Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 2. С. 44-53. © М.В. Криворучко, 2009
УДК 316.37
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТОРАТА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
М.В. КРИВОРУЧКО
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
In our work we learned the social and demographical electorate's peculiarities as factors of the social presentations about ideal and typical political leaders. Our research showed that there are specific differences in social presentations of political leaders according to electorate's sex, age, education, occupation, income and professional status.
Кардинальность и масштабность изменений, происходящих в настоящее время в социально-экономической и общественно-политической жизни современного общества, обуславливают необходимость их осознания личностью и адаптации к ним.
Одним из существенных изменений является необходимость привлечения граждан к активному участию в становлении гражданского общества, в частности в форме электорального участия в политических выборах различного уровня. В связи с этим возникает актуальная потребность в анализе процессов восприятия политической власти и ее представителей различными категориями населения, которые в свою очередь и определяют взаимоотношения политической системы и ее субъектов.
Как отмечает ряд исследователей (Е.Б. Шестопал, Л.Я. Гозман), образ власти является комплексным психологическим феноменом, в котором предлагается выделять такие ее составляющие, как образ власти, существующей в данный момент (реальная власть); образ власти идеальной, нормативный образ власти (власть, какой она может быть). Во всех этих составляющих наиболее значимыми характеристиками оказываются личностные особенности олицетворяющих их лидеров [7]. Высокая персонификация отечественной политики, с одной стороны, связана с несформированностью, противоречивостью политического сознания граждан, а с другой - усугубляется отсутствием четких идеологических программ у самих лидеров [2, 8, 14].
Наибольшее внимание отечественных и зарубежных исследователей привлекает зави-
симость существующих в сознании граждан образов политиков от различных факторов. Несмотря на полидетерминантность и субъективность, образы власти обусловлены рядом объективных социально-демографических факторов со стороны субъекта восприятия, в связи с этим вне зависимости от теоретических ориентаций исследователей к числу данных факторов относят в первую очередь пол, возраст и уровень образования.
Учет роли социально-демографических особенностей электората, таких как пол, возраст, уровень образования, уровень дохода, принадлежность к профессиональной и социальной группе, в детерминации образов политических лидеров проводится преимущественно в контексте изучения результатов выборных кампаний [1, 2, 5, 6, 8, 10, 12-15, 19-23].
Актуальность изучения детерминации образов власти социально-демографическими характеристиками на российском электорате обусловлена помимо тенденций, характерных для западных демократий, еще и высокой специфичностью и неоднозначностью влияния данных факторов [1, 2, 4-8, 10, 11, 13-15, 17, 18]. В странах западных демократий значимость разных характеристик политического лидера существенно зависит от принадлежности к той или иной социальной, реже профессиональной, группе, а также уровня образования, которые обнаруживают тесную взаимосвязь друг с другом и с уровнем дохода: высокий уровень образования в западном обществе является основанием для получения высокооплачиваемой работы и, как следствие, достижения высокого социального статуса. Так, люди с невысоким
достатком, невысоким уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего в большей мере ожидают патерналисткого отношения со стороны власти, напротив, люди высокообразованные, со значительным социальным статусом и хорошими доходами обращают большее внимание на демократически ориентированных политиков [1, 6, 13, 15, 19-23].
В России связь между данными социально-демографическими характеристиками электората и их влияние на образы власти неоднозначны. Отмечается резкая поляризация электората по поколенческому и имущественному признакам, которые в свою очередь обусловлены степенью адаптации граждан к нынешней социально-политической и экономической реальности, отношением к Западу и реформам [5,
7, 10, 12, 14, 17, 18]. В частности, указывается, что чем старше население, тем более оно консервативно и категорично в оценках действующей политической власти, более требовательно к идеальной, и тем в большей степени проявляются патерналистские ожидания в отношении действующих политиков. Значение уровня дохода как детерминанты образов власти постепенно снижается, хотя низкая материальная обеспеченность, социальная незащищенность обуславливают большую критичность, претенциозность, ожидание поддержки от настоящей власти.
