Научная статья на тему 'Обоснованность и дееспособность плана действий ООН по предупреждению насильственного экстремизма'

Обоснованность и дееспособность плана действий ООН по предупреждению насильственного экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / НАСИЛЬСТВЕННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН / ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛЬСТВЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА 2015 Г.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельшина Ксения Юрьевна

Цель. Проблема экстремизма, значится не только в повестке дня ООН, но и других региональных организаций, а также является предметом исследования зарубежных и российских ученых. Масштабы роста экстремизма на сегодняшний день достаточно высоки, что одних действий правоохранительных органов и сил безопасности недостаточно, именно это повышает актуальность комплексного изучения данного явления. Целью исследования является анализ Доклада Генерального секретаря ООН «План действий по предупреждению насильственного экстремизма», представленного в 2016 году, что позволит определить эффективность данного плана для государств-членов ООН. Методология. Для достижения указанной цели был применен общенаучный методологический подход. Методологическую основу данного исследования составляют совокупность методов научного познания, основное место занимают метод анализа и сравнительно-правовой метод. В рамках подготовки статьи также были использованы специальные научные методы. Выводы. План действий, представленный Генеральным секретарем ООН, направлен на противостояние воинствующей идеологии. Документ содержит рекомендации, адресованные правительствам, а также меры, которые следует предпринять на международном уровне. Данный документ, по своей природе, является уникальным достижением в вопросе противодействия насильственному экстремизму, который включает анализ условий и факторов, способствующих распространению экстремизма. Возможность последующего использования результатов научной работы. Анализ документа может лечь в основу дальнейших исследований причин и факторов возникновения экстремизма, а также способствовать реализации мер практического характера в национальной системе. Практическое значение. Исследование может быть полезным в деятельности государственных органов и других субъектов, заинтересованных в предупреждении и противодействии экстремизму. Ценность. Результаты работы могут быть использованы в деятельности профильных российских государственных структур, включая Министерство образования и науки РФ и Министерство иностранных дел РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The validity and efficiency of the UN Plan of Action to Prevent Violent Extremism

Aim. The problem of extremism, appears not only in the UN agenda, but also in other regional organizations, as well as the subject of research of Russian and foreign scientists. The extent of the growth of extremism today is high enough that some law enforcement agencies and security forces is not enough, this is what increases the urgency of a comprehensive study of this phenomenon. The aim of the study is to analyze the report of the United Nations' Action Plan for the prevention of violent extremism, "the Secretary-General's report in 2016, which will determine the effectiveness of the plan for the UN Member States. Methodology. To achieve this goal has been applied general scientific methodological approach. The methodological basis of this study constitute a set of methods of scientific knowledge, the main place is occupied by a method of analysis and comparative legal method, also in preparation for articles and special scientific methods were used. Conclusions. The plan of action submitted by the UN Secretary-General, aimed at countering the militant ideology. The document contains recommendations addressed to Governments, as well as measures to be taken at the international level. This document, by its nature, is a unique achievement in the issue of countering violent extremism, which includes an analysis of conditions and factors conducive to the spread of extremism. Possibility of future use of the results of scientific work. Document analysis can form the basis for further research into the causes and factors of extremism, and promote the implementation of practical measures in the national system. The practical significance. The study may be useful in the work of state bodies and other entities interested in the prevention and combating extremism. Value. The results can be used in activities relevant Russian government agencies, including the Ministry of Education and Science and the Ministry of Foreign Affairs.

Текст научной работы на тему «Обоснованность и дееспособность плана действий ООН по предупреждению насильственного экстремизма»

10.15. ОБОСНОВАННОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ООН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛЬСТВЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Мельшина Ксения Юрьевна, аспирант. Место учебы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: kseniya.melshina@mail.ru

Аннотация

Цель. Проблема экстремизма, значится не только в повестке дня ООН, но и других региональных организаций, а также является предметом исследования зарубежных и российских ученых. Масштабы роста экстремизма на сегодняшний день достаточно высоки, что одних действий правоохранительных органов и сил безопасности недостаточно, именно это повышает актуальность комплексного изучения данного явления. Целью исследования является анализ Доклада Генерального секретаря ООН «План действий по предупреждению насильственного экстремизма», представленного в 2016 году, что позволит определить эффективность данного плана для государств-членов ООН.

