Научная статья на тему 'Верховенство права, понимаемое Организацией Объединенных Наций'

Верховенство права, понимаемое Организацией Объединенных Наций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2375
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SUPREMACY OF LAW / INTERNATIONAL LAW / PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW / HUMAN RIGHTS PROTECTION / SYSTEM OF JUSTICE / SECURITY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / NATIONAL STRATEGIES / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОПОРЯДОК / БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абашидзе Аслан Хусейнович, Мельшина Ксения Юрьевна

понятие «верховенство права» в настоящее время используется в международных и внутригосударственных актах, а также в других официальных документах. Одновременно с этим «верховенство права» является предметом доктринальных работ в науке гуманитарного профиля. Целью исследования является попытка выяснить, как понимается «верховенство права» в международных отношениях и системе Организации Объединенных Наций. Методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают метод анализа и сравнительно-правовой метод. Результаты, полученные в ходе исследования, основываются на резолюциях, принятых Генеральной Ассамблеей ООН с 2007 г., а также ежегодных докладах Генерального секретаря ООН по теме «Верховенство права на национальном и международном уровнях». Авторами поднимается вопрос: одинаково ли применимо «верховенство права» к международному праву и внутригосударственному праву? Выводы: авторы квалифицировали «верховенство права» в качестве принципа, который не закреплен Уставом ООН, а также сферы деятельности ООН. В статье представлены подробный анализ данного принципа и позиция авторов относительно «верховенства права» на национальном и международном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPREMACY OF LAW IN THE UN CONCEPTION

The concept of “supremacy of law” is currently used in international and domestic acts and other official documents. Alongside, the “supremacy of law” is the subject of doctrinal works in humanities. The purpose is to try to figure out the understanding of “supremacy of law” in international relations and in the United Nations system. The methodological basis of this study is constituted by a set of scientific methods, among which the main place is occupied by the method of analysis and comparative legal method. The results of the study are based on the resolutions which have been adopted by the UN General Assembly since 2007, and the annual reports of the Secretary General of the UN on “The supremacy of law at the national and international levels”. The authors raise the question whether the “supremacy of law” is equally applicable to the international law and domestic law. Conclusions. The authors qualified the “supremacy of law” as a principle, which is not fixed in the UN Charter as well as the scope of the United Nations. The article provides a detailed analysis and the idea of the authors about the “supremacy of law” on national and international levels.

Текст научной работы на тему «Верховенство права, понимаемое Организацией Объединенных Наций»

www.volsu.ru

ГЛАВНАЯ ТЕМА НОМЕРА

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu5.2016A1

UDC 340.12(470) LBC 67.0+67.3

SUPREMACY OF LAW IN THE UN CONCEPTION

Аslan Kh. Abashidze

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

Kseniya Yu. Melshina

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

Introduction. The concept of "supremacy of law" is currently used in international and domestic acts and other official documents. Alongside, the "supremacy of law" is the subject of doctrinal works in humanities. The purpose is to try to figure out the understanding of "supremacy of law" in international relations and in the United Nations system. The methodological basis of this study is constituted by a set of scientific methods, among which the main place is occupied by the method of analysis and comparative legal method. The results of the study are based on the resolutions which have been adopted by the UN General Assembly since 2007, and the annual reports of the Secretary General of the UN on "The supremacy of law at the national and international levels". The authors raise the question whether the "supremacy of law" is equally applicable to the international law and domestic law. Conclusions. The authors qualified the "supremacy of law" as a principle, which is not fixed in the UN Charter as well as the scope of the United Nations. The article provides a detailed analysis and the idea of the authors about the "supremacy of law" on national and international levels.

Key words: supremacy of law, international law, principles of international law, human rights protection, system of justice, security, sustainable development, national strategies.

