Научная статья на тему 'Образовательная интеграция студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья'

Образовательная интеграция студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1149
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богинская Ю. В.

В статье содержательно раскрывается понятие «образовательная интеграция студентов в ограниченными возможностями здоровья». Определены факторы, обеспечивающие условия доступности всех образовательных уровней для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богинская Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная интеграция студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Как видно из таблицы 2, большое внимание в вузах Италии и Испании уделяется интеграции студентов с ограниченными возможностями в различные сферы жизнедеятельности: образовательную, профессиональную, спортивную, культурную.

Таким образом, анализ практического опыта и материалов исследования показал, что в европейских государствах и США структурные подразделения по работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ имеют разные направления и задачи, но цель их деятельности общая - способствовать социализации молодежи с инвалидностью в социальную и образовательную среду. Список использованной литературы:

1. Bakken Jeffrey P., Wojcik Brian W.. Technology Resources For Persons With Learning Disabilities. Current Perspectives on Learning Disabilities / Jeffrey P. Bakken, Brian W. Wojcik // Advances in Special Education. - 2005. - Volume 16. - P.113 -132.

2. European Agency for Development in Special needs Education [Электронный ресурс] - Режим доступа : http : //www.european-agency.org/about-us

3. Molina C. Universidad Y Discapacidad. Guía de recursos / C.Molina, J. Gonzalez-Badía. - Madrid : Madrid Grupo editorial Cinca, S. A, 2006. - 190 р.

4. Peralta Morales A. Libro Blanco Sobre Universidad Y Discapacidad Centro Español de Documentación sobre Discapacidad, del Real Patronato sobre Discapacidad / Morales A. Peralta. - Serrano, 2007. - 118 р.

© Богинская Ю.В. , 2016

УДК 376.3

Ю.В.Богинская

д.пед.н., доцент Гуманитарно -педагогическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

г.Ялта, Российская Федерация

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье содержательно раскрывается понятие «образовательная интеграция студентов в ограниченными возможностями здоровья». Определены факторы, обеспечивающие условия доступности всех образовательных уровней для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Ключевые слова

студент с инвалидностью, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, интеграция,

образовательная интеграция.

Развитие личности студента с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в современных условиях показывает, что для большинства юношей и девушек начало обучения в высшем учебном заведении становится первым действенным шагом в направлении социальной и образовательной интеграции. Именно в интегрированной образовательной среде для молодежи с инвалидностью предоставляются равные права и возможности в получении определенной профессии и квалификации, саморазвитии и самореализации. В то же время обучение студентов с инвалидностью в условиях отечественных высших учебных заведений не всегда предполагает положительный результат. Прежде всего, это связано с «неготовностью» современной отечественной вузовской системы к созданию оптимальных условий для учебной деятельности и отсутствием системы социально-педагогической поддержки обучающихся этой категории. Организация

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

различных форм интегрированного обучения студентов-инвалидов с учетом их нозологий, индивидуальных особенностей и потребностей, способностей и возможностей будет направлена на профессиональное и социальное становление молодежи с инвалидностью, а также их адаптации в современный социум и образовательную среду.

Различные аспекты проблемы интеграции детей и молодежи с инвалидностью раскрыты в трудах отечественных (В. Кантор, С. Лебедева, Н. Малофеев, Е. Мартынова [2], Т. Михайлова, Л. Рокотянская [3], В. Севастьянов, О. Тарасова, Л. Шипицина, Т. Ярая [4]) и украинских (И. Иванова, А. Капская, А. Колупаева, В. Ляшенко, М. Сварник, П. Таланчук, В. Тесленко, А. Шевцов) ученых.

Системный анализ и выделение понятия «образовательная интеграция студентов с ограниченными возможностями» позволяют рассмотреть содержание, структуру и функции данного феномена, определить специфику интегрированного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в высших учебных заведениях.

Контент-анализ научной литературы показал, что общими ключевыми признаками интеграции лиц с инвалидностью являются: процесс вхождения в коллектив, социум, общественную систему; подготовка к самостоятельной жизни; конечная цель обучения. Вместе с тем, существуют принципиальные особенности, которые подчеркивают феномен интеграции студентов с ограниченными возможностями.

Общепринятым в научной литературе является описание термина «интеграция» как процесса, результата и состояния, при которых инвалиды и другие члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы, не являются социально обособленными или изолированными и участвуют во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. Кроме того, в содержание данного понятия входит такой компонент как: совместная деятельность государственных и общественных структур, направленная на включение детей и молодежи с особыми потребностями в образовательное пространство.

В коррекционной педагогике термин «интеграция» является достаточно часто оперируемым и рассматривается как одно из важных направлений подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.

Образование выступает эффективным процессом интеграции лиц с ограниченными возможностями в современное общество. В ходе получения образования происходит транслирование доминирующих в обществе норм, ценностей, установок, что позволяет развить у студентов социально одобряемые формы поведения и жизнедеятельности. Следует отметить, что образование представляет собой социально организуемый и нормируемый процесс систематической, последовательной передачи подрастающему поколению социокультурно значимого опыта, жизненно важного капитала. Наиболее важное место в образовательной интеграции инвалида занимает обучение в школе и вузе.

Согласно результатам зарубежных и отечественных исследований, образовательная интеграция является частью социальной интеграции и рассматривается как процесс обучения и воспитания детей и молодежи с инвалидностью совместно со здоровыми сверстниками на равных условиях. Важно отметить, что образовательная интеграция лиц с инвалидностью в отличие от социальной интеграции, ограничена уровнем развития интеллекта. Молодежь с нарушениями умственного и психического развития не имеет юридического права получать высшее образование. Образовательная интеграция еще не гарантирует успешного включения в социум, так как может реализовываться в различных формах, в частности в форме индивидуального обучения.

