Научная статья на тему 'Российская Федерация в системе универсальной военной безопасности: позитив правоприменительной практики'

Российская Федерация в системе универсальной военной безопасности: позитив правоприменительной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТАВ ООН / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / МИРОПОРЯДОК НА ОСНОВЕ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ / RUSSIA / SECURITY / UN CHARTER / ARMED FORCES / WORLD ORDER BASED ON THE RULE OF LAW / INTERNATIONAL LAW / DOMESTIC LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шулепов Николай Александрович, Лобанов Сергей Александрович, Каламкарян Рубен Амаякович, Мигачева Елена Васильевна

Проводится анализ юридической категории «универсальная военная безопасность», роли России в ее обеспечении. Характер разнообразных угроз современному миропорядку предопределяет востребованность консолидированных мер мирового сообщества по их устранению, в соответствии с общепризнанными принципами Устава ООН. На основе действующих норм международного и внутригосударственного права, а также с учетом доктринальных подходов обозначен вклад России в поддержание миропорядка и безопасности военно-правовыми средствами на основе верховенства права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Federation in the system of universal military security: positive law enforcement practice

The article analyzes the legal category «universal military security» and the role of Russia in ensuring it. The nature of various threats to the modern world order determines the demand for consolidated measures of the world community to eliminate them, in accordance with the generally recognized principles of the UN Charter. On the basis of the existing norms of international and domestic law, as well as taking into account doctrinal approaches, the contribution of Russia to the maintenance of world order and security by military legal means based on the rule of law is indicated.

Текст научной работы на тему «Российская Федерация в системе универсальной военной безопасности: позитив правоприменительной практики»

УДК 341.33 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10024 © Н.А. Шулепов, С.А. Лобанов, Р.А. Каламкарян, Е.В. Мигачева, 2020

Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОЗИТИВ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Николай Александрович Шулепов,

заведующий кафедрой международного права, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Институт международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета

(119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1) E-mail: shulepov-n@mail.ru; Сергей Александрович Лобанов, профессор кафедры международного права, доктор юридических наук, профессор Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (119454, Москва, проспект Вернадского, д. 76)

E-mail: lobanov-sa.lobanov@yandex.ru; Рубен Амаякович Каламкарян, профессор Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор Юридического института имени М.М. Сперанского Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: mp_ved.vlsu@mail.ru; Елена Васильевна Мигачева, доцент кафедры международного права, кандидат юридических наук

Институт международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета

(119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1) E-mail: migacheva.elena@list.ru

Аннотация. Проводится анализ юридической категории «универсальная военная безопасность», роли России в ее обеспече-

Характер разнообразных угроз современному миропорядку предопределяет востребованность консолидированных мер мирового сообщества по их устранению, в соответствии с общепризнанными принципами Устава ООН.

На основе действующих норм международного и внутригосударственного права, а также с учетом доктринальных подходов обозначен вклад России в поддержание миропорядка и безопасности военно-правовыми средствами на основе верховенства права.

Ключевые слова: Россия, безопасность, Устав ООН, Вооруженные Силы, миропорядок на основе верховенства права, международное право, внутригосударственные законы.

RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF UNIVERSAL MILITARY SECURITY: POSITIVE LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Nikolay A. Shulepov,

Head of the Department of International Law, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Institute of International Law and Justice of Moscow State Linguistic University (119034, Moscow, ul. Ostozhenka, d. 38, str. 1);

Sergey A. Lobanov, Professor of the Department of International Law, Doctor of Legal Sciences, Professor

Moscow state Institute of international relations (University) of the Ministry of foreign Affairs Russian Federation

(119454, Moscow, prospekt Vernadskogo, d. 76);

Ruben A. Kalamkaryan,

Professor of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Professor of the Law Institute named after M.M. Speransky Vladimir State University named after A.G. and N.G. Centennial,

Doctor of Legal Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Elena V. Migacheva, Associate Professor of the Department of International Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Institute of International Law and Justice of Moscow State Linguistic University (119034, Moscow, ul. Ostozhenka, d. 38, str. 1);

Abstract. The article analyzes the legal category «universal military security» and the role of Russia in ensuring it. The nature of various threats to the modern world order determines the demand for consolidated measures of the world community to eliminate them, in accordance with the generally recognized principles of the UN Charter.

On the basis of the existing norms of international and domestic law, as well as taking into account doctrinal approaches, the contribution of Russia to the maintenance of world order and security by military legal means based on the rule of law is indicated.

