Научная статья на тему 'Модель распределенного эвристического обучения: опыт проектирования и реализации'

Модель распределенного эвристического обучения: опыт проектирования и реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CУБЪЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / TRAINED SUBJECTS / DISTANCE EDUCATION / DISTRIBUTED EDUCATION / EDUCATION PRINCIPLES / FORMS OF DISTRIBUTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович, Андрианова Галина Александровна

Рассматривается понятие распределенного обучения как системы, в которой субъекты обучения осуществляют совместный образовательный процесс в условиях пространственной и временной удаленности с помощью телекоммуникаций. Обосновываются признаки, отличающие распределенное обучение от других дидактических систем. Формулируются принципы, реализация которых повышает эффективность распределенного эвристического обучения. Описывается организационно-деятельностная структура модели распределенного эвристического обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notion of distributed education as a system is regarded. The subjects of this system realize the integral education process through telecommunication in the conditions of space and time distance. The distinctive features of this kind of education are revealed. Also there are formulated the principles that rise the effect of distributed education. The organizing and activity model of distributed heuristic education is described.

Текст научной работы на тему «Модель распределенного эвристического обучения: опыт проектирования и реализации»

инновации в общем и профессиональном образовании

А.в. хуторской, Г.А. АНДРИАНОВА (Москва)

модель распределенного эвристического обучения: опыт проектирования и реализации

Рассматривается понятие распределенного обучения как системы, в которой субъекты обучения осуществляют совместный образовательный процесс в условиях пространственной и временной удаленности с помощью телекоммуникаций. Обосновываются признаки, отличающие распределенное обучение от других дидактических систем. Формулируются принципы, реализация которых повышает эффективность распределенного эвристического обучения. Описывается организационно-деятельностная структура модели распределенного эвристического обучения.

Ключевые слова: cубъекты обучения, дистанционное обучение, распределенное обучение, принципы обучения, формы распределенного обучения.

XXI век, являясь веком информационных технологий, предполагает пересмотр существующих подходов к образованию детей, которые будут жить в иной системе знаний и умений, существенно отличающихся от тех, которые формируются в современной школе. Массовое подключение образовательных учреждений к сети интернет в рамках государственных проектов становится ситуацией для построения новой образовательной системы. компьютерные технологии, повсеместно внедряемые в образовательный процесс, вносят в него различные элементы инноваций: изменяются формы и средства обучения, виды образовательной деятельности, обновляется содержание обучения. к инновационному образовательному процессу можно отнести и различные формы дистанционного обучения, которые реализуются на базе школ, вузов, специализированных центров, оказывая мощное влияние на очное обучение.

дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких. комплексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. координирующую роль в этом случае играют очное или дистанционное учебное заведение, родители ученика, взявшие на себя в соответствии с законом рф «об образовании» право обеспечения его общего среднего образования. дистанционное обучение данного типа мы называем распределенным.

понятие «распределенное обучение» по-разному рассматривается и интерпретируется как в электронных сферах деятельности, так и в исследованиях ученых. в россии данный термин применяется в разных смысловых полях. например, для выделения категории компании, которая занимается распределенным обучением. Так, корпоративная система дистанционного обучения Competentum.ShareKnowledge, позволяя не только организовать корпоративный информационный портал, но и развернуть на его базе систему электронного обучения и управления знаниями, ориентирована на крупные распределенные компании, считающие применение систем электронного обучения одним из важных инструментов стратегического управления. Термин «распределенное обучение» широко применяется программистами, которые выполняют задачи программирования для передачи разных функций субъектам системы обучения.

распределенное обучение приравнивается к корпоративному обучению. Это направление рассматривается в основном вузами, которые организуют корпорацию нескольких учреждений, объединяющих ресурсы для реализации такой модели распределенного образования. М.и. нежури-на выделяет несколько проблем в системе реализации модели распределенного

© хуторской А.в., Андрианова Г.А., 2010

известия вгпу

образования: а) необходимость определения требований к архитектуре корпоративной системы распределенного электронного обучения; б) выявление специфических терминов в системе распределенного электронного обучения; в) определение требований к корпоративной системе информационной безопасности и т.д.

