МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070
«Профессия, которую я выбираю». В лагере была создана выставка «Славное прошлое, железное будущее», посвященная СГОКу.
Правильный выбор профессии важен не только с позиций определения жизненных планов молодого человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Профессиональное самоопределение длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию.
В перспективе у нас создание единой модели организации профессиональной ориентации в рамках нашего учреждения с тесным взаимодействием со всеми участниками образовательного процесса и социальными партнерами.
Список использованной литературы:
1. Носова Н. С. Конкурентная стратегия компании. М.: Юрайт, 2009. 256 с.
2. Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. 256с.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М., 1996.
4. Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. - М., 1996.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.
6. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. - 1997. - № 4..
7. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М., 1997.
8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Воронеж, 1996.
9. Романова Е.С. Организация профориентационной работы в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2013.304 с.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2014. 134 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования// сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// минобрнауки.рф./, свободный. - Загл. с экрана.
© Махлеева Л.В., 2016
УДК 372.8; 535
Л.З. Ризванова
Студентка 4 курса факультета математики и естественных наук Елабужского института ФГАОУ «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Г. Елабуга, Российская Федерация
О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ НА ИСТОРИКО-
БИОГРАФИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ
Аннотация
В статье обосновывается необходимость формирования культуры будущего учителя физики путем изучения историко-биографических сведений в курсе физики. На примере изучения одной из тем раздела «Квантовая физика» раскрываются возможности использования биографического метода.
Ключевые слова Культура, учитель, история физики, биографические сведения.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
В современных условиях в процессе подготовки будущего учителя физики важно не только обучать его основной профессии, но и развивать его общую культуру. Одним из источников интеллектуального и культурного развития учителя физики является изучение истории науки, которое не только способствует углублению знаний по предмету, их сознательному и прочному усвоению, но и формированию нравственных качеств, гражданственности как студентов - будущих учителей, так и, под их руководством, учащихся. Поэтому для учителя физики знание истории физики необходимо, оно вооружает его и методически, и научно. Вместе с тем, исторический материал не всегда находит необходимое отражение в обучении и воспитании в процессе изучения курса физики. В современных вузовских учебниках по курсу физики изложение знаний о явлениях и закономерностях в природе подчинено единой логике и представлено современным научным языком. Это облегчает усвоение материала, но при таком изложении неизбежно теряется специфика научного творчества отдельных ученых, оказывается в известной мере упущенным и своеобразие развития науки в каждой исторической эпохе. Глубже проникнуть в физическую науку, особенно в те ее стороны, которые связаны с процессом развития знаний о природе, студентам поможет изучение историко-биографических сведений [1-3].
В частности, раздел «Квантовая физика» предусматривает изучение таких тем, как: 1) квантовая оптика; 2) волновые свойства частиц; 3) атом водорода по Резерфорду-Бору; 4) физика атомного ядра; 5) элементарные частицы. В соответствии с этим студентом поэтапно предлагается самостоятельно подготовить историко-научную информацию в виде выступления на семинаре или реферата. Нами была проведена работа по подбору и систематизации историко-биографических сведений по перечисленными темам, поскольку
Так, например, по теме, посвященной волновым свойствам микрочастиц и основам квантовой механики, мы изучаем сведения о волновой гипотезе, высказанной французским физиком Луи де Бройлем в 1923 году и сформулированной в докторской диссертации (1924), в соответствии с которой движение частицы сопоставлялось с распространением волны. Волновая гипотеза материи была подтверждена опытами по дифракции электронов американскими учеными Клинтоном Дэвиссоном и Лестером Джермером (1927), английским физиком Джорджем Паджетом Томсоном (1927), советскими физиками Петром Тартаковским (1927), опытами по дифракции атомных и молекулярных пучков немецкими физиками Отто Штерном и Иммануэлем Эстерманом (1929). Валентин Фабрикант, Леон Биберман и Николай Сушкин (1947) провели эксперименты по дифракции поочередно летящих электронов. Идея де Бройля о всеобщности корпускулярно-волнового дуализма легла в основу современной квантовой механики. Исходя из идей де Бройля о волнах материи и принципа Гамильтона, австрийский физики Эрвин Шредингер разработал (1926) теорию движения микрочастиц - волновую механику, в основу которой положил уравнение (уравнение Шредингера), играющее в атомных процессах такую же фундаментальную роль, как законы Ньютона в классической механике, и ввел для описания состояния микрообъекта волновую функцию, или пси-функцию. Практически все перечисленные ученые за свои достижения были удостоены престижной Нобелевской премии [4]. В целом, при изучении каждой темы студентам приходится встречаться с множеством имен физиков, внесших вклад в становление квантовой физики. В соответствии с этим нами ведется работа по подбору биографических сведений об ученых, внесших вклад в развитие той или иной отрасли физической науки.