Keywords: Russia, security, UN Charter, Armed Forces, world order based on the rule of law, international law, domestic laws.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Шулепов Н.А., Лобанов С.А., Каламкарян Р. А., Мигачева Е.В. Российская Федерация в системе универсальной военной безопасности: позитив правоприменительной практики. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):142-7.

Современный миропорядок как миропорядок на основе верховенства права в формате своей востребованности предопределяет юридический факт созидательного функционирования действенной системы коллективной безопасности в соответствии с Уставом ООН. Объективная констатация взаимосвязанности потенциальных угроз современному миропорядку и логически вытекающая отсюда востребованность консолидированных мер мирового сообщества по их устранению позиционируют режим всеобщей юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) как постулат должного поведения всех государств — членов мирового сообщества.

Международно-правовой позитив внешнеполитического курса Российской Федерации, предметно заявившей о своей приверженности верховенства права, обозначен в формате содействия обеспечению универсальной военной безопасности как общей составляющей современного миропорядка. Позиционирование России в аспекте содействия универсальной военной безопасности установлено в строгих рамках равной безопасности для всех участников системы современных международных правоотношений без какой либо заинтересованности односторонних преимуществ. Именно так в конкретных параметрах всеобщего юридического интереса всех государств — членов мирового сообщества трактует понятие «универсальная военная безопасность» наука и практика современного

международного права. Универсальная военная безопасность как юридическая категория в аспекте принципа суверенного равенства государств ориентирована на установление равно уровненной безопасности всех участников всеобщей системы международной безопасности согласно Уставу ООН.

Практическая результативность включенности Российской Федерации в систему международных правоотношений определяется содействием выполнению положений Устава ООН о востребованности добросовестного соблюдения всеми государствами — членами ООН своих обязательств. Заявив о готовности добросовестного соблюдения международных обязательств, государства — члены ООН через посредство института имплементации уже в практическом плане осуществляют меры по реализации норм международного права в правовой системе своих стран.

Место и роль Российской Федерации в современном миропорядке обусловлено ее юридическим статусом (согласно Уставу ООН) Великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН. Международно-правовая значимость включенности России в систему международных правоотношений реально проявляет себя в параметрах содействия выполняемости всеми государствами — членами мирового сообщества своих международных обязательств на основе принципа добросовестности. Принцип добросовестности при этом позиционирует себя не просто в аспекте должного поведения, но

и в режиме реальных юридических преимуществ от этого, востребованного правом и справедливостью, должного поведения. В п. 2 ст. 2 Устава ООН проведена четкая взаимосвязь между должным поведением и получаемыми от этого преимуществами. «Все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательствами, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации». Понятия «все члены Организации Объединенных Наций», «им всем в совокупности», «принадлежности к составу Членов Организации» четко обозначают существование определенного юридического пространства, где все члены (участники) этого пространства в режиме верховенства права Rule of Law осуществляют такое юридически значимое, правомерное с точки зрения справедливости, поведение, которое дает им всем соответствующие преимущества.

Российская Федерация в рамках своего внешнеполитического курса по обеспечению международного правопорядка выполняет все свои все международные обязательства независимо от источника их возникновения исключительно на основе принципа добросовестности bona fide.

В порядке подтверждения в лице Президента Российской Федерации В.В. Путина (Декларация тысячелетия 2000 г., Итоговый документ Всемирного Саммита 2005 г.) заявленной приверженности России верховенству права Российская Федерация уже на законодательном уровне проводит весь комплекс надлежащих мер по реализации заложенных в представленных актах обязательств. Посредством института имплементации осуществляется процедура по переводу (трансформации) принятых Россией на международном уровне обязательств в сферу регулятивного воздействия внутригосударственного законодательства.

Знаковым элементом в плане подтверждения России как добросовестного участника международного правоисполнительного процесса являются положения п. 4 ст. 15 Конституции страны, где записано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Зафиксированные

здесь конституционные положения Основного закона страны целиком и полностью вписываются в общепризнанные стандарты международно-правового взаимодействия государств — членов мирового сообщества. Действия по переводу международно-правовых норм в формат внутригосударственных норм обозначаются по общему понимаю отечественных и зарубежных юристов как процесс имплементации [1, с. 33—35; 2, с. 101—157; 3, с. 155—172; 4, р. 82—86; 5, р. 8—10; 6, р. 52—54; 7, р. 79—98].

