Научная статья на тему 'Исследование уровней социальности студентов с ограниченными возможностями здоровья'

Исследование уровней социальности студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
468
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптированность / волевой потенциал / ограниченные возможности здоровья / социализация / социальность / социальная активность / социальные действия / социальные нормы / социальные ценности / adaptation / will potential / disabilities / socialization / social / social activities / social action / social norms / social values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рокотянская Леся Олеговна

Статья посвящена анализу состояния социальности студентов с ограниченными возможностями здоровья как показателя их социализации в условиях образовательного учреждения на констатирующем этапе экспериментального исследования. Автором определены и эмпирически изучены уровни социальности в соответствии с когнитивным, мотивационно-ценностным и деятельностно-практическим критерием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рокотянская Леся Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the sociality of the students with disabilities as an indicator of their socialization in educational institution on the ascertaining stage of experimental research. The author defined and empirically studied levels of sociality in accordance with the cognitive, motivational value and activity-practical criterion.

Текст научной работы на тему «Исследование уровней социальности студентов с ограниченными возможностями здоровья»

- когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический. На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни социальности: исходный, удовлетворительный и достаточный.

Эксперимент был начат в 2011 г. В исследовании приняли участие 376 студентов, из них 152 студента с ограниченными возможностями здоровья, а также преподаватели и кураторы групп в количестве 93 человек.

Студенты с ограниченными

возможностями здоровья Гуманитарно -педагогической академии г. Ялта в количестве 70 чел. вошли в экспериментальную группу, студенты с ограниченными возможностями здоровья других вузов Республики Крым - 82 чел., составили контрольную группу.

В соответствии с выделенными задачами и спецификой исследования для диагностики уровня социальности студентов с инвалидностью были использованы

следующие методы: педагогическое

наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование с помощью

стандартизированных методик.

Нами был разработан опросник и анкеты для студентов с ограниченными возможностями здоровья, содержание которых предусматривало выяснение:

- информированности (осведомленности по вопросам знаний социальных законов, норм, правил поведения, понимание сущности «социальности»;

- восприятие проблем, связанных с ограниченными возможностями здоровья (оценка существующего и предшествующего опыта межличностных отношений со здоровыми сверстниками, взрослыми; оценка личностных и социальных проблем, которые обусловлены инвалидностью);

- направленности на расширение

контактов, участие в культурно-досуговой, научно-исследовательской, общественной деятельности, мотивации к достижению

социального успеха.

Исследование когнитивного критерия предполагало использование следующих

диагностических методик в соответствии с показателями:

- степень знаний социальных законов,

норм, правил поведения, содержания

социальных действий - опросник «Я и социум»;

- понимание сущности «социальности» -анкета «Социальность»;

- степень социально-психологической

адаптированности в коллективе, знание способов поведения в учебнопрофессиональных и жизненных ситуациях -методика диагностики социально-

психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [4, с. 458].

Для выявления уровней сформированности социальности по показателям мотивационноценностного критерия были применены следующие методики:

- сформированность эмоциональных состояний, ценностных ориентаций молодежи с ограниченными возможностями здоровья в социальной сфере - методика диагностики структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова [7, с. 18];

- потребность в достижении успеха, направленность на активное социальное взаимодействие - методика «Потребность в достижении» М.Ю. Орлова [2, с. 220];

- интерактивная направленность и уровень личностной социализации обучающихся -методика диагностики интерактивной направленности личности Н.Е. Щуркова модификация Н.П. Фетискин [7, с. 59].

Для исследования деятельностнопрактического критерия применен

диагностический комплекс методик:

- сформированность коммуникативных

навыков, эмоциональная устойчивость в межличностном взаимодействии,

ответственность в принятии решений, соответствие общественным нормам,

моральным и этическим ценностям - методика диагностики коммуникативной социальной компетентности [7, с. 99];

- сформированность воли и волевых качеств личности - методика диагностики волевого потенциала личности [2, с. 213];

- участие в общественной, культурнодосуговой, научно-исследовательской

деятельности - анкета «Самооценка

социальной активности».

