Научная статья на тему 'Цели, принципы и особенности системы дистанционных эвристических олимпиад'

Цели, принципы и особенности системы дистанционных эвристических олимпиад Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ / ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / DISTANT HEURISTIC OLYMPIADS / HEURISTIC EDUCATION / DIDACTIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Ю. В.

В статье рассматривается одна из популярных форм дистанционного обучения эвристические олимпиады. Анализируются принципы, отражающие специфику дистанционных эвристических олимпиад, касающиеся как содержания, так и технологии проведения; приводится типология олимпиад; исследуются их отличия от аналогичных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипкина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели, принципы и особенности системы дистанционных эвристических олимпиад»

Скрипкина Ю.В. ©

Зам. директора, Центр дистанционного образования «Эйдос», г. Москва

ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННЫХ

ЭВРИСТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД

Аннотация

В статье рассматривается одна из популярных форм дистанционного обучения -эвристические олимпиады. Анализируются принципы, отражающие специфику дистанционных эвристических олимпиад, касающиеся как содержания, так и технологии проведения; приводится типология олимпиад; исследуются их отличия от аналогичных мероприятий.

Ключевые слова: дистанционные эвристические олимпиады, эвристическое обучение, дидактическая система.

Keywords: distant heuristic Olympiads, heuristic education, didactic system.

Большая советская энциклопедия трактует олимпиаду школьников как «соревнования учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний. ... Олимпиада — одна из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствует повышению интереса учащихся к знаниям, развитию их способностей, профессиональной ориентации, позволяет выявить . наиболее способных». За время существования олимпиад школьников (начиная с 1934 года - первой математической олимпиады в СССР) расширился перечень олимпиад, появились новые формы проведения (заочные олимпиады, дистанционные олимпиады), но заявленные цели и общие педагогические подходы сохранились.

Рассматривая олимпиады школьников в парадигме личностно-ориентированного обучения, Т.Н. Смирнова выделяет следующие противоречия с заявленными целями [4, с. 39]:

1) Повышение интереса к предмету, возможно, если учащийся - участник олимпиады сможет увидеть результат своего учебного труда. Но если учащийся не решит ни одной задачи, не выполнит ни одного задания?

2) Доступ к олимпиадам городского, областного и, тем более, Всероссийского уровня строго лимитирован, принять участие в олимпиаде может лишь избранный ученик.

Как заключает автор, говоря о традиционных олимпиадах школьников разного уровня, «такая форма учебного процесса как олимпиада имеет положительный потенциал лишь для ограниченного количества детей». И далее ставит вопрос: «Нельзя ли выстроить такую методику проведения олимпиад, чтобы каждый ученик, принимающий участие в олимпиаде, поднимался на новую ступень в своем личностном и интеллектуальном развитии, смог увидеть свой результат, осознать его, почувствовать?»

Дистанционные эвристические олимпиады, появившиеся в 1997 году, имеют принципиальные отличия от традиционных олимпиад и решают иные образовательные задачи, являются актуальной формой творческой самореализации учащихся. За 14 лет проведено более 600 Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, в которых приняло участие более 230 тыс. школьников и студентов.

Разработчиком педагогической концепции, содержания, технологии проведения дистанционных эвристических олимпиад (ДЭО) является А.В. Хуторской. Согласно его описанию, эвристическая олимпиада «имеет целью предоставить ученикам возможность

©© Скрипкина Ю.В., 2012 г.

максимального творческого самовыражения в метапредметных областях с учётом их индивидуальных способностей» [5]. Автор характеризует олимпиады как «интенсивную форму реализации творческого потенциала учащихся», и выделяет свойства олимпиад, которые делают их популярными среди учеников и учителей - «интерактивность, оригинальность, креативность» [6, с. 361].

Цель дистанционных эвристических олимпиад — выявление и развитие творческих способностей участников. Достижению этих целей способствуют следующие факторы, характерные для эвристических олимпиад:

- эвристические задания, в результате выполнения которых участник создает личный образовательный продукт. Главные признаки эвристического задания - его открытость, заложенная в задании актуальная проблема, возможность создать личностнозначимый образовательный продукт;

- сама форма проведения - возможность соревноваться в творчестве и общаться с учащимися из разных городов России и других стран, с помощью дистантных телекоммуникаций;

- целеполагание и рефлексивный компонент.