Методология. Для достижения указанной цели был применен общенаучный методологический подход. Методологическую основу данного исследования составляют совокупность методов научного познания, основное место занимают метод анализа и сравнительно-правовой метод. В рамках подготовки статьи также были использованы специальные научные методы.

Выводы. План действий, представленный Генеральным секретарем ООН, направлен на противостояние воинствующей идеологии. Документ содержит рекомендации, адресованные правительствам, а также меры, которые следует предпринять на международном уровне. Данный документ, по своей природе, является уникальным достижением в вопросе противодействия насильственному экстремизму, который включает анализ условий и факторов, способствующих распространению экстремизма.

Возможность последующего использования результатов научной работы. Анализ документа может лечь в основу дальнейших исследований причин и факторов возникновения экстремизма, а также способствовать реализации мер практического характера в национальной системе.

Практическое значение. Исследование может быть полезным в деятельности государственных органов и других субъектов, заинтересованных в предупреждении и противодействии экстремизму.

Ценность. Результаты работы могут быть использованы в деятельности профильных российских государственных структур, включая Министерство образования и науки РФ и Министерство иностранных дел РФ.

Ключевые слова: экстремизм, насильственный экстремизм, Организация Объединенных Наций, Генеральный секретарь ООН, План действий по

предупреждению насильственного экстремизма 2015 г.

THE VALIDITY AND EFFICIENCY OF THE UN PLAN OF ACTION TO PREVENT VIOLENT EXTREMISM

Melshina Kseniya Yurievna, postgraduate student. Place of study: Peoples' Friendship University of Russia. Department: International law chair. E-mail: kseniya.melshina@mail.ru

Annotation

Aim. The problem of extremism, appears not only in the UN agenda, but also in other regional organizations, as well as the subject of research of Russian and foreign scientists. The extent of the growth of extremism today is high enough that some law enforcement agencies and security forces is not enough, this is what increases the urgency of a comprehensive study of this phenomenon. The aim of the study is to analyze the report of the United Nations' Action Plan for the prevention of violent extremism, "the Secretary-General's report in 2016, which will determine the effectiveness of the plan for the UN Member States.

Methodology. To achieve this goal has been applied general scientific methodological approach. The methodological basis of this study constitute a set of methods of scientific knowledge, the main place is occupied by a method of analysis and comparative legal method, also in preparation for articles and special scientific methods were used.

Conclusions. The plan of action submitted by the UN Secretary-General, aimed at countering the militant ideology. The document contains recommendations addressed to Governments, as well as measures to be taken at the international level. This document, by its nature, is a unique achievement in the issue of countering violent extremism, which includes an analysis of conditions and factors conducive to the spread of extremism.

Possibility of future use of the results of scientific work. Document analysis can form the basis for further research into the causes and factors of extremism, and promote the implementation of practical measures in the national system.

The practical significance. The study may be useful in the work of state bodies and other entities interested in the prevention and combating extremism.

Value. The results can be used in activities relevant Russian government agencies, including the Ministry of Education and Science and the Ministry of Foreign Affairs. Keywords: extremism, violent extremism, the United Nations, UN Secretary-General, the Action Plan for the prevention of violent extremism in 2015.

До недавнего прошлого, в актах, принятых в рамках ООН, экстремизм, редко, однако, всегда упоминался в качестве сопутствующего явления терроризма. Последнее время отличается тем, что экстремизм и его «разновидности» часто упоминается в качестве самостоятельного объекта усилий государств и их объединений, прежде всего ООН. Подтверждением сказанного является Современный период характеризуется повышенным ростом терроризма и экстремизма, что является прямой угрозой международному миру и безопасности, а также посягательством на общепризнанные принципы международного права, закрепленные Уставом ООН. Подтверждением этому являются обзор Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций[3], проведенный в 2014 году, резолюция ГА 68/127 «Мир против насилия и насильственного экстремизма»[4] 2013 года, заявление Генерального Секретаря ООН от 15 января 2016

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Мельшина К.Ю.