УДК 340.12(470) ББК 67.0+67.3

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА, £ ПОНИМАЕМОЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

о <м

^ Аслан Хусейнович Абашидзе

Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация

а

¡3 Ксения Юрьевна Мельшина

л

Л Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация

Ж Введение: понятие «верховенство права» в настоящее время используется в международных и внутригосударственных актах, а также в других официальных документах. Одновременно с этим «верховенство э права» является предметом доктринальных работ в науке гуманитарного профиля. Целью исследования Ц является попытка выяснить, как понимается «верховенство права» в международных отношениях и систе-¡^ ме Организации Объединенных Наций. Методологическую основу данного исследования составляет сово-© купность методов научного познания, среди которых основное место занимают метод анализа и сравни-

тельно-правовой метод. Результаты, полученные в ходе исследования, основываются на резолюциях, принятых Генеральной Ассамблеей ООН с 2007 г., а также ежегодных докладах Генерального секретаря ООН по теме «Верховенство права на национальном и международном уровнях». Авторами поднимается вопрос: одинаково ли применимо «верховенство права» к международному праву и внутригосударственному праву? Выводы: авторы квалифицировали «верховенство права» в качестве принципа, который не закреплен Уставом ООН, а также сферы деятельности ООН. В статье представлены подробный анализ данного принципа и позиция авторов относительно «верховенства права» на национальном и международном уровнях.

Ключевые слова: верховенство права, международное право, принципы международного права, защита прав человека, правопорядок, безопасность, устойчивое развитие, национальные стратегии.

Введение

Понятие «верховенство права» широко используется в международных и внутригосударственных правовых актах, официальных документах, принятых главными и функциональными органами ООН, специализированными учреждениями системы ООН (например, ЮНЕСКО), региональными межправительственными организациями и интеграционными объединениями (например, Совет Европы (СЕ), Европейский союз (ЕС)), в выступлениях политиков, СМИ, науках гуманитарного профиля и т. д. Более того, данное понятие наряду с другими юридическими, политологическими, социологическими и иными понятиями, такими как «демократия», «правовое государство», «права и свободы человека», «универсальные ценности», упоминается как ключевой элемент различных концепций, универсальных стандартов, руководств, моделей и т. д. Несмотря на его широкое употребление, анализ соответствующих источников, в которых употреблено данное понятие, не дает четкие ответы на вопросы: как «верховенство права» употребляется в контексте национальных правовых систем? иначе говоря, «верховенство права» одинаково применимо и к международному праву, и к внутригосударственному праву? как понимается «верховенство права» в международных отношениях или делах?

Чтобы ответить на эти и связанные с ними вопросы, в данной статье предпринята попытка выяснить понимание «верховенства права» в системе ООН и в доктрине современного международного права.

В Уставе ООН нет прямого упоминания «верховенство права», хотя отдельные положения его преамбулы косвенно соприкасают-

ся с ним, в частности, «создать действия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права» или же «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». В самом деле, в этих положениях закреплены основополагающие принципы -принцип pacta sunt servanda и принцип мирного разрешения международных споров, соблюдение которых является немаловажным условием осуществления верховенства международного права.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в качестве первого акта международного билля о правах человека, более приближенно говорится об этом: «необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона». Теоретики-правоведы с полной уверенностью могут сказать, что это не что иное, как подтверждение принципа «правового государства», где права человека должны охраняться законом.

В части 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. говорится о том, что Конституция и федеральные законы «имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» [11]. В части 1 ст. 15 зафиксировано: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». В части 4 ст. 15 Конституции РФ установлено: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»

[11]. Согласитесь, сложная конфигурация, однако вполне синхронизированная.

В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций 2000 г. отражено намерение государств - членов ООН укрепить на универсальном уровне уважение к принципу верховенства права в международных и во внутренних делах. В этом документе верховенство права упоминается и как «принцип» (без уточнения, какой именно: политический или нормативный), и в контексте внутренних дел государств.

В Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г. [9] главы государств и правительств признали необходимость соблюдения и применения верховенства права на национальном и международном уровнях и подтвердили свою приверженность международному порядку, основанному на верховенстве права и международном праве. Данный документ запустил механизм последующей ежегодной подготовки Генеральным секретарем ООН докладов об укреплении и координации деятельности ООН по установлению верховенства права, а также заложил основу для создания в Секретариате ООН подразделения по содействию верховенству права в виде координационно-ресурсной группы по вопросам верховенства права.

Следует заметить, в последних двух упомянутых документах ООН подход к пониманию «верховенства права» разнится: один документ определяет его как принцип, другой -как сферу деятельности ООН.

