Научная статья на тему 'Ценность дружбы в жизни современного подростка'

Ценность дружбы в жизни современного подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3801
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДРУЖБА / ОБЩЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминцева Наталья Сергеевна

В статье рассматривается ценность дружбы и роль общения в жизни современного подростка. В качестве метода исследования было выбрано письменное анкетирование. Произведено сравнение данных анкетирования учащихся, которые входят и тех, кто не состоит в составе детского объединения школьного лесничества «Лесная страна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценность дружбы в жизни современного подростка»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х

Любая ролевая игра будет интереснее с живым песком. Из него можно сделать огород и посадить пластиковые овощи, можно построить автостраду, или сварить суп.

Все это только малая доля тех игр и упражнений, которые Вы можете использовать со своими детьми. Но, безусловно, на занятиях с песком нет скуки и монотонности, каждая игра как открытие, которая принесет радость и пользу в освоении обыденных вещей волшебным образом.

Список использованной литературы:

1. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А.Сакович. - СПб.: Речь, 2006.

2. Эль, Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г.Н.Эль. - СПб.: Речь, 2010.

© Фетисова М.Ю., 2016

УДК 373

Фоминцева Наталья Сергеевна

Учитель, МБОУ СОШ №25 (г.Чита) E-mail: nata-fominceva@yandex.ru

ЦЕННОСТЬ ДРУЖБЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Аннотация

В статье рассматривается ценность дружбы и роль общения в жизни современного подростка. В качестве метода исследования было выбрано письменное анкетирование. Произведено сравнение данных анкетирования учащихся, которые входят и тех, кто не состоит в составе детского объединения школьного лесничества «Лесная страна».

Ключевые слова:

дружба, общение, ценностные ориентации.

Введение. В современном обществе происходят социально-экономические и технологические преобразования, изменяются ценности и «формат» общения, наряду с реальным общением, широко распространяется общение виртуальное. А. Маслоу говорит о том, что общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека [1]. В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью [2]. В ФГОС ООО общению и сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми уделяется большое внимание [3]. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Е.О. Смирновой, И.С. Кона, Э.Эриксона и др. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Определение понятия дружба рассматривается многими философами и психологами, но в своей работе под дружбой мы понимаем особую форму межличностных взаимодействий, которая характеризуется индивидуально-выборочным отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств [4].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Формулировка цели статьи.

Нами было проведено исследование, целью которого было определение ценности дружбы в жизни у подростков 6-х и 8-х классов на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы №25 г. Читы.

Изложение основного материала статьи.

В качестве метода исследования был выбран социологический опрос школьников посредством письменного анкетирования. База исследования - МБОУ СОШ №25 (г. Чита). В опросе приняли участие 153 школьника 6-х и 8-х классов, из них 108 обучающихся - 6 А, 6 Б, 8 А и 8 Б классов, которые состоят в детском объединении школьного лесничества «Лесная страна», 45 обучающихся - 6 В и 6 Г классов не входят в состав детского объединения. Такая дифференциация не случайна. Она обусловлена тем, что подростки, занимающиеся внеурочной деятельностью в детском объединении под руководством педагогов дополнительного образования, проводят больше времени в общении со своими одноклассниками, чем те школьники, которые общаются со своими одноклассниками только в процессе учебной деятельности. Таким образом, мы можем сделать предположение, что участники детского объединения школьного лесничества «Лесная страна» ценят дружбу и наличие верных друзей в своих классах больше, чем те, кто не состоит в объединении.

Для того, чтобы определить какое место занимает ценность дружбы у подростков была использована методика М.Рокича. В данной методике предлагается список ценностей, которые необходимо проранжировать по степени важности.

Количественный анализ полученных данных показал, что в ответах школьниках по определению ценности дружбы не наблюдается существенная разница, в зависимости от принадлежности к детскому объединению. Для наглядности на рис. 1 отображены полученные данные.

Рисунок 1 - Гистограмма, отражающая отношение школьников к ценностям.

Мы выделили список наиболее значимых ценностей. Первое место у всех респондентов занимает благополучие семьи, ведь семья является основой любого общества. Второе место - здоровье, бесценное достояние каждого человека. Третье место у респондентов из 6-х классов занимает дружба, у восьмиклассников - комфортная жизнь, а дружба у них занимает четвертое место.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Таким образом, можно сделать вывод, что дружба занимает одну из прочных позиций в системе ценностей современного подростка, но данного анализа недостаточно для подтверждения нашей гипотезы.

Для того, чтобы исследовать взаимосвязь зависимости дружбы в коллективах учеников, которые состоят в детском объединении школьного лесничества «Лесная страна», от тех, которые в состав объединения не входят, ученикам было предложено ответить на вопросы анкеты.

На рис. 2 представлен результат ответов на вопрос: «Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?»

Рисунок 2 - Гистограмма, отражающая результат ответов на вопрос: «Ты хотел бы, чтобы все ребята из

твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?»

Анализ ответов говорит о том, что ребята, состоящие в детском объединении школьного лесничества «Лесная страна» больше бы хотели жить неподалеку от своих одноклассников, чтобы иметь возможность чаще видеться во внеурочное время.

На рис.3 представлена гистограмма анализа ответов на вопрос «Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?»

Рисунок 3 - Гистограмма, отражающая результат ответов на вопрос: «Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Ответы показывают, что ученики, входящие в состав школьного лесничества «Лесная страна» могут рассказать об увлечениях своих одноклассников, в то время как дети из других классов знают друг о друге меньше.

На рис.4 представлена гистограмма, отражающая результаты ответов детей на вопрос: «Оцени, насколько дружный у вас класс».

Рисунок 4 - Гистограмма, отражающая результат ответов на вопрос: «Оцени, насколько дружный у вас класс».

Большинство ребят отметили, что их классные коллективы дружные. Кроме того несколько ребят, которые входят в состав объединения «Лесная страна» указали, что их коллектив очень дружный. Данное обстоятельство может указывать на то, что участие в совместной внеурочной деятельности способствует улучшению общения, делает ребят ближе, они узнают больше информации друг о друге, становясь друзьями. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием групповых товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

Основываясь на результатах данного исследования, можно сделать вывод, что дети, водящие в состав детского объединения «Лесная Страна» знают друг о друге больше, чем классы, которые не входят в объединение; считают свой коллектив дружным, так как проводят больше времени вместе, вовлекаясь в различные мероприятия, связанные с внеурочной деятельностью. Ученики, которые не состоят в «Лесной Стране» или меньше принимают участие в жизни объединения, хуже знают свой коллектив и одноклассников, но, тем не менее, желают находиться недалеко от них, проводить с одноклассниками свободное время, чтобы иметь возможность общаться.

Эта работа может явиться базой для дальнейших исследований, посвященных выявлению форм и методов организации работы по формированию ценностных ориентаций у детей. Также, знания о том, что является ценным для современного подростка, могут быть очень полезны работникам сферы образования и родителям.

Список использованной литературы

1. Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.

2. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.

3. Текст ФГОС ООО интернет-ресурс.

4. Кордуэлл, М. Психология А - Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл. - М.: ФАИРПРЕСС, 2000. - 448 с.

© Фоминцева Н.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.