УДК 374
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ ПРЕОДОЛЕНИЯ КСЕНОФОБИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
© Лариса Ахунжановна АПАНАСЮК
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, докторант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Конкретизируются теоретико-методологические подходы и концепции преодоления ксенофобии, сложившиеся в различных отраслях гуманитарного знания и медицине. На основе анализа предпосылок, факторов и функций ксенофобии делается вывод об основаниях разработки досуговых программ, направленных на преодоление ксенофобии.
Ключевые слова: дефиниция ксенофобии и фобий в гуманитарных исследованиях и медицине; предпосылки и функциональные особенности ксенофобии; программы преодоления ксенофобии.
Термин «ксенофобия» происходит от греческого слова «ксенос» (чужой) и «фобия» (нетерпимость, боязнь, страх). В целом ксенофобия понимается как боязнь чужого, нетерпимость ко всему чужому, неродному. Ксенофобия может рассматриваться как одна из разновидностей фобий. На уровне бытового сознания ксенофобия проявляется в виде отдельных фобий и агрессивных установок по отношению к «чужим». То есть ксенофобия -это проявление страха, растормаживающая иррациональная подсознательная реакция страха, поиск способа торможения и нейтрализации которой приводит к направленной агрессии на «чужого». Рассмотрим более подробно особенности проявления фобий.
В медицине и психологии понятие страха определяется как эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх возникает не только при непосредственном воздействии опасных для существования факторов, но и при их предвосхищении. В зависимости от характера грозы интенсивность и специфика переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы по-
ведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).
Реальный или воображаемый страх может побуждать различные группы к действиям, формируя различные типы поведения, как социально-одобряемые, так и антисоциальные. С наибольшей интенсивностью антисоциальные реакции проявляются в панике или в крайних формах девиантного и даже делинквентного поведения.
В современных гуманитарных исследованиях фобии трактуются не только как психологический, но и как социокультурный феномен [1]. Фобии условно подразделяют на две большие группы. К первой относится трансцендентный страх (представляющий собой какой-то абстрактный образ, страх бытия, он размывается по мере возрастания степени абстрагирования и приобретает черты символа). Вторая группа, в свою очередь, условно разделяется на фобии, которые изучаются психологией и даже психиатрией (имеют психофизическую обусловленность, тесно связаны с ментальностью личности), и на символически-бытийственные фобии, которые являются предметом анализа для философии, эстетики, этики, культурологии, а также педагогики и социально-культурной деятельности.
Психологи рассматривают фобии как одну из составляющих психики человека, актуальную в любой исторический период. Социологи полагают определяющим механизмом формирования фобий общественное мнение, поэтому столь актуальны в социологии исследования репертуара страхов и фо-
бий в общественном мнении, а также социальных предпосылок формирования фобий. Социологический подход к пониманию фобий характеризует их как когнитивные конструкции, элемент повседневного мышления, поддающийся конкретно-социологическому исследованию.
Представители исторической науки связывают фобии со спецификой ментальности: суть фобий меняется вместе с изменением ментальности общества.
Культурологи сосредоточивают внимание на культурной фобии как своеобразной реакции на культурный шок. Распространение фобии происходит успешно в том случае, если с ситуацией культурного шока или значимой для группы проблемой продолжительное время сталкивается та или иная социально-культурная общность.
Для этнографов формирование фобий связано с этнопсихологическими механизмами, с устоявшимися этническими стереотипами, традициями и ритуалами: в этнографии фобии исследуются в контексте мифологических и религиозных верований. Существует множество мифологем, символически выражаемых в художественной деятельности общества и оформляемых в фольклорных, религиозных, философских и иных представлениях.
Тем самым фобии - это особое социально-культурное явление. Они формируются в процессе социокультурного развития, их важнейшей функцией является блокирование происходящих нежелательных изменений и сохранение сформировавшихся социокультурных традиций. В рамках функционального подхода фобии можно рассматривать как социокультурный феномен, имеющий связь с другими элементами культуры (ценностями, нормами, традициями), реализующий определенные функции в системе культуры. Функциональность же фобий заключается в сохранении и дополнении существующих ценностей, норм, традиций и блокировании культурных инноваций. С точки зрения социально-культурных процессов фобию следует рассматривать как форму страха или неприязни, распространенную в определенной социокультурной группе, характеризующейся специфическими ситуациями и способами проявления.
