Научная статья на тему 'Содержание инновационной системы спортивной подготовки легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ода'

Содержание инновационной системы спортивной подготовки легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
818
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ПАРАЛИМПИЙСКАЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАРАЛИМПИЙЦЫ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич

На протяжении последних лет результаты атлетов-паралимпийцев сборной команды России с ПОДА достигли серьезных вершин. Среди наиболее значимых достижений 14 золотых медалей и 2 общекомандное место на Паралимпийских играх 2012; 19 золотых медалей и 1 общекомандное место на IPC Чемпионате мира по лёгкой атлетике 2013; 28 золотых медалей и 1 общекомандное место на IPC Чемпионате Европы по лёгкой атлетике 2014. Огромный вклад в данные достижения, внесло внедрение инновационной, научно-обоснованной системы спортивной подготовки, в основе которой лежит: подбор средств и методов тренировки с учетом особенностей инвалидности спортсменов; акцентированность развития генетически обусловленных специальных физических качеств; создание системы модельных характеристик техники выполнения отдельных локомоций и всего соревновательного упражнения; информативный контроль функционального состояния спортсменов; создание батареи педагогических тестов, своим составом и особенностями использования учитывающей особенностей инвалидности спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ворошин Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of the innovative sports training system for the Paralympic athletes with physical impairment

Throughout the recent years the results of Paralympic athletes of Russian national team with physical impairments have reached the serious top level and continue to be kept at the given level. Among the highest achievements there are the following 14 gold medals and 2nd team place at Paralympic games 2012; 19 gold medals and 1st team place at IPC World championship 2013; 28 gold medals and 1st team place at IPC European championship 2014. The huge contribution to the given achievements became possible with introduction of the innovative, science-proved sports training system based on the following: selection of the training methods taking into account the features of physical impairment; focused developments of the genetically caused special physical conditions; development of the techniques for the modelling characteristics system and integrated competitive exercise; informative control of the athlete’s functional condition; development of the pedagogical tests considering the features of physical impairment structure.

Текст научной работы на тему «Содержание инновационной системы спортивной подготовки легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ода»

УДК 796.42

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА

Игорь Николаевич Ворошин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры

(ФГБУ СПбНИИФК)

Аннотация

На протяжении последних лет результаты атлетов-паралимпийцев сборной команды России с ПОДА достигли серьезных вершин. Среди наиболее значимых достижений - 14 золотых медалей и 2 общекомандное место на Паралимпийских играх 2012; 19 золотых медалей и 1 общекомандное место на IPC Чемпионате мира по лёгкой атлетике 2013; 28 золотых медалей и 1 общекомандное место на IPC Чемпионате Европы по лёгкой атлетике 2014. Огромный вклад в данные достижения, внесло внедрение инновационной, научно-обоснованной системы спортивной подготовки, в основе которой лежит: подбор средств и методов тренировки с учетом особенностей инвалидности спортсменов; акцентированность развития генетически обусловленных специальных физических качеств; создание системы модельных характеристик техники выполнения отдельных локомоций и всего соревновательного упражнения; информативный контроль функционального состояния спортсменов; создание батареи педагогических тестов, своим составом и особенностями использования учитывающей особенностей инвалидности спортсменов.

Ключевые слова: паралимпийцы с поражением ОДА, спортивная подготовка, паралим-пийская легкая атлетика, тренировочный процесс, соревновательная деятельность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p49-52

CONTENT OF THE INNOVATIVE SPORTS TRAINING SYSTEM FOR THE PARALYMPIC ATHLETES WITH PHYSICAL IMPAIRMENT

Igor Nikolayevich Voroshin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture

Annotation

Throughout the recent years the results of Paralympic athletes of Russian national team with physical impairments have reached the serious top level and continue to be kept at the given level. Among the highest achievements there are the following - 14 gold medals and 2nd team place at Paralympic games 2012; 19 gold medals and 1st team place at IPC World championship 2013; 28 gold medals and 1st team place at IPC European championship 2014. The huge contribution to the given achievements became possible with introduction of the innovative, science-proved sports training system based on the following: selection of the training methods taking into account the features of physical impairment; focused developments of the genetically caused special physical conditions; development of the techniques for the modelling characteristics system and integrated competitive exercise; informative control of the athlete's functional condition; development of the pedagogical tests considering the features of physical impairment structure.

Keywords: Paralympic athletes with physical impairment, sports training, IPC athletics, training process, sports performance.