Зарубежные ученые выделяют несколько аспектов понятия «распределенное обучение». Так, многие образовательные учреждения (колледжи, вузы) приравнивают распределенное обучение (distributed education) к дистанционному (distance education). Однако предпочтение отдается именно термину «распределенное обучение» в связи с тем, что термин «дистанционное обучение» предполагает дистанцирование от учащегося, а распределенное обучение - «распределение знаний» и, таким образом, управление процессами. Р. Уильямс (Великобритания) подчеркивает, что в современном мире обучение стало распределенным, и этот факт является самым важным, а каким образом оно доставляется к субъекту, за счет каких технологий оно распределено - это уже не так важно. ученый считает, что в распределенном обучении нет одной конкретной контрольной точки, а есть множество точек взаимодействия, в которых обучение и учебные ресурсы инициируются, стимулируются, сертифицируются, продаются и покупаются, патентуются, регистрируются, совместно используются, получают аккредитацию, и все это непрерывно меняется.

Опираясь на наш опыт, выделим следующие признаки распределенного обучения, которые отличают его от других систем обучения: распределенность содержания, форм и методов обучения, возможность обучать и обучаться в разное время и в разных географических местах, применение ИКТ для достижения эффектов очного обучения, распределенное управление педагогическими, организационными, техническими, финансовыми и иными процессами, необходимыми для поддержания распределенной системы обучения и др. Таким образом, систему распределенного обучения мы характеризуем как систему, в которой субъекты обучения, сохраняя пространственную и временную удаленность, осуществляют совместный обра-

зовательный процесс с помощью телекоммуникаций.

Наиболее полным воплощением распределенного обучения является то, в котором образовательная деятельность - содержательно-образовательная, административно-организационная, техническая - осуществляется без применения очных технологий, разрабатываются специфические педагогические технологии, которые позволяют такой системе функционировать, являются актуальными и необходимыми для субъектов обучения, а также придают системе распределенного обучения характер инновационного образовательного процесса. примером распределенного обучения, концепция которого оказалась сегодня востребована сотнями тысяч школьников, педагогов, родителей, образовательных учреждений, выступает дистанционное эвристическое обучение, основы которого проектируются и реализуются на базе Центра дистанционного образования «Эйдос» (http://eidos.ru).

В ЦДО «Эйдос» разрабатывается и экспериментально реализуется система распределенного эвристического обучения, доминантой которой выступает личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая на основе современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. обмен информацией играет в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. За счет применения технологий взаимодействия учителя и учеников в реальном времени (чат, форум, видеосвязь, общие для всех «виртуальные доски» с графикой и т.п.), а также асинхронных, особым образом алгоритмизированных образовательных процессов обучение приобретает распределенный характер, т.е. учителя и ученики создают ситуации, характерные для них только «здесь и сейчас». именно в этих ситуациях, параллельно с созданием того или иного внешнего образовательного продукта, происходят внутренние образовательные приращения субъектов

обучения, выступающих одновременно и его источниками. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования - основные черты обучения данного типа.

практическая реализация распределенного обучения осуществляется на основе концепции и сопровождающей деятельности соответствующей научной школы (http://khutorskoy.ru/science/). Эта научная школа объединена не только тематическими и организационными рамками, но и общей системой взглядов, идей, традиций, относящихся к пониманию человека и его образования. цель научной школы - проектирование и реализация человекосообразного типа образования, обеспечивающего личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности. основная задача научной школы - создать образ новой современной школы, в которой происходит продуктивное эвристическое обучение, используются компьютерные технологии и интернет.

