Научная статья на тему 'ЦЕНКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЙ АТЛЕТАМИ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ЦЕНКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЙ АТЛЕТАМИ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛЕТЫ-ПАРАЛИМПИЙЦЫ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич, Зайко Дмитрий Сергеевич, Рзаев Альберт Алиханович

Спортивный результат является системообразующим фактором системы спортивной подготовки, и его объективная оценка может дать возможность дальнейшего спортивного совершенствования. В спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) выделены уровни соревнований/игр - подводящие, отборочные, главные. Оценка соревновательной деятельности на различных уровнях соревнований/игр осуществляется на основе решения поставленных в конкретном соревновании задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич, Зайко Дмитрий Сергеевич, Рзаев Альберт Алиханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF TASKS SOLVING DURING THE COMPETITION OF ATHLETES WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS

The sports result is a system-forming factor of the sports training system, and its objective assessment can provide an opportunity for further sports improvement. In the sport of athletes with musculoskeletal disorders, the levels of competitions/games are highlighted - summing, qualifying, main. Evaluation of competitive activity at various levels of competitions/games is carried out on the basis of solving the tasks set in a particular competition.

Текст научной работы на тему «ЦЕНКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЙ АТЛЕТАМИ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

мент, т. к. графики производных во всех случаях сдвигаются влево на величину А.

2 4 б S а-п

а) б)

Рисунок 4 - Сравнение графиков cos(x), sin(x) и -sin(x)

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволило на экспериментальном и теоретическом уровнях проанализировать новую закономерность, заключающуюся в относительном сдвиге локальных экстремумов графиков изменения управляющего момента мышечной системы и его динамической скорости. Проявление данной закономерности не зависит от вида спорта, а связана с общими биомеханическими законами движения человека. При этом в статье показано, что происходит именно опережение по времени момента наступления пикового значения динамической скорости над величиной момента, а не ее отставание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронович Ю.В. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений : монография / Ю.В. Воронович, Д.А. Лавшук, В.И. Загревский ; М-во внутр. Дел Респ. Беларусь, Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. - Могилев : [б.и.], 2014. - 196 с.

2. Покатилов А.Е. Биодинамические исследования спортивных упражнений в условиях упругой опоры / А.Е. Покатилов, В.И. Загревский, Д.А. Лавшук. - Минск : Изд. Центр БГУ, 2008. -279 с.

REFERENCES

1. Voronovich, Y.V., Lavshuk D.A. and Zagrevsky V.I. (2014), The biomechanics in weightlift-ing: monograph, Institute of Mogilev Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, Mogilev.

2. Pokatilov, A.E., Zagrevsky, V.I. and Lavshuk, D.A. (2008), Biodynamic research exercise in conditions of elastic supports, publishing house BSU, Minsk.

Контактная информация: Voronovichyura@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2022

УДК 796.42

ОЦЕНКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИИ АТЛЕТАМИ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Игорь Николаевич Ворошин, доктор педагогических наук, доцент, Дмитрий Сергеевич Зайко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург; Альберт Алиханович Рзаев, доцент, Заслуженный тренер РФ, Дагестанский государственный университет, Махачкала

Аннотация

Спортивный результат является системообразующим фактором системы спортивной подготовки, и его объективная оценка может дать возможность дальнейшего спортивного совершенствования. В спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) выделены уровни соревнований/игр - подводящие, отборочные, главные. Оценка соревновательной деятельности на различных уровнях соревнований/игр осуществляется на основе решения поставленных в конкретном соревновании задач.

Ключевые слова: атлеты-паралимпийцы с поражением ОДА, соревновательная деятельность, спортивно-функциональная классификация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p63-67

EVALUATION OF TASKS SOLVING DURING THE COMPETITION OF ATHLETES WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS

Igor Nikolaevich Voroshin, the doctor of pedagogical sciences, docent, Dmitry Sergeevich Za-yko, the candidate of pedagogical sciences, docent, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Albert Alikhanovich Rzaev, the docent, Honored Coach of the Russian Federation, Dagestan State University, Makhachkala

Abstract

The sports result is a system-forming factor of the sports training system, and its objective assessment can provide an opportunity for further sports improvement. In the sport of athletes with musculoskeletal disorders, the levels of competitions/games are highlighted - summing, qualifying, main. Evaluation of competitive activity at various levels of competitions/games is carried out on the basis of solving the tasks set in a particular competition.