«Верховенство права» в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН

После проведения Саммита 2005 г. в повестке дня ежегодной сессии ГА ООН постоянно ставился вопрос о верховенстве права. В резолюции 61/39 «Верховенство права на национальном и международном уровнях» от 4 декабря 2006 г. ГА ООН заявила, что «права человека, верховенство права и демократия взаимосвязаны и подкрепляют друг друга и что они относятся к универсальным и неделимым основным ценностям и принципам Организации Объединенных Наций» ([12]). В данной резолюции ГА ООН просит Генерального секретаря ООН запросить мнения госу-

дарств по вопросу верховенства права на национальном и международном уровнях.

В резолюции 63/128 от 11 декабря 2008 г. ГА ООН подчеркивает «важность обеспечения на национальном уровне верховенства права и необходимость усиления поддержки, оказываемой государствам-членам по их просьбе в вопросе осуществления на национальном уровне их соответствующих международных обязательств путем активизации технической помощи и усилий по укреплению потенциала на основе более тесной координации и слаженности в системе Организации Объединенных Наций и в отношениях между донорами, и призывает уделять больше внимания оценке эффективности такой деятельности» [14]. В этой резолюции ГА ООН подтвердила эффективность для системы ООН на регулярной основе заниматься вопросами верховенства права.

В соответствии с резолюцией, принятой в 2010 г., ГА ООН предлагает «расширять диалог между всеми заинтересованными действующими лицами, с тем чтобы национальные приоритеты находились в центре деятельности по оказанию помощи в области верховенства права в целях укрепления соответствующего потенциала на национальном уровне» и в связи с этим призывает ООН в целом «регулярно заниматься соответствующим образом вопросами верховенства права в ходе проведения своих мероприятий, включая участие женщин в мероприятиях, связанных с верховенством права, признавая, что верховенство права имеет большое значение практически для всех видов деятельности Организации Объединенных Наций». ГА ООН подчеркивает «важность восстановления доверия к верховенству права, как ключевому элементу правосудия переходного периода» [14].

В резолюции 69/123, принятой 10 декабря 2014 г., ГА ООН отмечает усилия, «направленные на укрепление верховенства права путем принятия на себя добровольных обязательств, призывает государства, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о принятии таких добровольных обязательств в индивидуальном или коллективном порядке на основе своих национальных приоритетов» [14].

«Верховенство права» в докладах

Генерального секретаря ООН

Во исполнение задания, содержащегося в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г., Генеральный секретарь ООН подготовил и в июле 2007 г. представил доклад «Верховенство права на национальном и международном уровнях: замечания и информация, полученные от правительств». В нем представлены мнения правительств Австрии, Египта, Финляндии, Франции, Германии, Кувейта, Ливана, Ливийской Арабской Джамахирии, Лихтенштейна, Мексики, Нидерландов, Катара, Швеции и Соединенных Штатов Америки, согласно которым четкие и согласованные нормы и их соблюдение являются предпосылками для создания прочного мира и безопасности, а укрепление верховенства права является одним из ключевых элементов процветания мира.

По оценке этих государств, не стоит пренебрегать усилиями ООН по укреплению права в рамках национальных правовых систем. По их мнению, укрепление верховенства права на международном уровне представляется невозможным без поощрения, соблюдения и осуществления международных договоров, разрешения споров мирными средствами, а также защиты прав человека. Все эти основополагающие принципы современного международного права имеют неразрывную связь с принципом верховенства права. Государства поддерживают право Совета Безопасности передавать ситуации на рассмотрение Международного уголовного суда, поскольку считают это фактором, способствующим укреплению верховенства права. Генеральный секретарь ООН в своем докладе призывает государства, которые не являются участниками Статута МУС, присоединиться к нему [2].

В данном контексте нам интересен ответ правительства США, в котором говорится следующее: «на национальном уровне приверженность Соединенных Штатов Америки содействию верховенству права подтверждается выделением значительных ресурсов на цели оказания государствам помощи в их усилиях по укреплению своих правовых, судебных и правоохранительных учреждений» [2].

Действительно, через Госдеп и различные фонды, контролируемые США, тратится много средств, включая те, что идут на поддержку различных «цветных революций», однако подобные проекты финансируются исключительно на условиях, определяемых США и отвечающих исключительно геополитическим интересам США.