В последние годы достижение российских легкоатлетов-паралимпийцев позволяют все чаще слышать Российский гимн в честь победителя соревнований на крупнейших мировых форумах - Чемпионатах и первенствах мира и Европы, Паралимпийских играх. Однако, все возрастающий уровень спортивной конкуренции, а также изменяющиеся правила соревнований, заставляют постоянно совершенствовать и оптимизировать тренировочный процесс. Для выведения спортсменов на высокий спортивный уровень на самых ответственных соревнованиях сезона становится недостаточным учет только педагогических сторон подготовки, необходимо использовать данные, полученные с помощью использования методик из смежных областей наук. Серьезным вопросом остается возможность адаптации и использования наработок спорта высших достижений здоро-

вых спортсменов. В предыдущих работах [1-4] подробно рассматривались особенности тренировочной и соревновательной деятельности легкоатлетов-паралимпийцев, проводилась параллель с аналогичными дисциплинами спорта здоровых спортсменов. Выявлено, что данные различия могут быть достаточно велики, что не позволяет выполнять перенос имеющихся в спорте здоровых спортсменов подходов, средств, методов подготовки и контроля, что заставляет специалистов работающих в паралимпийском направлении разрабатывать уникальную методику спортивной подготовки.

На сегодняшний день, педагогические стороны в лёгкой атлетике в спорте здоровых спортсменов хорошо изучены. В паралимпийском спорте, кроме наших исследований, в русскоязычной научной литературе не выявлено работ по изучению педагогических сторон подготовки (технической, физической), а также средств и методов контроля функционального состояния легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ОДА. В зарубежных работах, были попытки изучения техники некоторых соревновательных упражнений, однако, сейчас из-за изменившихся правил соревнований, а также значительного скачка результатов данные исследования теряют актуальность.

Нами разработана система спортивной подготовки легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ОДА, по своему содержанию являющейся принципиально новой в Паралимпийском спорте. В данную систему нами включены следующие компоненты:

I). Подбор средств и методов тренировки с учетом особенностей инвалидности спортсменов. В Паралимпийской легкой атлетике подбор средств необходимо осуществлять с учетом не только специализации спортсмена. Существуют дополнительные критерии подбора средств и методов. Данные критерии связаны с непосредственными особенностями инвалидности и ориентированы на выполнение специфических локомоций, присущих основному соревновательному упражнению. Особенно ярко это можно выявить у спортсменов, выполняющих соревновательные упражнения из сидячего положения [2, 3]. Например, спортсмены выполняющие толкание ядра из сидячего положения с использованием опорного шеста. В данном соревновательном упражнении осуществляется активное сгибание опорной руки в финальной фазе, что требует развития взрывной силы соответствующих групп мышц. Ещё один пример, основные движения осуществляемые бегунами на колясках. В беге на колясках активно используется, при наличии соответствующей возможности, мышцы сгибатели и разгибатели рук, мышцы корпуса. Для эффективного выполнения данного соревновательного упражнения активно развивается взрывная сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества данных мышечных групп;

II). Создание системы модельных характеристик техники выполнения отдельных локомоций и соревновательного упражнения целиком. Как уже было сказано, соревновательные виды в паралимпийской лёгкой атлетике могут в значительной степени отличаться от спорта здоровых спортсменов, поэтому возникает необходимость разработать и экспериментально обосновать систему спортивно-технической подготовки паралимпий-цев, особенно в уникальных Паралимпийских легкоатлетических дисциплинах. Данная система основывается на разработке и внедрении биомеханических параметров, способных улучшать основные критерии техники выполнения соревновательного упражнения. Создание таких параметров осуществляется на основе биомеханического анализа техники соревновательных упражнений. Методика исследования состоит из трёх этапов: первый - высокоскоростная видеосъёмка техники упражнений в поперечно-сагиттальной плоскости, фронтальной и двух сагиттальных проекциях; второй - синхронизация видеоданных и получение 3Б модели; третий - анализ кинематических данных техники упражнений;

III). Использование батареи педагогических тестов, своим составом и особенностями использования учитывающей особенностей инвалидности спортсменов. Каждая дисциплина лёгкой атлетики характеризуется проявлением специальных физических качеств, являющихся специфической предпосылкой достижений. В каждой из этих дисциплин совокупность специальных физических качеств различна, поэтому для определения

уровня тренированности используемая батарея тестов отличается своим составом.

Для повышения качества оценки уровня специальной, технической и физической подготовленности нами используется метод выбора информационных параметров, присущих конкретному виду спортивной деятельности. Информативность параметров определяется степенью их влияния на результат в основном упражнении. Мы исходили из того, что количество различных сторон подготовленности должно быть достаточно большим, чтобы более точно оценить динамику изменения уровня тренированности спортсмена в ходе учебно-тренировочного процесса, однако, использование большого числа показателей весьма трудоемко и отнимают у спортсменов много времени. Поэтому нам был важен выбор минимально необходимого комплекса показателей, позволяющего оценить уровень подготовленности. Многие легкоатлеты-паралимпийцы в ответственных соревнованиях выступают в нескольких дисциплинах, поэтому для исключения значительного увеличения количества тестов не целесообразно вносить существенные различия в подборе тестов, используемых для выявления уровня тренированности спортсменов в таких дисциплинах. Тесты подбираются таким образом, чтобы с одной стороны они достаточно доступны для использования в практике учебно-тренировочного процесса, с другой стороны высоко коррелировали с результатом соревновательной дисциплины. Нами выявлена зависимость уровня развития специальных физических качеств и результатов педагогических тестов, активно использующихся в практике легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА. В период с 2008 по 2013 года на централизованных учебно-тренировочных сборах сборной команды России по легкой атлетике лиц с поражением ОДА был проведен констатирующий педагогический эксперимент. Всего в эксперименте приняло участие 238 спортсменов различных спортивно-функциональных классов, квалификацией не менее «Мастер спорта России». Было выполнено 13758 тестов. Дисциплины со схожими особенностями инвалидности были сгруппированы. Проведенный эксперимент позволил для каждого спортивно-функционального класса в каждом соревновательном виде сформировать батарею педагогических тестов;

