Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоров'

Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1429
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоров»

Т. А. Ярая, Л. О. Рокотянская, А. В. Бородина

Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Социально-педагогическая составляющая комплексного сопровождения образовательного процесса решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обучающихся инвалидов. Это содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, транспортных вопросов, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения, назначение именных и целевых стипендий различного уровня, организация досуга, летнего отдыха обучающихся инвалидов и вовлечение их в студенческое самоуправление, организация волонтерского движения и так далее. Вместе с тем социально-педагогическое сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ направлено на выявление и решение проблем данной категории молодежи с целью развития их социальной активности, ответственности, мобильности, способствующих самореализации и эффективной интеграции в образовательную, социальную и профессиональную среду [1; 3].

Социально-педагогическое сопровождение студентов предполагает решение следующих задач:

- приспособление обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, приобретение навыков самостоятельности в учебной, научной и социально-культурной деятельности через создание специальной жизненной среды и активизацию жизненной позиции обучающихся для преодоления своего дефекта, ограничений;

- включение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ как активных участников во все социальные связи, предназначенные для здоровых людей, основные направления жизнедеятельности образовательной организации; объединение возможностей и потенциала образовательной среды с целью позитивной социализации студенческой молодежи;

- создание условий для качественных и количественных изменений в личностном саморазвитии студента с учетом определенной нозологии, для развития потенциальных возможностей, активного привлечения их к участию в общественной жизни.

Выделяют ряд направлений работы социального педагога по решению проблем обучающихся [2; 4; 5].

Диагностическая работа предполагает проведение:

- первичной социальной диагностики / заполнение индивидуальных социально-диагностических карт на обучающихся 1 курса. Карта включает 6 основных блоков: общие сведения о студенте (ФИО, курс, группа, диагноз, группа инвалидности, год поступления, состав семьи); социально-бытовые условия; взаимоотношения с одногруппниками и близкими людьми; проведение досуга, личные интересы; особенности психоэмоционального состояния; уровень развития способностей (способность самостоятельно осуществлять свои физиологические потребности (готовить пищу, выполнять повседневную бытовую деятельность, соблюдать личную гигиену, планировать режим дня); способность самостоятельно перемещаться в пространстве, пользоваться общественным

транспортом; способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации; способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм; способность к овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми); способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.

- мониторинга потребностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в процессе получения профессионального образования (степень удовлетворенности обучающихся своим психоэмоциональным и физическим состоянием и необходимость оказания им психолого-педагогической и медицинской помощи; степень удовлетворенности взаимодействием участников образовательного процесса и его организацией; степень учета преподавателями особенностей и потребностей обучающихся и используемые педагогами формы работы, способствующие оптимальной адаптации обучающихся к условиям учебного процесса; степень удовлетворенности условиями проживания в общежитии; необходимость организации досуговой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью).

- диагностики социальной адаптации и социализации обучающихся к условиям обучения.

Коррекционно-развивающаяработа предполагает проведение:

- занятий по развитию коммуникативной компетентности (интегративное, комплексное, умение эффективно в соответствии с конкретной ситуацией применить адекватный способ общения) и преодолению трудностей в общении сту-дентовI V курса;

- индивидуальных занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы с применением приемов личностно-ориентированной и поведенческой терапии;

- мероприятий по развитию социокультурной реабилитации обучающихся;

- игровых технологий способствующих социальной адаптации и социализации обучающихся I курса.

Социально-педагогическое консультирование предусматривает проведение индивидуальных бесед со студентами по вопросам коммуникаций и доступа к информации (мультимедиа, электронные пособия, адаптированные программно-аппаратные обеспечения, поиск сайтов библиотек, научных изданий и др.). Целесообразным также является проведение бесед, направленных на повышение внутренней уверенности в своих силах и возможностях, формирование положительной мотивации к обучению; снятие барьеров в общении и преодоление страха зачетов и экзаменов; профилактику нарушений режима, норм и требований поведения.

Содействие социально-ценностной и социально-активной деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (в виде волонтерства, благотворительных и культурных мероприятий, проектной деятельности). В рамках этого направления обучающихся необходимо приобщать к активной социальной деятельности. Наиболее типичными мероприятиями, к которым могут привлекаться обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ и инвалидностью относятся: активное участие в благотворительных акциях; участие в волонтерской и культурно-просветительской

деятельности; осуществление различных форм творческой исполнительской деятельности; реализация творческих способностей в конкурсах, выставках; участие в проектной деятельности; организация досуга обучающихся.

Социально-педагогическое просвещение предусматривает работу как со студентами с инвалидностью и ОВЗ (ознакомление обучающихся I курса с особенностями работы социального педагога, психолога в образовательной организации; проведение тематических (социально-ценностных) лекций; осуществление просветительской деятельности по вопросам организации групп самопомощи), так и с преподавателями по усовершенствованию научно-методической подготовки в обучении обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (обучающие семинары; методические совещания, лектории; консультации по особенностям социализации обучающихся различных нозологий; составление методических рекомендаций по специфике организации учебно-воспитательного процесса в группах со студентами с инвалидностью и ОВЗ).

Социально-педагогический контроль предусматривает:

- закрепление за каждым студентом с инвалидностью и ОВЗ тьютора из числа преподавателей или здоровых обучающихся;

- выявление оптимального соотношения режима учебно-воспитательного процесса с учетом данных социально-психологических и социально-педагогических карт;

- контроль за соблюдением преподавателями правил и норм учебно-воспитательного процесса с целью профилактики чрезмерных учебных загрузок;

- контроль за трудоустройством выпускников в соответствии с профилем профессиональной подготовки.

Таким образом, при внедрении системы сопровождения обучения молодежи с инвалидностью и ОВЗ следует учитывать психофизические особенности и проблемы обучения обучающихся, их потребности в компенсации сенсорных недостатков, которые препятствуют восприятию учебного материала, социально-психологические факторы, которые усложняют интеграцию молодежи в образовательной организации, потребности в физической реабилитации и другие.

Список литературы

1. Богинская Ю.В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика: моногр. - Ялта: РИО РВУЗ «КГУ», 2012. - 384 с.

2. Методические рекомендации для преподавателей по работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья / сост. Л.О. Рокотянская - Ялта: РИО ГПА, 2015. - 30 с.

3. Рокотянская Л.О. Компоненты социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: сб. статей: РИО ГПА, 2015. -Вып. 48. - Ч. 1. - С. 241-248.

4. Ярая Т.А. Сопровождение и поддержка детей и молодежи с особыми потребностями в учебных заведениях: психологический аспект: учеб.-метод. пособие. - Ялта: Визави, 2013. - 44 с.

5. Ярая Т.А. Особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 47-2. - С. 330-338.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.