Научная статья на тему 'Психолого-педагогические факторы реализации социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде'

Психолого-педагогические факторы реализации социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
393
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОДОЛЕНИЕ КСЕНОФОБИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С МОЛОДЕЖЬЮ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА И АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ / OVERCOMING XENOPHOBIA / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES WITH YOUNG PEOPLE / SOCIO-CULTURAL SUPPORT AND ADAPTATION OF YOUNG PEOPLE / TECHNOLOGIES OF XENOPHOBIA PREVENTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Апанасюк Лариса Ахунжановна

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности и факторы разработки и реализации программ социально-культурной деятельности, направленных на преодоление ксенофобии в среде молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL FACTORS IMPLEMENTATION OF SOCIAL AND CULTURAL PROGRAMS OVERCOMING XENOPHOBIA AMONG YOUTH

The article deals with the psychological and pedagogical features and factors of development and implementation of programs of social and cultural activities aimed at overcoming xenophobia among young people.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические факторы реализации социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде»

УДК 374

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ ПРЕОДОЛЕНИЯ КСЕНОФОБИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

© Лариса Ахунжановна АПАНАСЮК

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, докторант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности и факторы разработки и реализации программ социально-культурной деятельности, направленных на преодоление ксенофобии в среде молодежи.

Ключевые слова: преодоление ксенофобии; социально-культурная деятельность с молодежью; социально-культурная поддержка и адаптация молодежи; технологии профилактики ксенофобии.

В структуре современных программ социально-культурной деятельности содержательные приоритеты приобретает профилактика социально опасных форм ксенофобии в среде молодежи, что требует системного теоретико-методического обоснования наиболее актуальных и действенных подходов к преодолению проявлений социальной розни.

Сам термин «ксенофобия» (от греч. хепо8 - чужой, посторонний, и рЬоЬо8 -страх) - проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении кого-либо или чего-либо неизвестного, чужого, непривычного. Это страх или ненависть к незнакомцам или иностранцам, или к тому, что странно или чуждо. Тем самым ксенофобы -

это люди, которые не любят всех чужестранцев, их «инаковость». Механизм ксенофобии сложен и противоречив и является результатом многих факторов: биологического, психологического, культурного, социально-политического, экономического.

Ксенофобия имеет биологическое объяснение, как инстинкт самосохранения, желания сохранить себя и свой будущий род. Подобное явление этологической изоляции можно наблюдать и у животных в межвидовом поведении, когда проявляется сильная неприязнь, нетерпимость и агрессия к особям, не принадлежащим данному виду, стаду и т. п. С точки зрения биологии такое поведение - своеобразный запрет на появление

смешанных пар. Будучи биологическим видом, человечество с настороженностью относится к тем, кто отличается по расе, внешнему виду и характеру поведения.

Основу ксенофобии составляет естественный страх человека перед неизвестностью, понимание чужого как непостижимого или непонятного и, следовательно, враждебного или небезопасного. Исторически так сложилось, что люди всегда опасались непонятного, непознанного, незнакомого. Поэтому столь распространен подход к трактовке ксенофобии как части архаических социальных инстинктов, возникшей в ответ на растущую конкуренцию за ограниченные экономические и социальные ресурсы.

Однако вместе с настороженностью феномен «чужого» вызывает интерес и любопытство, порождая амбивалентные чувства, одновременно и притягивающие, и отталкивающие. Чаще в отношении к «чужому» начинает доминировать страх.

Наиболее яркие проявления ксенофобии иррациональны, но могут быть оправданы логически. Ксенофобия часто возникает в условиях взаимной изоляции сообществ в среде людей, не знакомых с чужими обычаями. Многие жизненные явления оцениваются в сравнении с традициями, ценностями и нормами, принятыми в своей группе. Возникает представление о «варварстве» обычаев и нравов «чужих», происходит неосознанное навязывание, передача чувств ксенофобии от одного поколения к другим как в устной, так и в письменной форме через «религиозные книги» и подобные труды.

