Научная статья на тему 'Особенности тренировочно-соревновательной деятельности в прыжках в длину на протезе стопы'

Особенности тренировочно-соревновательной деятельности в прыжках в длину на протезе стопы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
208
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЛИМПИЙСКАЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРЫГУНЫ С ПРОТЕЗОМ СТОПЫ / WORLD PARA ATHLETICS / ADAPTIVE SPORTS / COMPETITIVE ACTIVITY / TRAINING ACTIVITY / TRAINING SYSTEM / JUMPERS WITH A PROSTHETIC FOOT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич, Ворошина Ксения Евгеньевна, Зайко Дмитрий Сергеевич, Дмитриев Игорь Викторович

В данном материале рассматриваются особенности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов с протезированной стопой, специализирующихся в прыжках в длину. Данная дисциплина паралимпийской легкой атлетики входит в программу всех международных спортивных форумов, включая Паралимпийские игры. Основными особенностями соревновательной деятельности в данной дисциплине являются: использование специализированного оборудования спортивного протеза стопы, наличие критериев допуска в спортивно-функциональный класс Т64. Основными особенностями тренировочной деятельности являются: необходимость реализации специальных принципов спортивной подготовки, в том числе принципов учета и нивелирования нозологических особенностей (принцип выявления и учета возможностей выполнения движений, принцип постоянной модернизации и максимального использования специальных технических средств), использование индивидуально-нозологического подхода в контроле подготовленности спортсмена, наличие магноциклов в периодизации спортивной подготовки наибольшей структурной единицы циклической периодизации, которая состоит из нескольких макроциклов, объединённых решением нескольких взаимосвязанных задач долгосрочной спортивной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич, Ворошина Ксения Евгеньевна, Зайко Дмитрий Сергеевич, Дмитриев Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of training and competitive activities in long jump on the prosthetic foot

The article discusses the features of training and competitive activities of athletes with prosthetic feet, specializing in long jump. This discipline of Para athletics is included in the program of all international sports forums, including the Paralympic games. The main features of competition activity are: specialized equipment sports foot prosthesis; special sports criteria and functional class T64. The main features of the training activities are: need for the implementation of special principles in sports training, including the principles of using nosological features (the principle of the movements possibility, the principle of constant modernization and maximum use of special technical equipment); the use of individual nosological approach to control the readiness of the athlete, the presence of magnocycles in the periodization of sports training the largest structural unit of cyclic periodization, which consists of several macrocycles with interrelated tasks of long-term sports training.

Текст научной работы на тему «Особенности тренировочно-соревновательной деятельности в прыжках в длину на протезе стопы»

УДК 796.433

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЫЖКАХ В ДЛИНУ НА ПРОТЕЗЕ СТОПЫ

Игорь Николаевич Ворошин, доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (СПбНИИФК); Ксения Евгеньевна Ворошина, магистрант, Дмитрий Сергеевич Зайко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Игорь Викторович Дмитриев, кандидат педагогических наук, доцент, декан, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.

Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данном материале рассматриваются особенности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов с протезированной стопой, специализирующихся в прыжках в длину. Данная дисциплина паралимпийской легкой атлетики входит в программу всех между народных спортивных форумов, включая Паралимпийские игры. Основными особенностями соревновательной деятельности в данной дисциплине являются: использование специализированного оборудования - спортивного протеза стопы, наличие критериев допуска в спортивно-функциональный класс Т64. Основными особенностями тренировочной деятельности являются: необходимость реализации специальных принципов спортивной подготовки, в том числе принципов учета и нивелирования нозологических особенностей (принцип выявления и учета возможностей выполнения движений, принцип постоянной модернизации и максимального использования специальных технических средств), использование индивидуально-нозологического подхода в контроле подготовленности спортсмена, наличие магноциклов в периодизации спортивной подготовки - наибольшей структурной единицы циклической периодизации, которая состоит из нескольких макроциклов, объединённых решением нескольких взаимосвязанных задач долгосрочной спортивной подготовки.

Ключевые слова: паралимпийская легкая атлетика, соревновательная деятельность, тренировочная деятельность, система спортивной подготовки, прыгуны с протезом стопы.

FEATURES OF TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITIES IN LONG JUMP ON

THE PROSTHETIC FOOT

Igor Nikolaevich Voroshin, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, senior researcher, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture; Ksenia Evgenyevna Vo-roshina, the master student, Dmitry Sergeevich Zayko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Igor Viktorovich Dmitriev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, dean, The Lesgaft National State University of Physical Education,

Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the features of training and competitive activities of athletes with prosthetic feet, specializing in long jump. This discipline of Para athletics is included in the program of all international sports forums, including the Paralympic games. The main features of competition activity are: specialized equipment - sports foot prosthesis; special sports criteria and functional class T64. The main features of the training activities are: need for the implementation of special principles in sports training, including the principles of using nosological features (the principle of the movements possibility, the principle of constant modernization and maximum use of special technical equipment); the use of individual nosological approach to control the readiness of the athlete, the presence of magnocycles in the periodization of sports training -the largest structural unit of cyclic periodization, which consists of several macrocycles with interrelated tasks of long-term sports training.

