Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич, Баряев Алексей Алексеевич, Зайко Дмитрий Сергеевич

В теории спорта одной из задач является оценка успешности соревновательной деятельности. Для решения данной задачи в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) с ее многообразием спортивных дисциплин при выборе методов оценки необходимо учитывать нозологический фактор за счет индивидуально-нозологического подхода. При этом при оценке успешности соревновательной деятельности в главных, подводящих и отборочных соревнованиях методы могут быть различны. В статье рассматривается возможность, эффективность и уместность на различных по значимости соревнованиях в различных спортивных дисциплинах спорта лиц с поражением ОДА использование выявления и анализа биомеханических характеристик, тактикотехнических характеристик, сделанных на основе видеозаписи; возможность выявления функциональных показателей с помощью физиологического и биохимического тестирования. Также, по нашему мнению, для возможности оценки соревновательной деятельности в спорте лиц с поражением ОДА целесообразно сравнивать результаты соревнований с прогностической оценкой, сделанной на основе использования педагогического тестирования, способного оценить уровень определенных сторон подготовленности спортсмена. Комплексный подход к выбору методов оценки соревновательной деятельности в спорте лиц с поражением ОДА позволяет повысить информативность полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич, Баряев Алексей Алексеевич, Зайко Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ASSESSMENT OF COMPETITIVE ACTIVITY ATHLETES WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS

In the theory of sports, one of the tasks is to assess the success of competitive activity. It is necessary to take into account the disease level to assess it in accordance with the variety of sports disciplines for athletes with musculoskeletal disorders. Methods may be different for the assessment of competitive activities during the main, control and qualifying competitions for Paralympic athletes. The article considers the possibility, effectiveness, and appropriateness of using the analysis of biomechanical, tactical, and technical characteristics proposed on the basis of video recordings of competitions in various sports disciplines of athletes with musculoskeletal disorders; the possibility of identifying functional indicators using physiological and biochemical testing. Also, in order to be able to assess the competitive activity in sports of people with musculoskeletal disorders, it is advisable to compare the results of competitions with a prognostic assessment made on the basis of the use of pedagogical testing capable of assessing the level of physical readiness. An integrated approach to the choice of methods for the competitive activity evaluation in sports of people with musculoskeletal disorders allows us to increase the informativeness of results.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

5. Lauren Starkey. Critical thinking skills success in 20 minutes a day / Starkey Lauren. - New York : LearningExpress, 2004. - 182 p.

REFERENCES

1. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 27-31.

2. Volkov, E.N. (2015), "Tests of critical thinking: an introductory review", Psychological diagnostics, No. 3, pp. 5-23.

3. Volkova, L.M., Alekhina, A.V., Ustinova, O.N., Ganin, D.G., Plotnikova, S.S. and Mitenkova, L.V. (2022), "Vocational education at universities through individual educational trajectories", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 3 (205), pp. 41-45.

4. Plotnikova, N.F. (2015), Formation of critical thinking of university students in the conditions of a command form of training organization: monograph, Publishing House Kazan university, Kazan.

5. Lauren Starkey (2004), Critical thinking skills success in 20 minutes a day, Learning Express, New York.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2022

УДК 796.433

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Игорь Николаевич Ворошин, доктор педагогических наук, доцент, Алексей Алексеевич

Баряев, доктор педагогических наук, доцент, Дмитрий Сергеевич Зайко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В теории спорта одной из задач является оценка успешности соревновательной деятельности. Для решения данной задачи в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) с ее многообразием спортивных дисциплин при выборе методов оценки необходимо учитывать нозологический фактор за счет индивидуально-нозологического подхода. При этом при оценке успешности соревновательной деятельности в главных, подводящих и отборочных соревнованиях методы могут быть различны. В статье рассматривается возможность, эффективность и уместность на различных по значимости соревнованиях в различных спортивных дисциплинах спорта лиц с поражением ОДА использование выявления и анализа биомеханических характеристик, тактико-технических характеристик, сделанных на основе видеозаписи; возможность выявления функциональных показателей с помощью физиологического и биохимического тестирования. Также, по нашему мнению, для возможности оценки соревновательной деятельности в спорте лиц с поражением ОДА целесообразно сравнивать результаты соревнований с прогностической оценкой, сделанной на основе использования педагогического тестирования, способного оценить уровень определенных сторон подготовленности спортсмена. Комплексный подход к выбору методов оценки соревновательной деятельности в спорте лиц с поражением ОДА позволяет повысить информативность полученных данных.

