Научная статья на тему 'Роль ООН в формировании международных стандартов в сфере здравоохранения'

Роль ООН в формировании международных стандартов в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1513
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / UN / ГА / ЭКОСОС / УВКПЧ / OHCHR / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / PURPOSES OF DEVELOPMENT OF THE MILLENNIUM / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH / МЕЖДУНАРОДНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL HEALTH LAW / ПРАВО НА ЗДОРОВЬЕ / RIGHT TO HEALTH / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / GENERAL ASSEMBLY / ECONOMIC AND SOCIAL COUNCIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнатик Евгения Александровна

Организации Объединенных Наций принадлежит значительная роль в конструировании и поддержании миропорядка. В том числе мероприятия, проводимые ООН, формируют мировую тенденцию к унификации политики в области здравоохранения. В центре внимания автора настоящей статьи анализ вклада органов ООН в разработку международных стандартов в сфере здравоохранения. К таким органам относятся Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности Экономический и социальный Совет, Управление Верховного комиссара по правам человека. Совет Безопасности, являясь главным ответственным органом за поддержание международного мира и безопасности, в своей работе столкнулся с проблемой широчайшего масштаба пандемия ВИЧ/СПИД. Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС своими резолюциями стремятся достичь выполнения Целей Развития Тысячелетия, что неоднократно подчеркивается как в рабочих, так и в официальных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the un in the elaboration of international health standards

The United Nations has a significant role in constructing and maintaining of the world order. In particular, the activities of the UN form the global trend towards unification of health policy. The main objective of this article is to analyze the contribution of the United Nations in the development of international standards in healthcare. These organs are the General Assembly, the Security Council the Economic and Social Council and the Office of the High Commissioner for Human Rights. Security Council is the principal organ responsible for maintaining international peace and security, but in their work it faced with the widest scale problem of the HIV/AIDS pandemic. The General Assembly and ECOSOC seek to achieve in their resolutions the Millennium Development Goals, which has been repeatedly emphasized in the workers and in official documents.

Текст научной работы на тему «Роль ООН в формировании международных стандартов в сфере здравоохранения»

РОЛЬ ООН В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Е.А. Гнатик

Кафедра международного права Юридический институт Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Организации Объединенных Наций принадлежит значительная роль в конструировании и поддержании миропорядка. В том числе мероприятия, проводимые ООН, формируют мировую тенденцию к унификации политики в области здравоохранения. В центре внимания автора настоящей статьи — анализ вклада органов ООН в разработку международных стандартов в сфере здравоохранения. К таким органам относятся Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности Экономический и социальный Совет, Управление Верховного комиссара по правам человека. Совет Безопасности, являясь главным ответственным органом за поддержание международного мира и безопасности, в своей работе столкнулся с проблемой широчайшего масштаба — пандемия ВИЧ/СПИД. Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС своими резолюциями стремятся достичь выполнения Целей Развития Тысячелетия, что неоднократно подчеркивается как в рабочих, так и в официальных документах.

Ключевые слова: ООН, ГА, ЭКОСОС, УВКПЧ, Цели Развития Тысячелетия, здравоохранение, международное медицинское право, право на здоровье, защита прав человека

Характерной чертой современного мира является наличие международных организаций, взявших на себя обязанность по поддержанию мира, спокойствия и обеспечению стабильного развития общества. Важнейшая из них — основанная в 1945 г. Организация Объединенных Наций — универсальная международная организация общего характера. Сфера ее деятельности необычайно широка: безопасность и разоружение, образование и культура, защита прав человека, экономика и многое другое. Устав ООН подчеркивает значимость укрепления международного сотрудничества, в частности — в социальной сфере и сфере здравоохранения.

Основным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея (ГА), весьма значимую функцию которой составляет содействие сотрудничеству в области экономической и социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения и прав человека. Вопросы здравоохранения чаще всего подлежат обсуждению в рамках третьего комитета по социальным и гуманитарным вопросам.

В компетенцию Генеральной Ассамблеи входит принятие резолюций по вопросам охраны здоровья, а также в сферах, оказывающих косвенное воздействие на глобальное здравоохранение (в частности, защита прав человека, право на доступ к питьевой воде, гуманитарную помощь и устойчивое развитие).