Тем самым фобии всегда являются индикаторами существующих социокультурных конфликтов и противоречий, латентных процессов этнокультурной динамики. В соответствии с конфликтологическим подходом, объясняющим причины возникновения фобий, конфликт является нормальным социальным явлением, своеобразным катализатором развития социальных институтов, внедрения социокультурных инноваций, отмирания традиций. Тем самым фобии можно рассматривать как проявление конфликтов, которые, в свою очередь, являются механизмами процессов социокультурной динамики.
При изучении фобий в социально-культурной деятельности, таким образом, предполагают использование комплекса гуманитарных исследовательских (в т. ч. психологопедагогических) методик, позволяющих осуществить количественный и качественный анализ.
Социокультурный механизм формирования фобии включает в себя два этапа: появление и распространение. Фобия появляется как реакция на культурный шок в ситуации, когда человек не способен эффективно действовать в социальной ситуации или даже интерпретировать ее. Современные фобии быстро и широко распространяются благодаря средствам массовой коммуникации.
Каждая конкретно-историческая эпоха приводит к формированию нового ряда фобий, обусловленных социокультурными изменениями [2]: возникают особые социокультурные условия, внушающие страх. Истоки этого страха кроются во внешнем либо во внутреннем мире человека, либо в их взаимоотношении.
Психологи и медики рассматривают фобии как психическую патологию, фобическое нарушение, связанное с потенциальным риском социальной дезадаптации [3]. Медики разрабатывают особые клинические критерии, обеспечивающие возможность ранней диагностики и адекватной оценки фобиче-ских нарушений, особенно в юношеском возрасте, с характерными акцентуациями. Специалистам-медикам указанные критерии позволяют точно определять стратегию и тактику минимизации негативных последствий выявленных нарушений, оптимизации психотерапевтических, психокоррекционных и реабилитационных мероприятий, а также
социотерапевтической помощи, позволяющей создать у развивающейся личности своеобразный психологический «антифоби-ческий барьер».
Медики также фиксируют гендерные различия в распространении ипохондрических фобий: у юношей достоверно чаще, чем у девушек обнаруживались детские изолированные страхи (темноты, одиночества), а также простые пространственные (высоты, глубины) и зоофобии. В то же время только у девушек отмечался страх избыточного веса -вейт-фобия. При этом у девушек, как правило, социофобические нарушения субъективно оказывались менее мучительными.
Время возникновений фобических нарушений медики связывают с тремя особыми периодами в онтогенезе: впервые появившиеся в дошкольном возрасте (1-6 лет); в «раннем детстве» на этапе начала школьного обучения (7-10 лет); в «среднем детстве», в препубертате и пубертате (11-17 лет).
Анализ клинико-динамических закономерностей фобического синдрома у юношей показал большую степень их соответствия этапам развития личности.
Все фобические феномены по механизму развития медики подразделяют на:
- возникшие как конституционально обусловленные психопатологические образования, отражающие «архаические» филогенетические закономерности, не несущие особой клинико-динамической нагрузки;
- развившиеся как реактивные психопатологические формы и соответствующие клинико-динамическим стереотипам расстройств адаптации.
Значимую роль в их формировании играют такие личностные особенности, как повышенная впечатлительность, неуверенность в себе, склонность к тревожным ожиданиям.
Психиатры рассматривают фобии в качестве составляющих сложных симптомоком-плексов, относящихся к неврозоподобной патологии (тревожно-фобической, обсессивно-фобической) или вялотекущей шизофрении.