Уровень образования теряет свою значимость с предпенсионным и пенсионным возрастом электората, однако отмечается, что повышение уровня образования ведет к более дифференцированному восприятию политических фигур, в частности, к ожиданиям большего профессионализма и демократичности. Зависимость образов власти от социально-профессиональной принадлежности для российского электората наиболее обобщенно выглядит следующим образом: для интеллигенции первостепенными характеристиками политика выступают свобода совести, профессионализм; для рабочих - прямота, сила; для пенсионеров -забота, патриотизм; для молодежи - харизматичность [2, 7, 14, 16].
Специфичность различий в восприятии политических фигур мужчинами и женщинами основана на разных актуальных потребностях, системах ценностей, опосредующих воспри-
ятие, в то же время указывается, что женщины более индифферентны и консервативны в оценке представителей политической власти, придают большую значимость психологическим и внешним особенностям, мужчины больше внимания уделяют моральным, профессиональным и деловым качествам политиков [4, 7-9, 11].
Таким образом, в нашем исследования в качестве социально-демографических особенностей электората выступают пол, возраст, уровень образования, занятость, профессиональный статус и уровень дохода.
При изучении образа идеального и реального политического лидера мы опираемся на «концепцию прототипов» Н. Кэнтора и У. Мишель, согласно которой социальная реальность категоризуется и выделяются абстрактные образы и наборы черт, характеризующие так называемые чистые случаи, или прототипы, с которыми впоследствии сопоставляются образы конкретных политиков. Прототипы упрощают процесс обработки поступающей новой информации, соотносятся со спецификой «социального и культурного контекста, в условиях которого они проявляются» и способствуют регуляции социального взаимодействия (цит. по [4]). Наш интерес к прототипу идеального политического лидера обусловлен тем, что в нем наиболее концентрированно представлены ожидания граждан относительно профессиональных, личностных, нравственных и других качеств политика, которые должны способствовать реализации политиком общественно значимых функций. Образ реального политического лидера мы выявляли через изучение представлений о качествах типичного для настоящего времени политика, который отражает отношение граждан к политике и к ее представителям.
Целью нашей работы выступило доказательство предположения, что специфика образов идеального и типичного политического лидеров в представлениях электората обусловлена его социально-демографическими особенностями.
Образы идеального и типичного политического лидера мы выявляли на основе семантического дифференциала И.Г. Дубова и С.Р. Пантелеева и через сопоставление этих образов по факторам, выделенным авторами: талантливая культурность - невежественная посредствен-
ность (отражает интеллектуальные, а в более широком смысле - деловые, профессиональные особенности), сила - слабость (характеризует волевые качества политика), бесхитростная порядочность - изворотливое коварство (связан с моральной оценкой и описывает нравственность политика), сдержанность - экстремизм (характеризует способность к эмоциональной саморегуляции и готовность нести за свои действия ответственность), личное обаяние (показатель харизматичности политика) [3].
В соответствии с целью нашего исследования была сформирована выборка, составляющая 357 человек, жителей г. Омска, представляющих в равной степени 6 возрастных групп (18-22, 23-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60 и старше), в каждой возрастной группе мужчин и женщин по - 50 %; по социальному положению: руководители - 7,8 %, специалисты -16,8 %, служащие - 13,7 %, рабочие - 19,9 %, студенты - 20 %, пенсионеры - 20 %; по уровню дохода: низкий - 20,2 %, средний - 61,3 %, выше среднего - 13,2 %, высокий - 5,3 %; по образованию: 50 % с высшим и незаконченным высшим, 50 % со среднеспециальным, незаконченным среднеспециальным и средним; по уровню занятости: не работают - 8,1 %, учатся
- 19,0 %, работают - 58,3 %, работают и учатся
- 14,6 %.
В качестве методов обработки данных мы использовали частотный анализ, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA и критерий Т-Вилкоксона.