Доклад А/63/226 «Укрепление и координация деятельности ООН в сфере верховенства права» [6], подготовленный Генеральным секретарем ООН в 2008 г., всецело посвящен перечню средств и путей реализации принципа верховенства права. Согласно докладу ООН осуществляет программы в области верховенства права более чем в 110 странах, расположенных в разных регионах мира. Предоставляемая помощь заключается в оказании содействия в проведении судебных реформ, реализации национальных стратегий в области права, формировании системы безопасности и справедливого правосудия, защите прав человека.

В соответствии с ежегодными докладами Генерального секретаря ООН на период с 2009 по 2013 г. ООН продолжала оказывать усилия по содействию верховенству права на национальном и международном уровнях. В этих докладах подчеркивается нарушение норм международного права из-за слабой политической воли государств к их неуклонному соблюдению; особое внимание в них уделяется проблемам кодификации, развития и имплементации международной базы норм и стандартов, а также деятельности международных и смешанных судов и трибуналов и несудебных механизмов разрешения споров.

Анализируя положения рассмотренных выше документов, можно уточнить, в чем заключается подход ООН к обеспечению верховенства права на национальном уровне: в разработке конституций, совершенствовании национальной нормативно-правовой базы, укреплении института правосудия, качественном управлении, расширении прав и возможностей отдельных лиц и гражданского общества. В этом контексте ООН уделяется внимание и деятельности в конфликтных и постконфликтных обществах. Подход ООН в этом деле нашел более широкое от-

ражение в докладе Генерального секретаря ООН «Укрепление и координация деятельности ООН в сфере верховенства права» [6]. В докладе перечислены сферы деятельности, которые укрепляют верховенство права: предотвращение конфликтов; борьба с терроризмом; борьба с коррупцией; борьба с торговлей наркотиками; противодействие торговле людьми; пресечение незаконного оборота оружия; оказание защиты детям и беженцам; формирование независимой и эффективной системы правосудия, национальных правозащитных учреждений; устойчивое развитие городов; защита окружающей среды.

В своем докладе «Укрепление и координация деятельности Организации Объединенных Наций в сфере верховенства права, добавление», представленном Генеральной Ассамблее ООН [7], Генеральный секретарь ООН подтверждает взаимосвязь между верховенством права, правами человека, миром, безопасностью и развитием, которая вытекает из положений Устава ООН и фиксируется в концепции трех направлений деятельности ООН, отраженной в Декларации тысячелетия (резолюция 55/2 Генеральной Ассамблеи).

В связи с этим напомним, что в Декларации тысячелетия государства-члены признали, что существенно важное значение для международных отношений в XXI в. будет иметь ряд фундаментальных ценностей: права человека, мир и безопасность, развитие. В рамках этих трех основных направлений деятельности Генеральный секретарь считает, что ООН должна поощрять обеспечение трех основных свобод: свободы без опасений решать задачи, связанные с обеспечением мира и безопасности; свободы от нужды в целях обеспечения дальнейшего развития; свободы жить в достойных человека условиях в целях поощрения прав человека и верховенства права.

В деятельность ООН попадает и проблема конфликтных и постконфликтных обществ. В этом контексте решаются проблемы правосудия переходного периода и господства права в конфликтных и постконфликтных обществах. В связи с этим обращает на себя внимание доклад Генерального секретаря

ООН «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах», представленный в 2004 г. Совету Безопасности ООН. Отметим, что в этом документе речь идет о понятии «господство права», а не «верховенстве права». В докладе отмечается: «необходимо научиться воздерживаться от использования неких универсальных формул и искусственного насаждения инородных моделей, а вместо этого оказывать свою помощь на основе национальных оценок, национального участия и национальных нужд и чаяний, таким образом, Организация Объединенных Наций должна поддерживать местные силы, продвигающие вперед процесс реформ, помогать в деле укрепления потенциала национальных органов юстиции, содействовать национальным консультациям по реформе системы юстиции и вопросам правосудия переходного периода и помогать заполнить тот правовой вакуум, который образовался в столь многих постконфликтных обществах» [3].

В 2006 г. Генеральный секретарь ООН представил ГА ООН и СБ ООН доклад «Объединение наших преимуществ: активизация усилий Организации Объединенных Наций по содействию верховенству права» [4], в котором разделил деятельность в области верховенства права на три сектора:

1. «Верховенство права на международном уровне» включает в себя вопросы, связанные с Уставом ООН, многосторонними договорами, международными механизмами разрешения споров, Международным уголовным судом и информационно-пропагандистской, учебной и просветительской деятельностью в сфере международного права.

