Научная статья на тему 'О психологической основе формирования ксенофобии'

О психологической основе формирования ксенофобии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
369
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
КСЕНОФОБИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КСЕНОФОБИИ / ФОРМИРОВАНИЕ КСЕНОФОБИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева Ирина Владимировна

Психологической основой ксенофобии является агрессия, возникающая из иррационального страха. Ксенофобные стереотипы формируются в процессе социализации индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О психологической основе формирования ксенофобии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х

в нужные ориентиры. Именно поэтому общение вожатого с подростками становится способом приобщения к ценностям другого, основным способом формирования и развития мировоззрения личности.

В конечном итоге, можно сделать вывод о том, что специфика лагерной жизни может помочь раскрыться абсолютно каждому подростку. Четкий распорядок дня, активный отдых, здоровое питание, проживание вблизи природы, дружный коллектив сверстников - все это дает право с уверенностью отметить, что детский оздоровительный лагерь можно по праву считать одним из лучших мест, в котором возможно формирование духовно-нравственных ценностей подростков. Список использованной литературы:

1. Авдеев, Д.А. Как сохранить душевный мир / Д.А. Авдеев - М.: Лепта Книга, 2015. - 160 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968

3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

4. Макаренко, А. С. Соч., т. IV. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957

5. Настольная книга вожатого/ Сост. В. Гугнин. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 297с.

6. Панченко, С.И. День за днём в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере / Панченко, С.И. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 352 с.

7. Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц/ М.:Эксмо, 2010 г. - 104 с.

8. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский; пер. с укр. Н. Дангулова - Москва: Молодая гвардия, 1971. - 336 с.

9. Толстой, Л.Н. Круг чтения. Афоризмы и наставления / Л.Н. Толстой. - М.: Эксмо, 2013. - 944 с.

© Виноградова Е.С., 2016

УДК 371

Голубева Ирина Владимировна

старший преподаватель кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета

Тольятти, РФ E-mail: Irina.golubeva.71@bk.ru

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КСЕНОФОБИИ

Аннотация

Психологической основой ксенофобии является агрессия, возникающая из иррационального страха. Ксенофобные стереотипы формируются в процессе социализации индивида.

Ключевые слова

ксенофобия, психологическая основа ксенофобии, формирование ксенофобии.

Сложный и неоднозначный феномен ксенофобии представляет собой проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении кого-либо или чего-либо неизвестного, чужого, непривычного; это страх или ненависть к незнакомцам, или иностранцам, или к тому, что странно или чуждо [1,2]. Ксенофобные установки и стереотипы формируются спонтанно, в процессе социализации индивида, межличностного общения и воспроизводятся путем передачи социального опыта от одного поколения к другому [3,4].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

Поскольку в основе ксенофобии лежит иррациональный страх, который растормаживает подсознательные реакции, поиск торможения, способа нейтрализации страха может привести к ненаправленной агрессии. Она является психологической основой инстинктивной ксенофобии, на которую могут накладываться исторически обусловленные и часто мифологизированные этнические формы антагонизма, неприязни, дискуссии [5]. Иррациональность ксенофобии объясняет степень неприязни к той или иной этнической группе, ее членам, а также негативное отношение к ее обычаям. Чаще всего такие эмоциональные реакции связаны с недостаточным знакомством с людьми и обычаями [6,7].

Характерный для ксенофобии страх перед неизвестным усиливается в условиях взаимной информационной изоляции и незнания чужих обычаев, распространения недостоверных слухов [8,9,10]. Ксенофобия как ржавчина разъедает межличностные отношения и негативно влияет на личность. Мало того, что чувство страха, лежащее в основе ксенофобии, уже само по себе разрушительно для личности, неприязнь, которую оно порождает по отношению к чужакам, имеет тенденцию к генерализации — распространению на представителей других групп [11].

Ксенофобия - это негативное, эмоционально насыщенное, иррациональное по своей природе (но прикрывающееся псевдорациональными обоснованиями) отношение субъекта к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям - «чужакам», «иным», «не нашим». Она проявляется в соответствующих социальных установках субъекта, предрассудках и предубеждениях, социальных стереотипах, а также в его мировоззрении в целом. В результате в сознании индивида формируется устойчивый «образ врага», являющегося для него источником опасности и угрозы. При этом субъект, как правило, не осознает иррациональной природы данного отношения [12].

Список использованной литературы:

1. Апанасюк Л.А. Социально-политический аспект преодоления ксенофобии в современных условиях России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №2 (28). - С. 145-148.

2. Апанасюк Л. А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии в молодежной среде // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - №3. - С. 10-15.

3. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №11 (127). - C. 154-162.

4. Апанасюк Л.А. Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2015. - №4 (13). - С. 66-69.

5. Муравьев А. Ксенофобия: от инстинкта к идее // Отечественные записки. - 2004. - №4 (19). - С. 12-17.

6. Голубева И.В. Самоотношение как психологическое условие успешности самореализации лиц с ограниченными психофизическими возможностями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - №28. - С. 140-145.

7. Голубева И.В. Психологические особенности самореализации лиц с ограниченными физическими возможностями // Личность в межкультурном пространстве. Мат-лы V Междунар. науч-практ. конф., посвященной 50-летию РУДН. - М., 2010. - С.225-229.

8. Апанасюк Л.А. Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде: социокультурный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №4 (120). - С. 284-287.

9. Апанасюк Л.А. Проблемы этнокультурного воспитания и миграционные процессы // Альманах современной науки и образования. - Тамбов. - 2007. - №1. - С. 28-29.

10. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - №2 (24). - С. 389-395.

11. Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли другой стать другом? // Тренинг по профилактике ксенофобии. - М.: Генезис, 2006.

12. Кроз М.В. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии // М.В. Кроз, Н.А. Ратинова. -М.: Academia, 2005. - С. 4.

© Голубева И.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.