_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
прохождения различных видов практик происходит интеграция теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности студентов с ограниченными возможностями. По нашему мнению, особо важным является подготовка баз практик для принятия студентов с инвалидностью и ОВЗ, а также супервизоров (опытных специалистов) от предприятий и учреждений.
Итак, образовательная интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - это создание оптимальных условий для получения высшего образования, теоретического и практического опыта, социального развития и адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ, с учетом их потребностей и возможностей, ограничений жизнедеятельности и состояния здоровья посредством организации социально-педагогической поддержки. Кроме того, интеграция в образовательную среду помогает молодежи с инвалидностью и ОВЗ получить профессию, самореализоваться, достичь успеха в жизни и карьере, почувствовать себя личностью, неотъемлемой частью общества.
Данное исследование выполнено в рамках госзадания Минобрнауки РФ «Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым» (№115052150078).
Список использованной литературы:
1. Богинская Ю.В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика : [монография] / Юлия Валериевна Богинская. - Ялта: РИО РВУЗ «КГУ», 2013. - 384 с.
2. Мартынова Е. А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями : дис... доктора пед. наук : 13.00.01 / Мартынова Елена Александровна. - Челябинск, 2003. - 353 с.
3. Рокотянская Л.О. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки (г.Ялта). - 2016. - № 2 (34). - С. 127-133.
4. Ярая Т.А. Особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - №47-2. - С. 330-338.
© Богинская Ю.В. , 2016
УДК 372.8; 535
Г.А. Галиуллина
Бакалавр 4 курса физика-математического факультета Елабужского института ФГАОУ «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Г. Елабуга, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОПТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КУРСЕ ФИЗИКИ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
В статье представлен один из путей формирования культуры будущего учителя физики: изучение историко-биографических сведений в курсе физики. В этом процессе широкие возможности имеют современные информационные технологии. Показан опыт изучения историко-биографических сведений на примере развития волновой оптики.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Ключевые слова
История науки, культура, учитель, биографический метод, оптика.
В сегодняшний век интенсивного развития науки и техники, информатизации образования и общества в целом, все более актуальной становится задача повышения качества подготовки учителя. В процессе подготовки будущего учителя важно не только обучать его основной профессии, но и развивать его общую культуру. Одним из путей решения этой задачи является использование биографического метода в преподавании различных дисциплин [1], в том числе физики. Биографический метод является элементом гуманитаризации образования, позволяющим «очеловечить» науку, повысить интерес к изучению не только физики, но и истории ее развития, шире раскрыть контекст открытия нового физического закона или явления
[2, 3].
Каждый из разделов вузовского курса физики может быть обогащен многочисленными историко-биографическими сведениями. Однако существует проблема включения этого материала без ущерба для усвоения основного материала в условиях сокращения учебного времени. Опыт изучения вузовского курса физики показал, что решить эту проблему можно во время аудиторной работы и организации самостоятельной работы студентов. Так, на лекциях в соответствующих разделах курса общей физики представляется возможным в краткой и доступной форме изложить не только основные положения теории, закона или понятия, но и сообщить об исторической эпохе, в которой новые научные факты, законы были сформулированы или открыты, привести не только имена ученых, связанные с ними, но и дополнительные сведения, допустим, о биографии, о мировоззренческой позиции, или политической обстановке, в которой творили ученые [4-6]. На практических занятиях решаются задачи исторического содержания [7].
Большие возможности в этом направлении предоставляет использование информационных и коммуникационных технологий, реализуемое через электронное обучение [8]. В настоящее время все более широкое применение находят электронные образовательные курсы, создаваемые по всему тому или иному учебному курсу, либо по модулю (разделу). В Казанском федеральном университете (КФУ) разрабатываются курсы по различным дисциплинам на платформе LMS MOODLE, использование которой имеет множество преимуществ: свободное использование, возможность внесения корректив, наличие активной обратной связи. Эти преимущества имеют достаточно оснований для создания электронных образовательных курсов, предусматривающих изучение вузовского курса физики [9]. Именно возможность развития электронного образовательного курса позволяет организовать исследовательскую деятельность студентов, заключающуюся, например, в подборе и систематизация исторических или биографических сведений, касающихся того или иного физического закона или явления, написание рефератов по выбранным темам.