Ключевые слова: спортсмены с поражением ОДА, соревновательная деятельность, методы оценки соревновательной деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p89-93

METHODS OF ASSESSMENT OF COMPETITIVE ACTIVITY OF THE ATHLETES WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS

Igor Nikolaevich Voroshin, the doctor of pedagogical sciences, docent, Alexey Alekseevich

Baryaev, the doctor of pedagogical sciences, docent, Dmitry Sergeevich Zayko, the candidate

ofpedagogical sciences, docent, The Lesgaft National State University of Physical Education,

Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

In the theory of sports, one of the tasks is to assess the success of competitive activity. It is necessary to take into account the disease level to assess it in accordance with the variety of sports disciplines for athletes with musculoskeletal disorders. Methods may be different for the assessment of competitive activities during the main, control and qualifying competitions for Paralympic athletes. The article considers the possibility, effectiveness, and appropriateness of using the analysis of biomechanical, tactical, and technical characteristics proposed on the basis of video recordings of competitions in various sports disciplines of athletes with musculoskeletal disorders; the possibility of identifying functional indicators using physiological and biochemical testing. Also, in order to be able to assess the competitive activity in sports of people with musculoskeletal disorders, it is advisable to compare the results of competitions with a prognostic assessment made on the basis of the use of pedagogical testing capable of assessing the level of physical readiness. An integrated approach to the choice of methods for the competitive activity evaluation in sports of people with musculoskeletal disorders allows us to increase the informativeness of results.

Keywords: athletes with musculoskeletal disorders, competitive activity, methods of assessment of competitive activity.

Для оценки соревновательной деятельности атлетов в различных дисциплинах спорта лиц с поражением ОДА необходимо получение данных в условиях непосредственных соревнований, поэтому использование многих методик из различных областей наук не представляется возможным из-за ограничений, связанных с особенностями правил соревнований. Большинство методик, используемых для оценки соревновательной деятельности, основано на анализе выполненной видеозаписи соревновательных действий (соревновательного упражнения) - биомеханический анализ, анализ темпо-ритмовой структуры циклических движений, анализ использования тактико-технических элементов в игровых и сложно-ситуационных видах спорта. К данной видеозаписи, которую часто называют технической, могут предъявляться особые требования, которые могут заключаться в определённой локации установки камеры, в количестве установленных камер, в частоте записи, в разрешении записи (количество пикселей на единицу площади), в наличии широкоугольного объектива и т. д. Требования к данному оборудованию диктуются задачами, которые необходимо решать при использовании выполненной видеозаписи.

Одним из направлений выполнения оценки является выявление определенных функциональных показателей с помощью физиологического и биохимического тестирования [1]. В дальнейшем они могут лечь в основу коррекции тренировочного процесса, ориентированную на энергообеспечение, продолжительность работы в определенных режимах, что может совершенствовать основные виды спортивной подготовки.

Биомеханический анализ соревновательной деятельности, сделанный на основе видеозаписи выполнения соревновательного упражнения, осуществляется для выявления определенных биомеханических характеристик как при выполнении конкретного элемента техники (в особенности при ациклической структуре соревновательного упражнения), так и в динамике - выявление общностей и различий выполнения одного и того же двигательного действия на разных участках дистанции (в особенности при циклической структуре соревновательного упражнения) с последующей их логической интерпретацией. При этом для получения информативной характеристики чаще всего необходимо комплексное выявление и дальнейший анализ нескольких биомеханических характеристик, количество и особенность которых зависит от структуры исследуемого упражнения, а также от решаемых с помощью биомеханического анализа задач.

Методика оценки соревновательной деятельности спортсменов с поражением ОДА на основе определения биомеханических характеристик соревновательных упражнений включает алгоритм, состоящий из трёх этапов. Первый - специализированная техниче-

ская видеосъёмка непосредственного соревновательного упражнения или определенной его части в определенных проекциях, определенным количеством камер с определенными характеристиками. Для возможности дальнейшей синхронизации видеозаписи необходимо выполнить временное тарирование, а также тарирование задействованного в соревновательном упражнении пространства. Второй этап - синхронизация видеозаписей и получение 3D биомеханической модели выполнения соревновательных упражнений. Третий этап - анализ значений кинематических характеристик техники соревновательных упражнений в дисциплинах легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА с последующей систематизацией, обобщением данных [2].

С накоплением аналитического материала, в особенности в тех дисциплинах, где можно заимствовать некоторые технические элементы из Олимпийских видов спорта, появляется возможность разработки модельных характеристик техники соревновательного упражнения [3]. При наличии модельных характеристик возможно сравнение выявленных у конкретного спортсмена характеристик с модельными значениями. Однако, необходимо отметить, что при наличии поражения одного или нескольких звеньев тела спортсмена использование модельных характеристик значительно усложняется, т.к. определенные поражения создают дополнительные функциональные особенности выполнения локомоции или делают выполнение локомоции функционально невозможным [4].