Характеризуя образы идеального и типичного политических лидеров по выборке в целом и в зависимости от выделенных социальнодемографических особенностей (табл. 1), можно обнаружить значительные расхождения в оценках идеального и типичного политических лидеров: значимые различия в оценках образа идеального и типичного политических лидеров обнаружены по всем компонентам образов, во всех социально-демографических группах электората.
Так, политический лидер, олицетворяющий идеальную власть, прежде всего, должен являться высоким профессионалом в своем деле, обладающим сильной волей, в чем проявляется традиционное для России ожидание «твердой руки». Однако запрос на моральные качества политика остается также высоко актуальным и является следствием демократических перемен и отражением того, что политик должен нести ответственность за свои решения перед его избирателями.
Таблица 1
Выраженность компонентов образов идеального и типичного политических лидеров в зависимости от пола электората, средние значения*
Компоненты образа Компоненты образа
идеального политического лидера типичного политического лидера
Пол электората Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние
Мужской 2,27 2,24 1,79 1,71 1,61 0,87 0,91 0,11 0,50 0,56
Женский 2,54 2,40 2,01 1,98 1,91 0,87 0,94 -0,07 0,38 0,44
По выборке в целом 2,40 2,31 1,90 1,84 1,78 0,83 0,88 -0,03 0,42 0,45
Примечание: * максимальное значение по выделенным факторам - 3, минимальное - минус 3.
Типичный политический лидер представляет собой личность, наделенную слабо выраженными, но все-таки положительными характеристиками, за исключением нравственности, порядочности, которые, по мнению электората, практически полностью отсутствуют у представителей настоящей власти. При этом в иерархии качеств на первое место выходят воле-
вые характеристики. Подобное восприятие типичного политика отражает негативные тенденции для становящегося в России демократического общества, поскольку индифферентное, дистанцированное отношение к настоящей власти и ее носителям, восприятие власти как скорее недружественной, ориентированной на свое собственное благополучие, не выполняющей
свои обязательства, в дальнейшем может спровоцировать усиление абсентеистских настроений и в конечном итоге привести расколу между гражданами и властью.
Специфика восприятия политических лидеров мужчинами и женщинами (табл. 1) состоит в том, что иерархия значимых для идеального политика характеристик совпадает, однако мужчины предъявляют менее жесткие требования, демонстрируют большую диффе-ренцированность данных характеристик по их значимости. Женщины в оценках идеальной власти более категоричны, что подтверждает выявленные ранее закономерности, однако для них, также как и для мужчин, на первое место выходят профессиональные и волевые качества идеального политика.
В оценках типичного политического лидера иерархия характеристик у мужчин и женщин совпадает, но на первое место, также как и для выборки в целом, выходят представления о волевых характеристиках. Для женщин типичный
политический лидер обладает менее выраженной харизматичностью, сдержанностью, а также негативными нравственными характеристиками. Подобные тенденции свидетельствуют о меньшей вовлеченности женщин в политику, меньшем их интересе и, как следствие, большей критичности и категоричности.
Представления об идеальном политике у электората с разным уровнем дохода, помимо обозначенных выше общих тенденций, также обладают своими особенностями (табл. 2). В частности, граждане с низким уровнем дохода, предъявляют более высокие требования к личности идеального политика по всем параметрам. Для лиц с доходом выше среднего и высоким в иерархии качеств нравственные характеристики уступают способности к саморегуляции и готовности нести ответственность. Помимо этого, граждане с высоким уровнем дохода наличие порядочности у идеального политика считают менее важным, чем граждане с более низким уровнем дохода.
