Научная статья на тему 'Возможности уточнения категории «Фасилитация» в структуре изучения основ теоретической педагогики педагогами-бакалаврами'

Возможности уточнения категории «Фасилитация» в структуре изучения основ теоретической педагогики педагогами-бакалаврами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топакова Валерия Валерьевна

В статье рассматриваются возможности уточнения категории «фасилитация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика», определяются широкий, узки, локальный и унифицированный смыслы детерминации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности уточнения категории «Фасилитация» в структуре изучения основ теоретической педагогики педагогами-бакалаврами»

ОК-1

(Ж-Ч

OK 2

OK 8

OK 3

■2.90%

OK 7

OK-4

42.90%

OK б

OK 5

Рисунок 1 - Доля тем в формировании ОК в ходе изучения географии

Таким образом, при организации обучения географии в рамках системы СПО возможно учитывать не только требования ФГОС СОО, но и ориентироваться на формирование общих компетенций с целью обеспечения преемственности двух стандартов. Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки России от 17.05.2012 г. №413, (ред. от 29.12.2014).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 683 от 02.08.2013 г. и зарегистрированного Министерством юстиции России, регистрационный номер № 17241 от 17.05.2010.

3. Олейникова, О.Н. Модернизация СПО: европейская версия / О.Н. Олейникова // Аккредитация в образовании. - 2011. - № 7. - 25 - 28.

Топакова Валерия Валерьевна,

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ФАСИЛИТАЦИЯ» В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГАМИ-БАКАЛАВРАМИ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности уточнения категории «фасилитация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика», определяются широкий, узки, локальный и унифицированный смыслы детерминации.

© Солонец И.В., 2016

УДК 378.1; 371.3

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Фасилитация, педагогическая методология, культура самостоятельной работы, педагогическое

моделирование.

Категория «фасилитация» - одна из наиболее поздних или точнее сказать молодых категорий современной педагогики. Использование фасилитации как продукта и ресурса развития системы образования [1-9] определено учетом возрастосообразности личности, условий нормального распределения способностей выборки обучающихся, гарантией личности в получении качественного образования в интересах человека и государства.

Определим конструкт «фасилитация» в системе многомерного педагогического моделирования, выделив широкий, узкий, унифицированный и локальный смыслы.

Фасилитация в широком смысле - педагогический конструкт, определяющий возможность упрощения дидактического, гносеологического и профессионально-педагогического материала в соответствии с условиями и возможностями развития личности, обеспечивающий качественное решение детерминируемых задач и условий развития личности и системы образования в целом.

Фасилитация в узком смысле - процесс формирования взглядов и ресурсов на упрощение моделей познания и визуализации изучаемых явлений и определяемых конструктов, обеспечивающих качественное усвоение дидактического материала в системе компетенций, способов решения задач и возможности целостного развития личности как ценности и уникального продукта всех преобразований в антропосреде.

Фасилитация в унифицированном смысле - процесс персонифицированного упрощения решения детерминируемой задачи в иерархии смыслов, ценностей, условий и возможностей развития личности, включенной в систему непрерывного образования.

Фасилитация в локальном смысле - процедура локального упрощения материала в соответствии с условиями развития личности в модели социальных отношений, определяемых в способности качественно оценить ситуацию выбора и оптимально принять решение детерминируемых задач и проблем в модели «хочу - могу - надо - есть».

Фасилитация определяет возможности облегчения практики решения задач как субъектом образования, так и группой обучающихся. Теория и практика упрощения дидактического материала, определяемая в соответствии с потребностями и возможностями личности и общества, - уникальная самоорганизующаяся система, качество которой контролируется. Мониторинг возможности оценки и оптимизации модели профессиональной деятельности педагога в ситуативном решении задач фасилитации предопределяет формирование профессионального мастерства и гибкости определяемых и решаемых задач развития личности в системе образования, что является вышей ступенью сформированности культуры профессиональной деятельности и культуры самостоятельной работы личности. Список использованной литературы:

1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.

2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.

4. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.

5. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Проф. образование в России и за рубежом. 2016. № 1. С.152-156.

6. Зубанов В.П., Косоухов В.М., Свинаренко В.Г. Определение возможностей категории «фасилитация» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика.

2016. № 4.

7. Бен Е. А. Некоторые особенности фасилитации в работе педагога по физической культуре // Научные основы современного прогресса : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.174-176.

8. Соснина А. О. Педагогическая фасилитация как категория профессионально-педагогического знания // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.243-245.

9. Сидоров А. О. Фасилитация в конструктах педагогики развития // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.142-144.

© Топакова В. В., 2016

УДК 373.24

Фетисова Мария Юрьевна

Старший воспитатель ГБОУ ООШ № 18 г.Новокуйбышевска структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» г.Новокуйбышевск Самарской области

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрена актуальность такого метода арт-терапии, как песочная терапия для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод можно использовать как для организации непосредственно-образовательной деятельности, также как метод релаксации детей с ОВЗ в период адаптации и в режимных моментах в повседневной деятельности.

Ключевые слова

Арт-терапия, песочная терапия, кинетический песок, ограниченные возможности здоровья

Внутренний мир ребенка очень сложен и велик. Взрослые прикладывают немало усилий, чтобы услышать ребенка, почувствовать его проблемы, помочь раскрыть внутренний мир, найти себя в этом огромном мире.

Говоря же о ребенке с ограниченными возможностями здоровья, нужно помнить и о таком важном аспекте, как бережная забота о его здоровье.

Применение методик и технологий художественно-эстетической направленности всегда придавало положительную окраску процессам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно искусство является основным средством, которое способно решить целый ряд проблем в развитии детей с ОВЗ.

Одним из направлений в системе психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ является арт-педагогика и арт-терапия.

Основной целью арт-педагогики является художественное развитие детей с ОВЗ, их социальная адаптация средствами культуры. Арт-терапии - гармонизация психологического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.