Научная статья на тему 'Международно-правовая включенность Российской Федерации в международный договорный процесс как фактор обеспечения юридической безопасности государств'

Международно-правовая включенность Российской Федерации в международный договорный процесс как фактор обеспечения юридической безопасности государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС / INTERNATIONAL TREATY PROCESS / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERSTATE RELATIONS / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / RULE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатырев Валерий Викторович, Каламкарян Рубен Амаякович

Раскрывается международно-правовая включенность Российской Федерации в международный договорный процесс как фактор обеспечения юридической безопасности государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богатырев Валерий Викторович, Каламкарян Рубен Амаякович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal involvement of the Russian Federation in the international treaty process - as a factor in ensuring the legal security of states

The paper reveals the international legal involvement of the Russian Federation in the international treaty process as a factor in ensuring the legal security of states.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая включенность Российской Федерации в международный договорный процесс как фактор обеспечения юридической безопасности государств»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34

ББК 67 © В.В. Богатырев, Р.А. Каламкарян, 2018

Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ

Валерий Викторович Богатырев, заведующий кафедрой международного права и внешнеэкономической деятельности, доктор юридических наук, профессор Юридический институт им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (600000, Владимир, ул. Студенческая, д. 8) E-mail: [email protected]

Рубен Амаякович Каламкарян, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор

Юридический институт им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (600000, Владимир, ул. Студенческая, д. 8) E-mail: [email protected]

Аннотация. Раскрывается международно-правовая включенность Российской Федерации в международный договорный процесс как фактор обеспечения юридической безопасности государств.

Ключевые слова: Россия, международный договорный процесс, межгосударственные отношения, верховенство права.

INTERNATIONAL LEGAL INVOLVEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE INTERNATIONAL TREATY PROCESS — AS A FACTOR IN ENSURING THE LEGAL SECURITY OF STATES

Bogatyrev V. Valery, head of the Department of international law and foreign economic affairs, doctor of law, professor Law Institute. M.M. Speransky Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs (600000, Vladimir, ul. Studencheskaya, d. 8) E-mail: [email protected]

Kalamkaryan A. Ruben, leading researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, doctor of law, professor

Law Institute. M.M. Speransky Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs (600000, Vladimir, ul. Studencheskaya, d. 8) E-mail: [email protected]

Annotation. The paper reveals the international legal involvement of the Russian Federation in the international treaty process — as a factor in ensuring the legal security of states.

Keywords: Russia, International treaty process, interstate relations, rule of law.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Богатырев В.В., Каламкарян Р.А. Международно-правовая включенность Российской Федерации в международный договорный процесс — как фактор обеспечения юридической безопасности государств. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):159-162.

Международно-правовая включенность Российской Федерации в мировое правовое пространство как Великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН обозначает себя в параметрах добросовестного соблюдения международных обязательств и активной включенности в процесс обеспечения их выполняемости со стороны всех государств-членов мирового сообщества международного права. Мировое правовое пространство является единым по факту своего существа и целостным по обстоятельствам собственного юридического наполнения. Последовательное существование и эффективное действие мирового правового пространства со всеми

вытекающими отсюда преимуществами для государств-членов ООН возможны и достигаемы в ситуации универсального соблюдения установленных современным международным правом обязательств.

Мировое правовое пространство, эффективно функционирующее в режиме добросовестного соблюдения всего комплекса международных обязательств, — это миропорядок на основе верховенства права. Россия в лице Президента Российской Федерации В.В. Путина подтвердила по факту своего участия в Декларации тысячелетия 2000 г. и Итогового документа Всемирного саммита 2005 г. свою приверженность верховенству права.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Внешнеполитический курс Российского государства характеризуется последовательностью целей: международная законность и правопорядок; последовательностью собственного юридически значимого правомерного поведения в параметрах содействия юридической безопасности государств через свое участие в международном договорно-правовом сотрудничестве. Речь идет о недопустимости нарушения или злоупотребления правом по обстоятельствам соблюдения принципа добросовестности.

Современное международное право как результат взаимосогласования волеизъявлений суверенов — государств в их качестве членов мирового сообщества образуется и реально действует по факту договорного правового оформления их отношений. Международный договор как заключенное субъектами международного права письменное соглашение под любым наименованием и документальным оформлением, регулируемое международным правом, создает собой оптимальный способ упорядочения взаимодействия государств в направлении миропорядка на основе верховенства права в режиме объективной констатации, обозначая факт формирования в рамках системы современного международного права целостного по форме и законченного по содержанию свода юридических норм по регулированию договорных отношений государств Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров.