Таблица 2
Выраженность компонентов образов идеального и типичного политических лидеров в зависимости от уровня дохода электората, средние значения
Уровень дохода электората Компоненты образа идеального политического лидера Компоненты образа типичного политического лидера
Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние
Низкий 2,44 2,35 1,94 1,88 1,81 0,85 0,86 -0,02 0,46 0,51
Средний 2,38 2,32 1,92 1,82 1,76 0,92 1,00 0,10 0,47 0,55
Выше среднего 2,48 2,38 1,88 1,96 1,70 0,74 0,83 -0,26 0,33 0,30
Высокий 2,38 2,11 1,65 1,72 1,80 0,70 0,68 -0,09 0,21 0,33
Более обеспеченные граждане признают за типичным политиком менее выраженные профессиональные характеристики, а также значимо ниже оценивают его личное обаяние, сдержанность и порядочность. Более позитивные оценки типичному политику дают лица со средним доходом. Данное восприятие политической власти обусловлено тем, что более материально благополучные граждане являются и более адаптированными к современной российской реальности, ориентированы на благополучие свое и своего ближайшего окружения, при
этом они же и в большей степени дистанцируются от настоящей власти. Менее материально благополучные граждане в большей степени зависимы от политической власти, поэтому ожидают от нее большей поддержки, заботы, они также более позитивны в оценке ее настоящих носителей.
Идеальный политик для неработающих граждан (табл. 3) обладает слабо дифференцированным набором максимально выраженных положительных характеристик, они же и более позитивно оценивают типичного политика.
Таблица 3
Выраженность компонентов образов идеального и типичного политических лидеров в зависимости от занятости электората, средние значения
Уровень занятости электората Компоненты образа идеального политического лидера Компоненты образа типичного политического лидера
Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние
Не работают 2,52 2,36 2,18 2,22 2,16 0,97 0,97 0,30 0,71 0,53
Учатся 2,29 2,19 1,68 1,67 1,72 0,64 0,64 -0,20 0,22 0,17
Работают 2,45 2,39 1,97 1,93 1,74 0,92 1,02 0,04 0,45 0,57
Учатся и работают 2,32 2,21 1,79 1,51 1,67 0,89 0,91 0,02 0,54 0,63
Учащие граждане более дифференцированно воспринимают идеального политика, выводят на третье по значимости место его харизматичность, понижая, по сравнению с остальными категориями респондентов, требования к его нравственности и саморегуляции, при этом ниже, чем все остальные, оценивают типичного политика. Подобное восприятие власти тесно связано с возрастом респондентов, поскольку неработающие - это лица пенсионного возраста, а учащиеся - это студенты высших и среднеспециальных учебных заведений. Для занятых в народном хозяйстве граждан характерен больший разброс в оценках типичного политика. Требования к идеальному политику
более жесткие у работающих граждан, учащие и работающие граждане несколько более снисходительны в требованиях к нравственности, сдержанности и харизматичности идеального политика. По-видимому, активная трудовая деятельность, с одной стороны, снижает возможность быть включенным в политику, с другой стороны, дает возможность рассматривать политику как вид деятельности, преуспевание в котором требует выраженных положительных профессиональных и волевых характеристик.
Выраженность компонентов образов идеального и типичного политических лидеров в зависимости от возрастных особенностей электората представлены в таблице 4.