Россия по факту своей включенности в общемировой процесс развития обеспечивает соблюдение верховенства права по всем направлениям регулятивного воздействия международного и внутригосударственного права.

Институт имплементации норм международного права в правовой системе Российской Федерации имеет свое предметное значение и в аспекте реализации норм права вооруженных конфликтов в параметрах Российского законодательства. Свое предметное регулятивное воздействие (в аспекте соотношения права вооруженных конфликтов и Российского законодательства) институт имплементации, как справедливо отметил на этот счет профессор С.А. Егоров [10, с. 260], осуществляет по двум направлениям: 1) по линии трансформации международных обязательств в рамках права вооруженных конфликтов в нормы внутригосударственного права России; 2) по направлению установления уголовно-правовой ответственности за несоблюдение (в режиме принципа добросовестности) или нарушение международных предписаний должного поведения.

В своем предметном порядке имплементация норм международного права (конкретно права вооруженных конфликтов) в правовой системе Российской Федерации идет в параметрах установлений Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительного Протокола I 1997 г. Позитив права, как он обозначен в ст. 85 Дополнительного Протокола I 1997 г., предметно устанавливает формат нарушений Женевских конвенций 1949 г. и Протокола I в аспекте совершения военных преступлений.

При обстоятельствах оперативного использования формирований Вооруженных Сил Российской

Федерации за пределами территории Российской Федерации (ст. 10.1. Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне») личный состав формирований Вооруженных Сил Российской Федерации добросовестно выполняет весь комплекс правовых норм, регулирующих юридический статус их пребывания на территории соответствующего иностранного государства. Сюда входит совокупность норм международного и внутригосударственного права конкретной страны — члена мирового сообщества. В порядке востребованности по линии институтов системы ООН и Международного Комитета Красного Креста [11, с. 178—180] установлена необходимость распространения норм права вооруженных конфликтов на всех уровнях. Позиционирование режима верховенства права [12, с. 9—91] в аспекте образования юридического фундамента обозначает себя в качестве основополагающего фактора современного международного правопорядка, в котором согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН установлен запрет угрозы силой или ее применения.

На институционно-правовом поле Российской Федерации, констатируется в ст. 10.1 Федерального Закона Российской Федерации от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с п. 2.1 ст. 10 Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи и срок использования этих формирований определяются Президентом Российской Федерации.

Комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Позиционирование России в системе современных международных отношений определяются

правовым статусом России как Великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН (п. 1 ст. 23 Устава ООН), а также самим характером мирового порядка, в основе которого лежит заявленная приверженность государства — членов ООН верховенству права. Именно в аспекте активного участия России как правового, демократического, социального государство в мировом строительстве на основе верховенства права обозначаются, справедливо отмечают отечественные ученые [16, с. 5—6], перспективы развития Российского государства в XXI веке.

Включенность России в деятельность по поддержанию международной законности и правопорядка включает в себя участие Российской Федерации в операциях по поддержанию мира. В формате универсальной военной безопасности государств-членов мирового сообщества, когда общим принципом взаимодействия государств является принцип равной безопасности всех субъектов международных правоотношений, Российская Федерация осуществляет весь комплекс надлежащих мер по организации обороны страны от вооруженного нападения и по поддержанию безопасности на общемировом уровне.

В части внутригосударственного права соответствующая деятельность России регулируется Федеральным законом от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности в полной мере упорядочено в параметрах конституционно-правового поля России (Глава II «Порядок принятия решений о представлении Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности» и Глава III «Порядок принятия решения о предоставлении Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил» (ст. 6 Федерального закона от 23 июня 1995 г.). В порядке реализации поста-

новлений Главы II Федерального закона от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ, гласят ст.ст. 6—9 закона, решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации определяет район действий военнослужащих, их задачи, подчиненность, срок пребывания и порядок замены, а также устанавливает в соответствии с федеральными законами дополнительные гарантии и компенсации указанным военнослужащим и членам их семей. Соответственно, решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом Российской Федерации на основании Постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Предложение, вносимое Президентом Российской Федерации в Совет Федерации, включает сведения о районе действий воинских формирований, об их задачах, общей численности, о типе и составе вооружений, подчиненности, сроке пребывания или порядке его продления, порядке замены и об условиях вывода, а также об устанавливаемых в соответствии с федеральными законами дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим воинских формирований и членам их семей. О принятых решениях Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В рамках осуществления предписаний Главы III Федерального закона от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия согласно Уставу ООН в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил принимается Президентом Российской Федерации на основании Постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и в соответствии с ратифицированным и вступившим в силу для Российской Федерации международным договором

