Научная статья на тему 'Специализированные подходы к совершенствованию спортивной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов с поражением ода'

Специализированные подходы к совершенствованию спортивной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов с поражением ода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЛИМПИЙСКАЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ЛЕГКОАТЛЕТЫ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / WORLD PARA ATHLETICS / ADAPTIVE SPORTS / COMPETITIVE ACTIVITY / TRAINING ACTIVITY / TRAINING SYSTEM / SPECIALIZED SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES / ATHLETES WITH A LESION OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич, Красноперова Татьяна Витальевна, Киселева Евгения Александровна, Барябина Валентина Юрьевна

Ввиду наличия в дисциплинах легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА специфических особенностей тренировочной и соревновательной деятельности сформулированы специфические подходы к совершенствованию системы спортивной тренировки. Интеграционно-компенсаторный подход сформулирован из-за необходимости особого акцента к созданию функциональной базы спортсмена. Индивидуально-нозологический подход связан с необходимостью фильтрации средств и методов спортивной подготовки, средств контроля данной подготовки через нозологическую призму, а также с необходимостью дополнительных страховок и специфических манипуляций для достижения удовлетворительного уровня безопасности. Технико-нивелирующий подход сформирован ввиду необходимости трансформации техники выполнения соревновательных упражнений, а также использования специализированного оборудования, что напрямую зависит от наличия у спортсмена функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата. Дисциплинарно-конгруэнтный подход связан с негативным явлением вынужденной сменой специализации, и предусматривает необходимость использования в долгосрочном тренировочном процессе более широкого круга средств спортивной подготовки для наименее «безболезненного» перехода в другую специализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич, Красноперова Татьяна Витальевна, Киселева Евгения Александровна, Барябина Валентина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialized approaches to improving sports training of highly qualified paralympic athletes with musculoskeletal disorder

In view of the presence in the athletics disciplines of sports of individuals with musculoskeletal disorder of the specific features of training and competitive activity, the specific approaches to the improvement of the sports training systems are formulated. The integration-compensatory approach is formulated because of the need in special emphasis on the creation of the functional base of the athlete. The individual-nosological approach is associated with the need to filter the means and methods of sports training, as well as the means of control of this training through the nosological prism, as well as the need for additional insurance and specific manipulations to achieve a satisfactory level of security. The technical-leveling approach is formed in view of the need to transform the technique of performing the competitive exercises, as well as the use of the specialized equipment, which directly depends on the athlete's functional features of the musculoskeletal system. The disciplinary-congruent approach is associated with the negative phenomenon forced change of the specialization, and it requires the use of the wider range of the sports training tools in the long-term training process for the least “painless” transition to another specialization.

Текст научной работы на тему «Специализированные подходы к совершенствованию спортивной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов с поражением ода»

6. Синельникова, Н.А. Физическое воспитание как фактор личностного и профессионального развития студента / Н.А. Синельникова, А.А. Юрченко, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 155-162.

REFERENCES

1. Bushma, T.V. and Zuykova, E.G. (2018), "Forms of organization of training sessions on physical culture at the University", Strategic directions of reforming the University system ofphysical culture: materials of the Conference, Publishing house of Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 30-33.

2. Volkova, L.M. and Volkov, V.Yu. (2014), "Modern information and diagnostic technologies in the practice of physical education", Physical culture, sport and health, No. 23, pp. 17-20.

3. Evseev, V.V., Namazov, A.K., Sushchenko, V.P. and Sharnin, N.P. (2018), "Physical education in the modernizing educational environment", Strategic directions of reforming the University system of physical culture: materials of the Conference, Publishing house of Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 23-26.

4. Zuikova, E.G., Volkova L.M., Bushma T.V. and Volkov V.Yu. (2015), "Computer technology in the classroom for physical culture in high school", Physical Culture and health, No. 1 (52). PP 69-72.

5. Matievsky, S.M. (2011), "Improvement of process of physical education in higher education", Problems and prospects of education development in Russia, No. 10, pp. 275-278.

6. Sinelnikova, N.A., Yurchenko, A.A. and Romanov, D.A. (2011), "Physical education as a factor of personal and professional development of the student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (82), pp. 155-162.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.07.2019

УДК 796.42

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА

Игорь Николаевич Ворошин, доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Татьяна Витальевна Красноперова, кандидат биологических наук, Евгения Александровна Киселева, научный сотрудник, Валентина Юрьевна Барябина, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт

физической культуры

Аннотация

Ввиду наличия в дисциплинах легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА специфических особенностей тренировочной и соревновательной деятельности сформулированы специфические подходы к совершенствованию системы спортивной тренировки. Интеграционно-компенсаторный подход сформулирован из-за необходимости особого акцента к созданию функциональной базы спортсмена. Индивидуально-нозологический подход связан с необходимостью фильтрации средств и методов спортивной подготовки, средств контроля данной подготовки через нозологическую призму, а также с необходимостью дополнительных страховок и специфических манипуляций для достижения удовлетворительного уровня безопасности. Технико-нивелирующий подход сформирован ввиду необходимости трансформации техники выполнения соревновательных упражнений, а также использования специализированного оборудования, что напрямую зависит от наличия у спортсмена функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата. Дисциплинарно-конгруэнтный подход связан с негативным явлением - вынужденной сменой специализации, и предусматривает необходимость использования в долгосрочном тренировочном процессе более широкого круга средств спортивной подготовки для наименее «безболезненного» перехода в другую специализацию.

Ключевые слова: паралимпийская легкая атлетика, соревновательная деятельность, тренировочная деятельность, система спортивной подготовки, специализированные научно-методические подходы, легкоатлеты с поражением опорно-двигательного аппарата.

SPECIALIZED APPROACHES TO IMPROVING SPORTS TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PARALYMPIC ATHLETES WITH MUSCULOSKELETAL DISORDER

Igor Nikolaevich Voroshin, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, senior researcher, Tatyana Vitalyevna Krasnoperova, the candidate of pedagogical sciences, Evgeniya Aleksandrovna Kiseleva, the researcher; Valentina Yuryevna Baryabina, the junior researcher, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture

Annotation

In view of the presence in the athletics disciplines of sports of individuals with musculoskeletal disorder of the specific features of training and competitive activity, the specific approaches to the improvement of the sports training systems are formulated. The integration-compensatory approach is formulated because of the need in special emphasis on the creation of the functional base of the athlete. The individual-nosological approach is associated with the need to filter the means and methods of sports training, as well as the means of control of this training through the nosological prism, as well as the need for additional insurance and specific manipulations to achieve a satisfactory level of security.

The technical-leveling approach is formed in view of the need to transform the technique of performing the competitive exercises, as well as the use of the specialized equipment, which directly depends on the athlete's functional features of the musculoskeletal system. The disciplinary-congruent approach is associated with the negative phenomenon - forced change of the specialization, and it requires the use of the wider range of the sports training tools in the long-term training process for the least "painless" transition to another specialization.

Keywords: World Para Athletics, adaptive sports, competitive activity, training activity, training system, specialized scientific and methodological approaches, athletes with a lesion of the musculoskeletal system.

В легкой атлетике спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) выявлено большое количество специфических особенностей тренировочной и соревновательной деятельности, в связи с чем необходимо выстраивать особые стратегические пути совершенствования спортивной подготовки, которые можно выразить через формирование научно-методологических подходов.

В сущность сформированных подходов нами заложено построение системы спортивной подготовки как стратегии, соответственно: избранный подход - дидактический вектор - совокупность способов тренировочного воздействия на спортсмена, обусловленных логикой реализации задач системы спортивной подготовки.

В предыдущих исследованиях были выявлены специфические особенности тренировочной и соревновательной деятельности высококвалифицированных легкоатлетов с поражением ОДА [1]: использование специализированного оборудования - протезов, арте-зов, станков для метания сидя, беговых колясок, беговелов (Racerunning); наличие специализированной спортивно-функциональной классификации - сформирован 51 класс; наличие правил соревнований, учитывающих функциональные особенности спортсменов; наличие необходимости реализации специальных принципов спортивной подготовки; наличие магноциклов в периодизации спортивной подготовки; наличие процесса вынужденной смены специализации.

Вышеперечисленные особенности заставляют использовать как общепринятые подходы к совершенствованию спортивной подготовки, так и формировать новые - специфические.

К основным общепринятым подходам, используемым в исследуемых спортивных дисциплинах, необходимо соотнести системный, научный, индивидуальный [2]. Реализация системного подхода в спортивной подготовке в данных дисциплинах обусловлена необходимостью наличия системообразующих факторов - цели и результата, а также наличием взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, имеющих упорядоченную структуру, практически каждый из которых является подсистемой. Необходимость использования наукоемких технологий в методиках спортивной тренировки, а также в различных

видах контроля основных сторон подготовленности подталкивает использовать научный подход. Одним из важнейших является индивидуальный подход, связанный с акцентированием направленности определенных сторон основных видов спортивной подготовки - физической, технической, психологической, тактической, интегральной, теоретической, технико-конструкторской. В исследуемых дисциплинах индивидуальный подход имеет как общепринятую факторность - спортивную специализацию, возрастные различия, тендерные различия, генетическую предрасположенность, так и специфическую факторность -нозологическую, спортивно-функциональную, технологическую.