Особое внимание Генеральная Ассамблея уделяет вопросам взаимосвязи здоровья и внешней политики. Ведь несмотря на то что руководство системами

здравоохранения по-прежнему остается одним из главных направлений формирования политики на национальном уровне, решение вопросов охраны здоровья населения все больше смещается в зону сопряжения между внутренними и иностранными делами. Причина кроется в том, что большинство угроз здоровью (независимо от того, вызваны они инфекционными или неинфекционными заболеваниями) в XXI в. неумолимо приобретает транснациональный характер.

В декабре 2009 г. Генеральной Ассамблеей ООН единодушно была принята резолюция А/RES/64/108 «Здоровье населения мира и внешняя политика» [3], основу которой составил доклад «Здоровье населения мира и внешняя политика: стратегические возможности и вызовы». Документ был подготовлен Генеральным секретарем ООН в сотрудничестве с ВОЗ во исполнение резолюции Генеральной Ассамблеи А/RES/63/33 2008 г. В декабрьской резолюции ГА ООН 2009 г. подчеркивается, что глобальные вызовы в области здравоохранения требуют еще более согласованных и постоянных ответных мер на национальном, региональном и международном уровнях. В частности, в резолюции подчеркивается [3], что странам необходимо:

- при разработке внешней политики учитывать вопросы здравоохранения;

- добиваться большей согласованности между здравоохранением, развитием и внешней политикой;

- наращивать усилия по подготовке дипломатов и чиновников системы здравоохранения по вопросам здоровья населения мира и внешней политики.

Одним из механизмов привлечения всеобщего внимания и экономической поддержки в рамках Генеральной Ассамблеи является проведение Форумов Высокого Уровня, которые могут принимать формы «Встреч высокого уровня» или «Специальных Сессий».

Специальные Сессии — события нечастые, организуемые исключительно по запросу большинства членов ГА или по запросу Совета Безопасности. Непосредственно вопросам здравоохранения была посвящена единственная специальная сессия (июнь 2001 г.), рассматривавшая исключительно проблему борьбы с ВИЧ/СПИД.

Встречи высокого уровня проводятся в рамках ежегодных заседаний ГА. В 2006 г. на этом мероприятии рассматривались проблемы ВИЧ/СПИДа; в 2011 г. обсуждались Цели Развития Тысячелетия (ЦРТ) и их достижение, а также проблемы борьбы с неинфекционными заболеваниями (НИЗ). По итогам Совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними государства-члены взяли на себя обязательства, в частности, расширить доступность безопасных, недорогих, эффективных и качественных лекарств и технологий для диагностики и лечения НИЗ [5].

Первым документом, объединившим усилия государства в противодействии наиболее актуальным угрозам и вызовам нового тысячелетия, стала Декларация Тысячелетия, принятая резолюцией ГА в 2000 г. Важное место в документе отводилось необходимости скорейшей ликвидации бедности и голода, расширению прав женщин, снижению детской и материнской смертности, борьбе с малярией, ВИЧ/СПИДом и прочими заболеваниями.

Однако стоит отметить, что, несмотря на значительный прогресс, многим странам пока не удается достичь обозначенных декларацией целевых показателей, связанных со здоровьем и развитием.

Социально-экономические последствия распространения неинфекционных заболеваний негативно влияют на достижение ЦРТ, поставленных Организацией Объединенных Наций в Декларации Тысячелетия. Достижение целей, направленных на решение проблем в социальной сфере и сфере здравоохранения (в частности, получение образования и борьба с бедностью), тормозится растущей эпидемией неинфекционных заболеваний и связанными с ними факторами риска. Последние оценки объема финансовых ресурсов, необходимых для достижения ЦРТ в сфере здравоохранения и обеспечения гарантированного доступа к важнейшим медицинским вмешательствам, включая неинфекционные заболевания, в 49 странах с фактическими подушевыми расходами 32 долл. на человека, продемонстрировали, что к 2015 г. страны в среднем должны будут увеличить подушевой расход (что составит более 60 долл. США на человека). Необходимо отметить, что предполагаемая цифра расходов включает затраты на расширение доступа к основным услугам в сфере здравоохранения.

Профилактика неинфекционных заболеваний (НИЗ) имеет существенное значение в деле ликвидации нищеты и голода, поскольку наличие этих заболеваний отрицательно сказывается на производительности труда и семейном доходе, а также в связи с тем, что в странах с низким уровнем дохода семьи вынуждены тратить значительную часть своего бюджета на медицинскую помощь. Негативное воздействие НИЗ на национальную экономику ведет к сокращению рабочих мест, вследствие чего все большее число людей рискует оказаться за чертой бедности.