В частности, раздел «Оптика» в соответствии с программой изучения физики в Елабужском институте КФУ предусматривает изучение трех основных тем: 1) геометрическая оптика; 2) волновая оптика; 3) квантовая оптика. В соответствии с этим студентам предлагается произвести подбор историко-научной информации, предназначенной для ознакомления будущими учителями физики. Так, нами была произведена такая работа по теме «Волновая оптика». Эта тема предусматривает изучение таких вопросов оптики, как интерференция света, дифракция, поляризация, дисперсия, поглощение и рассеяние света. В становление волновых представлений света оказали многие ученые 17-19 веков, из которых мы выбрали имена тех, кто внес ключевой вклад в развитие волновой оптики: Христиан Гюйгенс (1629-1695), Томас Юнг (1773-1829), Огюстен Жан Френель (1788-1827), Симеон Дени Пуассон (1781-1840), Араго Франсуа Жан Доминик (1786 - 1853), Йозеф Фраунгофер (1787 - 1826), Сер Девид Брюстер (1781 - 1868), Эразм Бартолин (1625-1698), Этьен Луи Малюс (1775 - 1812).
На первом этапе по заданию преподавателя нами была составлена таблица, в которой указывалось имя ученого и основные сведения, касающиеся его открытий или изобретений. Данная таблица заполняется с использованием содержания темы «Волновая оптика» курса физики, справочной литературы, Интернет-источников и размещается в соответствующем разделе электронного курса. Для образца приводим часть составленной нами таблицы.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
№п/п Ученый Изобретения и открытия
1 Христиан Гюйгенс, 1629-1695 (нидерландский механик, физик, математик, астроном и изобретатель) Участвовал в спорах о природе света. В 1678 году выпустил «Трактат о свете» - набросок волновой теории света. В 1690 году изложил качественную теорию отражения, преломления и двойного лучепреломления в исландском шпате. Сформулировал «принцип Гюйгенса», впоследствии развитый Френелем и сыгравший важную роль в волновой теории света. Открыл поляризацию света (1678). Усовершенствовал телескоп, сконструировал окуляр, ввёл диафрагмы. Являясь одним из создателей Парижской обсерватории, внёс значительный вклад в астрономию — открыл 8 кольцо Сатурна и Титан, один из самых больших спутников в Солнечной системе, различил полярные шапки на Марсе и полосы на Юпитере.
2 Томас Юнг, 1773-1829, ...
Далее ведется работа по подбору основных биографических сведений, истории открытия, его значения. При этом большой интерес у студентов вызывают ответы на следующие вопросы: Где, в какой стране родился? В какой стране проходила основная деятельность ученого? Эпоха, во времена которой жил физик, ее характеристики; Кто родители, друзья, какое влияние оказали влияние на судьбу мыслителя? Где получил образование? К каким, кроме физики, наукам еще проявлял интерес во время обучения и в дальнейшем? Занимался ли преподавательской, общественно-политической деятельностью? Какую религию исповедовал? На какие философские учения ориентировался? Какова историческая, социально-политическая ситуация в момент того или иного открытия? Мировоззренческое значение открытия? Были ли ученики, последователи (создана ли ученым школа)? Чем они прославились?
Так например, при подборе основных биографических сведений про Х. Гюйгенса, мы использовали не только биографическую литературу (например, [10, 11], но и ресурсы глобальной сети: http://to-name.ru/biography/hristian-gj ujgens .htm, http: //citaty.su/kratkaya-biografiya-xristiana-gyuj gensa,
https://www.youtube.com/watch?v=1K8qxm84iTk и др.
В самом электронном курсе мы не дублируем содержание этих ресурсов, а указываем, какие именно аспекты биографии освещены на том или ином сайте. Это позволяет нашим однокурсникам ориентироваться во глобальной сети при подборе подобной информации. Итоги такой работы отправляются на оценивание преподавателем, затем размещаются в электронном курсе как приложение к таблице.