В качестве специальных подходов к совершенствованию спортивной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов с поражением ОДА нами сформулированы - интеграционно-компенсаторный, индивидуально-нозологический, технико-нивелирующий, дисциплинарно-конгруэнтный.

Формирование интеграционно-компенсаторного подхода связано с распространенным явлением в спорте лиц с поражением ОДА, в частности, в дисциплинах легкой атлетики, - малой функциональной базой (функциональных резервов организмов), на фундаменте которой базируется последующее развитие специальных физических качеств, то есть на изначально ограниченных ресурсах для эффективной реализации спортивной подготовки. Например, при обследовании с помощью метода вариабельности сердечного ритма (ВСР) членов сборной команды России по легкой атлетике с поражением ОДА с 2014 по 2016 годы, специализирующихся в различных дисциплинах (n=63) на предсорев-новательном и соревновательном этапах, было выявлено, что разброс спектральных показателей ВСР (TP, HF, LF, VLF, ULF) находится в значительно меньших пределах в сравнении с показателями квалифицированных относительно здоровых спортсменов, выступающих соответственно в скоростно-силовых видах спорта и в видах спорта с превалирующим проявлением аэробных возможностей организма. Поэтому «цена адаптации» организма спортсменов-паралимпийцев к физическим нагрузкам выше, чем у относительно здоровых квалифицированных спортсменов. У спортсменов-паралимпийцев выше активность симпатического отдела вегетативной нервной системы по сравнению с относительно здоровыми квалифицированными спортсменами и ниже парасимпатическая активность, и вариабельность сердечного ритма.

Относительно низкий уровень функциональных резервов легкоатлетов с поражением ОДА чаще всего связан с неполноценным функционированием систем и органов организма, наличием сопутствующих заболеваний, поздним началом системными занятиями легкой атлетикой, пропуском сенситивных периодов развития физических и психических качеств, длительным сроком реабилитации после полученной травмы, отсутствием необходимого специализированного спортивного оборудования.

Следует констатировать, что при адекватном увеличении объемов общей физической подготовки практически во всех случаях наблюдается улучшение показателей ВСР, характеризующих функциональные резервы, что может свидетельствовать о необходимости выявления низкой функциональной базы и коррекции последующей тренировочной нагрузки. Интеграционно-компенсаторный подход в легкой атлетике спорта лиц с поражением ОДА предполагает значительную продолжительность аккумуляционной части базового этапа с увеличением объема средств общефизической подготовки при предпочтительном использовании годичной или сдвоенной годичной структуры макроцикла, а также наличия специфической структуры макроцикла - относительно большой продолжительности базовых мезоциклов в первых годичных макроциклах.

Спортивная подготовка в легкой атлетике спорта лиц с поражением ОДА требует учета возможностей, связанных с функциональными особенностями спортсмена и предполагает наличие определенных требований как и к материально-технической базе, связанных с экономико-социальным аспектом - наличие необходимого специализированного оборудования, наличие доступности использования специализированных спортивных

объектов), так и с педагогическим аспектом - выбор доступных для каждого спортсмена средств и методов различных видов спортивной подготовки и контроля, учитывающих особенности (нозологию), связанные с поражением опорно-двигательного аппарата.

Для учета функциональных особенностей, связанных с поражением опорно-двигательного аппарата, в ключе педагогического аспекта нами сформулирован индивидуально-нозологический подход, который подразумевает подбор определённой совокупности средств и методов, способных решать специфические задачи различных видов спортивной подготовки. Например, для большинства спортсменов в исследуемых дисциплинах вместо работы со штангой целесообразно использовать тренажер «Машина Смита». Для спортсменов с диплегией нижних конечностей целесообразно ограниченно применять прыжковые упражнения с использование песка или на мате с достаточной мягкостью - например, яма для прыжка в высоту. На конкретных примерах мы видим использование определенных условий, способствующих снижению риска получения спортивной или бытовой травмы. Помимо выбора средств различных видов спортивной подготовки, индивидуально-нозологический подход предполагает выбор информативных методик оценки основных сторон подготовленности с учетом специфики тренировочно-соревновательной деятельности с использованием особых условий или/и приемов, учитывающих функциональные и интеллектуальные ограничения легкоатлета-паралимпийца [3].