Профилактика неинфекционных заболеваний также важна для достижения 2-й Цели Развития Тысячелетия (как принято обозначать, ЦРТ-2) — обеспечения всеобщего начального образования. Дело в том, что при НИЗ расходы на медицинскую помощь и лекарственные препараты (равно как и на табак и на алкоголь) снижают средства семьи, которые могли бы пойти на образование. Эта проблема особенно остро стоит в наиболее бедных семьях.

Наблюдается тесная взаимосвязь между ЦРТ-4 и ЦРТ-5 — снижением детской смертности и охраной материнства. Например, увеличение распространенности гипертонии и диабета, а также курение среди беременных повышает риск осложнений во время родов и неблагоприятных последствий для здоровья матери. Кроме того, воздействие табачного дыма является причиной внезапной младенческой смерти, возникновения респираторных инфекций, астмы и других тяжелых заболеваний у детей.

Одной из важнейших задач является обеспечение доступности основных лекарственных средств в развивающихся странах (ЦРТ-8). Однако международные усилия, направленные на расширение доступа к основным лекарственным средствам, ограничены. В основном речь идет о препаратах для лечения СПИДа, туберкулеза и малярии. Считается, что в ситуации, когда большинство случаев ухудшения здоровья и смерти вызываются НИЗ, нецелесообразно оце-

нивать достижение крупных целей в области развития с учетом только инфекционных заболеваний.

Совет Безопасности (СБ) ООН призван нести главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, определяя наличие угрозы миру или акта агрессии. Однако, за исключением предоставления гуманитарной помощи, вопросы охраны здоровья, к сожалению, не получают должного внимания в деятельности данного органа ООН.

Вместе с тем в 2000 г. СБ был вынужден начать работу в сфере противодействия распространению ВИЧ/СПИДа.

Как было отмечено на 4172-м заседании СБ ООН в 2000 г.[2], проблема борьбы с ВИЧ/СПИД не относится к кругу ведения Совета. Однако СБ не может ее игнорировать в силу угрозы миру, которую она в себе несет.

Как справедливо отмечали представители государств, распространение этого «ужасающего зла» [2] способно оказать разрушительное воздействие на все сферы жизни общества, в особенности на безопасность населения и экономику. Более того, эта пандемия может вызвать этнические и региональные конфликты, что, в свою очередь, повлечет еще большее ее распространение. В частности, приводился тот факт, что среди военных показатели распространения болезней, передаваемых половым путем, выше в 2-5 раз по сравнению с гражданским населением. Это представляет опасность и для миротворческих сил ООН в случае неполного их информирования о степени опасности вируса и методов защиты от заражения им.

Особый акцент во время заседания был сделан на том, что для борьбы с ВИЧ/СПИДом потребуются не только непосредственно денежные, но и человеческие ресурсы. Необходимо обеспечить максимально возможное количество квалифицированных медицинских работников в регионах, подверженных распространению эпидемии. Помимо этого важен высокий уровень доступа населения к медицинским учреждениям для регулярной проверки состояния здоровья зараженных и обеспечения их лекарствами. Была отмечена «несговорчивость» крупных фармацевтических компаний по поводу разрешения производства менее дорогих аналогов лекарств для скорейшего начала лечения населения стран Африки и Азии. Как заметил представитель Малайзии Агама Хасми, «достоин сожаления тот факт, что соображения прибыли берут верх над необходимостью спасти жизнь людей» [2].

По итогам указанного заседания, Советом Безопасности была принята «беспрецедентная. по вопросу охраны здоровья» [2] резолюция 1308(2000) [6], определившая пандемию ВИЧ/СПИД как значительную угрозу стабильности и безопасности. Документ рекомендует государствам проводить профилактику ВИЧ/СПИД, консультации персонала и населения; призывает принимать дополнительные меры по подготовке миротворческого персонала; подчеркивает необходимость проведения дополнительных обсуждений заинтересованными сторонами для достижения прогресса в этой сфере.

Рассмотрение вопроса противодействия распространению ВИЧ/СПИД на уровне СБ ООН позволило трансформировать его из вопроса общественного

здоровья в важный элемент обеспечения национальной безопасности в развивающихся странах, а также в явную угрозу миру и безопасности.

Следующим шагом Совета в сфере борьбы с пандемией ВИЧ стала резолюция 1460(2003) [7], в которой фондам и программам ООН предлагается обеспечивать подготовку войск по вопросам ВИЧ/СПИДа, осуществлять услуги по проверке населения на наличие вируса и предоставлять консультации всем подразделениям ООН, осуществляющим миротворческие, полицейские и гуманитарные операции.