ключевые понятия и проблемы, по отношению к которым происходит постановка целей и задач научной школы:

1) человек, потенциал человека, образ человека, его миссия;

2) мир, образ мира, по отношению к которому реализуется человек;

3) реализация потенциала, миссии человека, как это должно происходить, с помощью чего;

4) смыслы и цели образования, направленные на реализацию человеческого потенциала; природосообразные, культуросообразные образовательные модели и системы; здоровьесберегающие технологии; человекосообразные стандарты, деятельностные программы и учебники, уроки, направленные на развитие учеников средствами учебных предметов;

5) научные основы образования, направленного на реализацию человеческого потенциала, - педагогические, психологические, дидактические, методические концепции, теории, технологии, методики, приемы, средства.

Человек - «чело веков», т.е. ум столетий. Человекосообразность - ключевой термин научной школы. Существуют раз-

личные понимания вопроса «Что есть человек?». Это не только предмет философии. В зависимости от понимания человека и его миссии устанавливается и реализуется та или иная система его образования, т.е. определяются педагогические, дидактические, методические принципы. Каковы же основные принципы распределенного эвристического обучения? каким образом они реализуются в деятельности субъектов распределенного эвристического обучения?

1. Создание учащимися личностной образовательной продукции в рамках изучения предметов и образовательных областей. Основой распределенного эвристического обучения является образовательный продукт, который создается учащимися в ходе их дистанционной образовательной деятельности. В качестве образовательной продукции для дистантных учеников могут выступать их идеи решения учебных проблем, сконструированные графические образы, обнаруженная в сети интернет и систематизированная определенным образом информация, телекоммуникативные дискуссии или дистантное сотрудничество по общей теме со сверстниками из других школ и городов, результаты участия в совместных дистанционных образовательных проектах, виртуальных экскурсиях, естественнонаучных, экономических, социологических и иных исследованиях, выполняемых как с помощью сетей, так и в традиционной форме.

распределенное эвристическое обучение позволяет использовать телекоммуникационные методы конструирования знаний, при которых нет единого для всех информационного источника, и направленность обучения относится не к материалу, а к самой деятельности, осуществляемой учениками с помощью методов дистанционного творчества. К таким методам относятся, например, методы участия в дистанционных конференциях, дистанционный «мозговой штурм», способы создания интерактивных веб-страниц, сетевых творческих работ, методы работы с поисковыми программами, сопоставительный анализ информации в сети, методы исследовательских работ, коллективных образовательных проектов.

2. Приоритет деятельностного содержания над информативным. Поиск, сбор

и передача информации, на основе которых часто реализуется сегодня дистанционное обучение в вузах, не приводят к созданию учащимися собственных образовательных продуктов. Мы считаем, что субъектам распределенного обучения необходимо последовательно осуществлять определенные виды деятельности (творческой, коммуникативной, организационной, рефлексивной) так, чтобы на каждом этапе их деятельности создавался творческий продукт и происходили новые образовательные приращения (знания, умения, навыки).

3. Личностный характер деятельности учащегося в распределенном обучении. Данный принцип отвечает одному из главных принципов современной дидактики - сознательности и активности учащихся в обучении. Целесообразно подчеркнуть, что необходимо организовывать проведение проектов, олимпиад и других форм распределенного эвристического обучения с опорой на персонификацию субъекта деятельности, т. к. чем более участник выражает свое «я», авторский подход к своему продукту, тем более новым и актуальным становится его образовательный результат. Личност-но ориентированный подход к учащемуся отражается в названиях проводимых ЦДО «Эйдос» проектов: «Мой виртуальный дом», «Моя родословная», «Моя победа», в личном рейтинге учащихся при подведении результатов дистанционных олимпиад, в личных разработках участников дистанционных оргдеятельност-ных курсов и семинаров.

4. Интерактивный характер распределенной учебной деятельности. Эвристическая составляющая распределенного обучения увеличивается за счет развития интерактивных форм занятий и применения телекоммуникационных технических возможностей сети Интернет. например, использование чатов и форумов для проведения дистанционных занятий позволяет ученикам и учителям одновременно находиться в нескольких виртуальных классах и вести обучение более интенсивно, чем это возможно в очном обучении. Технология проведения чат-занятия позволяет педагогу одновременно задавать вопросы сразу нескольким ученикам, защищающим свои

творческие работы, а им, в свою очередь, одновременно отвечать на вопросы; при этом содержание обсуждения доступно всем участникам телеконференции, которые также могут включаться в дискуссию по каждому из обсуждаемых направлений. количество «классных кабинетов», создаваемых во время учебного процесса, может меняться в зависимости от направлений и хода обсуждения. В очном обучении подобные формы ведения занятий трудно представить.

