Научная статья на тему 'ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ОСНОВА УНИВЕРСАЛЬНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ОСНОВА УНИВЕРСАЛЬНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ МИРОПОРЯДОК / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / УСТАВ ООН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Н.Д., Богатырёв В.В., Каламкарян Р.А.

В работе показана целостность системы современного международного права как основа универсальной международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эриашвили Н.Д., Богатырёв В.В., Каламкарян Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRITY OF THE SYSTEM OF MODERN INTERNATIONAL LAW AS A BASE OF UNIVERSAL INTERNATIONAL SECURITY

The work shows the integrity of the system of modern international law as a base of universal international security.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ОСНОВА УНИВЕРСАЛЬНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Международное право; европейское право

УДК 341.33 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-6-146-150

ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ОСНОВА УНИВЕРСАЛЬНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и трудового права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя professor60@mail.ru

Валерий Викторович БОГАТЫРЁВ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Международное право и внешнеэкономическая деятельность» Юридического института имени М.М. Сперанского Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

valerii.bg@mail.ru

Рубен Амаякович КАЛАМКАРЯН, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор кафедры «Международное право и внешнеэкономическая деятельность» Юридического института имени М.М. Сперанского Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых mp_ved.vlsu@mail.ru

Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

Аннотация. В работе показана целостность системы современного международного права как основа универсальной международной безопасности.

Ключевые слова: Российская Федерация, современный миропорядок, верховенство права, Устав ООН.

Annotation. The work shows the integrity of the system of modern international law as a base of universal international security.

Keywords. Russian Federation, modern world order, rule of law, UN Charter.

I I ействующая система современного меж-I I дународного права в параметрах права U ^нООН определяется целями Организации ОбъедИненных Наций. Цели ООН определены в ст. 1 Устава и включают действия по поддержа-

нию международного мира и безопасности. Это первое.

Вторая цель проявляется в развитии дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

И, наконец, третьей целью ООН является осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Современный миропорядок как миропорядок на основе верховенства права предписывает востребованность всестороннего сотрудничества государств — членов мирового сообщества в деле выполнения целей и принципов Устава ООН. Международно-правовое позиционирование мирового сообщества обозначено в режиме предписания укрепления Организации Объединенных Наций (Декларация тысячелетия 2000 г., п. 30; Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г., пункты 73—76), укрепления Международного Суда с целью обеспечения правосудия и верховенства права в рамках международно-правового и государственно-правового строительства мирового сообщества (Декларация тысячелетия 2000 г., п. 30; Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г., п. 134).

Постановочно, наука и практика международного права со своей стороны предметно запрещает войну как феномен в системе международных отношений (Парижский договор 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики), запрещает угрозу силой или ее применения (п. 4 ст. 2 Устава ООН), предписывает востребованность мирного разрешения споров (глава VI Устава ООН «Мирное разрешение споров», статьи 33—38), позиционирует Международный Суд как главный судебный орган Организации Объединенных Наций (глава XIV Устава ООН «Международный суд», статьи 92—96).

Перевод постулатом должного поведения государств — членов мирового сообщества в режим международно-правового строительства современного миропорядка идет по направлению добросовестного выполнения всеми государствами принятых на себя международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН), недопустимости угрозы силой или ее применения (п. 4 ст. 2 Устава ООН), мирного разрешения споров (статьи 33—38 Устава ООН) с преимуществами получения юридически обязательного решения спора в режиме res judicata через обращение в Международный Суд как главный судебный орган Организации Объединенных Наций (ст. 92 Устава ООН).

Российская Федерация в порядке заявленной приверженности верховенству права (Декларация тысячелетия 2000 г.; Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г.) проводит последовательный внешнеполитический курс на поддержание международной законности и правопорядка. В статусе Великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН Российская Федерация в параметрах совпадающего голоса всех пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (ст. 27 Устава ООН) принимает участие в принятии решений Советом Безопасности ООН о мерах, не связанных или связанных с применением вооруженных сил (статьи 41, 42 Устава ООН); участвует в подписании особых соглашений с Советом Безопасности ООН о предоставлении в распоряжение Совета Безопасности по его требованию необходимых для поддержания международного мира и безопасности вооруженных сил, помощи и соответствующих средств обслуживания, включая право прохода (ст. 43 Устава ООН).

Позитив правоприменительной практики Российской Федерации в системе современных международных отношений показательно направлен на поддержание целостности системы современного международного права, обеспечение международной законности и правопорядка, созидательных международно-правовых мер по выполнению всеми государствами — членами мирового сообщества целей и принципов Устава ООН.

В режиме объективной констатации, весь потенциал международно-правового и государственно-правового строительства Российской Федерации по обстоятельствам заявленной приверженности России режиму верховенства права на национальном и международном уровне (Декларация тысячелетия 2000 г., п. 134) пози-ционно направлен на обеспечение целостности системы международной безопасности на основе всестороннего соблюдения всеми государствами — членами Организации Объединенных Наций своих международных обязательств согласно Уставу ООН.