IV). Коррекция методики подготовки спортсменов на основе данных об уровне психофизиологического состояния. Функциональные сверх нагрузки, а также не полное восстановление могут вызывать отрицательный эффект от используемых средств и методов в ходе учебно-тренировочного процесса, поэтому необходим контроль данного состояния спортсменов. Контроль, если он является оперативным, помогает скорректировать нагрузку в сторону увеличения или уменьшения интенсивности и объемов, вследствие чего достигается более выраженный тренировочный эффект. Оценка психофизиологического состояния спортсменов в условиях учебно-тренировочного процесса осуществляется нами с помощью метода газоразрядной визуализации. Данный метод позволяет осуществлять оперативную оценку энергетического потенциала и уровня стрессового фона, которые в совокупности характеризуют психофизиологическое состояние спортсмена.

V). Акцентированное развитие тех специальных физических качеств, к которым генетически предрасположен спортсмен. Любой вид спорта требует от спортсмена высочайшего уровня развития специальных физических качеств. В спринтерском беге к таким качествам относятся: скоростно-силовые качества (производная от качества быстрота); скоростная (основа - гликолитическая мощность), специальная для бега на 400 м (основа - гликолитическая емкость) и силовая выносливости; взрывная сила (стартовая и разгоняющая); двигательно-координационное качество; гибкость. К специальным физическим качествам в метаниях относятся: скоростно-силовые качества, взрывная сила, абсолютная сила, силовая выносливость, координационное качество, гибкость. Специалистами в области генетики (И.И. Ахметов, В.А. Рогозкин Е.Б. Сологуб, H. Montgomery) установлено, что в наибольшей степени генетически обусловлена быстрота движения, требующая скоростных свойств нервной системы - высокой лабильности (скорости протекания возбуждения) и подвижности нервных процессов (смены возбуждения и торможения), а

также развития анаэробных возможностей организма и наличия быстрых мышечных волокон в скелетных мышцах. Таким образом, большинство специальных физических качеств легкоатлетов в скоростно-силовых видах (92% от всех дисциплин легкой атлетики лиц с ПОДА) генетически детерминировано, поэтому необходим учёт данного фактора при формировании методики подготовки в ходе долгосрочного учебно-тренировочного процесса.

Важным вопросом тренировки является направленность воздействия на развитие более или менее податливых сторон подготовки спортсменов. Проведя педагогический эксперимент с квалифицированными и высококвалифицированными бегунами на 400м, нами установлено, что наибольший спортивный результат в самых ответственных соревнованиях достигается при использовании методики с акцентированным развитием генетически детерминированных специальных физических качеств [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворошин, И.Н. Особенности соревновательной деятельности спортсменов-паралимпийцев с поражением ОДА при метании и толкании со станка / И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 2 (42). - С. 14-17.

2. Ворошин, И.Н. Особенности техники толкания ядра атлетов-паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата, при использовании метательного станка с вертикальным шестом / И.Н. Ворошин, А.В. Донец // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 3 (43). - С. 40-47.

3. Ворошин, И.Н. Техника метания диска сидячими легкоатлетами-паралимпийцами с поражением ОДА с использованием вертикального опорного шеста / И.Н. Ворошин, А.В. Донец // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 1 (53). - С. 22-25.

4. Ворошин, И.Н. Управление подготовкой бегунов на 400 метров с учётом их генетических особенностей / И.Н. Ворошин, В.Н. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 9. - С. 30-32.

REFERENCES

1. Voroshin, I.N. (2010), "Features of sports performance of Paralympic athletes with musculoskeletal disorders at a throwing and pushing from the frame", Adaptive physical culture, No. 2(42), pp. 14-17.

2. Voroshin, I.N. and Donets, А^. (2010), "Technique features of shot put performed by Paralympic athletes with musculoskeletal disorders using throwing frame with a vertical holding bar", Adaptive physical culture, No. 1 (53), pp. 22-25.

3. Voroshin, I.N. and Donets, А^. (2013), "Technics features of discus throw performed by Paralympic athletes with musculoskeletal disorders using throwing frame with a vertical holding bar", Adaptive physical culture, No. 3 (43), pp. 40-47.

4. Voroshin, I.N. and Medvedev, V.N. (2006), "Management of preparation of runners on 400 meters according to their genetic predisposition", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 3032.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.05.2015.

УДК 796.093

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Вера Владимировна Глазова, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

Омск

Аннотация

В статье рассматривается роль соревновательной практики в подготовке юных спортсменов и проблематика детско-юношеского спорта России. Осуществляется анализ современных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.