Последняя на сегодняшний день резолюция СБ ООН по вопросу борьбы со СПИДом была принята в 2011 г. [8]. В ходе заседания представителями государств были подчеркнуты успехи, достигнутые благодаря принятию резолюции 2000 г. Заметный прогресс отмечается в области информирования миротворческих сил ООН, благодаря чему число случаев заболеваний в войсках, вопреки ожиданиям, возросло весьма незначительно. Успехи достигнуты и в разработке лекарственных средств, что способствовало продлению и спасению миллионов жизней. Мероприятия по предотвращению передачи ВИЧ от матери ребенку привели к появлению поколения детей, неинфицированных ВИЧ. В целом отмечается снижение показателей смертности и заболеваемости от вируса на 20% за 10 лет. Особенно ярко проявились успехи в Индии: предполагаемое число новых случаев инфицирования снизилось на 50%.

Однако, несмотря на упомянутые достижения, проблема пандемии остается весьма острой, особенно среди женщин и девочек, которые являются наибольшей группой риска на конфликтных территориях. Насилие, присущее военным действиям, приводит к увеличению случаев заболевания. Подчеркивается, что доступ к лечению по-прежнему имеют далеко не все слои населения, в частности, его лишаются вынужденные переселенцы и беженцы.

Резолюция, принятая Советом Безопасности на заседании 7 июня 2011 г., призывает международное сообщество продолжать борьбу с ВИЧ/СПИДом, информировать население о методах защиты, предоставлять лечение и уход максимально возможному количеству людей, проводить профилактические программы. Также подчеркивается важность сотрудничества с гражданским обществом в противостоянии мировой угрозе.

Стоит, однако, отметить, что до настоящего времени должного внимания в СБ ООН не получили вопросы противодействия распространению неинфекционных заболеваний. Как уже было отмечено, НИЗ затрагивают все регионы мира вне зависимости от экономического развития и обеспечения доступа населения к лекарственным средствам, а их рост оказывает существенное влияние на увеличение расходов государств в сфере здравоохранения и прямых затрат граждан, снижает трудоспособность населения и создает критические ситуации в целых регионах мира.

Среди важнейших органов ООН значится ЭКОСОС — Экономический и социальный Совет, учрежденный в 1946 г.

Основными функциями ЭКОСОС являются:

- повышение уровня жизни, полной занятости населения, улучшение условий экономического и социального прогресса и развития;

- разрешение международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и др.; международное сотрудничество в области культуры и образования;

- всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

В соответствии со своим широким мандатом ЭКОСОС несет ответственность за использование почти 70% людских и финансовых ресурсов всей системы ООН. ЭКОСОС координирует деятельность 9 «функциональных» комиссий, 5 региональных комиссий и 19 специализированных учреждений, в том числе Всемирной Организации Здравоохранения. ЭКОСОС заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность, уполномочен получать от них доклады.

На основе соглашений с членами ООН Совет может получать от них доклады о выполнении его рекомендаций, а также рекомендаций Генеральной Ассамблеи в соответствующих областях. Свои замечания по докладам ЭКОСОС может представлять как государствам-членам, так и ГА. Эта контрольная функция обладает значительным потенциалом.

Первыми шагами в работе Совета стала разработка проектов Всеобщей Декларации прав человека, а также учреждение Комиссии по правам человека. Проводилась работа по борьбе с распространением наркотических средств (в частности, была создана Комиссия по наркотическим средствам), по усилению сотрудничества с Национальными обществами Красного креста, по защите прав инвалидов. Совместно с ВОЗ решались проблемы по борьбе с табакокурением, а также ЭКОСОС принимает активное участие в работе Программы ООН по борьбе с ВИЧ/СПИДом (ЮНЭЙДС).

В начале XXI в. на Совет были возложены две новые функции: Ежегодный обзор на уровне министров (ЕОМ) и проведение Форума высокого уровня по сотрудничеству в целях развития (Форум).

ЕОМ и Форум направлены на оценку прогресса в достижении Целей Развития Тысячелетия как по регионам, так и в мире в целом, а также на повышение согласованности и эффективности действий субъектов международного права в области развития. Одной из ключевых сфер деятельности созданных механизмов является исследование «ключевых проблем на пути реализации международных целей и обязательств в отношении охраны здоровья людей во всем мире» [9].

