УДК 374
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ КСЕНОФОБИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ1
© Лариса Ахунжановна АПАНАСЮК
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, докторант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected] © Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности, почетный работник высшего профессионального образования РФ, e-mail: [email protected]
Рассматриваются социально-педагогические особенности ксенофобии, особенности ее проявления в российском обществе и специфика разработки досуговых программ, направленных на преодоление этого социального явления в молодежной среде.
Ключевые слова: психологии фобий и ксенофобии; проявление национализма; социально-культурные технологии преодоления ксенофобии.
Современная социально-культурная ситуация в России характеризуется существенной динамикой поликультурных процессов.
В силу специфических демографических тенденций Россия сталкивается с уникальными социальными вызовами. Низкая детородная активность населения России приводит к депопуляции, обусловленной, с одной стороны, трудностями социально-экономических реформ, с другой стороны - спецификой общемировых цивилизационных процессов, обусловившей низкую рождаемость в развитых странах. Низкая рождаемость рассматривается как особенность более богатых стран и более обеспеченных слоев населения.
Некоторые исламские исследователи полагают, что к снижению рождаемости приводит эмансипация женщин, они видят прямую зависимость между образованностью женщин и снижением рождаемости.
Устранить такую причину депопуляции трудно. Большинство европейских стран вынуждены смириться с быстрым сокращением и старением своего населения и прибегнуть к широкомасштабному использованию миграционного ресурса. По данным исследований, в ближайшие 10 лет ожидается переселение
1 Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ по проекту «Теоретические основы социально-культурной профилактики проявлений терроризма и экстремизма в современной России» № 6.2666.2011.
около 1 млрд иммигрантов в развитые страны. Нарастающие потоки мигрантов станут серьезным фактором социально-культурных и этнокультурных процессов в России: создается серьезное давление на европейско-христианские ценности и основанную на них культуру, возникает опасность утраты европейской культурной идентичности, что приведет к более сложным социальным проблемам [1].
Негативные процессы в российском обществе, провоцирующие ксенофобию, отчасти связаны с дефицитом ценностей и атрибутов советского прошлого: стабильности,
смысла и перспектив общественного развития, ощущения великой общности, устойчивой и «справедливой» общественной структуры, развитой системы социального обеспечения, отсутствием значительного неравенства, а следовательно, конкуренции и разобщенности, чувства принадлежности к великой державе, которую во всем мире уважают и боятся. Указанные ценности служили своеобразным компенсаторным механизмом, сдерживающим ксенофобию и стимулирующим интернационализм.
Напротив, дефицит социальной справедливости в российском обществе порождает резкое расслоение населения, крайне отрицательную оценку достижений тех, кто преуспел в ходе экономического переустройства
России, позиционируя их как нелегитимные и несправедливые. Такое чувство ущемлен-ности усугубляется неприязненным отношением к мигрантам, добившимся успехов в предпринимательстве. Характерным является мнение, что мигранты прокладывают себе путь правонарушениями, которые остаются безнаказанными. Тем самым возникает неприязнь к представителям иной культуры, приводящая к ксенофобии и экстремизму.
В основе неприязни к иноэтничным группам лежит изоляционистское представление о России как о стране, где живут русские. Значительная доля мигрантов вытесняется за пределы пространства, признанного «своим», уже в силу их этнического происхождения: отторжению подвергаются не
конкретные люди, а целые регионы, поскольку их население маркируется как внешнее, враждебное. Амбивалентное отношение к националистическим идеям, характерное для значительной части российского общества, отражает конфликт между закреплявшимися годами в государственной идеологии лозунгами братства народов и практикой бытовой ксенофобии, значительно обострившейся за последние годы практически во всех социальных группах.
Рассмотрим более подробно психологические основания ксенофобии.
Ксенофобия (Xenophobia) - происходит от греческих слов «ксенос» (незнакомый, иностранный или иностранец) и «фобия» (боязнь). Это любая постоянная, иррациональная или чрезмерная боязнь (ненависть, нетерпимость, неприязнь) к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Чаще всего объектами ксенофобии становятся иностранцы, незнакомцы, люди придерживающиеся иных религиозных традиций. Ксенофобия предполагает восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, ксенофобия может стать причиной межнациональной, меж-конфессиональной или расовой вражды. В редких случаях ксенофобия проявляется в клиническом смысле как навязчивый страх перед другими людьми, как фобия.
Психологический термин «фобия» происходит от греческого «фобос» (страх) и означает навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующе-
му положению дел, переживания страхов конкретного содержания, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями.
Психологи различают два типа страха -нормальный (естественная реакция, имеющая биологическую значимость и сохраняющая человека от опасностей) и патологический, называемый фобией. Основу патологических страхов составляет глубоко скрытая тревожность (внутреннее негативное состояние, сигнал о внутреннем конфликте). Но если тревожность представляет собой реакцию на воображаемую, скрытую угрозу (длительное и мучительное состояние, часто сопровождается соматическими симптомами), то фобия, в отличие от страха, - это замещение тревожности страхом, объективация неопределенного состояния в целях борьбы с ним [2].