Международно-правовая позиция мирового сообщества по универсальности юридического действия предписания добросовестного выполнения государствами принятых ими международных обязательств представляется юридически и практически приемлемой по существу, поскольку ее содержание:

1) находится в соответствии с предписаниями Устава ООН;

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

2) предметно соответствует последовательному внешнеполитическому курсу Российской Федерации на поддержание международной законности и правопорядка;

3) показательно вписывается в международно-правовой режим позиционирования Российской Федерации как Великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, проводящего последовательный внешнеполитический курс на добросовестное выполнение своих международных обязательств согласно Уставу Организации Объединенных Наций.

Постановочно, согласно общепризнанным принципам современного международного права и предписаниям Устава ООН (ст. 51 Устава ООН) Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.

Меры, принятые членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности ООН в отношении предпринятая в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания международного мира и безопасности.

В том, что касается полномочий Совета Безопасности, то согласно ст. 24 Устава ООН на Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности и, как прямое продолжение заявленного юридического предписания, государства — члены ООН выразили свое согласие, в соответствии с Уставом ООН, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их (ст. 25 Устава ООН).

Постановочно, помимо неотъемлемого права на индивидуальную и коллективную самооборону, современное международное право признает юридически неотъемлемым и законным право колониальных народов и наций на ведение национально-освободительных акций с целью достижения национальной независимости и ликвидации колониального режима. Таким образом, право на индивидуальную и коллективную самооборону по обстоятельствам вооруженного нападения государств — членов ООН юридически сопрягается с правом народов и наций

на осуществление подлежащих мер в рамках национально-освободительного движения с целью ликвидации колониального режима как длящейся во времени агрессии.

В режиме реального юридического действия международно-правовая позиция мирового сообщества по всесторонности пространственного применения предписания выполнения на основе принципа добросовестности bona fides корпуса международных обязательств в силу международных договоров и юридически значимого правомерного поведения государств обозначена как постановочно приемлемая юридически и фактически по обстоятельствам констатации соответствия ее содержания современному международному праву, соответствия принципиальному внешнеполитическому курсу Российской Федерации на поддержание целостности системы современного международного права, обеспечение международной законности и правопорядка, осуществление созидательных мер по построению современного миропорядка на основе верховенства права.

Современный миропорядок по обязательствам целостности системы современного международного права обозначен установочной позицией мирового сообщества по укреплению Международного Суда (как главного судебного органа Организации Объединенных Наций, ст. 92 Устава ООН) с предметно заявленным юридическим действием обеспечения правосудия и верховенства права в международных делах (Декларация тысячелетия 2000 г., п. 30; Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г., п. 134).

Принимая к производству все дела, которые переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Организации Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями (п. 1 ст. 36 Статута Международного Суда), Международный Суд как орган международного правосудия не может отказаться вынести решение за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права (ст. 11 Образцовых правил арбитражного процесса, принятых Комиссией международного права ООН в 1958 г.).

Представленный здесь общий принцип права запрета non-liquet (по смыслу п. 3 ст. 38 Статута Международного Суда) показательно подтверждает целостный характер системы современного международного права с одновремен-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

ной объективной констатацией отсутствия в ней каких-либо пробелов.

Упорядоченный в режиме верховенства права заявительный посыл мирового сообщества позиционирован приверженностью глобальному партнерству в целях развития и, как прямое следствие заявленному юридическому предписанию прямого действия, приверженностью проведению рациональной политики, утверждению принципа благого правления на всех уровнях и верховенства права (Декларация тысячелетия 2000 г., пункты 11—20; Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г., пункты 20—22).

Концептуально, непосредственным юридическим позитивом глобального партнерства в целях развития обозначает себя принятие глобальных экономических решений. В параметрах объективной констатации востребованности реформирования международной финансовой архитектуры установлена приверженность мирового сообщества принципам управления, справедливости и транспарентности как основе функционирования финансовой, валютной и торговых систем. Предметную юридическую значимость здесь определяет укрепление координации действий системы Организации Объединенных Наций во взаимодействии со всем корпусом финансовых учреждений с обозначенной юридической позицией содействия поступательному экономическому развитию мирового сообщества (Декларация тысячелетия 2000 г., пункты 11—20; Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г., пункты 33—39).

По обстоятельствам объективной констатации спектра взаимосвязанных и транснациональных угроз современному миропорядку логическим и юридически обоснованным ответом на это обозначена эффективная действующая на основе Устава ООН и норм международного права система коллективной безопасности. Противодействие всему спектру угроз современному миропорядку обозначено по факту подтверждения ситуации, при которой Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности и юридически правомочен санкционировать принудительные действия для поддержания и восстановления международного мира и безопасности.