5. Соответствие содержания, целей и педагогических задач ведущим техническим средствам и технологиям, на основе которых реализуется конкретная форма распределенного обучения. Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет свою специфику, накладывающую ограничения на образовательный процесс. и наоборот, необходимость применения тех или иных образовательных технологий требует поиска адекватных им телекоммуникационных средств и информационных технологий. Например, индивидуальные дистанционные занятия (тьюторство) и организация дистанционного обучения в группе нуждаются в различных телекоммуникационных формах. Для индивидуальных занятий интенсивность взаимодействия тьютора и учащегося не так важна, поэтому для обеспечения занятий достаточно возможностей электронной почты. Для дистанционных занятий в группе, где количество и качество образовательных взаимодействий определяет эффективность всего обучения, более приемлемым является режим телеконференций.

Организационно-деятельностная структура модели распределенного эвристического обучения предстает перед нами на примере практической структуры деятельности Центра дистанционного образования «Эйдос». В настоящее время на базе имеющихся сетевых сообществ и направлений деятельности в ЦДО «Эйдос» организуется работа дистанционных кафедр педагогики, математики, русского языка и литературы, иностранных языков (английский, немецкий, французский), информатики, естествознания (биология, химия, география, астрономия, ОБЖ), общество-знания (история и обществоведение, философия, экономика, психология, МХК). Кафедры определяют цели своей работы в со-

ответствии с общим планом деятельности Центра и выделяют главные направления своей работы:

1) организация планирования учебного года в школах, которые сотрудничают с ЦДО «Эйдос», выделение совместных мероприятий, в которых реализуются формы распределенного эвристического обучения (олимпиады, ученические конференции, элективные курсы, интернет-уроки и др.);

2) подготовка учителей и школьников к участию в дистанционных эвристических олимпиадах (разработка эвристических заданий, проведение олимпиад, организация проверки работ, научно-педагогический анализ заданий для олимпиады);

3) разработка и проведение дистанционных курсов, семинаров, мастер-классов для педагогов и администраторов, определение актуальных тем курсов по педагогическим и предметным темам, работа с ведущими курсов (рецензирование учебных модулей, тщательное продумывание алгоритмических предписаний для создания участниками курсов личностной образовательной продукции);

4) проведение дистанционных профиль-курсов и проектов для школьников (5 - 7 курсов по каждому учебному предмету в год; «удаленные» педагоги выступают локальными координаторами для своих «очных» учеников);

5) ведение списков рассылки для учителей (подготовка детей к олимпиадам, разбор олимпиадных работ, разбор проведенных курсов, новинки методики, рассылка статей, рефлексий и др.) и учеников (подготовка к олимпиадам, решение задач, подготовка к экзаменам, ЕГЭ);

6) организация и проведение вебфорумов, чатов для участников дистанционных курсов, а также периодически - для всех желающих;

7) публикация методических и учебных материалов на сайте, в интернет-журнале;

8) реклама деятельности ЦДО «Эйдос» (электронная - в списках рассылки, пресс-релизах; «бумажная» - ежегодно школам рассылаются буклеты и другая информация, в которой предлагаются дистанционные формы работы с педагогами).