г., в котором экстремизм рассматривается в качестве отдельной угрозы международному миру и безопасно-сти[1].

Совет по правам человека (СПЧ) предпочитает выделять разновидность экстремизма, обозначая ее, как «насильственный экстремизм» («violent extremism»). В принятой в 2015 г. СПЧ резолюции, под заголовком «Права человека и предупреждение насильственного экстремизма»[5], отражено мнение СПЧ: «акты, методы и практика насильственного экстремизма во всех их формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на подрыв осуществления прав человека и основных свобод, подрыв территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизацию легитимно сформированных органов власти» и, в связи с этим «международному сообществу следует предпринять необходимые шаги для укрепления сотрудничества в деле предотвращения насильственного экстремизма и борьбы с ним»[5].

Генеральный секретарь ООН, во исполнение поручения Генеральной Ассамблей ООН представил доклад, в котором содержится «План действий по предупреждению насильственного экстремизма»[2]. В Плане действий констатируется следующее: «насильственный экстремизм — явление многоплановое, которое не имеет четкого определения. Оно не является ни новым, ни присущим только какому-либо конкретному региону, национальности или системе верований»[2].

Следует заметить, что в представленном Плане действий содержится развернутый перечень систем ООН, которые призваны бороться с явлением насильственного экстремизма, однако в названии всех этих подразделений значится только терроризм, что указывает на то, что борьба с насильственным экстремизмом автоматически была включена в действующие структуры ООН, призванные бороться с терроризмом. Сказанное означает, что прежняя система структур ООН и наделение их дополнительной сферой, автоматически не гарантирует успеха в сфере противодействия насильственному экстремизму.

Что касается по существу рассматриваемого документа, План действий разделяет факторы, способствующие насильственному экстремизму на категории: а) «движущие факторы» или условия, которые приводят к насильственному экстремизму; б) «удерживающие факторы» или личные мотивы и процессы, которые играют ключевую роль в трансформации идей и недовольства в насильственные экстремистские действия.

К первой категории относятся:

- отсутствие социально-экономических возможностей;

- маргинализация и дискриминация;

- неэффективное управление, нарушение прав человека и принципа верховенства права;

- затянувшиеся и неурегулированные конфликты;

- радикализация в тюрьмах.

Ко второй категории относятся:

- индивидуальный опыт и мотивация;

- коллективное недовольство и виктимизация;

- искажение и неправомерное использование убеждений, политической идеологии и этнических и культурных различий;

- лидеры и социальные сети.

Помимо вышеперечисленных факторов и условий, влияющих на возникновение насильственного экстремизма, План действий содержит рекомендации по предотвращению насильственного экстремизма: госу-

дарствам-членам ООН разработать глобальную рамочную программу действий по предотвращению воинствующего экстремизма, которая была бы основана на принципах уважения прав человека и верховенства права; разработать национальный план действий по борьбе с насильственным экстремизмом и по его предотвращению, с участием широкого круга правительственных структур и гражданского общества.

Планом действий поощряется региональное сотрудничество по вопросу противодействия насильственному экстремизму, которое будет способствовать укреплению субрегиональных и региональных организации, а также, созданию центров раннего предупреждения в интересах обмена информацией о деятельности воинствующих экстремистов.

Для осуществления региональных стратегий и национальных планов предлагаются конкретные меры, заключающиеся в предотвращении конфликтов; укреплении благого управления, защиты прав человека и верховенства закона; в вовлечении общин; расширении прав и возможностей молодежи; в создании условий гендерного равенства; в образовании, развитии профессиональных навыков и облегчении трудоустройства; адаптации СМИ, Интернета и социальных сетей для борьбы с насильственным экстремизмом.

Предотвращение конфликтов видится не только путем военных действий, но и посредствам установления контактов между противоборствующими сторонами на более ранних этапах для формирования международного консенсуса по спорным вопросам. В Плане действий отражена идея по привлечению религиозных лидеров к созданию платформы для внутриконфес-сионального и межконфессионального диалога и дискуссий, поощряющих терпимость и взаимопонимание между общинами, с целью призвать их к отказу от воинствующих доктрин посредством пропаганды мирных и гуманитарных ценностей, присущих их теологиям.

