РАЗдЕл II
ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 37.013.75
Скрипкина Юлия Владимировна
Методист, зам. директора Центра дистанционного образования «Эйдос», [email protected], Москва
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И БЛОГОВ
Skripkina Yulia Volodymyrivna
Methodologist, deputy director of Distance Education Center «Eidos», [email protected], Moscow
HEURISTIC EDUCATIONAL OPPORTUNITIES of the SOCIAL NETWORKS AND BLOGS
В 2010 году в рамках программы Европейской комиссии «Безопасный Интернет» в 25 странах Евросоюза и в России было проведено международное исследование «Дети онлайн». По данным исследования в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет, более 80% российских подростков имеют профиль в социальной сети. Нередко от педагогов можно услышать негативное мнение о социальных сетях, Интернет-сообществах, об их вреде для детской психики, отрицательном влияние на учебу и т. д. Не отрицая ряда проблем, связанных с неорганизованным и бесконтрольным пребыванием школьников в сети Интернет, нам представляется важным рассмотреть те новые образовательные возможности, которые появляются у учащихся в новых виртуальных средах. Мы считаем эффективным отнюдь не запрет таких сервисов, а организацию продуктивной образовательной деятельности, тем более что такой позитивный опыт уже существует.
Понятие «социальная сеть» возникло в социологии и изначально не имело отношения к Интернет-коммуникациям. Социальная сеть - социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид), сам термин был введен в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом в сборнике «Человеческие отношения». В Интернет-пространстве социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Близки по сути к социальным сетям блоги и сообщества. Социальные сети, блоги, интернет-сообщества являются новой средой для учащихся, предлагая им новые способы взаимодействия, в первую очередь, предлагая новые информационные и коммуникацион-
ные каналы, специальные технологии общения и деятельности. Характерным является тот факт, что существование в подобной среде всегда подразумевает продуктивность, то есть результатом деятельности в соц. сети или блоге в обязательном порядке является некий продукт: сообщение (пост), комментарий, отданный голос, решение «вступить в группу или нет», «добавить в друзья или нет» и т. д. Важно и то, что любая деятельность является исключительно добровольной, мотивированной, как на этапе выбора социальной сети, так и на этапах ежедневных действий пользователя.
В эвристическом обучении «Образовательная среда - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика» [3]. Рассмотрим социальные сети как образовательную среду и соотнесем их возможности с принципами эвристического обучения [4, с. 153-160]:
Таблица
Соотношение социальных сетей с принципами эвристического обучения
Принцип эвристического обучения Как реализуется в социальных сетях и блогах
1 2
Принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей. Участник сам выбирает, примкнуть ли к сообществу. В зависимости от личных целей может выбрать профессиональные сети, сервисы по интересам.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов. Каждый участник соц. сети или блога только лично определяет степень своей активности, поддержку каких-либо сетевых проектов, формы реализации своих мыслей, позиционирует себя, выбирает круг интересов, строит контакты. Выбирая пути самодвижения в сети, каждый имеет возможность стать модератором, администратором, ведущим тематических рубрик и дневников.
Принцип метапредметных основ содержания образования. Участники для успеха в соц. сетях должны владеть метапредметными видами деятельности, прежде всего, по работе с информацией.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т. п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т. п.). Этот принцип является главным в соц. сетях и блогах. Активность пользователя характеризуется теми продуктами, которые он представляет другим членами сети, начиная с созданного личного профиля, а далее - сообщениями, голосованиями, списками друзей и т. д.
Продолжение табл.
1 2
Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области В соц. сетях все равны, нет заранее известных «правильных» образцов творчества, мыслей и т. д. Многие виды деятельности строятся на принципах сравнения собственного продукта с продуктами других участников - голосования, «перепосты» сообщений и т. д.
Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении Ситуация постоянного самоопределения - норма деятельности в соц. сети. Профиль участника - уникальный контент, «списать» или ждать подсказки не имеет смысла. Каждый отвечает за свою страницу, решая технические и организационные (сменить пароль, добавить друга), творческие (как ответить, чтобы заметили), этические (как реагировать, какой стиль общения выбрать) вопросы.
Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения Участники соц. сетей действуют публично в ситуации постоянной оценки со стороны других членов сообщества («нравится - не нравится», голосования), вынуждены анализировать свою деятельность, выбирать наиболее оптимальные способы достижения результата (как привлечь больше одноклассников)
Таким образом, действительно, сама технология работы в образовательных сетях и блогах создает благоприятные условия и для образования. Оказывается, образовательный потенциал виртуального пространства смогли предвосхитить и оценить сами школьники.