Главным объектом ксенофобии всегда были незнакомцы или чужестранцы. Чувства ксенофобии проявляются как к представителям какого-либо меньшинства, так и к большинству. Наиболее распространена в современных условиях мигрантофобия - предубеждение и дискриминация против беженцев и вынужденных переселенцев. Помимо иных этнических и религиозных групп объектом ксенофобии становятся «стигматизированные чужие»: больные, обездоленные, уязвимые группы населения (наркоманы, бомжи, гомосексуалисты, проститутки, ВИЧ-инфицированные, психически неполноценные люди).

Противоречивость и сложность феномена ксенофобии определяется тем, что в осно-

ве его лежит чувства страха. Ксенофобия относится к числу социальных фобий, для которых характерен иррациональный (несоразмерно больший, чем существующая реальная опасность) страх. В психологии рассматривают два типа страха - нормальный, понимаемый как естественная реакция, и патологический, который называется фобией. Термин «фобия» происходит от имени греческого бога страха Фобоса, это скрытое, неосознанное навязчивое, неконтролируемое, иррациональное, неадекватное существующему положению дел переживание страхов конкретного содержания, которое охватывает человека в определенной обстановке и сопровождающееся ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями.

Основу фобий составляет глубоко скрытая тревожность. Это замещение тревожности страхом, объективация неопределенного состояния в целях борьбы с ним. Как правило, фобии - это страхи того, что реальной угрозы не представляет или потенциально может быть опасным. Стрессовая ситуация и воспоминания о ней активизирует уже существующую тревогу, нервная система дает сбой и формируется фобия. Часто у людей с фобиями в мозгу происходят уникальные химические реакции, и вследствие них они намного сильнее реагируют на стресс-стимулы. Тревожность, не находящая выхода, разрастается, страхи «клонируются», и человек становится зависим от них.

Причина возникновения фобии спрятана глубоко в бессознательном человека. Есть простой кардинальный способ избавления от фобии - изменить образ жизни так, чтобы страх прекратился или перестал быть актуальным.

Исследователи называют причиной фобий наследственность (некоторые психические характеристики) и социальную среду. В семьях страхи могут передаваться по наследству, специфичное потрясение часто становится толчком к ее развитию. Фобии часто не поддаются полному логическому объяснению и обостряются в определенной ситуации при приближении определенного предмета или времени года.

Люди с фобиями испытывают напряжение, их страхи драматическим образом влияют на личную, социальную или профессиональную жизнь. Справиться с фобией

становится крайне сложно, поскольку невозможно обратиться к рациональному компоненту сознания человека, фобия по определению иррациональна. Технология преодоления фобий требует длительной внутренней работы по переосмыслению, изменению своих взглядов на жизнь, разрешению внутренних конфликтов. При этом крайне актуальна квалифицированная педагогическая поддержка и социальная адаптация, в т. ч. средствами социально-культурной деятельности.

Для ксенофоба фактор угрозы имеет первостепенное значение, поскольку для него мир опасен, населен враждебными народами, группами и людьми. Рост ощущения угрозы существенно сжимает безопасное социальное пространство человека, практически до размеров его семьи. При этом, чем в большей безопасности ощущают себя люди, тем меньше чуждых и опасных групп они находят в окружающем их мире [1]. Наиболее распространенными при ксенофобии являются три вида страхов: 1) страх утраты физического или материального благополучия группы из-за конфликтов, захвата территории, войн, репрессий; 2) страх разрушения сложившихся ценностей, норм, стандартов, традиций, убеждений, установок; 3) страх негативных последствий и ожиданий для личности или группы из-за межгрупповой тревожности и сложившихся негативных стереотипов. Социальные психологи считают, что в основе ксенофобии лежит триада эмоций - гнев, отвращение, презрение, которые образуют несложный поведенческий комплекс, обусловленный личностным и коллективным уровнем тревожности и агрессии.

