Научная статья на тему 'Образовательные коммуникации участников дистанционных эвристических олимпиад'

Образовательные коммуникации участников дистанционных эвристических олимпиад Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ / ДИСТАНЦИОННАЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / HEURISTIC EDUCATION / SOCIAL NETWORKS / EDUCATIONAL WEB-FORUM / DISTANCE HEURISTIC OLYMPIADS / EDUCATIONAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Юлия Владимировна

Исследуются коммуникации участников дистанционных эвристических олимпиад как с позиций их сетевого общения в ходе решения образовательных задач, так и в содержательном аспекте предлагаемых на олимпиадах заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Communications of the Participants of Distance Heuristic Olympiads

The article studies the communications of the distance heuristic Olympiad participants both in terms of their network contacts while solving educational tasks and in terms of the content aspect of the suggested tasks; it considers the educational potential of the popular network resources such as forums and social networks and describes the experience of organizing distance Olympiads in social networks.

Текст научной работы на тему «Образовательные коммуникации участников дистанционных эвристических олимпиад»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ ДИСТАНЦИОННЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД

Ю.В. Скрипкипа

Кафедра педагогики Центр дистанционного образования «Эйдос» Ул. Тверская, д. 9 с. 7, оф. 108, Москва, Россия, 125009

Исследуются коммуникации участников дистанционных эвристических олимпиад как с позиций их сетевого общения в ходе решения образовательных задач, так и в содержательном аспекте предлагаемых на олимпиадах заданий.

Ключевые слова: эвристическое обучение, социальные сети, образовательный форум, дистанционная эвристическая олимпиада, образовательные коммуникации.

По данным исследования 2010 г. Европейской комиссии «Безопасный Интернет», в среднем по России дети начинают выходить в Сеть в 10 лет, более 80% российских подростков имеют профиль в социальной сети. Рассмотрим те новые образовательные возможности дистанционного обучения [3], появляющиеся в новых виртуальных средах, влекущие изменения в коммуникативной составляющей образовательного процесса.

Изначально вопрос о коммуникациях в образовании был связан с психологией развития, социолингвистикой, а большинство исследователей рассматривали его в контексте речевого взаимодействия. Традиционно главная роль в этом процессе отводится учителю и его взаимодействию с учащимся. Сегодня особую роль в организации образовательных коммуникаций стали играть новые информационные технологии, дистанционное обучение. В контексте теории эвристического обучения, целью которого, по А.В. Хуторскому, является «конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания» [7], мы уточнили понятие «образовательные коммуникации». Это форма взаимодействия субъектов образования, главная цель которого — творческая самореализация учащихся, а результат — индивидуальный образовательный продукт, созданный каждым участником взаимодействия в ходе решения коммуникативной задачи. Именно дистанционное эвристическое обучение, одним из направлений которого являются дистанционные эвристические олимпиады, позволяет создать условия для творческой самореализации ученика, развития его творческих способностей.

В России становление массовых школьных олимпиад относится к 30—40 гг. XX в. Дистанционные эвристические олимпиады, появившиеся в 1997 г., имеют принципиальные отличия от традиционных олимпиад, решают иные образовательные задачи. Цель дистанционных эвристических олимпиад — выявление и развитие творческих способностей участников. Этому способствуют следующие факторы: эвристические (открытые) задания, в результате выполнения которых участник создает личный образовательный продукт [7]; форма проведения олим-

пиад — возможность соревноваться в творчестве и общаться с учащимися из разных городов с помощью телекоммуникаций; этапы целеполагания и рефлексии. Рассмотрим коммуникативную составляющую дистанционных эвристических олимпиад как одну из их отличительных черт.

А.Н. Шарапков [8], исследуя предметные олимпиады школьников в контексте гуманизации режима их проведения, отмечает, что для школьников 9—11-го классов, основных участников олимпиад, характерны «внутренние противоречия, обостренное внимание к самому себе и мнению окружающих о себе», а «формирование личной идентичности», в том числе «путем сравнения мнений о себе окружающих людей», является центральным психологическим процессом в самосознании. Однако объединение школьников на олимпиаде представляет собой формальную группу, межличностные же связи просто запрещены регламентом мероприятия. В дистанционных эвристических олимпиадах это противоречие отчасти разрешается с помощью организованных коммуникаций — телекоммуникационных эвристических заданий. Средством организации таких заданий является образовательные веб-форумы или социальные сети. Отметим, что во всех случаях задание имеет четкое предметное содержание, а не только служит для организации общения.

