Научная статья на тему 'Ценность дружбы в жизни современного подростка'

Ценность дружбы в жизни современного подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2956
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДРУЖБА / ОБЩЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминцева Наталья Сергеевна

В статье рассматривается ценность дружбы и роль общения в жизни современного подростка. В качестве метода исследования было выбрано письменное анкетирование. Произведено сравнение данных анкетирования учащихся, которые входят и тех, кто не состоит в составе детского объединения школьного лесничества «Лесная страна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценность дружбы в жизни современного подростка»

Таблица 1

Уровень положительных оценок и итоги посещаемости (%)

Модуль Первая группа Вторая группа

Положительные оценки % Посещаемость% Положительные оценки % Посещаемость%

Первый 85 89 60 73

Второй 54 91 79 71

В ходе исследования итоги посещаемости первой группы студентов, посещавших лекции с преподавателем составили 89% из всей группы, уровень положительных оценок во время первого модуля -85%. Вторая группа студентов, посещавших интернет-класс набрала 60% положительных оценок и посещаемость составила 73%. После первого модуля, когда исследуемые группы поменялись местами, сложилась следующая картина: посещаемость интернет-класса у первой группы составила 91% при уровне положительных оценок во время второго модуля 54%, посещаемость аудитории с преподавателем у второй группы составила 71% при результатах положительных оценок ко второму модулю 79%.

По результатам анонимного анкетирования, (где обе группы брались за 100%) 65% студентов указали положительным моментом удобство посещения интернет-класса в удобное время, 25% честно указали, что не смотрели видеолекции, 76% указали недостатком невозможность задать интересующий вопрос на определенных моментах при просмотре видеолекций. Так же 78% студентов выбрали наиболее оптимальным посещение лекций с преподавателем, 22% выбрали оптимальным посещение интернет класса с курсом видеолекций.

Выводы: по результатам исследования можно сделать вывод о том, что наиболее оптимальным можно считать дачу лекционного материала непосредственно преподавателем в аудитории. В пользу данного вывода свидельствуют уровни положительных отметок при работе с такой методикой, а так же результаты анонимного анкетирования. Курс видеолекций можно вводить в качестве ознакомительных моментов и вводных курсов, в качестве домашнего задания для повторения основного материала. Список использованной литературы:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977.-381 с.

2. Давыденко Т. М., Пересыпкин А. П., Верзунова Л. В. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - N 2.

3. Клейман Ж.Л., Париева Т.М., Трущенко И.Н. Стиль педагогического общения как составляющая педагогической деятельности

4. Солянкина Л. Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде // Известия ВГПУ. - 2011 - N 1

5. Юрьева Л.А., Юрьева В.В.Социльно-психологический климат и межличностные конфликты в педагогическом коллективе

© Филин Д. В., 2016

УДК 373

Фоминцева Наталья Сергеевна

МБОУ СОШ №25 (г.Чита) E-mail: [email protected]

ЦЕННОСТЬ ДРУЖБЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Аннотация

В статье рассматривается ценность дружбы и роль общения в жизни современного подростка.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

В качестве метода исследования было выбрано письменное анкетирование. Произведено сравнение данных анкетирования учащихся, которые входят и тех, кто не состоит в составе детского объединения школьного лесничества «Лесная страна».

Ключевые слова

дружба, общение, ценностные ориентации.

Введение.

В современном обществе происходят социально-экономические и технологические преобразования, изменяются ценности и «формат» общения, наряду с реальным общением, широко распространяется общение виртуальное. А. Маслоу говорит о том, что общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека [1]. В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью [2]. В ФГОС ООО общению и сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми уделяется большое внимание [3]. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Е.О. Смирновой, И.С. Кона, Э.Эриксона и др. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Определение понятия дружба рассматривается многими философами и психологами, но в своей работе под дружбой мы понимаем особую форму межличностных взаимодействий, которая характеризуется индивидуально-выборочным отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств [4].

Формулировка цели статьи.

Нами было проведено исследование, целью которого было определение ценности дружбы в жизни у подростков 6-х и 8-х классов на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы №25 г. Читы.

Изложение основного материала статьи.

В качестве метода исследования был выбран социологический опрос школьников посредством письменного анкетирования. База исследования - МБОУ СОШ №25 (г. Чита). В опросе приняли участие 153 школьника 6-х и 8-х классов, из них 108 обучающихся - 6 А, 6 Б, 8 А и 8 Б классов, которые состоят в детском объединении школьного лесничества «Лесная страна», 45 обучающихся - 6 В и 6 Г классов не входят в состав детского объединения. Такая дифференциация не случайна. Она обусловлена тем, что подростки, занимающиеся внеурочной деятельностью в детском объединении под руководством педагогов дополнительного образования, проводят больше времени в общении со своими одноклассниками, чем те школьники, которые общаются со своими одноклассниками только в процессе учебной деятельности. Таким образом, мы можем сделать предположение, что участники детского объединения школьного лесничества «Лесная страна» ценят дружбу и наличие верных друзей в своих классах больше, чем те, кто не состоит в объединении.

Для того, чтобы определить какое место занимает ценность дружбы у подростков была использована методика М.Рокича. В данной методике предлагается список ценностей, которые необходимо проранжировать по степени важности.

Количественный анализ полученных данных показал, что в ответах школьниках по определению ценности дружбы не наблюдается существенная разница, в зависимости от принадлежности к детскому объединению. Для наглядности на рис. 1 отображены полученные данные.