Keywords: World Para Athletics, adaptive sports, competitive activity, training activity, training system, jumpers with a prosthetic foot.

На современном этапе развития паралимпийского спорта прыжки в длину спортсменов, выступающих на протезе стопы, включены во все всероссийские соревнования

спорта лиц с поражением ОДА по легкой атлетике и международные старты по World-Рагаа1ЫейС8, в том числе в программу Чемпионатов Европы, мира, летних Паралимпий-ских игр.

Прыжки в длину с помощью специализированного протеза осуществляется спортсменами с ампутацией стопы и/или частичным отсутствием голени, при сохранном коленном суставе протезированной ноги, также, как и спортсменами с дисмелией (врожденным недоразвитием) нижней конечности, затронувшей данные звенья.

В доступной отечественной литературе кроме наших исследований [1-7] не выявлено работ по изучению аспектов спортивной подготовки в исследуемых дисциплинах. Выявлены работы ряда авторов, которые проводили исследования в прыжках в длину спортсменов-олимпийцев (В.Б. Попов, В.А. Креер, Н.Г. Озолин, И.А. Тер-Ованесян, В.Н. Медведев, В.П. Башкин, и др.),однако, по нашему мнению, с учетом наличия особенностей тренировочно-соревновательной деятельности прыгунов в длину на протезе стопы мы не сможем использовать данные, полученные в олимпийском спорте в спортивной подготовке в исследуемых нами дисциплинах.

Выявлена острая необходимость получения эмпирических и теоретических данных о различных сторонах спортивной подготовки прыгунов в длину на протезе стопы для эффективной подготовки к ответственным всероссийским и международным соревнованиям.

Целью данного исследования является выявление особенностей тренировочной и соревновательной деятельности прыгунов в длину на протезе стопы.

При анализе соревновательной деятельности было установлено, что в дисциплинах легкой атлетики спортсменов с поражением ОДА используется спортивно-функциональная классификация, с помощью которой выполняется учет множества особенностей, связанных с инвалидностью спортсмена. Прыгуны, использующие протез стопы, выступают в спортивно-функциональном классе Т64. Данный класс (Т64) был сформирован в 2018 году. Ранее прыгуны, использующие протез стопы, были объединены в класс Т44, вместе со спортсменами, не использующими протезную техника, но имеющими другие поражения нижних звеньев ноги - разница в длине ног более 7 сантиметров, дистрофия или недоразвитие стопы. Спортсмены класса Т64 на международных форумах могут также выступать на соревнованиях в беге на 100, 200, 400 метров, прыгать в высоту. Нами приводится типовая схема прыжкового протеза стопы (рисунок).

Прыжковый протез стопы имеет две основные части - анатомическая гильза и непосредственно протезная стопа. Анатомическая гильза чаще всего выполнена из карбона по анатомическому слепку культи. В гильзу вставляется соединяющая нательная вставка, основная функция которой - предотвращение потертости культи, также служит дополнительным уплотнителем при использовании протеза. Стопа к гильзе соединяется с помощью крепления, которое способно выдерживать нагрузки более полутора тонн. В некоторых случаях между выступом крепления и стопой одеваются специальные вставки, способные увеличить или уменьшить угол между гильзой и стопой. К опорной с землей поверхности стопы приклеивается подошва, в которую возможно вкрутить шипы для лучшего контакта

анотомическая гильза

шиповонная подошва

Рисунок - схема прыжкового протеза стопы

с дорожкой. Протезная стопа из нескольких слоев карбона и может иметь различную жесткость, которая условно имеет градацию по весу спортсмена, однако основной показатель -это физические возможности спортсмена при выполнении соревновательного упражнения.

Необходимо отметить, что соревнования по прыжкам в длину в спортивно-функциональном классе Т64 проводятся по правилам олимпийской легкой атлетики, за исключением того, что перед началом разминочных попыток растягивается рулетка, с помощью которой измеряется длинна разбега.