В параметрах действующего международного права, где на первый план вполне обоснованно выдвигается принцип суверенного равенства государств (п. 1 ст. 2 Устава ООН), право международных договоров имманентно присуще суверенитету государств-создателям и исполнителям договорно-правовых предписаний. Параллельно с процессами образования и предметной деятельности государств на мировой арене осуществляется процесс конкретного применения международных договоров. Выработанный на основе принципа суверенного равенства государств и принципа равноправия и самоопределения народов кодификационный акт (Венская конвенция 1969 г. о праве международных договоров) создал целостный международно-правовой режим по применению и по обеспечению добросовестного выполнения международных договоров во времени и пространстве. При обстоятельствах, когда Международный суд как главный судебный орган ООН выполняет возложенную на него миссию по обеспечению права, ст. 66

Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров формирует реальные юридико-правовые основания для сторон в споре (относительно применения императивных принципов современного международного права jus cogens) обеспечить через обращение в Международный суд выполняемость в режиме принципа добросовестности всего комплекса норм современного международного права.

Право международных договоров на своем концептуальном и практическом уровнях предметно проявляет себя в формате применения международных договоров во времени и пространстве. Действительно, именно режим применения международных договоров во времени (в аспекте принципа неретроактивности международных договоров; прав и обязанностей участвующих в переговорах государств и договаривающихся государств; применения последовательно заключенных международных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу) и режим применения международных договоров в пространстве (в аспекте принципа добросовестности bona fide) выводят государства-члены мирового сообщества на путь всестороннего выполнения принятых на себя обязательств по Уставу ООН в порядке обеспечения им всем в совокупности права и преимущества по факту принадлежности к составу членов Организации Объединенных Наций (п. 2 ст. 2 Устава ООН). Всестороннее соблюдение обязательств согласно действующим и действительным международным договорам в сочетании с повышением роли Международного суда (как органа по обеспечению права) создает реальный юридический посыл по поддержанию режима верховенства права в системе современных международных правоотношений.

Заключение международных договоров государствами представляет собой осуществление государственного суверенитета и относится к числу основных прав государств. По Конституции РФ 1993 г. в ведении Российской Федерации находятся международные договоры Российской Федерации. Президент Российской Федерации ведет переговоры и подписывает международные договоры. Если договор подлежит ратификации, то Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации договора, который рассматривается затем Советом Федерации и после его одобрения закон подписывается Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации подписывает также ратификацион-

160

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 / 2018

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ные грамоты (ст.ст. 71, 84, 86, 105, 106). Подробный порядок ратификации международных договоров в России определен Федеральным законом о международных договорах Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ст.ст. 14—19). Никакой договор не может быть заключен в противоречие Конституции Российской Федерации.

Включение элементов верховенства права в систему права международных договоров происходит через практическое применение принципа добросовестности в процессе заключения и выполнения международных договоров. В этом плане принцип добросовестности несет на себе основную смысловую нагрузку по обеспечению верховенства права в международных договорных отношениях. На основе практики, сложившейся на протяжении столетий, в международном праве была выработана обычно-правовая норма, согласно которой конвенционные обязательства, созданные на основе согласительной процедуры, подлежат исполнению и толкованию Ьопае fidei negotia. На этих стадиях международного договорного процесса принцип добросовестности выступает в качестве важнейшего регулятивного элемента, который обеспечивает собой действенное средство оценки поведения сторон договора. Вместе с тем, он дополняет соответствующие, уже имеющиеся на этот счет постановления международного права, которые регулируют процедуру изъявления согласия на обязательность договора и международную ответственность за его нарушение. В соответствии с принципом Ьопае fidei negotia предполагается, что процессы соблюдения, применения и толкования международных договоров должны осуществляться на добросовестной основе, без признаков обмана, подкупа, принуждения, нарушения в какой-либо форме императивных принципов общего международного права. Общим следствием таких противоправных действий является признание недействительности и прекращение договора (ст. 69 и 71 Венской конвенции 1969 г.).

Вступая в процесс заключения договора, государство вправе, в силу присущего ему суверенитета, придерживаться собственной, принципиальной позиции по тому или иному вопросу, который предполагается урегулировать на основе данного международно-правового акта. Однако, в силу принципа добросовестности государство должно придерживаться определенной последовательности в своем поведении и обязано нотифицировать (уведомлять) другое уча-

ствующее в переговорах государство о своем намерении внести коррективы в собственную позицию и тем самым изменить политику по конкретной международно-правовой проблеме.

В международном праве не существует обязанности обязательно заключить договор. Государство в принципе может прервать свое участие в выработке соглашения и выйти из процесса по его заключению. Однако, до тех пор, пока государство не изъявит четко и ясно свое намерение не стать участником договора и, соответственно, не проявит намерения прекратить свое участие в процессе его заключения, оно обязано на основе принципа добросовестности продолжать соблюдать объект и цель договора.

