Научная статья на тему 'Международно-правовой вклад Российской Федерации в современный миропорядок по линии миграции'

Международно-правовой вклад Российской Федерации в современный миропорядок по линии миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / международно-правовая включенность / сфера миграции. / Russian Federation / international legal involvement / the field of migration.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валерий Викторович Богатырев, Рубен Амаякович Каламкарян

Показывается международно-правовой вклад Российской Федерации в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валерий Викторович Богатырев, Рубен Амаякович Каламкарян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL CONTRIBUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE MODERN WORLD ORDER IN THE AREA OF MIGRATION

The paper reveals the international legal involvement of the Russian Federation in the field of migration.

Текст научной работы на тему «Международно-правовой вклад Российской Федерации в современный миропорядок по линии миграции»

УДК 341 ББК 67.9

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10026 © В.В. Богатырев, Р.А. Каламкарян, 2018

Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ВКЛАД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫЙ МИРОПОРЯДОК ПО ЛИНИИ МИГРАЦИИ

Валерий Викторович Богатырев,

заведующий кафедрой международного права и внешнеэкономической деятельности,

доктор юридических наук, профессор Юридический институт имени М.М. Сперанского Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (600005, Владимир, ул. Студенческая, д. 8)

E-mail: [email protected]; Рубен Амаякович Каламкарян, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12),

Юридический институт имени М.М. Сперанского Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (600005, Владимир, ул. Студенческая, д. 8)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Показывается международно-правовой вклад Российской Федерации в сфере миграции. Ключевые слова: Российская Федерация, международно-правовая включенность, сфера миграции.

INTERNATIONAL LEGAL CONTRIBUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE MODERN WORLD ORDER IN THE AREA OF MIGRATION

Valeriy V. Bogatyrev,

Chief of the Chair «International Law and External Economic Activity»,

Doctor of Law, Professor Law Institute named after M.M. Speransky Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovykhs;

Ruben A. Kalamkaryan, Doctor of Law, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12),

Law Institute named after M.M. Speransky Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovykhs (600005, Vladimir, ul. Studencheskaya, d. 8)

Abstract. The paper reveals the international legal involvement of the Russian Federation in the field of migration. Keywords: Russian Federation, international legal involvement, the field of migration.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Богатырев В.В., Каламкарян Р.А. Международно-правовой вклад Российской Федерации в современный миропорядок по линии миграции. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):135-9.

Показательная международно-правовая включенность Российской Федерации в современный миропорядок в формате обеспечения международной законности и правопорядка предметно ориентирована на поддержание целостности системы современного международного права. Позитив правоприменительной практики России здесь конкретно проявляет себя в сфере миграции. Международно-правовое позиционирование Российской Федерации в мировом правовом пространстве как

Великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН обозначает себя в параметрах добросовестного соблюдения международных обязательств независимо от источника их возникновения и параллельно с этим с активной включенности в процесс обеспечения их выполняемости со стороны государств-членов мирового сообщества. Мировое правовое пространство, эффективно функционирующее в режиме добросовестного соблюдения всего комплекса международных обязательств, —

это миропорядок на основе верховенства права. Россия в лице Президента Российской Федерации В.В. Путина подтвердила по факту своего участия в Декларации тысячелетия 2000 г. и Итогового документа Всемирного саммита 2005 г. свою приверженность верховенству права.

Внешнеполитический курс Российского государства характеризуется последовательностью целей — международная законность и правопорядок — и последовательностью собственного юридически значимого правомерного поведения. По своим качественным показателям правомерное поведение государств определяет себя через позитив реального вклада в процесс формирования миропорядка на основе верховенства права.

Международно-правовая практика Российской Федерации по линии всестороннего выполнения международных договоров в сфере миграции являет собой конкретный пример выполняемости международных договоров в режиме верховенства права.

В параметрах своей юридической значимости институт миграции как целостный институт права предметно зафиксирован в Декларации тысячелетия 2000 г. (п. 5, 11-20) и Итоговом документе Всемирного саммита 2005г. (п. 20-22, 61-63) в формате глобального партнерства в целях развития. Именно в режиме партнерства в развитии стран происхождения, транзита и назначения обозначен институт миграции в п. 9 Декларации по итогам диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развития (резолюция 68/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 октября 2013 г.).

Постановочно, юридическая целостность института миграции предметно подтверждена принципиальной позицией мирового сообщества: «международная миграция — это реальный многогранный процесс, имеющий большое значение для развития стран происхождения, транзита и назначения, и признанием в этой связи, что международная миграция является комплексным явлением, к которому следует подходить согласованно, всеохватно, и возвеличено, увязывая развитие с надлежащим учетом социальных, экономических и экологических аспектов и в духе уважения прав человека». (п. 1 Декларации по итогам диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии).

