_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 376.3
Ю.В.Богинская
д.пед.н., доцент Гуманитарно -педагогическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
г.Ялта, Российская Федерация
СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация
В статье содержательно раскрываются результаты деятельности служб сопровождения студентов с инвалидностью в европейских странах и США. Предложена авторская классификация типов структурных подразделений вузов по работе со студентами с инвалидностью.
Ключевые слова
студент с инвалидностью, служба сопровождения, центр интеграции, высшее учебное заведение, учебно-
реабилитационные центры, сервисная служба.
Развитие системы высшего образования в России, изучение зарубежного опыта убеждает в том, что все больше внимания в работе со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уделяется созданию условий, способствующих развитию потребностей, реализации возможностей данной категории студентов.
Анализ исследований в области поддержки и сопровождения студентов с ограниченными возможностями показывает, что в последние годы появились работы, в которых обсуждается вопрос создания и функционирования университетских центров и сервисных служб для данной категории студентов. Зарубежные ученые Дж. Баккен [1], П. Грант, С. Джонстон, Г. Мукурия, С. Питерс и П. Фергюсон указывают, что понятие «сервисная служба» в большей мере используется для характеристики всех процессов: поддержки, сопровождения, реабилитации, обучения лиц с инвалидностью.
Российские ученые В. Батухтин, Ю. Мануйлова, Е. Мартынова, В. Севастьянов, Л. Смирнова,
A. Щербов раскрывают особенности системы сопровождения студентов-инвалидов в Региональном центре образования Челябинского государственного университета. В научных трудах А. Глузмана, Ю. Богинской,
B. Щеколодкина раскрыта специфика и опыт работы Регионального центра высшего образования инвалидов в Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Ялта).
Сравнительный анализ практического опыта работы структурных подразделений (служб, центров, управлений), обеспечивающих поддержку и сопровождение студентов с инвалидностью в высших учебных заведениях России, США и европейских странах позволил выделить пять типов структурных подразделений вузов по работе со студентами с инвалидностью, а именно: научно-исследовательские, учебно-реабилитационные, учебно-методические, учебно-интеграционные, комплексные.
Отличительными параметрами научно-исследовательских центров от представленных выше типов подразделений являются:
- проведение научных исследований по проблемам инвалидности;
- апробация разработанных технологий в первую очередь в условиях вуза;
- написание диссертаций;
- организация работы с преподавателями и сотрудниками-инвалидами и апробация различных технологий, адаптированных для данной категории;
- издание журнала, научных статей, монографий;
- сотрудничество с кафедрами реабилитации, медицины, здоровья, психологии;
- разработка международных научных проектов, грантов.
Деятельность учебно-реабилитационных структурных подразделений направлена на:
- создание реабилитационной базы;
- организацию медицинской поддержки;
- разработку рекомендаций по организации учебного процесса;
- психологическое консультирование;
- разработку индивидуальной программы реабилитации;
- сотрудничество с местными и региональными центрами и службами реабилитации.
Для учебно-методических подразделений характерны:
- методическая помощь педагогам и сотрудникам, занимающимся образованием инвалидов;
- организация и проведение учебных курсов;
- унификация документов и ведение документооборота;
- разработка методических рекомендаций для преподавателей и сотрудников по работе с разными категориями студентов-инвалидов;
- подготовка преподавателей на учебно-методических семинарах, тренингах к обучению студентов с ограниченными возможностями.
Характерными направлениями деятельности учебно-интеграционных служб являются:
- организация деятельности на основе законов «О социальной интеграции инвалидов»;
- наличие университетской программы интеграции инвалидов;
- обязательное оценивание уровня интеграции студентов с ограниченными возможностями в образовательную среду;
- отсутствие медико-реабилитационных программ;
- обязательное учебное репетиторство - тьюторство;
- организация мобильности студентов с инвалидностью в ходе программ обмена между вузами;
- интеграция в сферу занятости (практика на предприятиях, трудоустройство);
- помощь в адаптации к различным видам спорта.
К специфике комплексных служб и центров относится комбинирование различных видов деятельности: социально-педагогической, научной и методической, информационно-просветительской и координационной, а также медико-реабилитационной.
Общими факторами для всех типов центров и служб поддержки и сопровождения студентов с ограниченными возможностями являются:
- наличие финансовой помощи;
- организация дополнительных видов помощи;
- использование альтернативных технологий поддержки;
- предоставление информации в доступных форматах (шрифтом Брайля, электронный текст, широкоформатный текст, аудио-, видеоматериалы);
- доступные и безбарьерные условия для сдачи экзаменов;
- организация работы специалистов поддержки и сопровождения: тьюторов, менторов, коучей, личных помощников, волонтеров-студентов старших курсов.
Содержательный анализ деятельности подразделений вузов, работающих с лицами с инвалидностью показал, что научно-исследовательские центры характерны для Швеции, Бельгии, Германии, учебно-реабилитационные - Бельгии, Великобритании, США, учебно-методические - России, учебно-интеграционные - Испании, Италии, и комплексные представлены в Украине, России.
Ярким примером внедрения в университетах научно-исследовательских центров по изучению проблем инвалидов являются Швеция, Бельгия и Германия (таблица 1) [2].
