_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 379.835
Виноградова Екатерина Сергеевна
магистрант 2 курса, направление подготовки: «Управление эвент-проектами в учреждениях социально-культурной сферы и образования»;
МГПУ, Институт культуры и искусств
г.Москва, РФ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ КАК МЕСТО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ.
Аннотация
В современном мире довольно остро стоит вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Важно отметить, что ценности подрастающей личности формируются не только в семье и школе, но и точках проведения досуга и отдыха. Одним из таких мест является детский оздоровительный лагерь. В лагере создаются все условия для организации воспитательного процесса, в котором, в полной мере, возможно формирование духовно-нравственных ценностей подростков.
Ключевые слова
детский оздоровительный лагерь, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности,
духовность, подростки.
Узнать можно только те вещи, которые приручишь[6, с.76].
Сент-Экзюпери Антуан де
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания подростков связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. В первую очередь, на ум приходят средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на подростков, препятствуя формированию их нравственных ценностей, положительного отношения к себе и обществу в целом.
Духовно-нравственное развитие представляет собой сложные процессы, в которых формируются и укрепляются ценностно-смысловые сферы личности: способность человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям и к миру, в котором он живет.
Под подростковым возрастом принято считать период жизни человека от одиннадцати до пятнадцати лет. В этот самый, казалось бы, короткий по астрономическому времени период перед подростком встает вопрос о его духовном воплощении, стремясь понять себя самого [2]. По словам В.А. Сухомлинского, в подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения в духовной жизни человека, что много фактов его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными [7]. Именно в это время очень важно заложить систему ценностных ориентаций, которая будет определять поведение личности и составлять основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, основу мировоззрения, основу жизненной концепции.
Важно отметить, что подрастающее поколение сильно оторвано от природы, а она является одним из главных факторов формирование личности. Подростки редко отдают предпочтение провести свободное
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
время вблизи леса, около воды, в тишине и покое. Как в свое время хорошо подметил Л.Н. Толстой: «Одно из первых и всеми признаваемых условий счастия есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе; общение с землей, растениями, животными» [8, с. 381].
Детский оздоровительный лагерь, является уникальным местом для формирования духовно-нравственных ценностей подростков. В настоящее время, точно неизвестно, где именно возник первый оздоровительный лагерь, однако многие исследователи утверждают, что в Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах, а первым вожатым в нем стал именно священник. Уже тогда, одна из главных причин, по которой детей оправляли в загородные лагеря, являлась причина «неправильных» тенденций города. В силу этого, лагеря становились местом морального, духовного развития подростков. В России же первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке, неподалеку от Санкт-Петербурга [4, с. 26]. Одна из главных целей, которую преследовали основатели лагерей - вывести городских детей на природу. Как утверждает в своей книге С. И. Панченко: «Задача системы летнего отдыха детей и подростков видится в попытке разбудить в детях живой и здоровый интерес ко всему окружающему, вызвать желание побольше узнать, проанализировать постигнутое, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть добрыми, благодарными, отзывчивыми, зарядиться духовной и физической энергией» [5, с. 21].
Более того, в 2010 году перед Правительством Российской Федерации была поставлена задача: развивать систему отдыха и оздоровления детей и подростков. В связи с этим стоит отметить, что деятельность детских оздоровительных лагерей связана с реализацией не только оздоровительной функцией, но и с функцией воспитательной. Именно лагерь, в полной мере, позволяет создать социально-культурное пространство, в котором осуществляется возможность включения подростков в разнообразные виды социально-культурной деятельности, которые помогают формировать духовно-нравственные ценности подростка. Находясь в «здоровом» коллективе, ребята приобретают не только коммуникативные и творческие навыки, педагогический состав лагеря помогает формировать у подростков «правильные» понятия о дружбе, уважении, добре, чистоте, вежливости, честности, семье, любви. Так же, отличительной чертой любого лагеря является четкий распорядок дня, помогающий организовать воспитательную систему: «Отсутствие режима часто приводит к праздности, незнанию, чем заняться, что делать. Одна из главных «болезней» подрастающего поколения - безволие. Режим дня организовывает личность» [1, с. 128].
В лагере создается атмосфера индивидуальной неповторимости каждого ребенка, а это является важным условием для реализации воспитательного процесса. Эта атмосфера даёт подростку возможность ещё раз продемонстрировать себя как бы «с чистого листа», с позиции нового мироощущения. Подобная ситуация довольно часто оказывает огромное влияние на будущее ребят [5]. Безусловно, чтобы создать условия, в которых подростки начали демонстрировать всё самое лучшее в себе - задача трудная. Однако, как констатирует А.С. Макаренко: «Не знаю ни одного случая, - утверждал он, - когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу» [3, с. 66].
Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего, они заключается в совместном проживании детей в группе сверстников. Подростки адаптируются в естественных условиях социальной и природной среды: активно контактируют с природой, что способствует укреплению их здоровья, а так же возможность восстановить свои физические и душевные силы. Иными словами, детский оздоровительный лагерь - это источник вдохновения подростка. В условиях насыщенности жизнедеятельности детского лагеря педагогическая деятельность становится процессом, в котором подростки довольно близко взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, но возможно это осуществить только в условиях доверительных и честных отношений. Вожатый - это тот человек, который ведет, тот человек, которому необходимо каждую секунду помнить об этических, моральных, духовных нормах своей профессии. Задача педагогического коллектива заключается в способности понять духовную жизнь подростка и направить его
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х
в нужные ориентиры. Именно поэтому общение вожатого с подростками становится способом приобщения к ценностям другого, основным способом формирования и развития мировоззрения личности.
В конечном итоге, можно сделать вывод о том, что специфика лагерной жизни может помочь раскрыться абсолютно каждому подростку. Четкий распорядок дня, активный отдых, здоровое питание, проживание вблизи природы, дружный коллектив сверстников - все это дает право с уверенностью отметить, что детский оздоровительный лагерь можно по праву считать одним из лучших мест, в котором возможно формирование духовно-нравственных ценностей подростков. Список использованной литературы:
1. Авдеев, Д.А. Как сохранить душевный мир / Д.А. Авдеев - М.: Лепта Книга, 2015. - 160 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968
3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
4. Макаренко, А. С. Соч., т. IV. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957
5. Настольная книга вожатого/ Сост. В. Гугнин. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 297с.
6. Панченко, С.И. День за днём в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере / Панченко, С.И. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 352 с.
7. Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц/ М.:Эксмо, 2010 г. - 104 с.
8. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский; пер. с укр. Н. Дангулова - Москва: Молодая гвардия, 1971. - 336 с.
9. Толстой, Л.Н. Круг чтения. Афоризмы и наставления / Л.Н. Толстой. - М.: Эксмо, 2013. - 944 с.
© Виноградова Е.С., 2016
УДК 371
Голубева Ирина Владимировна
старший преподаватель кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета
Тольятти, РФ E-mail: [email protected]
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КСЕНОФОБИИ
Аннотация
Психологической основой ксенофобии является агрессия, возникающая из иррационального страха. Ксенофобные стереотипы формируются в процессе социализации индивида.
Ключевые слова
ксенофобия, психологическая основа ксенофобии, формирование ксенофобии.
Сложный и неоднозначный феномен ксенофобии представляет собой проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении кого-либо или чего-либо неизвестного, чужого, непривычного; это страх или ненависть к незнакомцам, или иностранцам, или к тому, что странно или чуждо [1,2]. Ксенофобные установки и стереотипы формируются спонтанно, в процессе социализации индивида, межличностного общения и воспроизводятся путем передачи социального опыта от одного поколения к другому [3,4].