Молодые люди с фобическими расстройствами не умеют точно предвидеть развитие коммуникативных и несложных житейских ситуаций, не проявляют эмпатии, неправильно оценивают или не принимают во внимание мнение окружающих. Недостаток воображения не позволяет им развить тонкое
эмоциональное восприятие собственных и чужих душевных состояний
Помимо фармакотерапии для купирования и преодоления фобических состояний, а также возникающих жизненных трудностей, стрессовых ситуаций; для повышения толерантности к стрессогенным воздействиям медики рекомендуют психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные вмешательства, а также социореабили-тационные мероприятия на основе индивидуального, дифференцированного подхода. В частности, рекомендованы тренинг уверенного поведения, социально-психологический тренинг с приобретением поведенческих и когнитивных умений.
Ксенофобия - это сложный комплекс негативных эмоциональных проявлений, его основу составляет чувство враждебности, включающее эмоции страха, отвращения и презрения (ощущение собственного превосходства) к «чужакам». Этот страх тесно связан с эмоцией гнева по отношению к «другим» и проявляется в требованиях сегрегации таких лиц, их изоляции в гетто или резервациях, репатриации либо к полной ассимиляции; презрение - это наиболее устойчивая и «холодная» эмоция. Тем самым все формы ксенофобии последовательно сужают сферу человеческого взаимодействия и взаимопонимания, приводят к доминированию в них агрессии и конфликтов.
Анализ генезиса ксенофобии показал, что она является одной из исторически первых форм взаимодействия человеческих общностей. Доминирующим способом поведения по отношению к их соседям были страх и враждебность. Это приводило к формированию этнической, языковой, культурной общности, резкой границы ареала в том случае, если нельзя было просто уйти, отселиться. Тем самым ксенофобия играла в истории человеческого развития и позитивную роль, поскольку способствовала формированию человеческих общностей, образованию чувства «мы» и противоположного ощущения «они», что порождало механизмы самоидентификации и самоопределения. Кроме того, позитивная роль ксенофобии связана с реализацией мобилизующей, регулятивной, мнемонической, ориентирующей и креативной функций. Негативное воздействие ксенофобии проявляется в деструктивной, демо-
билизующей, дестабилизирующей, дезориентирующей и дезорганизующей функциях.
Ксенофобии проявляются во взаимодействии между людьми и могут быть классифицированы на реальные и воображаемые, приобретающие символические или ритуализированные формы; непосредственные или опосредованные; межличностные, межгруп-повые и массовые (А. С. Штемберг).
Предпосылками формирования ксенофобии на индивидуальном уровне являются особенности воспитания и социализации личности, влияющие на нее ближайшее окружение, значимые лица.
Предпосылками формирования ксенофобии на уровне малых групп являются групповые механизмы взаимодействия, нормы и ценности, принятые в референтных для индивида группах, групповое давление; внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая враждебность.
Предпосылками формирования ксенофобии на уровне больших социальных групп являются доминирующие идеология, обычаи и традиции, а также социально-экономические, политические и демографические процессы. При этом социальные проблемы этнизируются, вину и ответственность за них возлагают (переносят) на «чужие» этнические общности.
К ксенообразующим факторам можно отнести:
- цивилизационный (исторически сложившиеся культурные стереотипы взаимодействия восточной и западной культур);
- исторический (эволюция образов «врагов» и «соседей»);
- дифференционный (внутренняя дифференциация некоторых этносов в зависимости от различных факторов).
В современной России в формировании ксенофобии существенную роль играют проявления социального неблагополучия, в частности ухудшение межнациональной ситуации:
- этнические проблемы, обусловленные распадом СССР;
- качественное ухудшение социальноэкономического положения населения;
- наличие негативной исторической памяти (связанной с конфликтами) в противовес традициям и ценностям дружбы народов;
- крайняя форма политизации национальных проблем;
- отсутствие правовых традиций и гарантий, позволяющих обеспечить позитивное управление национальными и межнациональными отношениями и преодоление межнациональных конфликтов. В силу этого ксенофобия стала массовым феноменом. У россиян наиболее выражены страхи утраты ресурсов, идентичности, конфликтов, также агрессивные установки по отношению к «чужим», возникающие под влиянием внешних событий и внутренних обстоятельств.