Как видим, при изучении волновых свойств студентам приходится встречаться с множеством имен физиков, внесших вклад в становление волновой оптики. То же можно указать и по остальным темам.
Собирая сведения по такой схеме, студент не только больше узнает о физическом законе, открытии, совершенном ученым, но и получает возможность провести сопоставления, сравнения, обобщения научных, исторических, биографических сведений, пополнить свой багаж знаний и по философии, и по другим наукам. Студент педвуза знакомится с ученым как с личностью, чем обеспечивается и человеческое видение мира, природы, изучаемое физикой.
Таким образом, включение историко-биографического материала в учебный процесс: позволяет формировать учителя физики и как квалифицированного специалиста, и как культурную, развитую личность, позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, способствует определению оптимальных методов и форм преподавания физики и готовить будущего учителя к будущей профессиональной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Sabirova F.M. Opportunities of biographic method in improvement of physics teacher training// World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. С. 294-298.
2. Sabirov A.G. Heuristic potentials of biographical method in historical and phlosophical studies // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3 S3. С. 249-254.
3. Исмагилова Ф.М. Об одном из путей гуманитаризации образования при обучении физике в педвузе// Преподавание физики в высшей школе. 1997. № 10. С. 39.
4. Ильин В.А., Кудрявцев В.В. История физики в педагогическом вузе: вчера, сегодня, завтра // История
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
науки и техники. 2009. № 3. С. 2-15.
5. Сабирова Ф.М. Развитие организационных форм физической науки (от античности до середины ХХ века) /Ф. М. Сабирова. -Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. -192 с.
6. Сабирова Ф.М., Латипова Л.Н. Актуальные проблемы истории естественно-математических и технических наук и образования: анализ и обобщение опыта//Теория и практика общественного развития, 2015. №9. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/9/pedagogics/sabirova-latipova.pdf (дата обращения: 10.08.2016)
7. Позозойский С. В., Галузо И. В. История физики в вопросах и задачах. - Мн.; Выш. шк., 2005. - 270 с.
8. Бахтина Е.Ю., Смык А.Ф., Ильин В.А. Современный информационный инструмент для историко-научных исследований// Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 1-1 (7). С. 40-44
9. Шурыгин В.Ю. Использование электронных курсов в LMS Moodle при изучении физики в вузе//Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. -Ульяновск: SIMJET, 2014. -C.503-506.
10.Араго Ф. Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров. (В 3-х томах.). Изд-е 2-е. -М.: Ижевск: РХД, 2000, т. 1. 495 с. - С.92-94.
11. Храмов Ю. А. Физики: Биографический справочник. - М.: Наука, 1983.- 399 с.- С.95-96.
© Галиуллина Г.А., 2016
УДК 371
И.В. Голубева
старший преподаватель кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета
Тольятти, РФ
К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИИ КСЕНОФОБИИ Аннотация
Как специфический вид фобии, ксенофобия представляет собой сложный комплекс негативных эмоциональных проявлений и является результатом биологического, психологического, культурного, социально-политического, экономического факторов.
Ключевые слова
Ксенофобия, психология ксенофобии.
Механизм ксенофобии сложен и противоречив и является результатом многих факторов: биологического, психологического, культурного, социально-политического, экономического [1]. Противоречивость и сложность феномена ксенофобии определяется тем, что в его основе лежит чувство страха. В психологии рассматривают два типа страха - нормальный, понимаемый как естественная реакция, и патологический, который называется фобией [2]. Причина возникновения фобии спрятана глубоко в бессознательном человека. Психологи рассматривают фобии как одну из составляющих психики человека, актуальную в любой исторический период, а ксенофобия может рассматриваться как одна из разновидностей фобий. Ее основу составляет чувство враждебности, включающее эмоции страха, отвращения и презрения (ощущение собственного превосходства) по отношению к «чужакам» [3].