В рамках биомеханического анализа в некоторых дисциплинах спорта лиц с поражением ОДА выявляются показатели взаимодействия спортсмена со снарядом, например, в легкоатлетических метаниях [2].

Еще одной из групп показателей в некоторых дисциплинах спорта лиц с поражением ОДА являются те, которые характеризуют положение спортсмена в пространстве в определенный момент времени. В частности, в легкоатлетических прыжках - угол вылета спортсмена при отталкивании.

Одним из основных направлений оценки соревновательной деятельности является тактико-технический анализ, который чаще всего выполняется на основе видеозаписи, однако, в некоторых игровых спортивных дисциплинах спорта лиц с поражением ОДА в случае такой необходимости и при наличии определенного опыта его частично можно выполнять с помощью педагогического наблюдения.

Необходимо отметить, что для выполнения эффективного тактико-технического анализа в большинстве игровых, сложно-координационных дисциплинах, в единоборствах необходимо использование математической статистики, что повышает качество получаемой в ходе анализа информации.

Анализ тактико-технических действий для оценки успешности соревновательной деятельности спортсмена/команды в различных видах спорта лиц с поражением ОДА может в значительной степени отличаться. Это зависит от специфических задач, поставленных при использовании конкретной методики оценки. При этом при постановке задач чаще всего возникает дилемма - количество данных или оперативность их получения. Здесь необходимо ранжировать показатели по значимости для оценки соревновательной деятельности и понимать, насколько оперативно должно быть предоставление информации по конкретным показателям. При выборе критериев оценки на первое место выходит их корреляция с непосредственным результатом соревновательной деятельности.

Анализ тактико-технических действий для оценки успешности соревновательной деятельности в игровых видах спорта имеет исключительно важное значение, т.к. тренеру необходимо понимать, что стоит за каждой победой или за каждым поражением, в каких сторонах подготовленности можно добавить, а какие слабые стороны необходимо нивелировать. Здесь для понимания наполнения совокупности необходимых критериев оценки необходимо принципиально разделять командные и индивидуальные игровые виды спорта, т. к. в командных видах спорта помимо индивидуальных тактико-технических действий игрока выполняется внутрикомандные взаимодействия, успешность которых

оценивается по специфическим критериям: количество набранных очков/забитых, голов/реализованных попыток, совокупность выполненных бросков/ударов, количество выполненных передач, количество фолов/нарушений, количество выполненных и реализованных стандартов, количество времени в нападении/в защите, количество времени владения мячом/шайбой и многие другие. Данные командные показатели необходимо учитывать в совокупности с индивидуальными действиями игроков, эффективность которых также характеризуется по определенным оценочным критериям: количество забытых мячей/шайб, выигранных очков, количество сделанных определенных ударов, количество индивидуальных обыгрышей, длина выполненных передач и их качество, количество выполненных приемов, заработанные штрафные, реализованные штрафные, количество технических ошибок и т. д.

Необходимо отметить, что в единоборствах спортсменов с поражением ОДА также существуют свои показатели эффективности соревновательной деятельности - это количество заработанных ударами очков, количество проигранных очков, количество и качество выполненных определенных технических приемов, количество технических ошибок, проведенное время в атаке/защите и т. д.

В циклических дисциплинах спорта лиц с поражением ОДА в качестве анализа тактико-технических действий для оценки успешности соревновательной деятельности часто используется выявление динамики темпо-ритмовой структуры на различных отрезках дистанции. При выявлении количества выполненных локомоций и при знании времени преодоления отрезка возможно определение темпа на исследуемом отрезке дистанции. При наличии такой информации с нескольких участков дистанции возможно выявление динамики.

Также для оценки успешности соревновательной деятельности могут использоваться показатели скорости двигательной реакции спортсмена на стартовый сигнал.

Еще одним из направлений оценки соревновательной деятельности в большинстве дисциплин спорта лиц с поражением ОДА является сравнение абсолютного результата выступления спортсмена с объективным уровнем подготовленности, что по сути своей представляет собой сравнение прогнозируемого результата с помощью предварительного комплексного тестирования основных сторон специальной подготовленности спортсмена/команды с фактическим спортивным результатом, показанным на конкретном соревновании. Основой такого тестирования будет являться педагогическое тестирование с использованием, в случае необходимости, психологического, теоретического и другого вида тестирования. Необходимо отметить, что при выполнении такого тестирования количество различных оценочных сторон специальной спортивной подготовленности должно быть достаточно большим, чтобы более точно оценить уровень тренированности спортсмена в ходе учебно-тренировочного процесса, однако, использование большого числа показателей весьма трудоемко и отнимает у спортсменов много времени, снижая тем самым информативность. Поэтому важен выбор минимально необходимого комплекса тестов, позволяющего комплексно оценить уровень подготовленности [5].