Рисунок 1 - Гистограмма, отражающая отношение школьников к ценностям.

Мы выделили список наиболее значимых ценностей. Первое место у всех респондентов занимает благополучие семьи, ведь семья является основой любого общества. Второе место - здоровье, бесценное достояние каждого человека. Третье место у респондентов из 6-х классов занимает дружба, у восьмиклассников - комфортная жизнь, а дружба у них занимает четвертое место.

Таким образом, можно сделать вывод, что дружба занимает одну из прочных позиций в системе ценностей современного подростка, но данного анализа недостаточно для подтверждения нашей гипотезы.

Для того, чтобы исследовать взаимосвязь зависимости дружбы в коллективах учеников, которые состоят в детском объединении школьного лесничества «Лесная страна», от тех, которые в состав объединения не входят, ученикам было предложено ответить на вопросы анкеты.

На рис. 2 представлен результат ответов на вопрос: «Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса

и ты, жили бы недалеко друг от друга?»

6 А, 6 6 ¡д=............................................................................................................................................................................

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

□ Мне все равно ■ Нет ШДа

Рисунок 2 - Гистограмма, отражающая результат ответов на вопрос: «Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?»

Анализ ответов говорит о том, что ребята, состоящие в детском объединении школьного лесничества «Лесная страна» больше бы хотели жить неподалеку от своих одноклассников, чтобы иметь возможность чаще видеться во внеурочное время.

На рис.3 представлена гистограмма анализа ответов на вопрос «Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?»

Рисунок 3 - Гистограмма, отражающая результат ответов на вопрос: «Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?»

Ответы показывают, что ученики, входящие в состав школьного лесничества «Лесная страна» могут рассказать об увлечениях своих одноклассников, в то время как дети из других классов знают друг о друге меньше.

На рис.4 представлена гистограмма, отражающая результаты ответов детей на вопрос: «Оцени, насколько дружный у вас класс».

Рисунок 4 - Гистограмма, отражающая результат ответов на вопрос: «Оцени, насколько дружный у вас класс».

Большинство ребят отметили, что их классные коллективы дружные. Кроме того несколько ребят, которые входят в состав объединения «Лесная страна» указали, что их коллектив очень дружный. Данное обстоятельство может указывать на то, что участие в совместной внеурочной деятельности способствует улучшению общения, делает ребят ближе, они узнают больше информации друг о друге, становясь друзьями. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием групповых товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

Основываясь на результатах данного исследования, можно сделать вывод, что дети, водящие в состав детского объединения «Лесная Страна» знают друг о друге больше, чем классы, которые не входят в объединение; считают свой коллектив дружным, так как проводят больше времени вместе, вовлекаясь в различные мероприятия, связанные с внеурочной деятельностью. Ученики, которые не состоят в «Лесной Стране» или меньше принимают участие в жизни объединения, хуже знают свой коллектив и

одноклассников, но, тем не менее, желают находиться недалеко от них, проводить с одноклассниками свободное время, чтобы иметь возможность общаться.

Эта работа может явиться базой для дальнейших исследований, посвященных выявлению форм и методов организации работы по формированию ценностных ориентаций у детей. Также, знания о том, что является ценным для современного подростка, могут быть очень полезны работникам сферы образования и родителям.

Список использовнной литературы

1. Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.

2. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.

3. Текст ФГОС ООО интернет-ресурс.

4. Кордуэлл, М. Психология А - Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл. - М.: ФАИРПРЕСС, 2000. - 448 с.

© Фоминцева Н.С., 2016

УДК 37

Ханевская Галина Валентиновна доцент РГППУ, г. Екатеринбург Е-шай: Ьапеу8кауа [email protected]

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

Аннотация

В этой статье показана роль социального аспекта физической культуры, направленная на формирование здорового образа жизни, среди всех слоев населения.

Ключевые слова

Социальный аспект, активный образ жизни, здоровье, физические упражнения.

Здоровый и активный образ жизни, формирование соответствующих ценностей, укрепление здоровья молодого и оздоровление старшего поколения - такие задачи ставит правительство Российской Федерации для перспективного развития нашей страны. Далее будет рассмотрено, какова же роль социального аспекта в достижении этой цели.

В первую очередь, стоит отметить, что сама цель построить крепкое и здоровое общество является социальной. Для этого в настоящий момент в Российской Федерации, как на государственном уровне, так и благодаря работе различных организаций, принимаются действия, позволяющие сделать занятия спортом доступными различным категориям граждан, вне зависимости от их достатка, возраста или наличия инвалидности. Для детей это дворовые площадки, спортивные секции, занятия в садиках, затем обязательные уроки физкультуры в школах. Для молодых людей более старшего возраста продолжение занятий как в школах, так и в вузах, а также возможность пробиться в спортивные городские команды, выступать на все более престижных соревнованиях. Для людей, окончивших образовательные учреждения, это самостоятельные свободные занятия спортом, участие в спортивных акциях и праздниках, занятия в фитнес-центрах. Для людей старшего поколения - различные организации и волонтеры организовывают клубы, где они могли бы заниматься физическими упражнениями соответствующими их возрасту. Вместе с этим существуют организации, занимающиеся спортивной подготовкой людей с ограниченными возможностями. При достижении высоких результатов у них также есть возможность участвовать в международных соревнованиях. Люди с ограниченными возможностями производят достаточно сильное впечатление на молодое поколение, создавая сильную мотивацию для занятий спортом. Суть мотивации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.