Административно-экономическая деятельность Центра дистанционного образования «Эйдос» осуществляется распре-

деленным образом: менеджеры курсов, олимпиад, зав. кафедрами находятся в разных географических местах и взаимодействуют синхронно с помощью специальных телекоммуникационных средств (форум, чат, ICQ) или асинхронно - по электронной почте. Такая деятельность административного и экономического блока подразумевает:

- планирование финансовых и экономических задач Центра на разные периоды деятельности;

- маркетинговое изучение и анализ процесса применения интернет-ресурсов для повышения квалификации сотрудников разных типов организаций, использование очных форм взаимодействия с потенциальными партнерами и заказчиками, в том числе и в ходе очных выездных мероприятий, разработка оптимальной модели развития этой работы;

- анализ рынка корпоративных образовательных услуг для учащихся и педагогов, связь с консалтинговыми сетевыми организациями в смежных (необразовательных) сферах деятельности;

- выстраивание оптимального механизма ценообразования на дистанционные услуги и электронные издания;

- разработка и реализация концепции рекламной деятельности в ее наиболее эффективных формах;

- качественная и эффективная поддержка участников дистанционных мероприятий, предметно-методическое и организационное сопровождение их профессиональной деятельности.

В задачи блока, отвечающего за ресурсную деятельность центра, входят:

1) разработка системы сохранения всей информации и материалов центра;

2) определение автоматизированных форм для ведения базы данных олимпиад, курсов, проектов центра;

3) выявление принципов взаимосвязи издательской деятельности и работы электронного магазина, организация процесса создания и продажи электронных изданий;

4) разработка фирменного стиля рассылок центра одновременно с реализацией основной миссии центра;

5) реализация возможностей чат-школы во внутренней и внешней деятельности центра;

6) организация системной деятельности с авторами по подготовке и публикации статей в интернет-журнале «Эйдос».

Центр ведет научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную работу в области интернет-поддержки дистанционного обучения школьников и профессионального развития педагогов. Деятельность ведется на основе концепции человекосообразного образования, эвристического обучения, креативной оргдея-тельностной технологии дистанционного обучения, развиваемых в нашей научной школе. Задачами НИР и ОЭР являются проектирование и реализация типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности.

Каждый сотрудник Центра ведет одну или несколько тем научно-исследовательской и/или опытно-экспериментальной работы. Виды НИР и ОЭР сотрудников - учебнометодическая, разработочная, организационная, исследовательская, издательская. Объектами исследований являются дистанционные олимпиады, курсы, проекты и др. Каждый сотрудник Центра ведет закрепленные за ним темы в форумах ЦДО «Эйдос» (http://eidos.fastbb.ru), научной школы (http://khutorskoy.borda.ru), в электронных рассылках Центра. Координацию НИР и ОЭР осуществляет кафедра педагогики. Члены кафедры педагогики являются кураторами других кафедр, консультируют сотрудников.

По результатам НИР и ОЭР каждый сотрудник ежегодно готовит отчетные материалы (статьи, учебно-методические разработки, результаты анкетирования и др.) по своим темам.

Каким же образом ведется работа с основными субъектами распределенного эвристического обучения? Выделим те формы, которые востребованы учащимися и педагогами - основными потребителями услуг распределенного эвристического обучения.

Дистанционные эвристические олимпиады являются интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся. Такие олимпиады включают в себя эвристические задания, на которые, как правило, нет готовых ответов. В то же время

содержание заданий связано с базовым общеобразовательном компонентом, с темами и понятиями, которые школьники изучают на уроках. В отличие от обычных, на эвристических олимпиадах ученики соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности. Интерактивность, оригинальность и оперативность таких олимпиад делают их популярными среди учеников и учителей. Ежегодно проводится более 80 всероссийских дистанционных эвристических олимпиад. Общее число участников превысило 200 тыс. человек.