Укрепление Организации Объединенных Наций в режиме конструктивного сотрудничества между органами системы права ООН на концептуальном и предметно практическом уровне обозначено общей заинтересованностью миро-

вого сообщества. Российская Федерация в параметрах заявленной приверженности верховенству права проводит последовательный внешне -политический курс на поддержание международной законности и правопорядка. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем обращении на заседании юбилейной, 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН постановочно заявил: «В водовороте международных событий необходимо действовать сообща и опираться при этом на зафиксированные в Уставе ООН принципы международного права»1.

Правовое пространство современного миропорядка, реализуя себя в режиме универсальной системы международной безопасности на основе Устава ООН, предписывает упорядоченный в параметрах верховенства права процесс постконфликтного миростроительства и восстановления. Созидательный процесс международно-правового строительства современного миропорядка приемлет исключительно востребованность обеспечения целостности системы нормотворчества и правоприменения.

Соблюдение права, пресечение нарушения права, недопустимость злоупотребления правом, санкционирование за случаи нарушения права, злоупотребление правом — таковы общепризнанные постулаты должного юридически значимого правомерного поведения государств как суверенов процесса международного взаимодействия.

Заявительный посыл мирового сообщества в формате верховенства права постановочно сделан и подлежит быть осуществленным по обстоятельствам подтвержденной позиции государств-членов системы права ООН. Международно-правовая включенность государств в режим современного миропорядка предметно обозначена готовностью всего субъектного корпуса системы права ООН содействовать укреплению современного миропорядка как реально существующего юридического феномена международных правоотношений.

Поступательное развитие системы современных международных правоотношений в параметрах миропорядка на основе верховенства права обозначено в институциональном плане как глобальное партнерство в целях развития (Декларация тысячелетия 2000 г., п. 5; Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г., пункты 20— 22), что позиционно установлено заявленной приверженностью мирового сообщества проведению рациональной политики, утверждению

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

принципов благого правления на всех уровнях и верховенства права. Позитив права со стороны субъектного состава мирового сообщества заявлен и последовательно реализуется на пространстве системы современных международных правоотношений.

Реальное осуществление уставных целей ООН на условиях всесторонности обеспечивается через установление верховенства права (Rule of Law) в системе международных отношений. А верховенство право — это такой уровень взаимодействия государств на мировой арене, при котором понимание востребованности перевода всех возникающих споров в русло обязательного урегулирования через Международный Суд становится абсолютным.

Международный Суд как основной элемент по обеспечению Rule of Law приобрел качество повсеместно принятого и в этом плане привычного места разрешения споров между государствами. Таким образом, из фактора общего предписания (режим верховенства права устанавливает необходимость урегулирования всех потенциально могущих споров через процедуру судебного разбирательства) обращение в Международный Суд в настоящее время стало нормальным средством перевода возникшей спорной ситуации в русло упорядоченных на основе права взаимоотношений.

Выполняя роль «юридической составляющей» верховенства права, Международный Суд вступает во взаимодействие с Советом Безопасности, который несет на себе функции «политической составляющей» верховенства права.

Совет Безопасности и Международный Суд на основе Устава и Статута Организации Объединенных Наций проходят свой путь в созидательном процессе по установлению миропорядка на основе Rule of Law и в режиме тесного взаимодействия делают все от них зависящее с намерением обеспечения поступательного развития человечества в общих параметрах права и справедливости.

Последовательное продвижение постулатов должного поведения государств на основе Rule of Law всесторонним образом содействует обеспечению универсальной международной безопасности.

1 Рос. газ. 2020. № 8273. 30 сент.

Библиографический список

1. Каламкарян P.A. Поведение государств в Международном Суде ООН (Международно-правовые проблемы судебно-арбитражного производства). М., 1999. С. 77-78.

2. Каламкарян P.A. Принципы добросовестности в современном международном праве. М., 1991.

3. Каламкарян P.A. Философия международного права. М., 2006.

4. Международное уголовное право / Под общей ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999.

5. Contemporary International Law Issues: Opportunities At a Time of Momentous Change. Dordrecht, Boston, London, 1994.

6. Garner J.W. Le development et les tendances resentes du droit international / RCADI. 1931. I. Paris, 1932. T. 35.

7. Jennings R.Y. The International Court of Justice after Fifty Years // AJIL. 1995. Vol. 89. №. 3.

8. Judicial Settlement of International Disputes. International Court of Justice. Other Courts and Tribunals. Arbitration and Conciliation. An International Symposium. Berlin, New York, 1974.

9. Oppenheim's International Law. Ninth Edition. Peace. London,1992. V. 1.

10. Rosenne Sh. Intervention in the International Court of Justice. Dordrecht, Boston, London, 1993.

11. Wehberg M. Das Problem eines internationalen Staatengerichtshofes. Berlin, 1912. S. 11-19.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.