Одной из причин, делающих необходимой такого рода поведение государства, является обеспечение защиты прав и интересов противоположной стороны, участвующей в процессе заключения договора и поверившей добросовестным образом в реальность и последовательность намерений другого государства. В общем же плане следует указать еще на один такой важный положительный аспект принципа добросовестности, как необходимость для всех сторон, задействованных в процессе заключения договора, по политическим соображениям стремиться достичь соглашения и, тем самым, завершить процесс, который был ими начат с вступлением в переговоры по выработке приемлемого для всех сторон текста. Международный договор, будучи естественным следствием и результатом всего договорного процесса, представляется наиболее целесообразным средством международно-правового урегулирования определенной проблемы. Поэтому, если юридическая обязанность прийти в обязательном порядке к соглашению в силу принципа добросовестности как таковая отсутствует (если нет на этот счет соответствующей предварительной договоренности), то по политическим соображениям необходимость достижения соглашения с целью упорядочить определенную область отношений между государствами все-таки существует.

Таким образом, на стадиях процесса заключения договора принцип добросовестности проявляет себя следующим образом. Во-первых, принцип добросовестности предписывает обязанность соблюдения последовательности в поведении государства на всем протяжении процесса заключения договора. В рамках этой общей обязанности присутствует обязан-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ность соблюдать объект и цель договора до вступления его в силу. Во-вторых, при возникновении намерения внести изменения в позицию государства в процессе заключения договора государство должно предварительно уведомить об этом намерении противоположную сторону или стороны. В-третьих, государства в силу принципа добросовестности должны, по возможности, достичь соглашения. В-четвертых, намерение выйти из процесса заключения договора, хотя в принципе допускается, обусловлено необходимостью взаимного согласования или, как минимум, предварительного извещения об этом. Права других участников процесса заключения договора не должны ни при каких условиях быть ущемлены. Обязанность добросовестного поведения государств в отношении объекта и цели договора до вступления договора в силу распространяется, согласно ст. 18 Венской конвенции 1969 г., в одинаковой мере как на участвующие в переговорах, так и на договаривающиеся государства. Вступление договора в силу вводит в действие другое, более широкое по своему объему обязательство — обязательство по добросовестному выполнению всего договора в целом. Таким образом, на смену обязанности добросовестного поведения государств в отношении соблюдения объекта и цели договора по ст. 18 Венской конвенции 1969 г. приходит обязательство добросовестного выполнения действующего договора по ст. 26 Конвенции. Тем самым, оба изложенных здесь обязательства тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязанность проявляет себя не только в том, что на смену одному обязательству приходит другое обязательство, но и в необходимости соблюдения государствами на добросовестной основе последовательности в своем поведении как на стадии международного нормотворческого процесса, каким является весь процесс заключения договоров, так и на стадии правоосуществительного процесса, каким является процесс соблюдения и применения договоров. Цель здесь очевидна: поставить все процедуры, связанные с продвижением договорного процесса, в реалии международного взаимодействия на основе верховенства права (Rule of Law).

Целостность договорного процесса обозначена юридически значимым проведением сторон по достижению взаимоприемлемого для всех договорного акта на началах права и справедливости.

Международно-правовая включенность Российской Федерации в международный договорный процесс как фактор обеспечения юридической безопасности государств содействует поддержанию режима верховенства права в системе современных международных правоотношений.

Литература

1. Марочкин С.Ю. Применение судами России норм международного права // Российский ежегодник международного права. 2003. № 1.

2. Талалаев А.Н. Право международных договоров. М., 1980.

3. Тиунов О.И. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право / Российский ежегодник международного права. СПб., 1985.

4. Каламкарян Р.А. Принцип добровестности в современном международном праве. М., 1991.

5. Elias Т.О. The modern law of treaties. Leiden, 1974.

6. Zoller E. La bonne foi en droit international public. P., 1977.

References

1. Marochkin S.Yu. Primenenie sudami Rossii norm mezhdunarodnogo prava // Rossiyskiy ezhegod-nik mezhdunarodnogo prava. 2003. № 1.

2. Talalaev A.N. Pravo mezhdunarodnykh dogovo-rov. M., 1980.

3. Tiunov O.I. Konstitutsionnyy Sud Rossiyskoy Federatsii i mezhdunarodnoe pravo / Rossiyskiy ezhe-godnik mezhdunarodnogo prava. SPb., 1985.

4. Kalamkaryan R.A. Printsip dobrovestnosti v so-vremennom mezhdunarodnom prave. M., 1991.

5. Elias T.O. The modern law of treaties. Leiden, 1974.

6. Zoller E. La bonne foi en droit international public. P., 1977.

162

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 I 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.