Центральным психологическим механизмом ксенофобии является стремление человека делить мир на «мы» и «они», которое в современной психологии рассматривается на основе концепта социальной идентичности, базовым психологическим образованием, концентрированно выражающий сущность человека, его представления, эмоции, мотивы, знания, ценности, стереотипы, поведенческие схемы, нормы и стандарты. Понятие позитивной идентичности включает в себя позитивное отношение не только к собственной группе, но и подобное же отношение к другим группам. Человек всегда стремится сохранить свою позитивную идентичность и свою группу, в которой он нуждается

и к которой хочет принадлежать. Человек, обладающий позитивной идентичностью, не воспринимает мир как угрожающий, он то-лерантен по отношению к другим группам, и для него не характерны ксенофобические установки. Гипертрофированное стремление человека отождествить себя исключительно с одной группой приводит к формированию групповой гиперидентичности, для структуры которой характерен выраженный дисбаланс в пользу позитивного образа своей группы, убежденности в ее превосходстве над «чужими» группами. Главную угрозу своей идентичности индивид видит в чужаках, обладающих другой идентичностью. При этом негативные стереотипы по отношению к какой-либо группе значительно повышают вероятность наличия негативных стереотипов и по отношению к другим группам. Выполняя функцию изоляции, ксенофобия мешает развитию конструктивного меж-культурного диалога, порождает насилие, конфликты, конфронтации, терроризм.

Сильная идентификация с той или иной группой повышает чувствительность ко всем типам угроз, порождает защитные действия, реакции и импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям ксенофобии. Это выражается в персонификации объектов страха - ими становятся конкретные люди или группы, а воплощенный страх становится понятным, легче искать способы борьбы с ним. Защитой от него становится ксенофобическая агрессия на индивидуальном, групповом, культурном и политическом уровнях (Каган, 2004). Посредством персонификации страх рационализируется, а агрессия канализируется: всегда находятся враги и «козлы отпущения». Наибольшему проявлению ксенофобии подвержены те группы, которые чувствуют угрозу своей социальной идентичности. В каждом этносе можно отыскать любимый объект ксенофобии. Причем представители отвергаемой группы не обязательно резко отличаются своими культурными особенностями или принадлежат другой расе.

Ксенофобия как социальная фобия чаще всего возникает в детстве или в момент полового созревания. Многочисленные исследования, связанные с мониторингом толерантности и ксенофобии, констатировали,

что наименее толерантная и наиболее склонная к ксенофобическим установкам часть общества - старшие школьники и молодежь [2]. Именно в этот период закладываются основы ксенофобического мышления. Предубеждения появляются еще в детском возрасте: малыш понимает различия в цвете кожи, гордится им или страдает от этого. В подростковом возрасте приобретаются стереотипы о расовых, этнических и религиозных группах, по отношению к которым оправдывается и обосновывается ненависть. Достаточно ярко ксенофобия выражена у молодых людей, проживающих в малых, преимущественно однородных по этническому составу городах или, наоборот, в плотно населенных мегаполисах, где довольно часто проявляются различные формы дискриминации, случаются социальные конфликты, порожденные сформировавшимися негативными стереотипами, предрассудками и отталкивающими образами врага.

Следовательно, особую значимость приобретают педагогические усилия по преодолению ксенофобии именно в молодежной среде.

Помимо возрастных особенностей на выбор объектов ксенофобии большое влияние оказывают пол, уровень образования людей, а также различные социальные ситуации и уровень напряженности в обществе. Образование позитивно влияет на профилактику и преодоление ксенофобического мышления: респонденты с высшим образованием, по сравнению с малообразованными людьми, оказались существенно менее предрасположенными к формированию ксенофобских установок [2].