Keywords: Paralympic athletes with musculoskeletal disorders, competitive activity, training activity, sports and functional classification.

Оценка соревновательной деятельности в спорте лиц с поражением ОДА - комплекс междисциплинарных мероприятий (педагогических, биомеханических, статистических и др.), имеющих мультизадачность, связанную с необходимостью выявления успешности реализации различных сторон подготовленности спортсмена/команды и определения степени решения задач, поставленных перед спортсменом/командой на конкретном старте. При этом в зависимости от дисциплины, вида нарушения/поражения оценочные критерии и оценочные шкалы могут в значительной степени отличаться.

Задачи, стоящие перед спортсменом/командой на каждом соревновании/игре, могут быть различны. Это зависит от вида соревнований, стратегии соревновательной деятельности, выбранной тактики выступления, уровня подготовленности спортсмена, наличия функциональных резервов, связанных с поражением опорно-двигательного аппарата. Основные уровни соревнований/игр спорта лиц с поражением ОДА можно проклассифицировать на подводящие, отборочные, главные [1].

Задачи подводящих соревнований/игр могут в значительной степени различаться -это и совершенствование отдельных технических элементов в условиях соревновательной борьбы, и отработка игровых связей в спортивной команде (увеличение надежности игровых взаимодействий), и наработка игровых схем в спортивной команде, и повышение уровня специальной физической подготовленности, и выявление функциональных особенностей при выполнении двигательных действий в условиях соревнований, и выработка психологической устойчивости, и еще многие другие задачи. При этом абсолютный итог выступления на подводящих соревнованиях, который выражается в занятом месте, показанном спортивном результате может иметь второстепенное значение; на первое по

важности место выходит как раз получение в ходе подводящих соревнований искомых данных.

Задачи оценки соревновательной деятельности в отборочных и главных соревнованиях могут во многом совпадать, но данная ситуация возникает при условии серьезной конкурентной борьбы в отборочных стартах и при наличии тенденции к стремлению показать максимально возможный результат. Необходимо отметить, что данная тенденция не всегда наблюдается даже на главных стартах, т. к. стратегия выступления на отдельных соревнованиях может заключаться в участии в нескольких спортивных дисциплинах как в спорте лиц с поражением ОДА, так и в других видах адаптивного спорта (ситуация возможна в некоторых индивидуальных видах спорта - легкая атлетика, плавание, велоспорт, лыжные гонки, биатлон и др.) и в проведении соревновательной борьбы с учетом необходимости повторения нескольких забегов, заплывов, заездов и т. д. В этом случае своей тактикой действий спортсмен в ходе определенных выступлений на отдельных дистанциях будет ориентироваться исключительно на выигрыш (на занятие определенного итогового места), т. е. спортсмену не ставится задача максимальной реализации накопленного спортивного потенциала, а ставится задача выиграть отдельную дисциплину (занять определенное место) с максимально возможной экономией ресурсов для обеспечения спортивной конкуренции на других дистанциях. Аналогичная ситуация складывается в игровых дисциплинах спорта лиц с поражением ОДА, когда в условиях главного старта команда решила задачи по выходу в следующий круг соревновании и необходимо сэкономить максимальное количество сил, в том числе «поберечь» сильнейших игроков для выступления в плей-офф, а также при наличии на данной стадии турнира объективно более слабого соперника. Обратная ситуация может сложиться в игровых видах спорта при так называемых «скрытых финалах», когда по воле жребия или из-за особенностей отбора на предварительных этапах соревнований встречаются объективно сильнейшие спортсмены/команды соревнований, и в данной ситуации соревновательные показатели во время данного соревновательного этапа могут быть выше при сравнении с последующими этапами соревнований.