В аспекте обеспечения юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) всех субъектов международных правоотношений институт миграции позиционирует в режиме востребованности добросовестного выполнения всего корпуса международных конвенций и в том числе базового юридического акта — Международной конвенции о защите прав всех трудящихся — мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г. (п. 15 Декларации по итогам диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии).

Институт миграции по обстоятельствам своей универсальной юридической задействованности показательно определяет систему ООН как правовое пространство согласованного взаимодействия государств-членов мирового сообщества. Россия как Великая держава, постоянный член Совета Безопасности ООН в формате своего последовательного юридически значимого правомерного поведения предметно выстраивает свою позицию в сфере миграции в режиме многосторонних и двусторонних международных договоров. Принцип защиты прав человека без различия расы, пола, языка и религии здесь обозначен в режиме должного поведения всех государств [1; 8; 9; 11; 12]. В параметрах права установлено предписание юридического равенства всех перед законом в рамках правового пространства страны пребывания. Будучи основополагающим элементом режима верховенства права [4, с. 11— 47], принцип юридического равенства всех перед законом нашел свое всестороннее закрепление в Конституции России как правового государства. Россия как правовое, демократическое государство признает соблюдение и защиту прав и свобод человека, и гражданина своей обязанностью (ст. 1,2 Конституции Российской Федерации). Зафиксированный во второй главе Конституции свод прав и свобод человека согласно ст. 64 образуют правовой статус личности, который, обладая всей силой конституционных постановлений, не подлежит изменению.

Государственное строительство Российской Федерации в параметрах института международной миграции строится в должном режиме принципов суверенного равенства государств, взаимности, прав человека, недопустимости злоупотребления

правом. Концептуальное восприятие востребованности содействия развитию стран происхождения, транзита и назначения как основа института международной миграции четко обозначено как позитив правоприменительной практики Российской Федерации в сфере миграции. В порядке практической реализации института международной миграции Россия всемерно подтверждает право мигрантов возвращаться в страну своего гражданства и в рамках своей международно-правовой позиции подтверждает положение, согласно которому государства должны обеспечить надлежащий прием своих возвращающихся граждан. В параметрах поддержания универсальной международной безопасности и содействия устойчивому развитию Россия в рамках выработки обоснованной политики в сфере миграции выступает за создание статистических данных по международной миграции в плане вклада мигрантов в развитие как стран происхождения, так и стран назначения. Таким образом, весь концептуальный потенциал мирового сообщества, как он обозначен в Декларации по итогам диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии, находит свое реальное воплощение в последовательной международно-правовой позиции России.

Позитив правоприменительной практики Российской Федерации в сфере миграции нашел свое адекватное подтверждение в доктринальных разработках авторитетных Российских юристов [2; 3; 5, р. 27—37; 6, с. 28—30; 7; 10; 13].

Международно-правовое позиционирование России в сфере миграции в параметрах универсального, регионального и двустороннего сотрудничества логически предопределяет режим включенности страны именно по линии универсального, регионального и двустороннего миграционного взаимодействия. Право идет по направлению востребованности предметного регулирования. Соответственно, на универсальном уровне международно-правовая включенность России в сфере миграции определяет себя в параметрах Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. именно в аспекте задей-ствованности проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. Констатация Конвенции 1951 г. в качестве базового юридического акта по упорядочению взаимных обязательств государства выезда и

государств убежища в аспекте обеспечения универсально признанных прав в режиме юридического равенства всех перед законом содействовала выработке в рамках правового пространства Содружества Независимых Государств Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. Режим верховенства права, как он установлен на пространстве СНГ в параметрах включенности России в процесс миграционного сотрудничества, логически воспроизводит постановочные критерии универсально признанных прав человека, но уже в преломленном формате всеобъемлющего института международной миграции. И здесь он проявляет себя через институт скорейшего добровольного и безопасного возвращения в родные места беженцев и перемещенных лиц по обстоятельствам локальных конфликтов, а также институт переселенцев и защиты прав переселенцев. В то время как формат первого института представлен Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об углублении экономического сотрудничества и развитии интеграционных связей 1995 г. и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев 2000 г., формат второго института представлен действующими международными договорами с Республикой Армения (1997 г.), Республикой Азербайджан (1997 г.), Республикой Туркменистан (1993 г.), Республикой Киргизия (1995 г.), Республикой Латвия (1993 г.).