Созданная ЭКОСОС Комиссия по правам человека более полувека являлась основным органом в сфере защиты прав человека. Однако вопросы здравоохранения Комиссия практически не затрагивала, относя их к компетенции ВОЗ. Вместе с тем КПЧ принимала активное участие в толковании положений Международных Пактов 1966 г., а также занималась выявлением нарушений права человека на здоровье на основе докладов государств. В 2006 г. Комиссия по правам человека прекратила свое существование, уступив место Совету по правам человека, созданному на основе резолюции 60/251, принятой на 60-й сессии ГА ООН.

Одной из первых реформ Совета по правам человека стала институциональная, в результате которой была пересмотрена система специальных процедур назначения специальных докладчиков, независимых экспертов и создания рабочих групп по правам человека.

Так, к уже существующим добавили несколько тематических мандатов, в числе которых необходимо выделить специального докладчика по вопросу о праве на безопасную питьевую воду и санитарные услуги. Особая роль отводится специальному докладчику по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, специальному докладчику по вопросу о праве на питание, независимому эксперту по вопросу об обязательствах в области прав человека, связанных с пользованием безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой. В сферу деятельности докладчиков и независимых экспертов входит посещение государств, в которых были отмечены нарушения конкретных прав человека и детальное изучение проблемы. Они наделяются правами отправлять сообщения лицам, чьи действия приводят к нарушениям или злоупотреблениям, проводить консультации и исследования, оказывать помощь при разработке международных стандартов в области защиты прав человека.

Докладчики и эксперты обязаны ежегодно отчитываться перед ГА и Советом по правам человека. По итогам года разрабатываются и публикуются рекомендации каждому государству, в котором проводились специальные процедуры. Источником информации о проблеме может служить как организация, так и физическое лицо — путем направления жалобы или сообщения о нарушении прав. Стоит выделить очевидный минус процедуры: жалоба может быть рассмотрена только тогда, когда уже были исчерпаны «все национальные средства правовой защиты, за исключением случаев, когда такие средства неэффективны или требуют необоснованно длительного времени» [10].

С каждым годом растет число национальных правозащитных учреждений, принимающих непосредственное участие в деятельности специальных процедур. Увеличивается и число консультаций, осуществляемых экспертами Совета по правам человека с государствами в целях усиления эффективности механизмов защиты прав человека на национальном уровне.

Однако, как справедливо отмечено в Докладе о работе 19-го ежегодного совещания Специальных докладчиков-представителей, независимых экспертов и председателей рабочих групп специальных процедур СПЧ за 2012 г., зачастую просьбы мандатариев о посещении той или иной страны с целью проведения исследования о состоянии прав человека остаются без ответа, в силу чего они технически не могут выполнять свои функции [1].

В контексте защиты прав человека обязательным представляется упомянуть о Верховном комиссаре ООН по правам человека (ВКПЧ). Этот пост был учрежден в 1993 г. резолюцией ГА ООН, а основной целью Комиссара является координация правозащитной деятельности ООН. Деятельность Комиссара охватывает не только работу органов ООН по защите прав человека, но также и тесное сотрудничество со специализированными учреждениями Организации.

Управление ВКПЧ является координирующим органом в системе органов ООН по правам человека, а также вспомогательным органом в вопросе принятия международных стандартов. Управление занимается, в частности, публикацией информации о состоянии защиты прав человека, выпуская следующие виды изданий: изложения фактов, тематические публикации, справочные, учебно-образовательные и методологические материалы.

К основным заслугам ВКПЧ в области здоровья и здравоохранения следует отнести разработку следующих документов: Международные руководящие принципы по ВИЧ/СПИДу и правам человека (объединенный вариант 2006 г.), Изложение фактов № 31 (Право на здоровье), Изложение фактов № 34 (Право на достаточное питание), Изложение фактов № 35 (Право на воду). Изложения фактов характеризуются подробностью информации, наиболее полным освещением заданной проблемы, описанием механизмов контроля в исследуемой сфере, приведением конкретных примеров, а также наличием списка международных документов, регулирующих ту или иную сферу. Вне всякого сомнения данные материалы являются незаменимыми при обучении специалистов в области прав человека.

Организация Объединенных Наций является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании и поддержании которого ей принадлежит важная роль. Она представляет собой ядро глобальной системы международных организаций [4. С. 41].