Помимо объяснения происхождения ксенофобии спонтанными реакциями сознания на социальные процессы, есть концепции обусловленности ксенофобических взглядов внушенными идеями. Поскольку ксенофобия проявляется на уровне личности, группы, общества и целого государства, она становится катализатором конфликтов и войн, а также орудием манипуляции, провоцирующим националистические движения, самоизоляцию, предрассудки, дискриминацию, насилие. В ранге мировоззрения ксенофобия может превратиться в одну из основных причин национального, религиозного или же социального деления. Ксенофобские на-

строения осознанно и намеренно разжигаются для достижения собственных, порой неочевидных внешне целей посредством эффективного управления группой людей объединенных общей идеей «образа врага», ненавистью по отношению к кому-либо.

Не следует отождествлять ксенофобию с национализмом: для сторонников националистической идеологии вовсе не обязательными являются негативные чувства в отношении представителей других наций, религий, этносов. Напротив, сторонники ксенофобских настроений называют себя националистами с целью увеличения их привлекательности.

Необходимо различать инстинктивную ксенофобию (неосознанный социальный рефлекс) и ксенофобию-идею (идеологию этнической вражды). Инстинктивная ксенофобия (антиварварский снобизм) в той или иной степени характерна для большинства социумов, особенно империй. Идейная форма ксенофобии - политическая идея, возникающая во времена социальных потрясений, испытаний и народных страданий. Идейная форма ксенофобии - «ксенофобия сверху» -привязана к власти. В политике многих стран ксенофобия вполне сознательно используется как стабилизационный механизм, система «сдержек и противовесов», регулирующая государственную жизнь, в которой «боязнь чужого» и страх перед насилием на почве расовой или этнической ненависти дополняют друг друга. Вывод страха и неприязни на коллективный уровень связан с процессами возникновения и распада империй. Причем для возникновения ксенофобии совсем не обязательно наличие неприязни между этносами, для этого должна существовать среда, идеологическое и политическое пространство, на которое претендуют чужеродные пришельцы. Либеральная парадигма приводит к размыванию границ национальных культур, уничтожению культурных традиций, обеднению и разрушению национально-культурной самобытности. Но либеральная модель открытого общества в силу своего утопизма неспособна предсказать судьбу социальных рефлексов, возникших в традиционных обществах, переживших эпоху ускоренной модернизации. Фобийный комплекс образуется в государстве, когда возникает кризис имперской самоидентификации, т. е. граждане

бывшего сверхгосударства ощущают потерю идентичности, незащищенность, обделен-ность и обманутость, которые повышают уровень личной и коллективной тревожности.

В зависимости от типа поведения, склонности к агрессивному или депрессивному состоянию выделяют две формы ксенофобии: скрытую (негативные высказывания по отношению к инородцам) и явную (агрессивные призывы к насилию). Поэтому для разработки эффективных психологических технологий по профилактике ксенофобии необходим не только междисциплинарный подход, но и сочетание различных уровней и подходов психологии социальнокультурной деятельности.

Психопатологическое состояние общества, в котором широко распространена ксенофобия, получило название социальной паранойи. Ксенофобическое мышление подчиняется логике угрозы и законам страха. Ксенофоб опирается не на факты и доказательства, а на подозрения, на собственные проекции тревог и страхов, на приписывание другим мотивов злого умысла, враждебности и разрушения. Ксенофобическое мышление фанатично: предрассудок превращается в стержневой мотив личности, в жизненную программу поведения. Они воспринимают себя как орудие неких высших сил, избранное для противодействия «чужим», инакомыслящим, которых оценивают как средоточье всех зол человечества и как виновников своих личных катастроф [3]. Для ксенофоба характерна глубокая убежденность в своей правоте, единственной исповедуемой им картины мира. Противоречащие этому данные либо игнорируются, либо воспринимаются как ложные, измышленные противниками. Ксенофо-бическое мышление проективно, ксенофоб подсознательно стремится избавиться от собственных недостатков, неконтролируемого страха, негативных переживаний посредством перенесения (проекции) их на других людей или группы.

Исследованию ксенофобии посвящены многочисленные работы по изучению предубеждений, предрассудков, негативных установок и стереотипов по отношению к различным этническим, религиозным и социальным группам, работы по проблемам войны и мира, формированию образа врага.