Качественным показателем целостности института международной миграции в аспекте его юридического задействования на пространстве СНГ является институт трудовой миграции по линии привлечения и использования иностранной рабочей силы. Имеющееся на этот счет Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. включает в себя в качестве участников Россию, Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Узбекистан, Украину, Таджикистан, Туркмению.

Предметное юридическое включение института международной миграции в режиме целостности его правового содержания должным образом представлено по обстоятельствам заключения 29 мая 2014 г. в Астане Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Договора о Евразийском Экономическом Союзе. В параметрах Раздела XXVI «Трудовая миграция» ст. 96 «Сотрудничество государств в сфере трудовой миграции» показательно устанавливает: «Государства-члены осуществляют сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции в рамках Союза, а также по оказанию содействия организованному набору и привлечению трудящихся государств-членов для осуществления ими трудовой деятельности в государствах-членах». Субъектный состав Договора о Евразийском Экономическом Союзе от 29 мая 2014 г., как это и предусматривается в параметрах института международной миграции, осуществляется через страну прохождения («государство постоянного проживания»), страну транзита («государство въезда»), страну назначения («государство трудоустройства»).

По объективным критериям своего сущностного юридического содержания Договор о Евразийском Экономическом Союзе показательно подтверждает свою значимость в качестве регионального регулятора института международной миграции.

Режим предметной упорядоченности института международной миграции на основе верховенства права, как он обозначен на пространстве СНГ и в целом на пространстве мирового сообщества, определяет себя и в сугубо двустороннем формате международных договоров Российской Федерации по линии регулирования института трудовой миграции во всем его многоаспектном содержании: с Республикой Беларусь (1993 г.), с Республикой Киргизия (1996 г.), с Республикой Армения (1994 г.), с Республикой Молдова (1993 г.), с Украиной (1993 г.), с Республикой Таджикистан (2004 г.), с Китайской Народной Республикой (2000 г.), с Республикой Чехия (1998 г.), с Республикой Польша (1994 г.), с Республикой Литва (1999 г.).

Преемственность режима договорно-правового упорядочения института международной миграции в параметрах включенности России в процесс

взаимодействия на пространстве СНГ обозначена в корпусе заключенных за последнее время двусторонних международных договорах, в частности с Республикой Беларусь, с Республикой Узбекистан, с Республикой Армения. Так, показательно четко подтвержден принцип юридически гарантированных прав граждан субъектов международных правоотношений в Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства от 24 января 2006 г. (ст. 1). Юридической основой Соглашения явились положения Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. Предметно юридически значимый вклад в процесс правового регулирования института трудовой миграции и свободного перемещения рабочей силы привнесло Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации от 4 июля 2007 г. (ст. 1). Будучи заключено в режиме общепризнанных норм и принципов международного права, Соглашение предметно основывается на принципах, зафиксированных в Соглашении о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, подписанном Главами государств-участников Содружества Независимых Государств 15 апреля 1994 г. Юридически результативным подтверждением заявленной приверженности верховенству права в порядке установления востребованности соблюдения законодательства государства въезда являет собой Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации от 11 июля 2014 г. (ст. 2). Соглашение в порядке содействия развитию

дружественных отношений, правового упорядочения режима взаимных поездок их граждан основывается на положениях Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г.

Последовательная международно-правовая позиция Российской Федерации в сфере миграции, предметно проявляющая себя на универсальном, региональном, двустороннем уровне, позиционно содействует поддержанию режима целостности института международной миграции.

Литература

1. Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М., 2009.

2. Иванов Д.В. Беженцы в современном международном праве. М., 2006.

3. Кажаева О.С. Институт реадмиссии в международном праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

4. Каламкарян Р.А. Господство права (Rule of Law) в международных отношениях. М., 2004.

5. Кисилева Е.В. О классификации источников международно-правового регулирования миграции / International law; European law. 2016. № 1.

6. Кисилева Е.В. Международно-правовая защита мигрантов: документы и механизмы / Миграционное право. 2011. № 1.

7. Кисилева Е.В. Международно-правовое регулирование миграции. М., 2015.

8. Ковалев А.А. Международная защита прав человека. М., 2013.

9. Лисицын-Светлаков А.Г. Роль права в модернизации экономики России. М., 2011.

10. Подшивалов В.Е. Незаконная миграция: международно-правовые проблемы. Иркутск, 2006.

11. Тиунов О.И., Каширкина А.А., Морозов А.Н. Выполнение международных договоров Российской Федерацией. М., 2011.

12. Черниченко С.В. Контуры международного права. М., 2014.

13. Ястребова А.Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктриналь-ные подходы и опыт Российской Федерации. М., 2014.

Актуальные проблемы конституционного права России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Magister»). / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 479 с.

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.