Как было сказано выше, во многих дисциплинах легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА используется специализированное соревновательное оборудование, которое позволяет частично, а в некоторых случаях и полностью, нивелировать поражение опорно-двигательного аппарата. Например, специализированный протез стопы позволяет спортсмену относительно безопасно развивать значительную скорость бега и показывать наиболее высокие в паралимпийском спринте и прыжках в длину результаты. Так, мировой рекорд в беге на 100 метров с использованием данного протеза среди мужчин - 10,6 с, а в прыжке в длину среди мужчин - 8,49 м. Необходимость использования специфической техники, снижающей или устраняющей влияние нозологического фактора, подтолкнуло нас к необходимости формулирования технико-нивелирующего подхода. С другой стороны, значительное число легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ОДА не используют специальное оборудование, однако для нивелирования влияния поражения опорно-двигательного аппарата используют индивидуальную техническую структуру соревновательного упражнения, что также, с учетом стремления к наивысшему спортивному результату, способствует повышению уровня безопасности и снижения уровня спортивного травматизма. Например, большинство метателей с травмой спинного мозга, выполняющих соревновательное упражнение в положении сидя, используют для дополнительной опоры вертикальный шест, который помимо опорной функции, повышающей безопасность спортсмена, способствует возможности использования мышц сгибателей опорной руки, что положительно сказывается на спортивном результате. Поэтому указанные индивидуальные особенности техники выполнения соревновательного упражнения также укладываются в смысловую базу технико-нивелирующего подхода.

Формулирование дисциплинарно-конгруэнтного подхода мотивировано наличием в паралимпийской легкой атлетике такого явления, как «вынужденная смена специализации». Данное явление возникло из-за постоянного процесса включения и исключения отдельных спортивных дисциплин из программы официальных международных форумов. Так, например, с 2019 года из легкоатлетической программы Чемпионата мира-2019 и летних Паралимпийских игр-2020 исключены все «классические» эстафеты (мужские, женские), бег на 200 метров в большинстве классов и многие другие дисциплины. В связи с этим, в большинстве спортивно-функциональных классов долгосрочная спортивная подготовка должна не исключать возможность перестроения для подготовки в других спортивных дисциплинах, схожих по технике выполнения, или/и по проявлению специальных физических качеств. В некоторой степени в данном подходе заложена необходимость

выполнения многоборной подготовки.

Использование разработанных специальных подходов укладывается в философию реализации специфических принципов спортивной подготовки в спорте лиц с поражением ОДА - принципов учета и нивелирования нозологических особенностей [4], что является необходимостью не только при стремлении к достижению максимального спортивного результата на ответственных соревнованиях, но и способствует усилению здоровьесберега-ющего вектора за счет систематизации в выборе адекватных средств и методов спортивной тренировки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворошин, И.Н. Особенности тренировочной и соревновательной деятельности в пара-лимпийской легкой атлетике (World Para Athletics) / И.Н. Ворошин, В.Ю. Барябина, К.Е. Ворошина // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 2 (78) - С. 32-34.

2. Ворошин, И.Н. Современные подходы к построению спортивной подготовки в паралим-пийских скоростно-силовых дисциплинах легкой атлетики / И.Н. Ворошин, Т.В. Красноперова, Е.А. Киселева // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 2 (78). - С. 44-46.

3. Ворошин, И.Н. Индивидуально-нозологический подход к комплексному контролю спортивной подготовки в паралимпийской лёгкой атлетике / И.Н. Ворошин, Т.В. Красноперова. Е.А. Киселева // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 1 (77). - С. 43-45.

4. Ворошин, И. Н. Специфические принципы спортивной подготовки в спорте лиц с поражением ОДА / И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая культура. - 2018. - № 2 (74). - С. 4-5.

REFERENCES

1. Voroshin, I.N., Baryabina V.Yu. and Voroshina K.E. (2019), "Features of training and competitive activities in World Para Athletics", Adaptive Physical Culture, Vol. 78, No. 2, pp. 32-34.

2. Voroshin, I.N., Krasnoperova, T.V. and Kiseleva E.A. (2019), "Modern approaches to the construction of sports training in speed-power disciplines at World Para Athletics", Adaptive Physical Culture, Vol. 78, No. 2, pp. 44-46.

3. Voroshin, I.N., Krasnoperova, T.V. and Kiseleva E.A. (2019), "Individual nosological approach to integrated control of sports training in World Para Athletics", Adaptive Physical Culture, Vol. 77, No. 1, pp. 43-45.

4. Voroshin, I.N. (2018), "Specific principles of sports training in sports for persons with the defeat of the musculoskeletal system", Adaptive Physical Culture, Vol. 74, No. 2, pp. 4-5.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.07.2019

УДК 371.315

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЯ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ

Ирина Владимировна Воспитанник, кандидат психологических наук, Наталия Ивановна Королева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования экономического сознания студентов, в частности такой аспект экономического сознания, как финансовая грамотность, которая служит показателем социально-психологической зрелости личности. Проведенное нами эмпирическое исследование показало различные типы отношения к деньгам, что дает основание для формирования финансовой грамотности в процессе обучения в экономическом вузе. С этой целью используется такая педагогическая технология, как метафорическая деловая игра.

Ключевые слова: экономическое сознание, финансовая грамотность, социально-психологическая зрелость, метафорическая деловая игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.