Ксенофобные установки и стереотипы формируются спонтанно в процессе социализации индивида, межличностного общения и воспроизводятся путем передачи социального опыта от одного поколения к другому. Возможно также и целенаправленное формирование идеологических ксенофобных установок. Ксенофобия формирует специфическую этнокультурную картину мира, представляющую собой искаженный образ окружающей действительности.
Виды ксенофобии могут быть определены в зависимости от ее объекта - этническая, расовая, религиозная и социальная. Объектами ксенофобии служат отдельные индивиды, малые и большие группы, выделяемые по расовому, этническому и конфессиональному признакам, а также специфические социальные общности и субкультуры - сексуальные меньшинства, больные СПИДом, бомжи, алкоголики, наркоманы, проститутки
Ксенофобия - это социально-психологическое явление, проявляющееся в соответствующих установках субъекта, предрассудках и предубеждениях, социальных стереотипах. Часто формами трансляции негативных ксенофобных стереотипов являются высказывания, содержащие обобщения о чертах «национального» характера или «культурных» особенностях образа жизни и поведения представителей различных этнокультурных групп, способствующих обострению взаимодействия этнической общности с представителями иноэтничных групп. При этом позитивные свойства противника либо отрицаются вообще, либо обесцениваются; происходит демонизация противника, подчеркивание имеющихся у него реальных недостатков, приписывание надуманных негативных характеристик, обвинение в совершении пре-
ступлений прошлом и настоящем и планировании их в будущем.
Исходя из подобной специфики ксенофобии важнейшими психолого-педагогическими условиями ее преодоления являются интеграция усилий государственных властей и институтов гражданского общества в профилактике ксенофобии; адаптации мигрантов; стимулирование эффективных механизмов развития гражданской идентичности; целенаправленное этнокультурное развитие.
Крайне актуальным содержательным направлением становится формирование этнической толерантности посредством воспитания устойчивости к этническим различиям, интернационализма, патриотизма, уважения к традициям, обычаям и культуре других народов, а также повышение уровня информированности в вопросах межкультурного взаимодействия и межконфессионального мира и согласия.
Для этого необходима реализация механизмов педагогической поддержки культурной адаптации в мультикультурном социуме; проведение социально-психологических тренингов этнической толерантности и межкуль-турной компетентности; осуществление кросс -культурной проектной деятельности [4].
Разработаны практические рекомендации формирования этнической толерантности граждан России.
Учреждениями досуга должен реализовываться комплекс мероприятий по повыше-
нию роли социально-культурного воспитания молодежи в формировании толерантности, мультикультурного самосознания и снижении ксенофобной напряженности в обществе. В социально-культурной практике необходимо внедрение норм и стандартов этнотолерантного поведения.
Для этого культурно-досуговые программы должны быть направлены на систематическое знакомство с культурой своего народа и многообразными особенностями культур народов России и мира; на формирование опыта положительного взаимодействия с представителями других культур.
1. Аношкин А.А. Фобии в российской предпринимательской культуре: автореф. дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2009.
2. Сапожникова И.В. Эстетические проявления фобий в культуре общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2002.
3. Головина А.Г. Фобические синдромы в структуре психической патологии у подростков: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2011.
4. Долженкова М.И. Этнокультурное воспита-
ние студенческой молодежи в поликультур-ной среде вуза // Межкультурный диалог и этнокультурное образование в условиях мегаполиса: коллективная монография. М.,
2012. С. 86-90.
Поступила в редакцию 1.11.2012 г.
UDC 374
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF SOCIO-CULTURAL PROGRAMS TO OVERCOME XENOPHOBIA AMONG YOUNG PEOPLE
Larisa Akhunzhanovna APANASYUK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The theoretical and methodological approaches and concepts to overcome xenophobia developed in various branches of humanities and medicine are considered. Based on the analysis of assumptions, factors and functions xenophobia the grounds for the development of recreational programs to overcome xenophobia are given.
Key words: definition of xenophobia and phobias in humanitarian studies and medicine; assumptions and functional features of xenophobia; programs to overcome xenophobia.