Спортивная подготовка включает в себя несколько видов, основными из которых являются - техническая, физическая, тактическая, психологическая, теоретическая, технико-конструкторская. Методики их реализации должны быть выстроены на основе внедрения специальных принципов спортивной тренировки. Ведущие специалисты теории спорта - Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов сформулировали общие для всех атлетических дисциплин специальные принципы спортивной тренировки. Мы считаем, что данные принципы необходимо использовать и в исследуемых дисциплинах. Однако, специфика спорта лиц с поражением ОДА, частью которой являются прыжки в длину на протезе стопы, подтолкнула нас сформулировать специальные принципы -принцип выявления и учета возможностей выполнения движений и принцип постоянной модернизации и максимального использования специальных технических средств [1]. Формулирование первого принципа учитывает наличие особенностей выполнения двигательных действий, связанных с инвалидностью спортсменов. Данный принцип предусматривает необходимость оптимизации структуры движения на основе учета двигательных возможностей пораженными звеньями тела, а также выбор эффективных, актуальных средств и методов тренировки, являющихся, прежде всего, относительно безопасными при выполнении спортсменом, имеющим определенное поражение. В спортивной подготовке прыгунов в длину класса Т64 возможно использование большинства легкоатлетических упражнений - бег, горизонтальные прыжки, броски различных снарядов и т.д. Однако, например, силовые упражнения необходимо использовать или на тренажерных устройствах, или/и с использование дополнительной страховки. Так приседания со штангой целесообразно выполнять в «Машине Смита», используя не амортизирующий протез стопы (бытовой). Сложно обеспечить достаточный уровень безопасности при выполнении бега по пересеченной местности или упражнений с несколькими отталкиваниями протезированной стопой в песке. Для каждой из данной группы средств необходимо использование специфического протеза (не соревновательного).

Второй принцип - постоянной модернизации и максимального использования специальных технических средств в спортивной подготовке прыгунов в длину класса Т64 реализуется за счет повышения жесткости стопы протеза, что способствует увеличению возможностей запасания потенциальной энергии, которая в последствии трансформируется в кинетическую и способствует более эффективному отталкиванию.

Важной составляющей спортивной подготовки является контроль как основа управления тренировочным процессом. Для получения необходимых данных различных сторон подготовки возможно использование многих общепринятых в спорте методик, однако, их использование необходимо осуществлять при реализации индивидуально-нозологического подхода. Данный подход подразумевает применение особых условий в использовании методик контроля для учета функциональных и интеллектуальных ограничений каждого атлета-паралимпийца, связанных с инвалидностью, а также специфику тренировочно-соревновательной деятельности. Подход предполагает выполнение специальных действий, использование специфических приемов и манипуляций для повышения качества регистрируемых параметров, снижение риска получения травм спортсменами, имеющих определенный вид инвалидности. Использование индивидуально-нозологического подхода соответствует реализации принципов учета и нивелирования нозологических особенностей [6, 8]. Превалирующей по значению стороной контроля является контроль специальной

физической подготовленности. Одной из основных методик оценки уровня физической подготовленности является педагогическое тестирование. В каждом виде спорта, в каждой спортивной дисциплине педагогическое тестирование отличается набором педагогических тестов. Количество различных сторон специальной физической подготовленности должно быть достаточно большим, чтобы более точно оценить динамику изменения уровня тренированности спортсмена в ходе учебно-тренировочного процесса, однако, использование большого числа показателей весьма трудоемко и отнимает у спортсменов много времени, снижая тем самым информативность. Поэтому важен выбор минимально необходимого комплекса тестов, позволяющего оценить уровень подготовленности. Нами выявлены тесты, комплексно оценивающие уровень специальной физической подготовленности прыгунов в длину с протезом стопы [2-5]: бег на 30 м с ходу; бег на 30 м; бег на 60 м; вставание со штангой из полуприседа в «Машине Смита»; вставание со штангой массой равной собственному весу из полуприседа в «Машине Смита» 5 раз на время; прыжок в длину с места; десятерной прыжок с места; прыжок в длину с 12 беговых шагов.

Еще одной важнейшей стороной спортивной подготовки является рациональная периодизация. В спортивной подготовке прыгунов в длину с протезом стопы используется общепринятая циклическая периодизация, состоящая из микро-, мезо- и макроциклов. Основным вариантом макроцикловой периодизации является годичная подготовка с одним или двумя пиками спортивной формы, а также двухцикловая сдвоенная макроструктура подготовки с одним пиком спортивной формы в каждом из макроциклов, которая используется в паралимпийский год, для подготовки к Паралимпийским играм и предшествующему Чемпионату Европы [7]. При анализе долгосрочной спортивной подготовки легкоат-летов-паралимпийцев, в том числе прыгунов в длину с протезом стопы, выявлено использование нескольких последовательных макроциклов, объединённых стратегическим планом с достижением в каждом из них различных задач, например, в одном макроцикле спортсмен выполняет акцентированную подготовку в коротком спринтерском беге, для поднятия скоростных возможностей, в следующем макроцикле уже выполняется подготовка в профильной дисциплине - в прыжках в длину. В связи с наличием данного явления была выделена наиболее крупная структура циклической периодизации -«МАГНОЦИКЛ» [5].