Необходимо отметить, что соревновательная практика является частью такой обязательной процедуры как спортивно-функциональная/медицинская классификация [2]. Из-за этого увеличивается психологическое напряжение и увеличиваются затраты дополнительных физических сил, что не способствует реализации спортсменом максимального спортивного потенциала. В наших предыдущих исследованиях на примере легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА мы установили, что, в подавляющем большинстве случаев, спортсмен не может реализовать свой максимальный спортивный потенциал на соревнованиях при попутном прохождении процедуры классификации, при сравнении с такими спортивными показателями как личный рекорд, лучший результат сезона [3].

В основе оценки соревновательной деятельности в спорте лиц с поражением ОДА лежит сравнение определенных показателей как продемонстрированных атлетом в ходе конкретного старта с аналогичными показателями на других соревнованиях, так и при сравнении данных показателей с определенными модельными характеристиками, разработанными при обобщении предыдущего теоретического и практического опыта. Также можно сравнить показатели конкретного спортсмена/команды с показателями соперников. Поэтому данные сравнения можно условно разделить на три вида - прямое сравнение, заочное сравнение, сравнение с объективным уровнем подготовленности.

Очное сравнение представляет собой выявление и последующий анализ объективных показателей соревновательных действий спортсмена/команды при непосредственном противостоянии сопернику в забеге, заплыве, игре и т. д. Т. е. соперники соревнуются непосредственно друг с другом в относительно равных внешних условиях (погода, состояние покрытия, временной фактор и т. д.). Необходимо отметить, что максимально объективный результат сравнения возможен только в очном противостоянии.

Заочное сравнение представляет собой выявление и последующий анализ объективных показателей соревновательных действий спортсмена/команды без выполнения очной соревновательной борьбы со сравниваемым соперником, т. е. сравниваются отдельные показатели успешности соревновательной деятельности без ведения непосредственной соревновательной борьбы между определенными соперниками. В заочном сравнении для достаточного уровня объективности необходимо учитывать условия выступления - как внешние, так и внутренние, в том числе наличие соревновательной борьбы (наличие острого соперничества, климатические условия, уровень организации соревнований и другое) - чем выше идентичность условий, тем больше будет информативность выполненного анализа. К заочному сравнению соревновательной деятельности пришлось прибегнуть в 2016 году, когда сборная команды России в полном составе была отстранена от участия в летних Паралимпийских играх 2016, и были организованы Всероссийские соревнования по паралимпийским видам спорта, вошедших в программу летних Паралимпийских игр 2016, после чего было выполнено сравнение результатов, показанных российскими спортсменами с результатами спортсменов на Пара-лимпийских играх 2016 [4]. Также аналогичное сравнение было выполнено в 2022 году, когда российские спортсмены не были допущены до участия в зимних Паралимпийских играх 2022, однако, необходимо констатировать, что при сравнении спортивных мероприятий в 2022 г информативность была значительно ниже из-за различий спортивных трас. Это самые громкие примеры вынужденного заочного сравнения за последнее время. Необходимо отметить, что заочное сравнение достаточно распространено для прогнозирования выступления в предстоящих соревнованиях, отбора в спортивную команду для участия в предстоящих ответственных соревнованиях, выстраивания тактики ведения соревновательной борьбы в предстоящих ответственных соревнованиях и для решения других аналитических и прогностических задач.

Очное и заочное сравнения могут быть проведены как по объективным критериям, которые могут измеряться во временных (секунды, минуты, часы и т. д.), в пространственных (миллиметры, сантиметры, метры, футы, дюймы и т. д.), в пространственно-временных (скорость, ускорение), в очковых характеристиках, так и по субъективным критериям (баллы, очки), в том числе по статистическим выкладкам эффективности соревновательной деятельности (количество выполненных передач, количество эффективных приемов, количество ударов и т. д.).

Возможна оценка не только общего выступления спортсмена на всем соревновании, а выступления на отдельном этапе (отдельном игровом отрезке, на определённом отрезке дистанции) или динамики изменения показателей на протяжении выступления. Так, например, важным показателем успешности плавания и легкоатлетического бега спорта лиц с поражением ОДА является удержание соревновательной скорости на протяжении дистанции (отсутствие ее явного снижения на определённых участка) или эффективность набора соревновательной скорости в легкоатлетическом беге (минимальное время, необходимое для набора соревновательной скорости бега по дистанции) [5].