В целях укрепления благого управления, защиты прав человека и верховенства закона необходимо провести анализ всего национального законодательства, политики, стратегий и практических методов, предусматривающих предотвращение воинствующего экстремизма или противодействие ему. По мнению Генерального секретаря необходимо больше внимания уделить Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в целях установления справедливого правосудия и недискриминационного оказания важнейших услуг, видится необходимым обеспечивать привлечение к ответственности за грубые нарушения норм международного права прав человека и международного гуманитарного права, а также разработать программы возвращения в общество и социальной реабилитации лиц, придерживающихся идей воинствующего экстремизма, и оказания им психологической помощи. Согласно Плану действий ограничения относительно свободы выражения мнений должны быть сформулированы четко и не должны допускать расширительного толкования.

Вместе с тем, необходимо вовлекать гражданское общество и общины в обсуждение вопросов, которые связанны с факторами, способствующими воинствующему экстремизму, путем установления гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин и молодежи.

План действий также содержит негативные последствия насильственного экстремизма, а именно: подрыв совместных усилий по поддержанию мира и безопасности, устойчивого развития, по развитию и установ-

лению верховенства международного права и обеспечению прав человека.

Несмотря на объемный характер Плана действий, данный документ упускает из виду, на наш взгляд, главную причину появления и роста насильственного экстремизма, ей является состояние «безвластия» в государствах, возникающее прежде всего в результате вмешательства из вне, с целью свержения легитимной власти или проведения там различных «цветных революций».

Список литератуны:

1. Заявление Генерального секретаря ООН от 15 января 2016 г. <http://www.unic.ru> последнее посещение 20.09.2016

2. Доклад Генерального Секретаря от 24 декабря 2015 г. «План действий по предупреждению насильственного экстремизма» <https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/456/22/PDF/N1545622.p df?OpenElement>

3. Резолюция ГА ООН 68/276 от 16 июня 2014 г. «Обзор Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций»

4. <https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/ N13/456/03/PDF/N1345603.pdf?OpenElement> последнее посещение 14.07.2016

5. Резолюция ГА ООН 68/127 от 18 декабря 2013 года «Мир против насилия и насильственного экстремизма» <https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOc/ GEN/N13/447/09/PDF/N1344709.pdf?0penElement> последнее посещение 07.04.2016

6. Резолюция 30/15, принятая Советом по правам человека от 2 октября 2015 г. «Права человека и предупреждение насильственного экстремизма» <http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G15/232/ 06/PDF/G1523206.pdf?0penElement> последнее посещение 18.02.2016

Рецензия

на статью К.Ю. Мельшиной «Обоснованность и дееспособность плана действий ООН по предупреждению насильственного экстремизма»

Экстремизм, в настоящее время, выступает в виде оформившегося, достаточно очерченного, самостоятельного и ставшего для всех буквально очевидным, предмета для совместного изучения государствами, совместной профилактики и даже совместного противодействия, с подключением потенциала гражданского общества. Противодействие экстремизму является не только государственной, но и международной проблемой. Можно говорить о том. что на международные площадки, как многосторонние, прежде всего по линии международных организаций, так и двусторонние, в последнее время все более активно и содержательно выносятся вопросы и задачи противодействия экстремизму.

К.Ю. Мельшиной удалось проанализировать, подготовленный Генеральным секретарем оОн «План действий по предупреждению насильственного экстремизма». Данный документ подготовлен по поручению Генеральной Ассамблеи ООН и содержит анализ факторов и условий, способствующих возникновению и развитию экстремизма. Статья позволяет определить эффективность данного документа на международном уровне, а также освещает причины, которые, по мнению автора, могут являться предпосылками распространения экстремизма.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что статья К.Ю. Мельшиной «Обоснованность и дееспособность Плана действий ООН по предупреждению насильственного экстремизма» выполнена на весьма высоком уровне и может быть рекомендована для опубликования в журнале «Правовые пробелы в российском законодательстве».

Доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов, к.ю.н. Ф.Р.Ананидзе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.