Таблица 1
Научно-исследовательские центры, работающие со студентами с инвалидностью в университетах Швеции и Бельгии
Ведущие университеты Название подразделения Направления работы
Швеция - освещение проблем инвалидности в высшем образовании; - создание центра международных исследований в сфере высшего образования инвалидов; - предоставление инвалидам возможности получения доступного образования через разработку и апробацию адаптивных технологий обучения и поддержки; - разработка технологий повышения доступности вебсайта для людей с различными видами инвалидности; - вовлечение аспирантов, ученых и заинтересованных лиц в исследование проблем высшего образования инвалидов; - организация семинаров и университетских курсов в области науки и реабилитации инвалидов; - подготовка преподавателей к работе со студентами с ограниченными возможностями; - консалтинговые услуги для преподавателей и студентов с ограниченными возможностями; - создание научно-исследовательских проектов; - публикация отчетов и докладов по исследованиям в специализированных научно-популярных журналах «Инвалидность и исследования», «Европейский журнал об особых образовательных потребностях»
Университет Умео Центр исследований по проблемам инвалидности
Университет Гетеборга Центр междисциплинарных исследований по проблемам инвалидов и инвалидности
Уппсальский университет Центр по проблемам инвалидности
Университет Эребру Институт по проблемам инвалидности исследований
Технический университет Лунда Центр технологий реабилитации
Бельгия
Свободный университет Брюсселя Центр исследований и подготовки кадров для оказания помощи инвалидам
Католический университет Левена Центр исследования инвалидов
Германия
Технический университет Дортмунда Дормундт-центр исследования инвалидности
Университет Вупперталь Служба по делам инвалидов и хронически больных студентов
Еще один тип структурных подразделений вузов - учебно-интеграционные службы характерны для таких стран, как Испания и Италия (таблица 2). Политика данных государств по всеобщей интеграции лиц с инвалидностью не только в общеобразовательные, но и высшие учебные заведения обосновала необходимость внедрения служб данного типа. Вся образовательная и медико-реабилитационная деятельность обязательно строится на основе программы интеграции студентов с инвалидностью в социально-образовательную и профессиональную среду [3; 4].
Таблица 2
Учебно-интеграционные службы по работе со студентами с ограниченными возможностями в
университетах Испании и Италии
Название университета | Название службы Направления работы
Испания - планирование и осуществление строительных, технических и организационных мероприятий по интеграции инвалидов и хронически больных студентов; - адаптация учебных планов и программ под особые потребности студента; - мониторинг интеграции в университете; - интеграция в спортивную деятельность; - помощь тьюторов и менторов в адаптации и интеграции студентов с инвалидностью; - интеграция в сферу профессиональной занятости; - интеграция в международное пространство в ходе программ обмена, стажировок; - обучение на семинарах-тренингах студентов старших курсов как специалистов поддержки; - проведение культурных недель, круглых столов по раз-личным аспектам инвалидности и формированию позитивного отношения к ней
Национальный университет дистанционного обучения Служба поддержки интеграции студентов с физическими или сенсорными нарушениями
Барселонский университет Служба по интеграции лиц с особыми потребностями
Университет Валенсия Служба по интеграции лиц с ограниченными возможностями
Италия
Университет Падуя Служба по поддержке социальной интеграции инвалидов
Пизанский университет Служба по интеграции студентов-инвалидов
Университет Флоренция Служба услуг для студентов с ограниченными возможностями
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Как видно из таблицы 2, большое внимание в вузах Италии и Испании уделяется интеграции студентов с ограниченными возможностями в различные сферы жизнедеятельности: образовательную, профессиональную, спортивную, культурную.
Таким образом, анализ практического опыта и материалов исследования показал, что в европейских государствах и США структурные подразделения по работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ имеют разные направления и задачи, но цель их деятельности общая - способствовать социализации молодежи с инвалидностью в социальную и образовательную среду. Список использованной литературы:
1. Bakken Jeffrey P., Wojcik Brian W.. Technology Resources For Persons With Learning Disabilities. Current Perspectives on Learning Disabilities / Jeffrey P. Bakken, Brian W. Wojcik // Advances in Special Education. - 2005. - Volume 16. - P.113 -132.
2. European Agency for Development in Special needs Education [Электронный ресурс] - Режим доступа : http : //www.european-agency.org/about-us
3. Molina C. Universidad Y Discapacidad. Guía de recursos / C.Molina, J. Gonzalez-Badía. - Madrid : Madrid Grupo editorial Cinca, S. A, 2006. - 190 р.
4. Peralta Morales A. Libro Blanco Sobre Universidad Y Discapacidad Centro Español de Documentación sobre Discapacidad, del Real Patronato sobre Discapacidad / Morales A. Peralta. - Serrano, 2007. - 118 р.
© Богинская Ю.В. , 2016
УДК 376.3
Ю.В.Богинская
д.пед.н., доцент Гуманитарно -педагогическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
г.Ялта, Российская Федерация
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В статье содержательно раскрывается понятие «образовательная интеграция студентов в ограниченными возможностями здоровья». Определены факторы, обеспечивающие условия доступности всех образовательных уровней для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Ключевые слова
студент с инвалидностью, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, интеграция,
образовательная интеграция.
Развитие личности студента с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в современных условиях показывает, что для большинства юношей и девушек начало обучения в высшем учебном заведении становится первым действенным шагом в направлении социальной и образовательной интеграции. Именно в интегрированной образовательной среде для молодежи с инвалидностью предоставляются равные права и возможности в получении определенной профессии и квалификации, саморазвитии и самореализации. В то же время обучение студентов с инвалидностью в условиях отечественных высших учебных заведений не всегда предполагает положительный результат. Прежде всего, это связано с «неготовностью» современной отечественной вузовской системы к созданию оптимальных условий для учебной деятельности и отсутствием системы социально-педагогической поддержки обучающихся этой категории. Организация