Вначале по заданию преподавателя нами составляется краткая таблица [5], содержащая основные сведения об ученых: годы жизни, страна, в которой проживал, основные научные достижения. Затем ведется работа по изучению биографии каждого ученого, поиску ответов на такие вопросы, как: характеристика эпохи, во времена которой жил и работал ученый, кто родители, друзья, какое влияние оказали влияние на судьбу мыслителя и другие, раскрывающие масштаб личности физика. Для квантовой физики большое значение имеет создание и развитие научных школ: Дж. Томсона, Н.Бора, Э.Резерфорда и др. [4, 6]. Кроме того, исследования по строению атомного ядра, ядерным реакциям привели к серьезным техническим достижениям, например, к созданию атомного реактора [7], которое также связано с множеством имен выдающихся физиков.
Основными источниками получения необходимой информации являются наиболее распространенные
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
учебные пособия, однако студенту приходится обращаться и к школьным учебникам, научно-популярной литературе, периодике, дополнительной справочной литературе, ресурсам Интернет. Студент педвуза знакомится с ученым как с личностью, чем обеспечивается и человеческое видение мира, природы, изучаемое физикой. Подобная работа значительно обогащает и разнообразит не только труд преподавателя, но и студентов. Студенты, которые особо заинтересовались судьбой ученых, далее продолжают работать по проблеме, выполняя курсовую или выпускную квалификационную работу. При выполнении этих работ перед студентами ставится задача поиска, подбора и изложения историко-биографического материала таким образом, чтобы его можно было использовать в учебном процессе при изучении курса физики. В логике его изложения должна быть сохранена та же последовательность представления материала, что и в программе изучения курса физики.
Таким образом, использование историко-биографических сведений в учебном процессе способствует формированию культуры учителя физики и его подготовке к будущей профессиональной деятельности. Список использованной литературы:
1. Sabirova F.M. Opportunities of biographic method in improvement of physics teacher training// World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. С. 294-298.
2. Sabirov A.G. Heuristic potentials of biographical method in historical and phlosophical studies // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3 S3. С. 249-254.
3. Исмагилова Ф.М. Об одном из путей гуманитаризации образования при обучении физике в педвузе// Преподавание физики в высшей школе. 1997. № 10. С. 39.
4. Сабирова Ф.М. Физические научные школы в зеркале нобелевских премий // История науки и техники. 2014. №3. С.28-33.
5. Галиуллина Г.А. Изучение истории развития оптических представлений в курсе физики в педагогическом вузе //Инновационная наука. 2016. № 8-2. С. 120-123.
6. Сабирова Ф.М. Развитие организационных форм физической науки (от античности до середины ХХ века) /Ф. М. Сабирова. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. -192 с.
7. Сабирова Ф.М., Мухамадиева А.А. Изучение истории создания первого атомного реактора в курсе физики в вузе // Научные труды SWorld. 2015. Т. 10. № 2 (39). С. 77-81.
© Ризванова Л.З., 2016
УДК 378.1; 371.3
Севастьянов С. С.,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОДУКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье описана возможность исследования качества воспитания личности в модели развития личности и общества, определяющих системность поиска в адаптивном и акмепедагогическом знании.
Ключевые слова
Педагогическое моделирование, воспитание, педагогическая методология. Воспитание как конструкт современной культуры и системы непрерывного образования определяет