М.Н. Рыскулова [3, с. 58-59] в 2008 году сформулировала пятнадцать принципов дистанционных эвристических олимпиад, способствующих творческому саморазвитию учащихся. Однако с течением времени дистанционные эвристические олимпиады меняются как содержательно, так и технологически. Мы посчитали возможным уточнить принципы с позиций нашего исследования и систематизировать в следующие группы. Данные принципы отражают специфику дистанционных эвристических олимпиад и касаются как содержания, так и технологии проведения на момент проведения исследования:

1) Принципы демократичности:

- Принцип равных возможностей: отсутствие предварительного отбора участников, возрастных, территориальных, численных и иных ограничений;

- Принцип доступности: наличие в каждой олимпиаде заданий для всех (от дошкольников до студентов), ориентир на общее содержание ФГОС;

2) Принципы построения системы олимпиад

- Принцип предметной образовательной траектории: олимпиады в течение года объединены в предметные серии так, чтобы по каждому предмету практически каждый месяц проводилось не менее 1 олимпиады;

- Принцип многоаспектности: в течение года проводятся олимпиады,

охватывающие разнообразные сферы проявлений человеческих способностей: когнитивной, коммуникативной, физической, духовной и т.д.;

3) Принципы деятельности участников

- Принцип осознанности: в каждую олимпиаду включены этапы целеполагания и рефлексии, с их помощью каждый учащийся может проанализировать и осознать свою деятельность и ее результаты;

- Принцип соревновательного сотрудничества: предполагает одновременное

участие в ДЭО учащихся из разных школ и регионов; участвуя в индивидуальном зачете, каждый ученик школы своей работой оказывает влияние на общий рейтинг команды;

- Принцип свободы творчества: задания олимпиад обеспечивают максимальную свободу творчества; отсутствие правильного решения, готового ответа стимулирует фантазию, выдвижение гипотез, самопознание, раскрывает творческий потенциал;

- Принцип коммуникативности: реализован на содержательном уровне - задания олимпиад открыты, «внутренне-диалогичны», кроме того, есть класс специальных коммуникативных заданий; на организационном уровне - дистантный характер носит форма взаимодействия субъектов;

- Принцип личностной значимости: задания олимпиады создают условия для выражения в ответе собственной позиции, достижения личностно-значимого результата, опору на личный опыт;

4) Принципы достижения образовательного результата

- Принцип продуктивности: результат выполнения каждого задания олимпиады -личный творческий образовательный продукт участника;

- Принцип фундаментальности: в основе заданий - фундаментальные

образовательные объекты, метапредметные виды деятельности;

- Принцип разнообразности: предполагает заложенность в рамках комплекта одной олимпиады заданий, предполагающих разные типы деятельности, создание разных типов образовательных продуктов;

- Принцип освоения новых технологий: участие в олимпиаде требует базового владения Интернет-технологиями от участника или учителя (родителя), который его сопровождает; появляющиеся новые технологии сразу находят отражение как в содержании, так и в организации олимпиад;

- Принцип презентационной привлекательности продукта: в заданиях задается тип образовательного продукта, который должен быть получен в результате, однако выбор формы его представления остается за участником (например, это может быть рисунок, сочинение, веб-страница, макет и т.д.)

5) Принципы сопровождения участников

- Принцип готовности: подготовка к олимпиадам может быть организована как на уроках, так и на специальных факультативных занятиях, в самостоятельной работе;

- Принцип относительности: при проверке работ высшим баллом оценивается инаковость, оригинальность ответа по сравнению с ответами других участников;

- Принцип адекватной диагностики: творческая система контроля и оценки образовательных результатов; средства и методики диагностики, позволяющие определить степень приращений ученика.