2. «Верховенство права в контексте конфликтных и постконфликтных ситуаций» включает в себя два следующих компонента: правосудие в переходный период и укрепление национальных систем и учреждений в области отправления правосудия. Деятельность в рамках компонента правосудия в переходный период включает в себя следующее: национальные процессы консультаций по вопросам правосудия в переходный период, процессы установления истины и примирения, возмещения, международные и гибридные трибуналы, национальные учреждения по воп-

росам прав человека, контрольные процессы и специальные расследования, установление фактов и комиссии по расследованию.

3. «Верховенство права в контексте долгосрочного развития» охватывает деятельность в области укрепления национальных систем и учреждений в области отправления правосудия. Эта сфера деятельности предполагает укрепление правовых и судебных учреждений (например, прокуратура, министерство юстиции, уголовное право, правовая помощь, управление судопроизводством и гражданское право), правоохранительной деятельности, уголовно-правовой реформы, распоряжения целевыми фондами и мониторинга. В этой сфере выделяются следующие приоритетные области: основанные на обычаях традиционные и осуществляемые на базе общин правосудие и механизмы разрешения споров; защита потерпевших и свидетелей и оказание им помощи; борьба с коррупцией, организованной преступностью, транснациональной преступностью и незаконным оборотом наркотических средств и контроль за ними; правовое просвещение; публично-правовая проблематика (например, земля и собственность, регистрация, национальная идентификация, гражданство и безгражданство); временные правоохранительные и исполнительно-судебные функции, выполняемые Организацией Объединенных Наций; поддержка в плане безопасности национальных полицейских учреждений [4].

В докладе «Оценка эффективности поддержки со стороны системы Организации Объединенных Наций в деле поощрения верховенства права», представленном СБ ООН, Генеральный секретарь ООН проанализировал деятельность в сфере верховенства права и отметил, что «сфокусированность на измерении результатов поддержки, оказываемой системой Организации Объединенных Наций в обеспечении верховенства права, не должна означать потерю внимания к аспекту взаимозависимости между обеспечением верховенства права и тремя основными направлениями работы Организации Объединенных Наций (мир и безопасность, развитие и права человека). Используемый Организацией Объединенных Наций метод измерения должен отражать этот комплексный

подход. Результаты в процессе обеспечения верховенства права не следует оценивать изолированно, а, скорее, в контексте достижения более широких целей в сфере развития, поощрения прав человека и поддержания мира и безопасности» [5].

Председатель СБ ООН в 2010 г. сделал заявление, в котором подтвердил намерение «добиваться того, чтобы все усилия Организации Объединенных Наций по восстановлению мира и безопасности осуществлялись на основе соблюдения принципа верховенства права и способствовали укреплению этого принципа» [8].

В заключение следует отметить, что верховенству права свои труды посвятили отечественные ученые В.Е. Чиркин [14], В.А. Сапун [13], Р.А. Каламкарян [10] и др., но, несмотря на наличие доктринальных наработок по данной проблеме, вопрос о том, что понимается ООН под «верховенством права», остается открытым.

Выводы

На основе вышеизложенных положений, выработанных в рамках ООН, мы можем квалифицировать «верховенство права» в качестве:

- принципа, который не закреплен Уставом ООН, однако следует из обычных норм поведения государств. Без принципа верховенства права было бы невозможно функционирование всей международно-правовой системы;

- сферы деятельности ООН по продвижению данного принципа.

Верховенство права предполагает:

- на национальном уровне: обеспечение со стороны государства «правопорядка», который выражается в законодательном регулировании общественных отношений, при котором должностные лица должны действовать в рамках полномочий и в соответствии с законом, а со стороны гражданского общества необходимо соблюдение законодательной воли государства. Обязательная составляющая, или признаки верховенства права в государстве, - это конституционализм, разделение властей, публичность, прозрачность, дис-креция, развитая и справедливая судебная си-

стема (независимость и беспристрастность судей), доступность правосудия, правовое равенство, легитимная власть и четкая правовая позиция государства;

- на международном уровне: добросовестное соблюдение основными субъектами международного права (государствами, международными организациями) взятых ими обязательств.