Таким образом, для достижения цели и решения задач спортивной подготовки прыгунов в длину с протезом стопы необходим комплексный и системный учет всей совокупности особенностей, связанных как с инвалидностью спортсмена, так и с особенностями спортивной дисциплины, в которой специализируется атлет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворошин, И.Н. Специфические принципы спортивной подготовки в спорте лиц с поражением ОДА / И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая культура. - 2018. - № 2 (74). - С. 4-5.

2. Ворошин, И.Н. Оценка развития специальных физических качеств в дисциплинах легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА / И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 2 (66). - С. 11-14.

3. Ворошин, И.Н. Особенности выполнения спринтерского бега атлетов с поражением ОДА, использующих специализированный протез стопы / И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 4 (72). - С. 9-12.

4. Ворошин, И. Н. Содержание инновационной системы спортивной подготовки легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ОДА / И.Н. Ворошин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 49-52.

5. Ворошин, И.Н. Принципы наполнения видов обследования научно-методического сопровождения паралимпийских сборных команд Российской Федерации / И.Н. Ворошин, С.А. Воробьёв, А.А. Баряев // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 3 (71). - С. 49-50.

6. Ворошин, И. Н. Индивидуально-нозологический подход к комплексному контролю спортивной подготовки в паралипийской лёгкой атлетике / И.Н. Ворошин, Т.В. Красноперова, Е.А. Киселева // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 1 (77). - С. 43-45.

7. Ворошин, И.Н. Анализ выступления сборной команды России на Чемпионате мира IPC по легкой атлетике 2015 - 300 дней до Паралимпийских игр 2016 / И.Н. Ворошин, С.А. Воробьёв // Адаптивная физическая культура. - 2015. - № 2 (64). - С. 12-13.

8. Ворошин, И.Н. Обоснование использования неинвазивных методов оценки функциональной подготовленности в паралимпийских скоростно-силовых дисциплинах легкой атлетики / И.Н. Ворошин, Т.В. Красноперова, Е.А. Киселева // Адаптивная физическая культура. -2018. - № 1 (73). - С. 32-33.

REFERENCES

1. Voroshin, I.N. (2018), "Specific principles of sports training in sports for persons with the defeat of the musculoskeletal system", Adaptive Physical Culture, Vol. 74, No. 2, pp. 4-5.

2. Voroshin, I.N. (2016), "Estimation of special physical faculties' development in the disciplines of IPC Athletics with musculoskeletal disorders", Adaptive Physical Culture, Vol. 66, No. 2, pp. 11-14.

3. Voroshin, I.N. (2017), "Features of the performance in sprint running of Paralympic athletes using a specialized prosthetic foot", Adaptive Physical Culture, Vol. 72, No. 4, pp. 9-12.

4. Voroshin, I.N. (2015), "The maintenance of innovative sport training system at Paralympic athletes with physical impairment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 49-52.

5. Voroshin, I.N., Vorobev, S.A. and Baryaev A.A. (2017), "Principles of testing differentiation during scientific and methodical support in Russian Paralympic teams", Adaptive Physical Culture, Vol. 71, No. 3, pp. 49-50.

6. Voroshin, I.N., Krasnoperova T.V. and Kiseleva E.A., (2019), "Specific principles of sports training in sports for persons with the defeat of the musculoskeletal system", Adaptive Physical Culture, Vol. 77, No. 1, pp. 43-45.

7. Voroshin, I.N. and Vorobev, S.A. (2015), "The analysis of performance of Russian national team in IPC Athletic World Championship 2015 - 300 day s to the Paralympic Games 2016", Adaptive Physical Culture, Vol. 64, No. 2, pp. 12-13.

8. Voroshin, I.N., Krasnoperova T.V. and Kiseleva E.A., (2018), "Foundation for the use of non-invasive methods for the assessment of functional readiness in speed-power disciplines of para athletics", Adaptive Physical Culture, Vol. 73, No. 1, pp. 32-33.

Контактная информация: i.dmitriev@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2019

УДК 796.011

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ТУРИЗМОМ

Елена Владимировна Гинжул, старший преподаватель,

Татьяна Анатольевна Кравчук, кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

Омск

Аннотация

Туристский поход - это один из нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для III-IX ступени. В процессе выполнения данного норматива у III-VIII ступеней осуществляется проверка туристских навыков. В настоящее время в процессе обучения в школе, туристские навыки у обучающихся, комплексно не формируются. Их частичное формирование происходит разрознено на отдельных предметах: окружающий мир, география, основы безопасности-жизнедеятельности, физическая культура. В связи, с этим подготовка обучающихся к выполнению данного норматива вызывает большое количество вопросов, как у педагогов, так и обучающихся и родителей. Целью исследования было разработать структурно-функциональную модель формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, не занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом, в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, формирование туристских навыков, структурно-функциональная модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.