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что деятельность ООН в области здравоохранения способствует развитию отрасли международного медицинского права. Мероприятия, проводимые Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями, сформировали мировую тенденцию к унификации политики в области здравоохранения. Одной из основных причин этого, безусловно, положительного феномена служит наличие угроз здравоохранению в мировом масштабе: пандемии, бедность, отсутствие должного уровня доступа к лекарственным средствам и некоторые другие. Сфера деятельности организации в области здравоохранения расширяется с каждым годом, однако на данный момент, к сожалению, ни один из разработанных и принятых документов не носит общеобязательного характера.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Документ ООН A/HRC/21/51, 9 июля 2012 г. URL: http://www.ohchr.org/ Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session21/A-HRC-21 -51_ru.pdf.

[2] Документ ООН S/PV.4172 от 17 июля 2000 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/UND0C/PR0/N00/535/54/PDF/N0053554.pdf?0penElement.

[3] Здоровье населения мира и внешняя политика. A/RES/64/108. Генеральная Ассамблея. 2010. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/64/108&referer= http://www.un.org/en/ga/64/resolutions.shtml&Lang=R.

[4] Лукашук И.И. Международное право. — М., 2005.

[5] Резолюция 66/2 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 19 сентября 2011 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/458/96/PDF/ N1145896.pdf?OpenElement.

[6] Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1308(2000) от 17 июля 2000 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/536/04/PDF/N0053604.pdf? OpenElement.

[7] Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1460(2003) от 30 января 2003 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N03/231/18/PDF/N0323118.pdf? OpenElement.

[8] Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1983 от 7 июня 2011 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/365/68/PDF/N1136568.pdf? OpenElement.

[9] Сайт ООН, раздел ЭКОСОС: Ежегодный обзор на уровне министров. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/newfunct/amr2009.shtml.

[10] Сайт Совета по правам человека, раздел: Процедуры рассмотрения жалоб. URL: http://www.ohchr.org/RU/HRBodies/HRC/Pages/Complaint.aspx.

ROLE OF THE UN IN THE ELABORATION OF INTERNATIONAL HEALTH STANDARDS

E.A. Gnatik

The Department of International Law Peoples' Friendship University of Russia

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

The United Nations has a significant role in constructing and maintaining of the world order. In particular, the activities of the UN form the global trend towards unification of health policy. The main objective of this article is to analyze the contribution of the United Nations in the development of international standards in healthcare. These organs are the General Assembly, the Security Council the Economic and Social Council and the Office of the High Commissioner for Human Rights. Security Council is the principal organ responsible for maintaining international peace and security, but in their work it faced with the widest scale problem of the HIV/AIDS pandemic. The General Assembly and ECOSOC seek to achieve in their resolutions the Millennium Development Goals, which has been repeatedly emphasized in the workers and in official documents.

Key words: UN, General Assembly, Economic and Social Council, OHCHR, Purposes of development of the millennium, health, international health law, the right to health, protection of human rights.

REFERENCES

[1] Dokument OON A/HRC/21/51, 9 iyulya 2012 g. URL: http://www.ohchr.org/ Docu-ments/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session21/A-HRC-21 -51_ru.pdf.

[2] Dokument OON S/PV.4172 ot 17 iyulya 2000 g. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/PRO/N00/535/54/PDF/N0053554.pdf?OpenElement.

[3] Zdorov'e naseleniya mira i vneshnyaya politika. A/RES/64/108. General'naya Assambleya. 2010. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/64/108&ref-erer=http://www.un.org/en/ga/64/resolutions.shtml&Lang=R.

[4] Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. — M., 2005.

[5] Rezolyuciya 66/2 General'noy Assamblei Organizacii Ob#edinennyh Naciy ot 19 sentyabrya 2011 g. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/458/96/PDF/N1145896.pdf? OpenElement.

[6] Rezolyuciya Soveta Bezopasnosti OON S/RES/1308(2000) ot 17 iyulya 2000 g. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/536/04/PDF/N0053604.pdf? OpenElement.

[7] Rezolyuciya Soveta Bezopasnosti OON S/RES/1460(2003) ot 30 yanvarya 2003 g. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N03/231/18/PDF/N0323118.pdf? ОрепЕ1етеп!

[8] Rezolyuciya Soveta Bezopasnosti OON S/RES/1983 ot 7 iyunya 2011 g. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/365/68/PDF/N1136568.pdf? OpenElement.

[9] Sayt OON, razdel EKOSOS: Ezhegodny obzor na urovne ministrov. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/newfunct/amr2009.shtml.

[10] Sayt Soveta po pravam cheloveka, razdel: Protsedury rassmotreniya zhalob. URL: http://www.ohchr.org/RU/HRBodies/HRC/Pages/Complaint.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.