Реализация принципа верховенства права невозможна без приверженности государств-членов принципам международного права и целям ООН [1].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Верховенство права. Руководство для политиков / Ин-т по правам человека и гуманит. праву им. Рауля Валленберга, Гааг. ин-т по интернационализации права, 2012. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://rwi.lu.se/app/uploads/2014/01/ Russian.pdf. - Загл. с экрана.

2. Доклад Генерального секретаря «Верховенство права на национальном и международном уровнях: замечания и информация, полученные от правительств». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N07/422/37/PDF/N0742237.pdf?OpenElement. -Загл. с экрана.

3. Доклад Генерального секретаря «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» ^/2004/ 616). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N04/395/31/PDF/N0439531.pdf?OpenElement - Загл. с экрана.

4. Доклад Генерального секретаря «Объединение наших преимуществ: активизация усилий Организации Объединенных Наций по содействию верховенству права» (А/61/636^/2006/980). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N06/661/03/PDF/ N0666103.pdf?0penElement. - Загл. с экрана.

5. Доклад Генерального секретаря «Оценка эффективности поддержки со стороны системы Организации Объединенных Наций в деле поощрения верховенства права» ^/2013/341). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N13/359/82/PDF/ N1335982.pdf?0penElement. - Загл. с экрана.

6. Доклад Генерального секретаря «Укрепление и координация деятельности ООН в сфере верховенства права» (А/63/226). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.un.org/ruleoflaw/

ru/ knowledge-resources/key-documents/. - Загл. с экрана.

7. Доклад Генерального секретаря «Укрепление и координация деятельности Организации Объединенных Наций в сфере верховенства права, добавление». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N14/464/16/PDF/N1446416.pdf?Open Element. -Загл. с экрана.

8. Заявление Председателя Совета Безопасности (S/PRST/2010/11). - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N10/429/50/PDF/N1042950.pdf? OpenElement. - Загл. с экрана.

9. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ outcome2005_ch4.shtml#t4. - Загл. с экрана.

10. Каламкарян, Р. А. Кодификация международного права как фактор обеспечения миропорядка на основе верховенства права / Р. А. Каламкарян // Право и государство: теория и практика. - 2005. -№ 7. - С. 125-135.

11. Конституция Российской Федерации : (принята всенар. голосованием 12.12.1993) : (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3. htm. - Загл. с экрана.

12. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН «Верховенство права на национальном и международном уровнях». - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://www.un.org/ruleoflaw/ru/ knowledge-resources/key-documents/. - Загл. с экрана.

13. Сапун, В. А. Доктрина «Верховенство права» и «Правовое государство» / В. А. Сапун // Мир политики и социологии. - 2015. - № 10. - С. 25-31.

14. Чиркин, В. Е. Верховенство права: современные варианты терминологии / В. Е. Чиркин // Журнал российского права. - 2015. - № 12 (228). -С. 5-11.

REFERENCES

1. Verkhovenstvo prava. Rukovodstvo dlya politikov. Institut po pravam cheloveka i gumanitarnomu pravu imeni Raulya Vallenberga i Gaagskiy institut po internatsionalizatsii prava, 2012 [The Supremacy of Law. Guide for Policymakers. Institute for Human Rights and Humanity Law named after R. Wallenberg, The Hague Institute for the Internationalisation of Law, 2012]. Available at: http:// rwi.lu.se/app/uploads/2014/01/Russian.pdf.

2. Doklad Generalnogo sekretarya "Verkhovenstvo prava na natsionalnom i mezhdunarodnom urovnyakh: zamechaniya i informatsiya, poluchennye otpravitelstv " [Report of Secretary General "The Supremacy of Law at the National and International Levels: Comments and Information Received from Governments"]. Available at: http: //daccess-dds-ny.un. org/doc/UNDOC/GEN/ N07/422/37/PDF/N0742237. pdf?OpenElement.

3. Doklad Generalnogo sekretarya "Gospodstvo prava i pravosudie perekhodnogo perioda v konfliktnykh i postkonfliktnykh obshchestvakh" (S/2004/616) [Report of the Secretary General "The Supremacy of Law and Transitional Justice in Conflict and Post-Conflict Societies" (S / 2004/616)]. Available at: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N04/ 395/31/PDF/N0439531.pdf?0penElement.

