиться о благополучии окружающих.
Фактор сдержанности обнаруживает только одну значимую отрицательную связь с ценностью гедонизма, т. е. чем больше молодежь ориентирована на получение удовольствия, тем меньше она ждет эмоциональной выдержки от политика.
Личное обаяние политика, так же как порядочность, связано с ценностями заботы об окружающем мире и о сохранении традиций, а также с ценностью потребности в новых ощу-
щениях, впечатлениях, т. е. харизматичность политика выступает как стимул для получения этих новых ощущений.
Только у представителей первого ценностного типа - индивидуалистов - наиболее значимые для них ценности связаны с составляющими образа идеального политического лидера, для всех остальных ценностных типов молодежи обнаруживаются связи между среднезначимыми ценностями и компонентами образа либо вообще этих связей не выявляется. Так, для индивидуалистов ценности достижения и самостоятельности связаны с профессиональными качествами идеального политика (г = 0,248 при р < 0,05 и г = 0,31 при р < 0,05), т. е. можно го-
ворить о действительно важной роли ценностей в представлениях о политике, которая выражается в проекции важных для молодежи качеств, а также ожиданий от политика создания возможностей для их реализации.
Ценности универсализма у максималистов обнаруживают значимые положительные связи с фактором талантливой культурности (г = 0,245 при р < 0,05), т. е. с деловыми качествами политика, а ценности доброты - с порядочностью и с культурностью (г = 0,283 при р< 0,01 и г = 0,269 при р < 0,05). Для данного ценностного типа компоненты образа идеального политического лидера обнаруживают связи только с ценностями заботы о других, т. е. чем больше для студентов важны ценности стабильности, тем больше они ждут от политика создания условий для их реализации.
Для ориентированной на социальный престиж молодежи порядочность политика значимо связана с ценностями универсализма, т. е. с заботой об окружающем мире (г = 0,643 при р < 0,05).
Связи между ценностями и составляющими образа идеального политического лидера у представителей индифферентного ценностного типа выявлено не было.
Для установления влияния ценностей на различные составляющие образа идеального политического лидера мы использовали многофакторный дисперсионный анализ, в результате проведения которого было выявлено влияние только одной ценности на один фактор образа идеального политического лидера: ценность безопасности на фактор силы ^ = 2,131 при р = 0,006).
Отсутствие прямого влияния других ценностей на составляющие образа идеального политика объясняется тем, что ценности влияют на представления не непосредственно, а опосредованно, возможно, через диспозиции более никого уровня.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что ценности не являются первостепенными факторами, детерминирующими представления у молодежи об идеальном политическом лидере. Хотя для индивидуалистично ориентированной молодежи идеальный политический лидер выступает как субъект, выражающий значимые для нее ценности, а для всей остальной моло-
дежи идеальный политик - это тот, кто благодаря своим профессиональным и личностным качествам создает условия комфорта, стабильности и безопасности для реализации самостоятельности, достижения личного успеха.
1. Андреева Г.М. Конструирование образа социального мира в условиях социальной нестабильности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.: ил. (Серия «Хрестоматия по психологии»). - С. 305-330.
2. Белинская Е.П. Взаимосвязь ценностных ориентаций и образа социального мира // Мир психологии. 2004. - № 3 (39). - С. 97-101.
3. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. -448 с.
4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Новая школа, 1996. -352 с.
5. Дубов И.Г., Пантелеев С.Р. Восприятие политического лидера // Психологический журнал. 1993. - Т. 13. - № 6. - С. 3-13.
6. Имидж лидера / Ред. К.В. Егорова-Гант-ман. - М., 1994. - 253 с.
7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. -70 с.
8. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. - Т. 21. - № 3. - С. 73-87.
9. Образы власти в постсоветской России / Под ред. Е.Б. Шестопал. - М.: Алетейа, 2004. -536 с.
10. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 496 с.
11. Преснякова Л.А. Структура личностного восприятия политической власти // Полис. Политические исследования. 2000. - № 4 (57). -С.136-140.
12. Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (методические аспекты) // Вопросы психологии. 1999. -№ 3.- С. 80-91.
13. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - СПб.: Питер, 1992. - 386 с.
14. Bilsky, W., & Schwartz, S.H. Values and personality // European Journal of Personality, 8. 1994. - P. 163-181.
15. Schwartz, S.H., & Bilsky, W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 53. 1987. - P. 550-562.