Для оценки уровня подготовленности спортсменов в дисциплинах спорта лиц с поражением ОДА может использоваться комплексное применение педагогических, психологических, психофизиологических, медицинских, биохимических тестов. Однако, если при оценке подготовленности по функциональным, биохимическим, психологическим, психофизиологическим, физиологическим видам тестов подходы к формированию методик контроля консервативны, поэтому данные методики как во многих видах олимпийского спорта, так и в паралимпийских видах спорта проработаны и многократно апробированы, то разработка педагогического тестирования в каждой из дисциплин спорта лиц с поражением ОДА должна быть уникальна [6]. Одним из основных направлений выбора тестов, оценивающих спортивную подготовленность, является выбор тех тестов, которые имеют очень высокие степени взаимосвязи по значению коэффициента корреляции [3].

Очень важной стороной прогнозирования спортивного результата является оценка психологического состояния спортсмена. Так спортсмен, находясь в оптимальной спортивной форме, по прогнозу, основанному на предшествующем педагогическом тестировании, способен показать высокий для себя спортивный результат, близкий к личному лучшему спортивному достижению, но на соревнованиях его не показывает из-за несоответствия уровня психологической подготовленности.

Необходимо отметить, что при комплексном использовании оценочных методик появляются дополнительные возможности более качественной оценки соревновательной деятельности и появляются возможности повышения качества управления спортивной подготовкой.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Инновационный подход к оценке уровня тренированности легкоатлетов-паралимпийцев с нарушением зрения в беговых видах / А.В. Шевцов, И.Н. Ворошин, В.Д. Емельянов, Т.В. Красно-перова, С.А. Барченко // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 3 (43). - С. 26-28.

2. Ворошин И.Н. Особенности техники толкания ядра атлетов-паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата при использовании метательного станка с вертикальным шестом / И.Н. Ворошин, А.В. Донец // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 3 (43). - С. 4043.

3. Ворошин И.Н. Система спортивной тренировки высококвалифицированных легкоатлетов в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата : дис. ... д-ра пед. наук / Ворошин Игорь Николаевич. - Санкт-Петербург, 2018. - 386 с.

4. Комплексный педагогический контроль в сопровождении подготовки спортсменов-паралимпийцев высокого класса : учебное пособие / А.Г Абалян, С.А. Воробьев, А.А. Баряев, И.Н. Ворошин, А.В. Иванов, И.В. Клешнев, Д.Ф. Мосунов, Я.В. Голуб. - Санкт-Петербург : СПб-НИИФК, 2018. - 78 с.

5. Ворошин, И.Н. Оценка развития специальных физических качеств в дисциплинах легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА / И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая культура. -2016. - № 2 (66). - С. 11-14.

6. Ворошин И.Н. Обоснование использования неинвазивных методов оценки функциональной подготовленности в паралимпийских скоростно-силовых дисциплинах легкой атлетики / И.Н. Ворошин, Т.В. Красноперова, Е.А. Киселева // Адаптивная физическая культура. - 2018. - № 1 (73). - С. 32-33.

REFERENCES

1. Shevtsov, A.V., Voroshin, I.N. Emelyanov, V.D., Krasnoperova, T.V. and Barchenko, S.A. (2010), "An innovative approach to assessing the level of fitness-Paralympic athletes with visual impairment in a cross-country species", Adaptive Physical Culture, Vol. 43, No. 3, pp. 26-28.

2. Voroshin, I.N. and Donets, A.V., (2010), "Technique features of shot put performed by athletes with musculoskeletal disorders using throwing frame with a vertical holding bar", Adaptive Physical Culture, Vol. 43, No. 3, pp. 40-43.

3. Voroshin, I.N. (2018), The sports training system for the elite Paralympic athletes with physical impairment, dissertation, St. Petersburg.

4. Abalyan, A.G., Vorobyev, S.A., Baryaev, A.A., Voroshin, I.N., Ivanov, A.V., Kleshnev, I.V., Mosunov, D.F. and Golub, Ya.V. (2018), Comprehensive pedagogical control accompanied by the training of Elite Paralympic athletes, studies manual, St. Petersburg.

5. Voroshin, I.N. (2016), "Estimation of special physical faculties' development in the disciplines of IPC Athletics with musculoskeletal disorders", Adaptive Physical Culture. Vol. 66, No. 2, pp. 1114.

6. Voroshin, I.N., Krasnoperova, T.V. and Kiseleva, E.A., (2018), "Foundation for the use of noninvasive methods for the assessment of functional readiness in speed-power disciplines of para athletics", Adaptive Physical Culture, Vol. 73, No. 1, pp. 32-33.

Контактная информация: zaikods@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.