4. Doklad Generalnogo sekretarya "Obyedinenie nashikh preimushchestv: aktivizatsiya usiliy Organizatsii Obyedinennykh Natsiy po sodeystviyu verkhovenstvu prava" (A/61/636-S/ 2006/980) [Report of Secretary General "Uniting our Advantages: Enhancing United Nations Efforts to Promote the Supremacy of Law" (A/61/636-S/2006/ 980)]. Available at: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UND0C/GEN/N06/661/03/PDF/N0666103. pdf?OpenElement.

5. Doklad Generalnogo sekretarya "Otsenka effektivnosti podderzhki so storony sistemy Organizatsii Obyedinennykh Natsiy v dele pooshchreniya verkhovenstva prava" (S/2013/341) [Report of Secretary General "Evaluating the Effectiveness of the Support of the United Nations System in Promoting the Supremacy of Law" (S/2013/ 341)]. Available at: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UND0C/GEN/N 1 3/3 5 9/ 82/PDF/ N1335982.pdf?0pen Element.

6. Doklad Generalnogo sekretarya "Ukreplenie i koordinatsiya deyatelnosti OON v sfere verkhovenstva prava" [Report of Secretary General "Strengthening and Coordinating United Nations Activities in the Field of the Supremacy of Law"]. Available at: https://www.un.org/ruleoflaw/ru/ knowledge-resources/key-documents/.

7. Doklad Generalnogo sekretarya "Ukreplenie i koordinatsiya deyatelnosti Organizatsii Obyedinennykh Natsiy v sfere verkhovenstva prava, dobavlenie" [Report of Secretary General

"Strengthening and Coordinating United Nations Activities in the Field of the Supremacy of Law. Addition"]. Available at: https://documents-dds-ny.un. org/doc/UNDOC/GEN/N 14/464/16/PDF/ N1446416.pdf?OpenElement.

8. Zayavlenie Predsedatelya Soveta Bezopasnosti (S/PRST/2010/11) [Statement of the Security Council (S/PRST/2010/11)]. Available at: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/429/50/PDF/ N1042950.pdf?OpenElement.

9. ltogovyy dokument Vsemirnogo sammita 2005g. [The 2005 World Summit Outcome]. Available at: http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/ declarations/outcome2005_ch4. shtml#t4.

10. Kalamkaryan R.A. Kodifikatsiya mezhdunarodnogo prava kak faktor obespecheniya miroporyadka na osnove verkhovenstva prava [Codification of International Law as a Factor of World Order Based on the Supremacy of Law]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika, 2005, no. 7, pp. 125-135.

11. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by national vote on December 12, 1993): (with amendments to the Law on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 no. 6-FKZ of December 30, 2008 no. 7-FKZ, of February 5, 2014 no. 2-FKZ, of July 21, 2014 no. 11-FKZ)]. Available at: http:// www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Rezolyutsiya, prinyataya Generalnoy Assambleey OON "Verkhovenstvo prava na natsionalnom i mezhdunarodnom urovnyakh" [The Resolution Adopted by the UN General Assembly "The Supremacy of Law at the National and International Levels"]. Available at: https://www.un.org/ruleoflaw/ ru/knowledge-resources/key-documents/.

13. Sapun V.A. Doktrina "Verhovenstvo prava" i "Pravovoe gosudarstvo" [Doctrine of "Supremacy of Law" and "Legal State"]. Mir politiki i sotsiologii, 2015, no. 10, pp. 25-31.

14. Chirkin V.E. Verkhovenstvo prava: sovremennye varianty terminologii [Supremacy of Law: Modern Versions of Terminology]. Zhurnal rossiyskogoprava, 2015, no. 12 (228), pp. 5-11.

Information About the Authors

Аslan Kh. Abashidze, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Head of Department of International Law, Peoples' Friendship University of Russia, Vice Chairman of the United Nations Committee on Economic, Social and Cultural Rights, Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russian Federation, abashidze_akh@pfur.ru.

Kseniya Yu. Melshina, Postgraduate Student, Department of International Law, Peoples' Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russian Federation, kseniya. melshina@mail. ru.

Информация об авторах

Аслан Хусейнович Абашидзе, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права, Российский университет дружбы народов, вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 г. Москва, Российская Федерация, abashidze_akh@pfur.ru.

Ксения Юрьевна Мельшина, аспирант кафедры международного права, Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 г. Москва, Российская Федерация, kseniya.melshina@mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.