Как правило, фобии - это страхи того, что реальной угрозы не представляет, или может быть опасным потенциально. Спровоцировать возникновение того или иного страха может вполне реальная опасность, а может - и незначащий повод. В нервной системе человека происходит «запоминание» негативных переживаний, порождающее
«ожидание» проблем в похожей ситуации. В момент стресса, сильного испуга нервная система запоминает, запечатлевает множество мелких деталей, сохраняющихся на бессознательном уровне. Поэтому любая возможная ассоциативная связь с этими деталями в последующей жизни превращает их в своеобразный спусковой механизм тревоги -«триггер», который может вызвать неосознаваемый приступ страха.
Страхи начинают разрастаться, происходит их самоклонирование. Справиться с фобией, взывая к рациональному в человеке, невозможно, т. к. фобия по определению иррациональна. Избавление от фобий - это избавление от внутренней тревожности. Для этого необходима длительная внутренняя работа по переосмыслению, изменению своих взглядов на жизнь, разрешению внутренних конфликтов.
В системе навязчивых боязненных состояний, близких ксенфобии, также можно выделить состояния, направленные против представителей определенной нации (англо-
фобия, геллофобия, германофобия, русофобия, синофобия, франкофобия, юдофобия, японофобия и т. п.). Подпитывают ксенофобию также и неофобия (боязнь новизны), ев-ресифобия (боязнь идей, отличающихся от общепринятых), кайрофобия (боязнь перемен, появления незнакомых людей), охлофо-бия (боязнь скопления людей, толпы), соте-риофобия (боязнь зависимости от других), гипенгиофобия (боязнь ответственности).
Систематический мониторинг общественного мнения по проблеме межкультурно-го взаимодействия, преодоления ксенофобии и экстремизма постоянно осуществляется ведущими организациями, осущестляющими социологические исследования в России (ВЦИОМ, Левада-центр), а также Информационно-аналитическим центром «Сова».
Проблема отношения к мигрантам является центральной в подобных исследованиях и характеризует важнейшие ценностные представления российского общества. Результаты исследований фиксируют активное развитие мигрантофобии: неуклонно и поступательно повышается уровень враждебности по отношению к иноэтничным и иноконфессиональ-ным группам, мигрантам из стран Центральной Азии и Китая [3].
В целом миграция воспринимается большей частью российского общества (85 %) как явление скорее вредное и опасное, нежели предполагающее в перспективе какие-либо выгоды для страны. Только чуть более четверти опрошенных решительно отказываются видеть какую-либо угрозу безопасности России в многонациональном характере российского государства и возможности приезда в Россию людей разных национальностей. В целом граждане России позитивно относятся к иммиграции в Россию жителей Белоруссии, Украины, Молдавии (73 %), в то же время они против миграции с Северного Кавказа (73 %), из Средней Азии (62 %), арабских и африканских стран (51 %). Абсолютное
большинство россиян уверены в том, что Россия страдает от засилья «кавказцев» (83 %).
Более половины опрошенных устойчиво поддерживают меры по ограничению числа приезжающих в Россию. Абсолютное большинство опрошенных склонны упростить процедуры высылки незаконных мигрантов (78 %) и запретить пребывание «кавказцев» в российских регионах (58 %). Неуклонно воз-
растет количество сторонников ограничения потока мигрантов (с 45 до 54 %), а соответственно сокращается количество тех, кто является сторонником эффективного использования трудовых мигрантов на благо России (с 44 до 38 %).
Только половина респондентов возмущена действиями националистов, еще половина - одобряет их действия (7 %) или относятся к ним терпимо (43 %).
Одобряют действия тех, кто противостоит миграции - 13 %, а возмущены этими действиями - 44 % опрошенных.
По данным социологических исследований, в последние годы действиями экстремистов - погромщиков на рынках Москвы возмущены только треть респондентов, еще 23 % - сочувствовали их жертвам, возмущались бездействием властей - 22 %. В то же время четверть опрошенных обвиняли в провоцировании агрессии самих жертв, еще 14 % испытывали удовлетворение от оказанного экстремистского воздействия, а 22 % -никак не относятся к подобным фактам или не интересуются ими [4].
Проблематика преодоления ксенофобии -очень многогранна в силу того, что у самого феномена ксенофобии очень много граней. Для преодоления этого явления необходима длительная целенаправленная кропотливая работа, существенное значение в которой отводится сфере социально-культурной деятельности [5].
Реализуемый опыт преодоления ксенофобии в других странах предполагает активные действия. Многими социальными педагогами замечено, что ксенофобия процветает лишь тогда, когда люди ничего не предпринимают для того, чтобы ее остановить. Действия ксенофобов-экстремистов часто вызывают у окружающих две реакции - апатию или страх.