Российскими учеными (В. Кантор, С. Лебедева, Н. Малофеев, Е. Мартынова [2], А. Станевский, О. Тарасова, Т. Ярая [4], Е. Ярская-Смирнова) выделяются несколько видов образовательной интеграции студентов.

Вариант полной и всесторонней интеграции включает условия, когда студент-инвалид активно взаимодействует с другими студентами во всех сферах деятельности - учебной, досуговой, общественной. Этот вариант является лишь одним из возможных и не самым распространенным.

Значительно более распространена интеграция только на уровне учебной деятельности, при которой интенсивные связи между студентами-инвалидами и другими студентами устанавливаются и реализуются

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

только в рамках учебного процесса, а применительно к другим сферам студенческой активности лица с ограниченными возможностями здоровья оказываются невостребованными.

Довольно часто встречается и «нулевой» вариант интеграции, когда обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ малообщительны, не контактируют с другими студентами в условиях учебного процесса, то есть держаться «в стороне» даже как субъекты учебно-образовательной деятельности.

В четвертом варианте образовательной интеграции обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья занимают спекулятивную и дезинтегративную позицию, добиваясь каких-то «скидок» на инвалидность, то есть снижения требований к себе со стороны преподавателей и, в целом, окружающих. Таким образом, они фактически противопоставляют себя другим студентам по признаку инвалидности.

Независимо от вариантов образовательная интеграция обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, согласно исследованиям Е. Мартыновой, строится с учетом следующих социально-педагогических условий:

- индивидуальная программа реабилитации является основой для выбора специальности;

- уровень усвоения общеобразовательного стандарта абитуриентом-инвалидом соотносится с конкурсными требованиями при поступлении в высшее учебное заведение;

- у студента с ограниченными возможностями здоровья присутствует осознанная мотивация к получению высшего образования, психологическая готовность к совместному обучению со сверстниками;

- успешное выполнение программных требований обучения в вузе студентов с инвалидностью возможно при условии организации социально-педагогической поддержки и помощи [2].

Итак, значимым аспектом успешной образовательной интеграции лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья является выполнение комплекса условий для получения ими высшего образования в соответствии с потенциальными возможностями каждой личности. Обеспечение условий доступности всех образовательных уровней возможно при наличии таких факторов, как:

- нормативно-правового обеспечения равных условий получения высшего образования;

- обеспечения беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре;

- формирования позитивного отношения к молодежи с инвалидностью в обществе;

- выработки единых требований в правилах приема в образовательные учреждения высшего образования к поступающим инвалидам;

- разработки теоретико-методологических основ высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- создания специальных технических средств, облегчающих обучение лиц с инвалидностью в образовательных учреждениях высшего образования;

- внедрения адаптированных к потребностям лиц с инвалидностью и ОВЗ передовых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс вузов;

- обеспечения социально-педагогической поддержки учебного процесса, включая разработку комплекса нормативно-правовых и методических документов [1].

Таким образом, учет вышеназванных факторов и социально-педагогических условий образовательной интеграции создает методологическую основу для разработки эффективной системы социально-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в высшем учебном заведении.

Анализ научной литературы и практического опыта позволяет утверждать, что не менее значимым в образовательной интеграции студентов с ограниченными возможностями является здоровья, согласно требований ФГОС, их интеграция на производстве в рамках прохождения учебной и производственных практик, а также в процессе их непосредственной профессиональной деятельности после окончания вуза. Производственная практика студентов является неотъемлемой составной частью подготовки специалистов в высших учебных заведениях, которая как правило, проводится на оснащенных соответствующим образом базах учебных заведений и современных предприятий. Данный аспект имеет огромное значение в организации социально-педагогической поддержки студентов с инвалидностью и ОВЗ. Так, в рамках

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

прохождения различных видов практик происходит интеграция теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности студентов с ограниченными возможностями. По нашему мнению, особо важным является подготовка баз практик для принятия студентов с инвалидностью и ОВЗ, а также супервизоров (опытных специалистов) от предприятий и учреждений.

Итак, образовательная интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - это создание оптимальных условий для получения высшего образования, теоретического и практического опыта, социального развития и адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ, с учетом их потребностей и возможностей, ограничений жизнедеятельности и состояния здоровья посредством организации социально-педагогической поддержки. Кроме того, интеграция в образовательную среду помогает молодежи с инвалидностью и ОВЗ получить профессию, самореализоваться, достичь успеха в жизни и карьере, почувствовать себя личностью, неотъемлемой частью общества.

Данное исследование выполнено в рамках госзадания Минобрнауки РФ «Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым» (№115052150078).

Список использованной литературы:

1. Богинская Ю.В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика : [монография] / Юлия Валериевна Богинская. - Ялта: РИО РВУЗ «КГУ», 2013. - 384 с.

2. Мартынова Е. А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями : дис... доктора пед. наук : 13.00.01 / Мартынова Елена Александровна. - Челябинск, 2003. - 353 с.

3. Рокотянская Л.О. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки (г.Ялта). - 2016. - № 2 (34). - С. 127-133.

4. Ярая Т.А. Особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - №47-2. - С. 330-338.

© Богинская Ю.В. , 2016

УДК 372.8; 535

Г.А. Галиуллина

Бакалавр 4 курса физика-математического факультета Елабужского института ФГАОУ «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Г. Елабуга, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОПТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КУРСЕ ФИЗИКИ В

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

В статье представлен один из путей формирования культуры будущего учителя физики: изучение историко-биографических сведений в курсе физики. В этом процессе широкие возможности имеют современные информационные технологии. Показан опыт изучения историко-биографических сведений на примере развития волновой оптики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.