Таблица 4
Выраженность компонентов образов идеального и типичного политических лидеров в зависимости от возраста электората, средние значения
Уровень занятости электората Компоненты образа идеального политического лидера Компоненты образа типичного политического лидера
Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние
18-22 года 2,29 2,17 1,64 1,55 1,65 0,83 0,80 0,09 0,41 0,46
23-29 лет 2,36 2,34 1,86 1,67 1,71 0,75 0,88 -0,13 0,47 0,46
30-39 лет 2,44 2,35 1,89 1,99 1,67 0,63 0,66 -0,29 0,38 0,20
40-49 лет 2,39 2,35 1,99 1,84 1,80 0,82 1,03 -0,18 0,19 0,51
50-59 лет 2,54 2,40 2,07 2,04 1,89 1,34 1,20 0,36 0,71 0,84
60 и более лет 2,52 2,40 2,14 2,21 1,94 0,80 1,05 0,25 0,42 0,50
Восприятие идеального политика молодежью в возрасте 18-22 лет более дифференцировано: профессиональные и волевые характеристики оказываются значимо более важными, чем нравственные, регулятивные и аттрактивные. С возрастом респондентов растут их требования по всем параметрам к идеальной власти, а также более позитивно оцениваются профессионализм и волевые качества носителей настоящей власти. Максимально высокие требования к идеальному политику предъявляют лица старше 50 лет, они же и более позитивно оценивают типичного политика, отмечая при этом средне выраженный профессионализм и волевые характеристики, признавая за политиком качества, необходимые для того, чтобы добиться данного статуса. При высокой согласованности оценок идеального политика у респондентов разного возраста, наблюдаются различия в оценке типичного. Так его нравственные характеристики оцениваются негативно лицами в возрасте 23-49 лет, 30-39-летние оце-
Выраженность компонентов образов идеа^ в зависимости от уровня образова
нивают профессиональную компетентность и волевые характеристики типичного политика ниже остальных респондентов, 40-49-летние личное обаяние политика воспринимают более позитивно по сравнению с более молодыми гражданами. Возможно, данный факт может быть объяснен тем, что 23-49-летние - это та категория граждан, которая реализует активную трудовую деятельность, являющуюся основным источником дохода и выступающую как важный фактор их социально-психологического благополучия, и настоящая власть и ее носители воспринимаются как источники, если не препятствующие этому благополучию, то, по крайней мере, не направленные на его повышение.
Наиболее высокие требования к личности идеального политика предъявляют граждане с оконченным образованием как со среднеспециальным, так и с высшим, они же дают более согласованные оценки, граждане с незавершенным образованием демонстрируют больший разброс оценок (табл. 5).
Таблица 5 пьного и типичного политических лидеров ния электората, средние значения
Уровень образования электората Компоненты образа идеального политического лидера Компоненты образа типичного политического лидера
Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние
Незаконченное среднеспециальное 2,08 2,08 1,78 1,26 1,60 0,61 0,48 0,29 0,23 0,28
Среднеспециальное 2,36 2,24 1,96 1,82 1,81 0,91 0,94 0,21 0,50 0,62
Незаконченное высшее 2,36 2,27 1,70 1,69 1,68 0,79 0,85 -0,14 0,37 0,43
Высшее 2,48 2,41 1,97 1,99 1,79 0,89 1,00 -0,08 0,44 0,47
Лица с незаконченным высшим и высшим образованием более категоричны в оценках типичного политика, признавая за ним средне выраженный профессионализм и волевые характеристики, негативно оценивая моральнонравственные. Граждане с незаконченным среднеспециальным образованием наиболее индифферентны по отношению к типичному политику, наделяя его очень слабо выраженными, но в целом положительными характеристиками. Более позитивно по всем параметрам типичного политика воспринимают граждане со среднеспециальным образованием. По-
видимому, высшее образование формирует большую критичность в оценках власти, а законченность образования, так как в нашем исследовании оно тесно связано с занятостью, позволяет признавать за типичным политиком профессиональные и волевые характеристики.
Лица с разным социально-профессиональным статусом демонстрируют высокое сходство в оценках идеального политика, повторяя характерные для выборки в целом тенденции (табл. 6). Однако более требовательными к личности идеального политика оказываются служащие, домохозяйки и пенсионеры. Причи-
ны данных оценок различны: для пенсионеров общественную и тем более политическую
и служащих - это ожидание заботы и поддерж- жизнь страны порождает более категоричные и
ки, для домохозяек - низкая вовлеченность в нереально высокие требования.