Данные принципы, лежащие в основе дистанционных эвристических олимпиад как формы дистанционного обучения, основаны на общих принципах дистанционного эвристического обучения [6].

В зависимости от выбранного основания классификации, рассмотрим различные типологии дистанционных эвристических олимпиад:

1) Вслед за А.В. Хуторским, Г.А. Андрианова и Г.М. Кулешова выделяют три типа олимпиад [2, с. 251]: предметные (по физике, математике, русскому и английскому языку и др.), метапредметные (от др. греч. «мета» - «стоящее за»), профильные. Данная типология основана на содержании заданий олимпиад.

Предметные дистанционные эвристические олимпиады предлагают задания по фундаментальным темам как традиционных учебных предметов, так и из тех образовательных областей, которые не всегда представлены в числе обычных школьных олимпиад. Так, наряду с олимпиадами по математике, языкам, физике, химии, истории, информатике и проч., проводятся дистанционные эвристические олимпиады по музыке, физической культуре, политологии, психологии.

Задания метапредметных эвристических олимпиад ориентируют участников на выявление смысла окружающих явлений и самопознание. Задания на метапредметных олимпиадах смысловые, они не принадлежат каким-то конкретным учебным предметам, выходят за их рамки. К метапредметным относятся и так называемым общечеловеческие олимпиады, которые начали проводиться с 2008 года. В заданиях этих олимпиад нашли свое отражение общечеловеческие ценности и понятия - «здоровье», «любовь», «счастье», «семья» и проч. Эти задания не требуют специальной предметной подготовки, так как в

качестве объектов содержания заданий выступают близкие всем жизненные объекты и явления.

Профильные олимпиады ориентируют участников на будущую профессиональную деятельность, их задания посвящены областям отдельных профессий. Примеры таких олимпиад - журналистика, программирование, веб-дизайн, кулинария и т.д.

2) В зависимости от состава участников можно выделить олимпиады индивидуальные и командные. В командных олимпиадах задания выполняют сообща все участники команды. Задания должно быть таким, чтобы: по итогам его выполнения был создан совместный творческий продукт, в продукте была видна доля участия каждого члена команды.

3) С учетом возрастных особенностей участников выделяют олимпиады универсальные (разновозрастные), олимпиады для дошкольников, для начальной школы, для взрослых (родителей, педагогов).

4) С точки зрения особенностей виртуальной среды выполнения заданий ДЭО разделяют на олимпиады в соц. сетях, Twitter-олимпиады, форум-олимпиады, off-line-олимпиады, предполагающие выполнение заданий и отправку работы по электронной почте.

5) Кроме того, среди предметных олимпиад существуют отдельные серии, в которых доминирует тот или иной вид деятельности учащихся. Так по разным предметам проводятся исследовательские олимпиады. Задания таких олимпиад посвящены опытам, экспериментам, как практическим, так и мысленным. Чтобы выполнить задания олимпиады, необходимо проявить поисково-исследовательскую активность, найти новые способы решения поставленной проблемы через экспериментально-опытную деятельность. Для олимпиад естественно-математического профиля (физика, математика, химия и т.д.) выделен тип олимпиад задачи, например, математика (задачи). Для филологических дисциплин (литература, языки) проводятся олимпиады сочинения, перевод. Например, немецкий язык (перевод) и т.д.

Мы провели сравнительный анализ Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад с другими олимпиадами: а) традиционными Всероссийскими предметными олимпиадами школьников; б) несколькими действующими дистанционными олимпиадами (первыми в рейтинге поисковой системы по запросу «дистанционная олимпиада», «интернет-олимпиада»). Сравнение проводилось по следующим критериям: по

формальным параметрам: возраст участников, критерий отбора участников, частота проведения, перечень олимпиад, подведение итогов; целевым ориентирам; содержанию; процессу; деятельности учащихся; мотивации и деятельности учителя; эмоциональнопсихологическому фону.

Для корректности сравнения каждая из указанных олимпиад сопоставлялась с соответствующей предметной эвристической олимпиадой.

В результате сопоставительного анализа пяти олимпиад школьников Всероссийского уровня, мы выделили существенные, с позиций нашего исследования, отличия дистанционных эвристических олимпиад от аналогов.