Диагностика сформированности

социальности у студентов с ограниченными возможностями здоровья проводилась на основе вышеуказанных критериев,

показателей и уровней. Каждая методика предусматривала оценки определенных параметров и распределения результатов по уровням. Сводка результатов для каждого из критериев происходило путем определения суммы показателей каждого из уровней и вычисления их среднего арифметического.

Измерение качественных и

количественных изменений в процессе

93

развития социальности осуществлялось регулярно в процессе выполнения участниками эксперимента различных видов деятельности и включения их в различные формы социально-педагогической работы.

Первым в исследовании уровней социальности на констатирующем этапе был применён блок методик исходя из показателей когнитивного критерия.

Так, исходный уровень, согласно когнитивному критерию диагностирован у 35,7% студентов с ограниченными возможностями здоровья экспериментальной группы и 35,4% - контрольной.

Удовлетворительный уровень выявлен у 45,7% студентов экспериментальной группы и 43,9% - контрольной. Достаточный уровень характерен лишь для 18,6% студентов с ограниченными возможностями здоровья экспериментальной группы и для 19,5% студентов других вузов, входящих в контрольную группу. В целом полученные результаты свидетельствуют о неполной сформированности социальности по когнитивному критерию и характеризуют наличие у студентов с ограниченными возможностями здоровья базовых знаний о сущности и содержании социальности; недостаточно сформированных личностных качествах, необходимых для проявления активной социальной позиции;

неудовлетворительных знаниях возрастных, психофизических, духовно-нравственных особенностей развития личности и понимания личностью социальной, экономической, культурной жизни общества в целом и высшего учебного заведения в частности; недостаточной осведомленности о способах поведения в учебно-профессиональных и жизненных ситуациях, а также наличии неудовлетворительного уровня личностной адаптации.

Далее было проведено исследование уровней социальности студентов с ограниченными возможностями здоровья по мотивационно -ценностному критерию.

Результаты диагностики показали, что исходный уровень характерен только для 17,1% респондентов экспериментальной группы и 18,3% - контрольной, в то время как достаточный уровень выявлен у 22,9% студентов с ограниченными возможностями здоровья экспериментальной группы и 26,8% -контрольной, а удовлетворительный уровень характерен для большей половины студентов с ограниченными возможностями здоровья экспериментальной и контрольной групп:

60,0% и 54,9%, соответственно. Полученные данные характеризуют наличие

положительной тенденции к мотивации достижения социальных успехов, а также об удовлетворительной степени

сформированности ценностных ориентаций, направленности на активное социальное взаимодействие, общей и творческой активности молодежи с ограниченными возможностями здоровья в учебной и социальной сферах, а также адекватное восприятие социального статуса.

Последующая работа на констатирующем этапе эксперимента проводилась по определению уровней социальности студентов с ограниченными возможностями здоровья по деятельностно-практическому критерию.

Итак, согласно деятельностно-

практическому критерию исходный уровень социальности характерен 34,3% студентов с ограниченными возможностями здоровья экспериментальной группы и 34,2% -

контрольной. Удовлетворительный уровень выявлен у 45,7% студентов

экспериментальной группы и 45,1% -

контрольной, достаточным уровнем владеют лишь 20,0% и 20,7% экспериментальной и контрольной групп, соответственно.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о недостаточной

сформированности комплекса умений, навыков и способностей необходимых для социального взаимодействия и эффективного социального становления, самореализации и формирования собственной социальной позиции в процессах общественной

жизнедеятельности, а именно: развитие

организаторских и коммуникативных навыков и склонностей, способности эффективно сотрудничать со сверстниками,

преподавателями, представителями различных социальных сфер, активное участие в культурно-досуговой, научноисследовательской деятельности,

студенческом самоуправлении, а также способности регуляции социального

поведения.

