Научная статья на тему 'Песочная терапия как метод художественно-эстетического развития детей с ограничеными возможностями здоровья'

Песочная терапия как метод художественно-эстетического развития детей с ограничеными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1058
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисова Мария Юрьевна

В данной статье рассмотрена актуальность такого метода арт-терапии, как песочная терапия для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод можно использовать как для организации непосредственно-образовательной деятельности, также как метод релаксации детей с ОВЗ в период адаптации и в режимных моментах в повседневной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Песочная терапия как метод художественно-эстетического развития детей с ограничеными возможностями здоровья»

2016. № 4.

7. Бен Е. А. Некоторые особенности фасилитации в работе педагога по физической культуре // Научные основы современного прогресса : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.174-176.

8. Соснина А. О. Педагогическая фасилитация как категория профессионально-педагогического знания // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.243-245.

9. Сидоров А. О. Фасилитация в конструктах педагогики развития // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.142-144.

© Топакова В. В., 2016

УДК 373.24

Фетисова Мария Юрьевна

Старший воспитатель ГБОУ ООШ № 18 г.Новокуйбышевска структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» г.Новокуйбышевск Самарской области

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрена актуальность такого метода арт-терапии, как песочная терапия для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод можно использовать как для организации непосредственно-образовательной деятельности, также как метод релаксации детей с ОВЗ в период адаптации и в режимных моментах в повседневной деятельности.

Ключевые слова

Арт-терапия, песочная терапия, кинетический песок, ограниченные возможности здоровья

Внутренний мир ребенка очень сложен и велик. Взрослые прикладывают немало усилий, чтобы услышать ребенка, почувствовать его проблемы, помочь раскрыть внутренний мир, найти себя в этом огромном мире.

Говоря же о ребенке с ограниченными возможностями здоровья, нужно помнить и о таком важном аспекте, как бережная забота о его здоровье.

Применение методик и технологий художественно-эстетической направленности всегда придавало положительную окраску процессам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно искусство является основным средством, которое способно решить целый ряд проблем в развитии детей с ОВЗ.

Одним из направлений в системе психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ является арт-педагогика и арт-терапия.

Основной целью арт-педагогики является художественное развитие детей с ОВЗ, их социальная адаптация средствами культуры. Арт-терапии - гармонизация психологического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Существует много видов арт-терапии - музыкотерапия, имаготерапия (театрализация), фототерапия, игровая терапия, изотерапия, библиотерапия и множество других.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, в том числе методов арт-терапии, ориентированы на решение эмоционально-волевых проблем ребенка, формирование позитивной самооценки ребенка с ОВЗ, в первую очередь с речевыми нарушениями, в работе с которыми пристальное внимание следует обратить на развитие тонких движений пальцев, ведь для детей с речевыми нарушениями очень важна взаимосвязь речевой и моторной деятельности.

Доказано, что мысль и глаз двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, большое внимание следует уделить тренировке рук, что будет мощным стимулом для развития головного мозга.

Подробнее хотелось бы остановиться на таком направлении арт-терапии как песочная терапия, которое становится популярным в последнее время благодаря такому изобретению современных химиков как кинетический песок, который носит много названий - живой, космический, мокрый. Но как бы не назывался этот продукт, ценность его неоспорима.

Это очень необычный материал, созданный в 2013 году в Швеции, на 98% состоит из чистого кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Он не вызывает аллергии, легко собирается с поверхности, оставляя ее чистой. Все эти свойства позволяют активно использовать его в образовательной деятельности как дома, так и в детском саду.

Количество игр и упражнения с песком безграничны, все они вызывают неподдельный интерес ребенка, позволяют повысить эффективность занятий.

В нашем детском саду мы начали внедрять метод песочной арт-терапии и хотели бы поделиться наиболее интересными и эффективными методами организации деятельности с живым песком.

Знакомство с этим удивительным материалом мы начинаем еще в группах раннего возраста во время проведения непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с веществами и материалами. Малыши знакомятся со свойствами песка, разглаживают его, рисуют пальчиками закорючки, лепят и разрушают свои комочки. Помимо общего положительного фона, эти занятия позволяют изучить цвет, форму, величину. Кроме формочек используются пластиковые стаканчики, ячные контейнеры, футляры от яиц с сюрпризом и другой бросовый материал.

Для ребят постарше воспитатели совместно с родителями изготовляют формочки в форме цифр, детям очень нравятся такие игры и они быстро и с удовольствием запоминают названия и обозначения цифр.

В песке можно прятать предметы и играть по принципу «Волшебного мешочка», выделять основные признаки предметов, чувствовать пальцами разницу, развивая тем самым тактильные ощущения. В песке можно зарыть клад пиратов, и на песке же нарисовать карту сокровищ.

Замечательная игра по изготовлению отпечатков фигур на песке. Можно почувствовать себя археологами, смастерив отпечаток фигурки динозавра на песчаном камушке. Можно сделать следы животных и определять, кому они принадлежат. Либо по принципу игры «Мемори» изготовить по паре одинаковых отпечатков, запомнить их расположение, перевернуть и отгадывать месторасположение двух одинаковых.

Рисование на песке тоже может быть различным. Можно нарисовать тропинку. Это, простое на первый взгляд задание часто вызывает у детей затруднение, так как должен быть определенный нажим и положение пальца. Но данное упражнение очень полезно для развития моторики.

Для детей с нарушением речи можно вылепить из песка «язычок» из различных логопедических упражнений («Горка», «Чашечка» и т.д.) и повторить эту форму уже собственным языком.

Занятия с логопедом можно превратить в увлекательную игру, если слова, которые нужно разделить слоги, будут написаны не в тетради, а на песке, и вместо ручки использовать палочку или пальчик.

Любая ролевая игра будет интереснее с живым песком. Из него можно сделать огород и посадить пластиковые овощи, можно построить автостраду, или сварить суп.

Все это только малая доля тех игр и упражнений, которые Вы можете использовать со своими детьми. Но, безусловно, на занятиях с песком нет скуки и монотонности, каждая игра как открытие, которая принесет радость и пользу в освоении обыденных вещей волшебным образом.

Список использованной литературы:

1. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А.Сакович. - СПб.: Речь, 2006.

2. Эль, Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г.Н.Эль. - СПб.: Речь, 2010.

© Фетисова М.Ю., 2016

УДК 373

Фоминцева Наталья Сергеевна

Учитель, МБОУ СОШ №25 (г.Чита) E-mail: nata-fominceva@yandex.ru

ЦЕННОСТЬ ДРУЖБЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Аннотация

В статье рассматривается ценность дружбы и роль общения в жизни современного подростка. В качестве метода исследования было выбрано письменное анкетирование. Произведено сравнение данных анкетирования учащихся, которые входят и тех, кто не состоит в составе детского объединения школьного лесничества «Лесная страна».

Ключевые слова:

дружба, общение, ценностные ориентации.

Введение. В современном обществе происходят социально-экономические и технологические преобразования, изменяются ценности и «формат» общения, наряду с реальным общением, широко распространяется общение виртуальное. А. Маслоу говорит о том, что общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека [1]. В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью [2]. В ФГОС ООО общению и сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми уделяется большое внимание [3]. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Е.О. Смирновой, И.С. Кона, Э.Эриксона и др. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Определение понятия дружба рассматривается многими философами и психологами, но в своей работе под дружбой мы понимаем особую форму межличностных взаимодействий, которая характеризуется индивидуально-выборочным отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.