Необходимы создание общественных объединений, организация клубных общностей, осуществление последовательного взаимодействия со средствами массовой коммуникации, объединение всех групп, которые противостоят ксенофобии, и изоляция групп, пропагандирующие ксенофобию.
Согласно данным различных исследований, число интолерантных этнофобов с отчетливой негативной установкой на межэтническое взаимодействие (не стремящихся к
развитию позитивных отношений с «чужими», отличающихся этнической нетерпимостью и убежденностью в превосходстве своего народа над другими, являющихся ревностными хранителями своей культуры, готовыми любыми способами отстаивать права своего народа) в разных этнических группах колеблется в пределах 5-10 %. Однако опыт мониторинга экстремистских проявлений свидетельствует, что даже этой малой когорты в том или ином этническом сообществе достаточно для того, чтобы «раскачать лодку». В сфере социального воспитания и социально-культурной деятельности должна быть организована психолого-педагогическая поддержка жертв ксенофобии, досуговые программы должны демонстрировать им сочувствие и солидарность. Они должны осознавать, что не одиноки: есть множество тех людей, которые готовы помочь [6].
Необходимо создание информационного обеспечения реализации проектов и программ преодоления ксенофобии. Специалисты и участники инициативных групп должны иметь полную информацию о ксенофобии и ксенофобах, должны быть конкретизированы способы и методики их идентификации, уточнены их символика и программные требования. Система информационного обеспечения должна привлечь внимание к проблеме. Опыт реализации информационных программ показывает: чем больше говорить о ксенофобии, тем легче ее преодолеть.
Усилия работников социально-культурной сферы должны быть направлены на противодействие возможному созданию групп, пропагандирующих ненависть и ксенофобию (посредством проведения митингов и демонстраций). В сфере досуговой деятельности необходимо всячески противостоять насилию, сосредоточить усилия на организации акций и мероприятий, которые пропагандируют терпимость.
Необходима организация дискуссионных площадок, на которых можно вести полемику с представителями «групп ненависти», проблематика преодоления ксенофобии должна присутствовать на специально организованных открытых форумах, в социальных сетях Интернета. Ключевой мыслью дискуссий должно стать положение о том, что ненависть разрушает, а единство - помогает миру и процветанию [7].
Преодолению ксенофобии во многом способствует авторитет лидеров (известные деятели культуры, искусства и политические деятели), которые могут выступить в поддержку жертв «преступлений ненависти». Соответствующие художественно-массовые программы помогают жертвам ксенофобии не чувствовать себя на периферии общества, ощущать себя в безопасности. Посредством подобных программ расширяется пространство для действий и диалога. Молчание се-лебрити, напротив, создает вакуум, порождающий слухи и панические настроения, в условиях которых жертвы ксенофобии чувствуют себя беззащитными, а агрессоры, напротив, получают сигналы безмолвной поддержки властей [8].
Необходима реализация цикла социально-культурных программ, целенаправленно обучающих и воспитывающих толерантность. Программы эти должны иметь адресную направленность. Подобные творческие проекты должны быть адресованы как молодежи, так и подрастающему поколению, поскольку предубеждения, негативные расовые, этнические и религиозные стереотипы проявляются уже в детском возрасте, с детства формируются отношения ненависти и неприязни, провоцирующие преступные проявления, совершаемые, как правило, молодыми людьми, не достигшими 20-летнего возраста.
1. Григорьева Е.И., Кузьмин А.В. Профилактика экстремизма: от криминологической к социально-культурной концепции: монография. Тамбов, 2012.
2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка, Москва; Воронеж, 2000.
3. Байбаков А.М. Толерантность как цель воспитания. иКЬ: //http://borytko.nm.ru/papers/ subiectlfoavbakov.htm. Загл. с экрана.
4. Гудков Л., Дубин Б., Леонова А. Милицейское насилие и проблема «полицейского государства» // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 4 (72). С. 31-47.
5. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтничном регионе. Астрахань, 2001.
6. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М., 2002.
7. Миграция и безопасность в России / под ред. Г. Витковской, С. Панарина. М., 2000.
8. Гладких В.В., Григорьева Е.И., Долженко-ва М.И. Гражданско-патриотическое воспи-
тание молодежи в системе образования: монография. Тамбов, 2011.
Поступила в редакцию 12.09.2012 г.
UDC 374
SOCIO-PEDAGOGICAL FEATURES OF RECREATIONAL PROGRAMS DEVELOPING AIMED AT OVERCOMING XENOPHOBIA AMONG YOUNG PEOPLE
Larisa Akhunzhanovna APANASYUK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
Elena Ivanovna GRIGORYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Culturology, Professor of Socio-cultural Activity Department, Honored Worker of High Professional Education RF, e-mail: [email protected]
The social and pedagogical features of xenophobia, especially its manifestations in Russian society and the specific development of recreational programs aimed at overcoming this social phenomenon among young people are considered.
Key words: psychology of phobias and xenophobic; manifestation of nationalism; social and cultural technologies to overcome xenophobia.