Форум — место обсуждения некоторых проблем, интересных группе лиц, это его естественное назначение. Из форумного задания, предложенного в виде коммуникативной задачи, для каждого участника рождается его собственный образовательный продукт — гипотеза, точка зрения и т.д. Вот как описала результаты работы на форуме Юровская Татьяна, студентка Горно-Алтайского государственного университета, участница олимпиады по педагогике: «Такие задания очень помогают сосредоточиться на конкретной проблеме, углубиться в ее изучение, а не просто воспроизвести имеющиеся знания. Главное не бояться открыто высказывать свои мысли, ждать ответы, предложения и критику от других участников форума. Вдруг открывалось «новое» дыхание, из-за того, что выстраивалась целостная картина исследуемой темы» [4].

На олимпиадах по литературе предлагаются задания, в которых форум используется для публикации работ учащихся для совместного сетевого творчества. Возможности форума позволяют широко применять задания, с ним связанные, для развития коммуникативной компетенции при изучении иностранных языков. На олимпиадах по общественным дисциплинам форум может служить не только трибуной, дискуссионной площадкой, но и объектом для анализа. В одном из заданий олимпиады по обществознанию предлагалось изучить форум для учащихся с целью составить социальный портрет своего сверстника. Сетевые сообщества как часть современной культуры также являются объектом исследования, как, например, на олимпиаде по МХК в 2007 г., где учащимся предлагалось исследовать «аватары» участников форума.

В ходе исследования были выявлены следующие типы эвристических заданий на форуме [6]:

— использующие коммуникационные возможности форума (дискуссии, совместное творчество, «мозговой штурм» и т.п.);

— форум является объектом исследования (культурологического, социального, лингвистического и т.п.);

— форум выступает как СМИ, площадка для публикации собственного творчества;

— в основе заданий — вневременные и внепространственные свойства форума;

— профильные задания (форум для журналиста, для информатика);

— задания с приоритетной обратной связью (интервью, критика).

Социальные сети имеют особенности по сравнению с уже зарекомендовавшими себя образовательными форумами. Во-первых, это независимые ресурсы, открытые для пользователей. Участники здесь не просто гости, а постоянно действующие и видоизменяющиеся субъекты со своими профилями. У каждого есть, таким образом, личное пространство. Кроме того, популярные сети — мощные в технологическом плане интернет-ресурсы, медийные среды. По сравнению с форумами они расширяют возможности представления информации и работы с ней, позволяя работать с видео, использовать дополнительные приложения — голосования, доски граффити и т.д. Так педагог получает в пользование оснащенную площадку для своих дистанционных занятий [5]. В социальных сетях можно создавать временные сообщества — эффективно организовывать работу групп и секций, координировать совместные проекты.

Научная школа А.В. Хуторского ведет эксперимент, посвященный обучению в социальных сетях. В марте 2011 г. впервые была проведена Всероссийская эвристическая сетевая олимпиада, организованная в трех популярных сетях. Ее цели: использовать образовательные возможности социальных сетей для творческой самореализации участников, создать условия для развития их коммуникативных компетентностей, повысить мотивацию к изучению предметов. Содержание олимпиады составили пять заданий по разным предметам для трех возрастных групп. Например, по математике старшеклассникам предлагалось представить фотографию, на основе которой можно составить сюжетную математическую задачу, предложить ее решение, проголосовать за лучшие задачи других участников и решить их.

Участники поддержали и идею проведения новой олимпиады, и сами задания. Дрючков Евгений, 9-й класс, гимназия № 6 г. Волгограда говорит: «Для моего участия в олимпиаде несколько причин: интерес, познание чего-то нового и в некотором роде развитие творческих способностей, логики. Ожидал интересной и занимательной работы. И так оно и вышло! Больше всего удалось составить шифр, с помощью которого нужно было поприветствовать участников олимпиады».

