Научная статья на тему 'К вопросу психологии ксенофобии'

К вопросу психологии ксенофобии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2884
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСЕНОФОБИЯ / ПСИХОЛОГИЯ КСЕНОФОБИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева И.В.

Как специфический вид фобии, ксенофобия представляет собой сложный комплекс негативных эмоциональных проявлений и является результатом биологического, психологического, культурного, социально-политического, экономического факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу психологии ксенофобии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

науки и техники. 2009. № 3. С. 2-15.

5. Сабирова Ф.М. Развитие организационных форм физической науки (от античности до середины ХХ века) /Ф. М. Сабирова. -Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. -192 с.

6. Сабирова Ф.М., Латипова Л.Н. Актуальные проблемы истории естественно-математических и технических наук и образования: анализ и обобщение опыта//Теория и практика общественного развития, 2015. №9. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/9/pedagogics/sabirova-latipova.pdf (дата обращения: 10.08.2016)

7. Позозойский С. В., Галузо И. В. История физики в вопросах и задачах. - Мн.; Выш. шк., 2005. - 270 с.

8. Бахтина Е.Ю., Смык А.Ф., Ильин В.А. Современный информационный инструмент для историко-научных исследований// Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 1-1 (7). С. 40-44

9. Шурыгин В.Ю. Использование электронных курсов в LMS Moodle при изучении физики в вузе//Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. -Ульяновск: SIMJET, 2014. -C.503-506.

10.Араго Ф. Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров. (В 3-х томах.). Изд-е 2-е. -М.: Ижевск: РХД, 2000, т. 1. 495 с. - С.92-94.

11. Храмов Ю. А. Физики: Биографический справочник. - М.: Наука, 1983.- 399 с.- С.95-96.

© Галиуллина Г.А., 2016

УДК 371

И.В. Голубева

старший преподаватель кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета

Тольятти, РФ

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИИ КСЕНОФОБИИ Аннотация

Как специфический вид фобии, ксенофобия представляет собой сложный комплекс негативных эмоциональных проявлений и является результатом биологического, психологического, культурного, социально-политического, экономического факторов.

Ключевые слова

Ксенофобия, психология ксенофобии.

Механизм ксенофобии сложен и противоречив и является результатом многих факторов: биологического, психологического, культурного, социально-политического, экономического [1]. Противоречивость и сложность феномена ксенофобии определяется тем, что в его основе лежит чувство страха. В психологии рассматривают два типа страха - нормальный, понимаемый как естественная реакция, и патологический, который называется фобией [2]. Причина возникновения фобии спрятана глубоко в бессознательном человека. Психологи рассматривают фобии как одну из составляющих психики человека, актуальную в любой исторический период, а ксенофобия может рассматриваться как одна из разновидностей фобий. Ее основу составляет чувство враждебности, включающее эмоции страха, отвращения и презрения (ощущение собственного превосходства) по отношению к «чужакам» [3].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Признаком ксенофобии выступает консолидация и жесткая поляризация негативных и позитивных суждений, оценок относительно «своих» и «чужих». Внутри группы возникает система правил и норм поведения, отличная от соответствующих норм других общностей. Более того, выстраивание негативного отношения к «чужому» становится одним из условий и символом мира и солидарности для членов сообщества [4,5].

Ксенофобия может быть классифицирована на реальную и воображаемую, приобретающую символические или ритуализированные формы, непосредственную или опосредованную, межличностную, межгрупповую и массовую [6]. В зависимости от типа поведения, склонности к агрессивному или депрессивному состоянию выделяют две формы ксенофобии - скрытую (негативные высказывания по отношению к инородцам) и явную (агрессивные призывы к насилию) [7]. Центральным психологическим механизмом ксенофобии является стремление человека делить мир на «мы» и «они». В результате сильная идентификация с той или иной группой повышает чувствительность ко всем типам угроз, порождает защитные действия, реакции и импульсы, обладающие характеристиками, сходными с ксенофобией. Это выражается в персонификации объектов страха, ксенофобической агрессией на индивидуальном, групповом, культурном и политическом уровнях [8]. Способность же к преодолению ксенофобии обеспечивается высокой лабильностью понимания людьми фактов и событий окружающей жизни, позитивным самоотношением, коммуникативной активностью, устойчивой потребностью в самореализации и самоактуализации; успешным осознанно контролируемым взаимодействием и поведением в инокультурном окружении [9,10].

Список использованной литературы:

1. Апанасюк Л.А. Социально-политический аспект преодоления ксенофобии в современных условиях России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №2 (28). - С. 145-148.

2. Апанасюк, Л.А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - №12 (110). - С. 153-157.

3. Солдатова Г.У. Психологические механизмы ксенофобии // Психологический журнал. - 2006. - №6. - Том 27. - С. 2-16.

4. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические факторы реализации социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - №6 (110). - С.153-158.

5. Апанасюк Л.А. Социально-культурные условия формирования навыков межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов: дис. канд. пед. наук. / Л.А. Апанасюк. - Тамбов, 2007 - 195 с.

6. Штемберг А.С. Ксенофобия. Размышления холодного философа. - М.: Энергия, 2001. - №12. - С. 68-72.

7. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №11 (127). - C. 154-162.

8. Апанасюк Л.А. Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде: социокультурный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №4 (120). - С. 284-287.

9. Голубева И.В. Самоотношение как психологическое условие успешности самореализации лиц с ограниченными психофизическими возможностями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - №28. - С. 140-145.

10. Голубева И.В. Психологические особенности самореализации лиц с ограниченными физическими возможностями // Личность в межкультурном пространстве. Мат-лы V Междунар. науч-практ. конф., посвященной 50-летию РУДН. - М., 2010. - С.225-229.

© Голубева И.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.