либо, если заключение международного договора не предполагается, в соответствии с федеральным законом. Предложение, вносимое Президентом Российской Федерации в Совет Федерации, включает сведения о районе действий указанных воинских формирований, об их задачах, общей численности, о типе и составе вооружений, подчиненности, сроке пребывания или порядке его продления, порядке замены и об условиях вывода, а также об устанавливаемых в соответствии с федеральными законами дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим воинских формирований и членам их семей. О принятых решениях Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу. Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил, предоставляемых в распоряжение Совета Безопасности ООН на основе предусмотренного Уставом ООН особого соглашения с Советом Безопасности ООН, принимается в соответствии с решением Совета Безопасности ООН в порядке и на условиях, установленных ст. 10 Федерального закона от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Весь институт участия Российской Федерации в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности всецело вписывается в режим правового, демократического, социального государства.

Постановочно, формат верховенства права, как он определен в Декларации тысячелетия 2000 г., и Итоговом документе Всемирного Саммита 2005 г., представляется формализованным юридическим базисом для урегулирования и окончательного решения любой ситуации по линии противостояния государств, включая сюда, разумеется, и военные конфликты. В этом плане профессор Л.М. Карапе-тян [17, с. 107—125] совершенно прав, когда говорит о том, что международное право и внутригосударственные законы составляют собой основу урегулирования конфликтов в мире.

Внутригосударственные законы как другая из основ урегулирования конфликтов — это законы правового государства — члена мирового сообщества. Примером здесь могут служить внутригосударственные законы России как правового, демократического, социального государства.

При обстоятельствах заявленной приверженности мирового сообщества верховенству права, общим принципом современной системы международных отношений выступает, как справедливо отметил на этот счет профессор Ю.М. Колосов [13, с. 3—11], принцип примата международного права в политике. Соответственно, в ситуации, когда военные конфликты в мире призваны быть урегулированы в формате международного права, принципы международного права, справедливо констатируют О.Ю. Остапенко и Г.С. Челышева [14] составляют собой действенный юридический механизм взаимодействия России с иностранными государствами в современной системе международных отношений. Всей своей практической деятельностью на мировой арене Россия, как Великая держава, постоянный член Совета Безопасности ООН предметно содействует, обоснованно заключает профессор В.С. Котляр [15, с. 9—54], выполняемости на универсальном уровне предписаний действующего международного права в части вопроса о применении силы в международных отношениях. При обстоятельствах когда, институционно-правовой основой урегулирования любых конфликтных ситуаций в мире выступает международное право и внутригосударственные законы членов мирового сообщества, включенность Российской Федерации в современный правопорядок предметно определяется ее вкладом в процесс поддержания универсальной военной безопасности на основе Устава ООН.

Литература

1. Международное право. Учебник / Под ред. А.Н. Вылегжанина. М., 2009.

2. Международное право. Учебник / Отв.ред. А.Н. Ковалев, С.В. Черниченко. М.

3. Международное право. Учебник / Под общей ред. А.Я. Капустина. М., 2008.

4. Oppenheim's International Law. Night Edition. Peace. Vol. 1. London, 1992.

5. Conforti B. International Law and the Role of Domestic Legal Systems. Dordrecht, Boston, London, 1993.

6. Rousseau Ch. Droit International Public. T. 1. Paris, 1970.

7. Attar F. Droit International Public. Entre Ordre et Chaos. Paris, 1994.

8. International Law. Being the Collected Papers of H. Lauterpacht. The General Works. Vol. 1 Cambridge, 1970.

9. Международное право. Учебник / Отв.ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тлунов. М., 2009.

10. Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 2003.

11. Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.

12. Каламкарян Р.А. Господство права Rule of Law в международных отношениях. М., 2004.

13. Роль международного права в современной внешней политике / Отв. ред. Ю.М. Колосов. М., 1900.

14. Остапенко О.Ю., Челышева Г.С. Принципы международного права как основа межгосударственных форм сотрудничества Российской Федерации. Калуга, 2003.

15. Котляр В.С. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. Казань, 2008.

16. Российское правовое государство: Итоги формирования и перспективы развития. М., 2004.

17. Карапетян Л.М. Государство, конфликты и права народов. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.