Таблица 6
Выраженность компонентов образов идеального и типичного политических лидеров в зависимости от социально-профессионального статуса электората, средние значения
Социально-профессиональный статус Компоненты образа идеального политического лидера Компоненты образа типичного политического лидера
Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние Культурность Сила Порядочность Сдержанность Личное обаяние
Руководители 2,45 2,29 1,81 1,84 1,81 0,88 1,02 -0,05 0,21 0,34
Специалисты 2,40 2,35 1,90 1,88 1,61 0,60 0,67 -0,26 0,42 0,38
Служащие 2,49 2,39 2,09 1,88 1,84 1,01 1,12 -0,07 0,37 0,59
Рабочие 2,32 2,35 1,85 1,71 1,74 1,18 1,17 0,40 0,68 1,00
Пенсионеры 2,49 2,42 2,09 2,17 1,90 1,13 1,22 0,42 0,69 0,74
Домохозяйки 2,56 2,40 2,06 2,12 2,17 0,14 0,37 -0,54 0,23 -0,46
Студенты 2,29 2,15 1,63 1,58 1,62 0,69 0,65 -0,11 0,30 0,24
Большая дифференциация оценок в зависимости от социально-профессионального статуса наблюдается в отношении компонентов образа типичного политика: служащие, рабочие и пенсионеры более позитивно воспринимают представителей настоящей власти, несколько ниже типичного политика оценивают руководители, более категоричны и негативны в оценках, особенно в отношении нравственности, специалисты, домохозяйки и студенты. Подобное восприятие настоящей политической власти, возможно, объясняется тем, что социальнопрофессиональный статус респондентов не имеет непосредственной связи с уровнем дохода и, в свою очередь, с адаптацией к современной социально-экономической и культурнополитической реальности; поскольку с одной стороны лица, не занятые в народном хозяйстве (домохозяйки и студенты), показывают низкий интерес к политике, а специалисты, люди с высшим образованием, не всегда получают достойную оплату своего труда, и в своем положении обвиняют настоящую власть. Руководители и индивидуальные предприниматели, как правило, лица с высоким уровнем дохода, рассматривают политику как сферу деятельности, для успеха в которой важны лидерские качества, и признают их за настоящими полити-
ками. Складывается впечатление, что для руководителей хороший типичный политик - это тот, кто не вмешивается или, по крайней мере, не мешает их деятельности.
На заключительном этапе исследования мы определяли влияние социально-демографических характеристик электората на составляющие образов идеального и типичного политических лидеров, результаты однофакторного дисперсионного анализа представлены на рисунке.
Обнаружено влияние принадлежности респондентов к тому или иному полу только в отношении образа идеального политического лидера. Женщины значимо выше оценивают идеального политика по всем выделенным факторам: талантливая культурность (Б = 22,708, при р = 0,000), сила (Б = 8,800, при р = 0,003), порядочность (Б = 8,770, при р = 0,003), сдержанность (Б = 12,322, при р = 0,001), личное обаяние (Б = 17,156, при р = 0,000). По-видимому, данное явление обусловлено тем, что женщины более консервативны в оценках политических лидеров, и поскольку в абсолютном большинстве случаев в качестве политических лидеров выступают мужчины, то этот факт может также повышать требовательность женщин к идеальному политику.
Образ идеального политического лидера
Талантливая
культурность
Сила
Бесхитростная
порядочность
Сдержанност
Личное
обаяние
ДОХОД )
Образ типичного политического лидера
Талантливая
культурность
Сила
Бесхитростная
порядочность
Сдержанность
Личное
обаяние
Влияние социально-демографических характеристик на составляющие образов политических лидеров Примечание:
влияние значимо при р < 0,001; 4 - при р < 0,01; 4
- при р < 0,05.
Обнаружено влияние принадлежности респондентов к тому или иному возрасту в отношении таких составляющих образа идеального политического лидера, как сила (Б = 2,458, при р = 0,033), порядочность (Б = 4,858, при р = 0,000), сдержанность (Б = 6,939, при р = 0,000), реального политического лидера -талантливая культурность (Б = 2,240, при р = 0,05). С возрастом респондентов значимо повышаются требования к обозначенным выше характеристикам идеального политического лидера. Наше исследование подтверждает выявленные ранее закономерности о более категоричной оценке политических лидеров более старшим поколением. Однако в отношении представлений о культурности типичного политического лидера такой тенденции не наблюдается. Хотя профессионализм типичного политика всеми респондентами оценивается достаточно низко, только для респондентов 50-59-летнего возраста характерна более высокая оценка типичного политика по данному параметру. По всем остальным составляющим образов как идеального, так и типичного политического лидера влияния возраста выявлено не было.