Заключительным этапом исследования уровней социальности на констатирующем этапе стало получение суммарных показателей диагностики студентов с ограниченными возможностями здоровья по трем критериям: когнитивному, мотивационно-ценностному, деятельностно-практическому. Общие

результаты по уровням социальности представлены в таблице 1.

94

Таблица 1.- Уровни социальности студентов с ограниченными возможностями (на констатирующем этапе эксперимента)

Уровни социальности Исходный Удовлетвори- тельный Достаточный

Критерии/вузы Кол-во, чел. % Кол-во, чел. % Кол-во, чел. %

Когнитивный ГПА 25 35,7 32 45,7 13 18,6

Другие вузы 30 35,4 36 43,9 16 19,5

Мотивационно-ценностный ГПА 12 17,1 42 60 16 22,9

Другие вузы 15 18,3 45 54,9 22 26,8

Деятельностно-практический ГПА 24 34,3 32 45,7 14 20,0

Другие вузы 28 34,2 37 45,1 17 20,7

Среднее значение ГПА (ЭГ) 21 30,0 35 50,0 14 20,0

Другие вузы (КГ) 25 30,5 39 47,6 18 21,9

Из таблицы 1 видно, что исходный уровень социальности характерен для 30,0% студентов экспериментальной группы и 30,5% студентов контрольной группы. Отметим, что для исходного уровня развития социальности характерны поверхностные, слабо

сформированные, а порой и вообще отсутствующие знания об особенностях социальной жизнедеятельности индивида в обществе; отсутствие устойчивой системы жизненных ценностей. У студентов с ограниченными возможностями здоровья этого уровня нет достаточного стремления к личностному и профессиональному

самоопределению, к самосовершенствованию. Данный уровень определяется слабо выраженной установкой на потребность в понимании социальных процессов и достижения целей, несформированной системой умений и навыков социальной жизни и социального взаимодействия, низкой социальной

активностью.

Удовлетворительный уровень характерен для половины студентов с ограниченными возможностями экспериментальной группы -50,0% и 47,6% - контрольной группы. Для удовлетворительного уровня характерен нейтральный, средний уровень знаний относительно особенностей социализирующих процессов в обществе, специфики

формирования индивида как субъекта общественных отношений; наличие не в полной мере сформированной способности адекватно воспринимать социальный опыт поколений и стремление к его дальнейшей трансляции. Этот уровень определяют нейтральные

эмоциональные состояния, оценочные

установки, неявно выраженное стремление к

активному включению в социальные процессы и признание себя как их субъекта. В целом данный

уровень характеризуется наличием недостаточно сформированной системы умений и навыков социального взаимодействия, слабо

выраженным практическим опытом получения социального знания, включения в общественные отношения, формирования своих взглядов, позиций.

Наименьшей по количественным показателям является группа студентов, чей уровень развитости социальности оценивается как достаточный: 20,0% - экспериментальная группа, 21,9% - контрольная группа. Для этих групп студентов с ограниченными возможностями здоровья характерны глубокие знания об особенностях формирования личности как субъекта общественных отношений, знание норм и правил социально принятого поведения, наличие способности адекватно и в полной мере воспринимать социальный опыт поколений, стремления наращивать социальные знания, принимать активное участие в процессах трансляции социального опыта. Студентам данного уровня характерно наличие ценностных установок на адекватное понимание социальных процессов, ярко выраженное стремлением к включению в них; широкий комплекс умений и навыков общественного взаимодействия и социально активного поведения.