Все вышесказанное заставляет выполнять определенные корректировки в выводах об успешности соревновательной деятельности в дисциплинах спорта лиц с поражением ОДА при анализе полученной объективной информации с учетом конкретных задач, которые ставятся перед спортсменом в конкретном соревновании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комплексный педагогический контроль в сопровождении подготовки спортсменов-паралимпийцев высокого класса : учебное пособие / А.Г Абалян С.А. Воробьев, А.А. Баряев, И.Н. Ворошин, А.В. Иванов, И.В. Клешнев, Д.Ф. Мосунов, Я.В. Голуб. - Санкт-Петербург : СПб-НИИФК, 2018. - 78 с.

2. Ворошин И.Н. Система спортивной тренировки высококвалифицированных легкоатлетов в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата: дис. ... д-ра пед. наук / Ворошин

Игорь Николаевич. - Санкт-Петербург, 2018. - 386 с.

3. Ворошин И.Н. Система спортивной подготовки в IPC АШМ^ / И.Н. Ворошин // Инте-гративные процессы и межпредметные связи в системе образования физической культуры и спорта : материалы Международной научно-практической конференции. - Москва : ГЦОЛИФК, 2016. - С. 27-32.

4. Ворошин, И.Н. Итоги выступления легкоатлетов сборной команды России на Паралим-пийских играх-2012 в Лондоне / И.Н. Ворошин, О.М. Шелков, А.В. Шевцов, О.М. Костюченко, П.З. Буйлов, В.И. Васильев, Д.Г. Степыко // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 3 (51). - С. 24.

5. Ворошин И.Н. Особенности тренировочной и соревновательной деятельности в пара-лимпийской легкой атлетике (World Para Athletics) / И.Н. Ворошин, В.Ю. Барябина, К.Е. Ворошина // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 2 (78) - С. 32-34.

REFERENCES

1. Abalyan A.G., Vorobyev S.A., Baryaev A.A., Voroshin I.N., Ivanov A.V., Kleshnev I.V., Mo-sunov D.F., Golub Ya.V. (2018), Comprehensive pedagogical control accompanied by the training of Elite Paralympic athletes, studies. Manual, St. Petersburg.

2. Voroshin I.N. (2018), The sports training system for the elite Paralympic athletes with physical impairment, dissertation, St. Petersburg.

3. Voroshin I.N. (2016), "System of sports training in IPC Integrative processes and subject communications in a physical training and sports education system: materials International sci.-pract. conf.., Moscow, pp. 27-32.

4. Voroshin I.N., Shelkov O.M., Shevtsov A.V., Kostyuchenko O.M., Builov P.Z., Vasiliev V.I., Stepyko D.G. (2012), "The results of performance of athletes of the Russian national team at Paralympic games 2012 in London", Adaptive physical culture. Vol. 51, No. 3, pp. 2-4.

5. Voroshin I.N., Baryabina V.Yu. and Voroshina K.E. (2019), "Features of training and competitive activities in World Para Athletics", Adaptive physical culture, Vol. 78, No. 2, pp. 32-34.

Контактная информация: zaikods@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2022

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Евгения Владимировна Гарина, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва; Светлана Викторовна Лепешкина, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

Наряду с невысокой эффективностью физкультурно-оздоровительной деятельности, необходима личная заинтересованность каждого студента в укреплении своего здоровья и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Цель исследования - организовать самостоятельные занятия студентов по физической культуре в медицинском вузе. Разработана программа физической подготовки для студентов с высоким уровнем физической подготовленности. Программа сопровождалась файлами с описанием, иллюстрацией и видеозаписью техники выполнения двигательного действия. Студенты медицинского вуза занимались самостоятельно и вели дневник самоконтроля. При сравнении результатов предварительной и итоговой проверки физической подготовленности студентов были выявлены достоверные сдвиги (P<0,05) в сгибании и разгибании рук из упора лежа, подтягивании на высокой перекладине, подъеме туловища из положения лежа на спине, прыжках через гимнастическую скакалку, прыжках в длину с места и в упражнении на гибкость.

Ключевые слова: самостоятельные занятия, физические упражнения, физическая подготовленность, студенты, программа физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.