Число интолерантных этнофобов с отчетливой негативной установкой на межэтническое взаимодействие отличающихся этнической нетерпимостью и убежденностью в превосходстве своего народа над другими, в разных этнических группах колеблется в пределах 5-10 %.

Так называемых «пассивных национа-лов-этнофобов» в разных этнических группах - от 12 до 28 %. В условиях конфликтной социальной ситуации большинство представителей этой группы скорее всего поддержит «активных этнофобов». Кроме того, существует закономерность: число таких лиц растет в зависимости от уровня социальной напряженности в обществе [4]. В сумме «активные» и «пассивные» этнофобы составляют, как минимум, пятую часть общества, влияние которой на отношения в обществе нельзя недооценивать. В современной социологии термин «ксенофобия», как правило, применяют для описания взаимоотношений «коренного» этноса и мигрантов. Когда самооценка народа достаточно высока, и он не видит себе угрозы в чужаках, возникает риск высокомерного отношения к чужим народам. Ксенофобия связана с миграционными процессами, однако со временем недавние мигранты начинают осознавать себя автохтонами. Человечество мигрирует постоянно, интегрируясь в другие общества, пришельцы обогащают культуру, а чем интенсивнее развитие культуры, тем безболезненнее эта ассимиляция. Напротив, там, где замедляется культурное развитие, истончается культурный слой, миграции и этногенез идут быстрее, а следовательно - больше возможностей для антагонизма. Когда антагонизм осознан, культурный процесс связывает и концептуализирует эти архаические комплексы, переводя их в латентную форму.

Указанные психологические характеристики феномена ксенофобии определяют подходы к разработке адекватных технологий социально-культурной деятельности в молодежной среде, направленных на преодоление неприязни к представителям иной культуры. При этом следует учитывать следующие ее особенности. Ксенофобия, пропагандирующая ненависть, процветает лишь тогда, когда вокруг бездействуют субъекты социально-культурной деятельности. Активное инициативное противодействие ненавис-

ти добровольческими, толерантными, демократичными и патриотическими акциями способно остановить ксенофобию. Важна интеграция единомышленников через создание объединений с социально-культурными и образовательными учреждениями, религиозными, добровольческими, социальнополитическими организациями для обсуждения идеологии и тактики противодействия ксенофобии, оказания поддержки и социальной реабилитации жертв ксенофобии. Необходима работа по выявлению и идентификации «групп ненависти» на основе изучения их идеологии, символики, целей, задач и планов деятельности. Очень актуальна организация альтернативных социально-культурных акций, пропагандирующих терпимость; реализация информационно-просветитель-

ных программ, разъясняющих и осуждающих ксенофобию, создание банка данных; организация противодействия ксенофобам на открытых форумах и в Интернете [5]. Специалисты социально-культурной деятельности должны вести целенаправленную работу с представителями власти в рамках пробле-

матики преодоления предубеждений, социально-культурной поддержки жертв ксенофобии. Необходима реализация целенаправленной программы досуговых мероприятий по пропаганде терпимости и необходимости противодействия предубеждениям, обучению толерантности с возможно более ранне -го возраста.

1. Солдатова Г.У. Разные, но равные: большие психологические игры. М., 2004.

2. Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М., 2006.

3. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2002.

4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

5. Гладких В.В., Григорьева Е.И., Долженко-ва М.И. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в учреждениях образования: монография. Тамбов, 2011.

Поступила в редакцию 14.Q3.2Q12 г.

UDC 374

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL FACTORS IMPLEMENTATION OF SOCIAL AND CULTURAL PROGRAMS OVERCOMING XENOPHOBIA AMONG YOUTH

Larisa Akhunzhanovna APANASYUK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article deals with the psychological and pedagogical features and factors of development and implementation of programs of social and cultural activities aimed at overcoming xenophobia among young people.

Key words: overcoming xenophobia; social and cultural activities with young people; socio-cultural support and adaptation of young people; technologies of xenophobia prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.