Влияние образования на составляющие образа идеального политика обнаружено в от-
ношении таких составляющих образов идеального политического лидера, как порядочность (Б = 2,974, при р = 0,032) и сдержанность (Б = 7,494, при р = 0,000). Наблюдается повышение требований в отношении волевой регуляции и готовности нести ответственность с ростом образования респондентов, при этом наименее высокие требования предъявляют студенты с незаконченным среднеспециальным образованием. К порядочности политика значимо более требовательны лица с законченным как среднеспециальным, так и с высшим образованием. Влияние образования на составляющие образа типичного политического лидера не обнаружено.
Влияние социально-профессиональной принадлежности на требования к идеальному политическому лидеру обнаружено в отношении таких составляющих образа, как порядочность (Б = 2,510, при р = 0,022), сдержанность (Б = 3,491, при р = 0,002), личное обаяние (Б = 2,206, при р = 0,042), типичного политического лидера - талантливая культурность (Б = 2,202, при р = 0,042), сила (Б = 2,699, при р = 0,014), личное обаяние (Б = 4,413, при р = 0,000). Наименее высокие требования к личности идеального политического лидера по
всем параметрам предъявляют студенты, а наиболее высокие - домохозяйки. Порядочность идеального политика больше всего важна для служащих, пенсионеров и домохозяек, сдержанность, по сравнению с другими категориями респондентов, более значима для пенсионеров. Относительно типичного политика наблюдается прямо противоположная тенденция: наименее низкие оценки по обозначенным параметрам, особенно нравственным характеристикам, приписываются типичному политику домохозяйками, студенты также невысоко воспринимают типичного политика и более положительные оценки типичному политику дают служащие, рабочие и пенсионеры. Полагаем, что в данном случае подобная тенденция, обусловлена, с одной стороны, достаточно низким интересом домохозяек и студентов к политике, с другой стороны, данная категория граждан не занята в сфере материального и духовного производства, экономически зависима, в связи с этим менее социально защищена и более категорична в своих оценках.
Занятость электората также оказывает влияние на образы политических лидеров, причем только в отношении ожиданий к идеальному политику. Значимое влияние обнаружено на следующие компоненты образа идеального политического лидера: сила (Б = 3,365, при
р = 0,019), порядочность (Б = 4,768, при р = 0,003), сдержанность (Б = 8,047, при р = 0,000) и личное обаяние (Б = 3,669, при р = 0,013). Наиболее высокие требования ко всем обозначенным выше параметрам предъявляют люди неработающие, при этом чем выше занятость субъектов, тем менее высокие требования они предъявляют к личности идеального политика. Исключение составляют работающие граждане, которые волевые характеристики идеального политика оценивают так же высоко, как и неработающие, только для учащихся субъектов порядочность политика имеет значимо меньшее значение по сравнению с другими категориями граждан.
Достаточно неожиданным результатом нашего исследования выступило отсутствие влияния уровня дохода на ожидания в отношении личности идеального политического лидера и представлений о типичном политике. Несмотря на то, что данный фактор выделяется
исследователями как один из наиболее значимых, отсутствие влияния можно объяснить, во-первых, подтверждением факта снижения роли данной характеристики, во-вторых, для российского электората данный фактор оказывает влияние не столько сам по себе, сколько взаимодействуя с другими - возрастом, социальнопрофессиональным статусом.
Проведенное исследование влияния социально-демографических особенностей электората на компоненты образов идеального и типичного политических лидеров позволило сделать следующие выводы:
1. Социально-демографические особенности электората в значительно большей степени определяют требования к идеальному политическому лидеру. При этом данные особенности обладают большей предсказательной силой в отношении морально-нравственных характеристик идеального политика.