Проведенная на констатирующем этапе диагностика социальности студентов с ограниченными возможностями здоровья позволяет сделать ряд обобщающих выводов, необходимых для научного обоснования создания и реализации социальнопедагогических условий социализации студентов с ограниченными возможностями в вузе:

- основными критериями изучения, анализа и оценки социальности как результата социализации студентов с ограниченными

95

возможностями здоровья являются:

когнитивный, мотивационно-ценностный,

деятельностно-практический. Эти критерии отражают когнитивно-мотивационную сферу жизнедеятельности студента с инвалидностью и его личностную направленность в учебной, общественной, профессиональной деятельности;

- анализ результатов по выделенным критериям, позволяет считать, что практически по всем показателям полученные данные в контрольной и экспериментальной группах являются или идентичными или близкими и в баллах, и процентном выражении;

- диагностика социальности студентов с ограниченными возможностями здоровья

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Богинская Ю.В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика: монография / Ю.В. Богинская. - Ялта: РИО РВУЗ «КГУ», 2012. - 384 с.

2. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. / Е.П. Ильин. - К.: Вища школа, 1998. - 292 с.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. -269 с.

4. Райгородский Д.Я. Практическая

психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский - Самара: БАХРАХ-М, 2006. - 480 с.

5. Рыжанова А.О. Развитие социальности в

культуре информационного общества / А.О. Рижанова // Проблемы инженерно-педагогического

образования: сборник научных трудов. - № 36. -Харьков, 2012. - С. 240-245.

6. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Под ред. В.А. Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

7. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.

8. Харченко С.Я. Значение категории «социальность» в поисках методологической основы развития современной социально-педагогической науки / С.Я. Харченко // Социальная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 3. - С. 4-13.

показала, что подавляющее их большинство находится на удовлетворительном уровне, а достаточный уровень характерен лишь для 20,0% в экспериментальной группе и 21,9% в контрольной;

- полученные эмпирические материалы ориентируют дальнейшую исследовательскую работу на максимальный учет

психофизиологических особенностей студентов с ограниченными возможностями здоровья и основных проблем в учебно-воспитательном процессе при реализации социальнопедагогических условий их социализации в образовательном пространстве вуза.

References:

1. Boginskaja Ju.V. Social'no-pedagogicheskaja podderzhka studentov s ogranichennymi vozmozhnostjami v vysshih uchebnyh zavedenijah: teorija i praktika: monografija / Ju.V. Boginskaja. - Jalta: RIO RVUZ «KGU», 2012. - 384 s.

2. Il'in E.P. Motivy cheloveka: teorija i metody izuchenija. / E.P. Il'in. - K.: Vishha shkola, 1998. - 292 s.

3. Mardahaev L.V. Social'naja pedagogika: Uchebnik / L.V. Mardahaev. - M.: Gardariki, 2005. - 269 s.

4. Rajgorodskij D.Ja. Prakticheskaja

psihodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoe posobie / D.Ja. Rajgorodskij - Samara: BAHRAH-M, 2006. - 480 s.

5. Ryzhanova A.O. Razvitie social'nosti v kul'ture informacionnogo obshhestva / A.O. Rizhanova // Problemy inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovanija: sbornik nauchnyh trudov. - № 36. - Har'kov, 2012. - S. 240-245.

6. Social'naja pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij // Pod red. V.A. Nikitina. - M.: VLADOS, 2000. - 272 s.

7. Fetiskin N.P. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manujlov - M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii. 2002. - 490 s.

8. Harchenko S.Ja. Znachenie kategorii

«social'nost'» v poiskah metodologicheskoj osnovy razvitija sovremennoj social'no-pedagogicheskoj nauki / S.Ja. Harchenko // Social'naja pedagogika: teorija i praktika. - 2012. - № 3. - S. 4-13.

Сведения об авторе:

Рокотянская Леся Олеговна, (г. Ялта, Россия), аспирант кафедры социальной педагогики, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялта, e-mail: [email protected]

Data about the author:

Rokotyanskaya L. (Yalta, Russia), post-graduate student of the Department of social pedagogy, Humanities and pedagogics academy (branch) of V.I. Vernadsky crimean federal university in Yalta, e-mail: Lesya- [email protected]

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.