1) Дистанционные эвристические олимпиады являются формой обучения компетентностного типа, способствующей формированию компетентностей учащихся на всех уровнях: ключевых, общепредметных, предметных. Действительно, дистанционные эвристические олимпиады концептуально предполагают: задания с личностнозначимым смыслом, актуальные для учащихся, имеющие отношения к их реальной жизни и окружающей действительности; зачастую предполагают действия с реальными объектами, реальный опыт их исследования, проектирования и т.п., что соответствует принятым определениям компетенций.

2) Участники дистанционных эвристических олимпиад не просто выполняют предложенные задания, но имеют возможность индивидуально работать по своим целям, а также развить свои рефлексивные навыки, благодаря заложенным соответствующим этапам олимпиады. Этапы целеполагания и рефлексии не просто декларированы, но и обеспечены соответствующими заданиями и алгоритмами деятельности.

3) Дистанционные эвристические олимпиады создают оптимальные условия для творческой самореализации учащихся любого возраста и в любой предметной области. Это достигается и благодаря широкому спектру олимпиад, и благодаря свободному участию в олимпиадах, и с помощью заданий открытого типа, предполагающих творчество учащихся.

4) Дистанционные эвристические олимпиады позволяют создать благоприятный психологический климат для участников, снимая возможные негативные реакции целевыми установками не на правильный результат, а на собственное развитие и личные достижения.

5) В дистанционных эвристических олимпиадах, не смотря на их конкурсные цели, создаются условия для продуктивного сотрудничества между участниками, открытый обмен мнениями, полилог.

6) В дистанционных эвристических олимпиадах учитель имеет возможность работать не только с результатом, достигнутым учеником, но и быть наблюдателем и даже активным участником самого образовательного процесса, связанного с участием ученика в олимпиаде, на всех этапах: от целеполагания до анализа итогов олимпиады.

7) Дистанционность эвристической олимпиады заключается не только в пространственном удалении участников друг от друга и от членов жюри, но и в заложенных телекоммуникативных технологиях организации участия в олимпиаде, в специальных коммуникативных заданиях.

В результате проведенного анализа на основании общих критериев мы сделали вывод о том, что именно дистанционные эвристические олимпиады в значительной степени соответствуют гуманистической парадигме в образовании, о приверженности которой сегодня заявляют и педагоги, и ученые, и государственные структуры, а также в большей степени позволяют реализовать компетентностный подход.

Несмотря на научную концепцию ДЭО, большой экспериментальный опыт

проведения олимпиад, разносторонний анализ этого опыта, проблема описания дидактической системы дистанционных эвристических олимпиад по прежнему остается актуальной [1]. Это связано с тем, что эта система — очень динамичная, на протяжении последних лет претерпела множество изменений: в типологии олимпиад (появились не только новые предметные, но и общечеловеческие олимпиады), в содержании (появился в явном виде этап целеполагания участников), в форме проведения (используются новые коммуникативные среды - форум, соц. сети) и т.д. Одной из задач дальнейшего исследования мы видим в описании дидактической системы ДЭО, которая состоит из взаимосвязанных элементов: цели обучения, технологии обучения, содержания обучения, форм обучения, педагогических условий.

Литература

1. Андрианова Г.А. Система дистанционных эвристических олимпиад как инновационный

образовательный процесс // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 июля.

http://www.eidos.ru/journal/2006/0723-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru

2. Андрианова Г.А., Хуторской А.В., Кулешова Г.М. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 250-262.

3. Рыскулова М.Н. Система принципов дистанционных эвристических олимпиад, способствующих творческому саморазвитию учащихся // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: ЭЛИТ-ПОЛИГРАФ, 2008. - С. 58-60.

4. Смирнова Т.Н. Дистанционная олимпиада как эвристическая образовательная ситуация // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: ЭЛИТ-ПОЛИГРАФ, 2008. - С. 39-44.

5. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического

исследования // Педагогика. - 1999. - №7. - С.15-22

6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.