Дистанционные курсы. Дистанционные курсы ЦДО «Эйдос» существенно отличаются от курсов, ставящих задачу лишь усвоения и контроля программного материала. Их участники не только знакомятся с перспективными дидактическими технологиями творческой деятельности, но и приобретают опыт конструирования дистанционных и очных занятий, проектов и программ. Курсы проводятся с опорой на оргдеятельностную креативную технологию. Их темы: «Как разработать дистанционный курс», «Электронный учебник», «Эвристическая образовательная ситуация», «Развитие одаренности школьников», «Профильное обучение в старшей школе» и др. Непременным условием дистанционного повышения квалификации является рефлексивный подход, позволяющий существенно повысить способность к адекватной самооценке, анализу, экспертизе и созданию нового творческого продукта. Рефлексия - источник педагогической продукции: приемов, методик, техноло-

гий, которые многие ищут «на стороне» вместо того, чтобы заглянуть в структуру своего опыта. Участники дистанционных курсов творческой ориентации учатся, прежде всего, на своем педагогическом поле, сравнивают свои педагогические действия с результатами коллег, определяют различные способы отыскания и осмысления своего педагогического инструментария.

Дистанционный образовательный проект - форма организации телекоммуникационных занятий, предусматривающая комплексный характер учебной деятель-

ности всех его участников по достижению конкретного образовательного результата в заданный промежуток времени. Дистанционный проект отличается от дистанционных курсов тем, что ориентирует учащихся на создание образовательного продукта, а не только изучение определенной темы или раздела. Образовательное взаимодействие дистанционных учащихся организуется для решения творческих задач, например, для создания и описания своего виртуального жилища («Мой виртуальный дом»), составления гипертекстового генеалогического древа своего рода («Моя родословная»), исследования необычных явлений природы, общества, человека («Феномен»). Центр «Эйдос» организует и проводит для школьников проекты креативного типа «Моя веб-страница» - разработка учениками авторского сайта; «Моя новогодняя открытка» и «My Sweet Valentine» -международные дистанционные праздничные проекты и мн. др.

Дистанционные телеконференции. Компьютерные телекоммуникации предоставляют великолепные возможности для объединения очных и дистантных мероприятий. С помощью дистанционных технологий нам удалось объединить традиционные августовские конференции в разных городах, обсудить в режиме e-mail-конференции актуальные проблемы предстоящей реформы образования. Начиная с 1999 г. центр «Эйдос» совместно с Российской академией образования и министерством образования проводит дистанционные августовские телеконференции (http://eidos.ru/conf/), в которых принимают участие тысячи педагогов из разных городов. для участия в них достаточно наличия адреса электронной почты и доступа к нему на протяжении всех дней проведения конференции.

Дистанционные конкурсы. ЦДО «Эйдос» является инициатором и организатором ежегодного Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года», который проводится совместно с Российской академией образования с 1999 г. В этом конкурсе принимают участие сетевые педагоги из разных городов не только России, но и других стран. Они соревнуются в создании образовательных интернет-ресурсов, проводят дистанционные уроки, дискутируют в веб-форумах. Главная цель конкур-

са - выявление и поддержка талантливых педагогов и методистов, применяющих в обучении телекоммуникационные средства и возможности сети интернет.

Развитие и реализация модели распределенного эвристического обучения сопровождаются построением индивидуальных учебных планов, в которых отражаются жизненно значимые цели учащихся, специфические ориентиры различных образовательных учреждений, ориентиры эвристического обучения. Школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования. Выполняя эвристические задания, они решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни. В результате стимулируется и развитие новых умений школьников: ставить личностно значимые цели, создавать практико-ориентированный образовательный продукт, управлять процессом организации своей учебной деятельности, осваивать образовательное интернет-пространство через разные формы коммуникаций с другими субъектами распределенного обучения. Расширение информационной образовательной среды, возможности коммуникации школьников и педагогов с коллегами из других школ и стран, доступ к мировым информационным базам обеспечивают рост мотивации учащихся к обучению, усиливают творческую составляющую учебной деятельности и ее образовательную продуктивность как условие жизни в современном открытом мире.

Model of distributed heuristic education: projecting and realization experience

The notion of distributed education as a system is regarded. The subjects of this system realize the integral education process through telecommunication in the conditions of space and time distance. The distinctive features of this kind of education are revealed. Also there are formulated the principles that rise the effect of distributed education. The organizing and activity model of distributed heuristic education is described.

Key words: trained subjects, distance education, distributed education, education principles, forms of distributed education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.