2. Принадлежность к женскому полу, более старшему возрасту, обладание более высоким уровнем образования ведет к повышению требовательности к качествам идеального политического лидера.
3. Влияние профессионального статуса в отношении образов политических лидеров характеризуется противоположными тенденциями: более требовательны к идеальному и менее позитивно оценивают типичного граждане, не занятые в народном хозяйстве
4. Повышение уровня занятости понижает ожидания относительно особенностей идеального политического лидера.
5. Непосредственное влияние уровня дохода на ожидания в отношении личности идеального политического лидера и представлений о типичном политике не обнаружено.
1. Голосов Г. В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. - 1997. - № 4. -С. 44-48.
2. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. - М. : Новая школа, 1996. - 352 с.
3. Дубов И. Г., Пантелеев С. Р. Восприятие политического лидера // Психологический журнал. -
1993. - Т. 13. - № 6. - С. 3-13.
4. Егорова-Гэнтман Е. В. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. - М. : ЦПК «Николо М». 1994. - 254 с.
5. Калинин К. О. Социетальные размежевания и электоральное поведение в России (1993-
2003 гг.) // Общественные науки и современность. - 2006. - № 5. - С. 35-49.
6. Кальченко А. Г. О некоторых подходах к анализу электорального поведения: проблема рационализации выбора // Вызовы современности и философия : материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский Славянский университет/ под общ. ред. И. И. Ивановой. - Бишкек, 2004.
- С. 244-252.
7. Образы власти в постсоветской России / под ред. Е. Б. Шестопал. - М. : Алетейа, 2004. - 536 с.
8. Первый электоральный цикл в России (19931996) / общ. ред. В. Я. Гельман, Г. В. Голосов, Е. Ю. Мелешкина. - М. : Весь Мир, 2000. - 325 с.
9. Петренко В. Ф., Митина О. В. Отношение граждан России к реформам и типология политических установок // Психологический журнал. -1997. - Т. 18. - № 5. - С. 31-62.
10. Петухов В. Массовые ценности, политическая ориентация и взаимоотношения с властью российских избирателей // Новое поколение. -1999. - № 2. - Т. 4. - С. 14-27.
11. Преснякова Л. А. Структура личностного восприятия политической власти // Полис. Политические исследования. - 2000. - № 4. - С. 135-140.
12. Психология восприятия власти / под ред. Е. Б. Шестопал. - М. : Социально-политическая МЫСЛЬ, 2002. - 244 с. - (Серия «Научные доклады», выпуск 1).
13. Пушкарева Г. В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели // Полис. - 2003. - № 3. - С. 120-129.
14. Страхов А. П. Изучение электорального поведения россиян: социокультурный подход // Полис. Политические исследования. - 2000. -№ 3. - С. 90-96.
15. Терещенко А. Г. С. Липсет о социальных ос-
новах политического поведения избирателя // Социально-политический журнал. - 1996. -
№ 4. - С. 178-192.
16. Трубецкой А. Ю. Категория репутации в социально-политической коммуникации : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 48 с.
17. Холодковский К. Г. Социальные корни идейно-политической дифференциации российского общества // Полис. Политические исследования. - 1998. - № 3. - С. 74-97.
18. Эванс Дж., Уайтфилд С. Социально-классовый фактор политического поведения россиян // Социологические исследования. - 2000. - № 2.
- С. 39-50.
19. Campbell A. et. al. The American Voter. - N.Y., 1960.
20. Downs A. An Economic Theory of Democracy. -N.Y., 1957.
21. Eysenk H. J. Primary Social Attitudes to Social Class and Political Party // The British Journal of Sociology. - 1981. - № 2.
22. Fiorina M. Retrospective Voting in American National Elections. - New Haven and London: Yale University Press, 1981.
23. Lipset S. M., Rokkan S. (eds) Party System and Voter Alignements. - N.Y., 1967.