Общедоступность и открытость сетей для всех пользователей Интернета, о которых часто говорят как о проблеме, может в обучении сыграть как раз позитивную роль. Задания олимпиад становятся «мостиком», с помощью которого участники переходят от обязательных телекоммуникаций к добровольным. Выстроенная система телекоммуникаций в рамках дистанционных эвристических олимпиад решает целый ряд задач: от образовательных предметных до формирования сетевого сообщества единомышленников.

Кроме коммуникаций, задаваемых дистанционной формой организации олимпиады, можно выделить коммуникативную составляющую самих заданий, явля-

ющихся содержательным компонентом эвристических олимпиад. А.Д. Король в своих работах [1] обосновывает, что эвристическое задание внутренне-диалогично по своей сути, так как «оно направлено на вовлечение учащегося в диалог с самим собой, раскрытие его внутреннего, личностного смысла». Это свойство эвристических заданий можно рассмотреть на примере [2]: «Если в известном китайском знаке выражено равенство противоположностей, то каков мог бы быть знак как символ западной логики, отрицающей равенство противоположностей? Нарисуйте его и поясните». Данное задание содержит важнейший этап эвристической деятельности учащегося — сравнение личного продукта познания с его культурно-историческим аналогом. В этом проявляется нераздельная связь диалога с эвристическим обучением, реализованная и в заданиях дистанционных эвристических олимпиад.

Можно выделить и внешний диалоговый компонент, направленный на развитие умений учащихся задавать вопросы, доказывать, опровергать утверждения, составлять фрагмент беседы и др. Например, такое задание было предложено участникам олимпиады по математике: «Вам выпало редкое счастье — взять интервью у ее Величества Математической Задачи. Она — крайне занятая особа, поэтому может позволить вам задать только 10 вопросов. Спросите ее Величество именно о том, что она может знать лучше других».

Дистанционные эвристические олимпиады своей содержательной сутью, а также самой формой проведения задают условия для развития коммуникативных навыков учащихся, формирования коммуникативной компетентности. Такие олимпиады перестают быть только формой интеллектуального испытания школьников, но и являются средой для воспитания толерантности, терпимости, социализации учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Король А.Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. Научное издание. — М.: Эйдос; Иваново: Юнона, 2009.

[2] Король А.Д. Педагогическая значимость диалогового компонента эвристических заданий на различных ступенях образования // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. — М.: ЭЛИТ-ПОЛИ-ГРАФ, 2008.

[3] Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2006.

[4] Педагогика, 2007. Комплект эвристических заданий и работы призеров олимпиады. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. А.В. Хуторской. — М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2007.

[5] Скрипкина Ю.В. Новые подходы к развитию коммуникативных компетентностей: образовательный потенциал социальных сетей и блогов // Компетентностный подход в теории и практике современного образования: Материалы науч.-практ. семинара. Киев, 4— 8 июля 2011 г. / Институт образ. человека, Центр дистанц. образования «Эйдос», Науч. шк. А.В. Хуторского; под ред. А.В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — CD-ROM. — Загл. с этикетки диска.

[6] Скрипкина Ю.В. Телекоммуникационная составляющая дистанционных эвристических олимпиад // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. — М.: ЭЛИТ-ПОЛИГРАФ, 2008.

[7] Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003.

[8] Шарапков А.Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах: Дисс. ... канд. пед. наук. — Рязань, 2003.

EDUCATIONAL COMMUNICATIONS OF THE PARTICIPANTS OF DISTANCE HEURISTIC OLYMPIADS

Y.V. Skripkina

The Department of Pedagogy Distance Education Center "Eidos" Tverskaya St., 9-7, of. 108, Moscow, Russia, 125009

The article studies the communications of the distance heuristic Olympiad participants both in terms of their network contacts while solving educational tasks and in terms of the content aspect of the suggested tasks; it considers the educational potential of the popular network resources such as forums and social networks and describes the experience of organizing distance Olympiads in social networks.

Key words: heuristic education, social networks, educational web-forum, distance heuristic Olympiads, educational communications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.