В 2010 году на Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по телекоммуникациям в одном из заданий участников попросили [2] «предложить не менее 5 тем для образовательных блогов, которые вы могли бы вести в качестве домашнего задания по отдельным школьным предметам».
Среди ответов было предложено: блог как дневник наблюдений за природным явлением; блог экспериментальной работы; поэтический блог - обсуждение и анализ стихотворений, видео чтецов; блог - дневник от имени исторического персонажа и т. д.
Сами школьники готовы обучаться в социальных сетях. Осталось учителям признать возможности этих новых сервисов для решения образовательных задач и определить, в чем социальные сети и блоги могут быть эффективны с образовательных позиций.
В чем особенность социальных сетей по сравнению с уже зарекомендовавшими себя образовательными форумами, чатами? Какие новые возможности они предлагают?
В первую очередь, социальные сети и блоги - независимые ресурсы, открытые для пользователей. И участники здесь не просто гости, время от времени оставляющие сообщения, а постоянно действующие и видоизменяющиеся субъекты. Участник в чате виден только по своим сообщениям, участник в социальной сети виден даже тогда, когда отсутствует в ней. Это создает для каждого участника эффект личного пространства, защищенности. Дружественная среда - это не мало для успешного обучения.
Не последнюю роль в образовательных возможностях современных коммуникативных сервисов играет техническая сторона. Популярные сети -мощные в технологическом плане Интернет-ресурсы, медийные среды, в отличие от тех же форумов и чатов. Они значительно расширяют возможности представления информации и работы с ней, разрешая размещать, просматривать, комментировать видео, использовать дополнительные приложения - игры, голосования, доски граффити и т. д. Так педагог получает в пользование оснащенную мультимедийную площадку для своих дистанционных занятий.
В социальных сетях существует возможность организовывать временные сообщества, как открытые, так и с ограниченным доступом, - можно эффективно организовывать работу групп и секций, координировать работу над совместными образовательными проектами.
Общедоступность и открытость сетей для всех пользователей Интернета,
о которых часто говорят как о проблеме, может в обучении сыграть как раз позитивную роль. Учителя иностранных языков могут организовывать уроки с привлечением носителей языка из разных стран; педагоги могут приглашать к обсуждению авторитетов в своей области, специалистов, ученых; участниками образовательных и культурных мероприятий в Интернете могут стать родители учеников, их братья и сестры; наконец, сами внутренние границы школы размываются - на виртуальных конференциях и семинарах могут одновременно присутствовать разные классы и параллели. От личного профиля в социальной сети можно выстроить путь к образовательному (научному) виртуальному сообществу.
Работа в сети Интернет, в социальных сетях - в том числе, стирает и временные рамки, позволяя выстраивать занятия и как в режиме on-line, так и асинхронно. А с позиций результатов деятельности важную роль играют образовательные продукты учащихся, которые изначально «равны» между собой. Образовательные продукты могут быть как индивидуальные, так и коллективные: статья, дискуссия, вопрос, голосование, результат обсуждения (правка, доработка проекта), презентация, постановка проблемы, гипотеза, защита проекта, организованное сообщество (группа), дневник исследования и т. д.
Реализовать образовательные возможности социальных сетей позволяют эвристические задания [4, с. 175]. Главный признак эвристического задания - его открытость, т. е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Действительно, предлагать в социальных сетях учащимся решить вычислительный пример - контрпродуктивно. «Победит» тот, кто в данный
момент находится в сети и умеет быстрее набирать текст. Традиционные задания на проверку знаний также не принесут своего эффекта - как минимум, возникнет вопрос об авторстве удаленного учащегося. Только открытые задания, в основе которых лежит актуальная для учащихся проблема, апеллирующая к их потребностям и личному опыту, будут мотивированно выполнять каждым учеником самостоятельно, позволяя ему проявить свой творческий потенциал.
Именно эвристические задания лежат в основе проведения Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, организуемых Центром дистанционного образования «Эйдос» (http://eidos.ru) с 1997 года. С 2006 года на этих олимпиадах учащимся регулярно предлагаются задания на форуме [1, с. 93-100], а с 2010 года Центр под руководством Научной школы А. В. Хуторского проводит эксперимент по разработке и предложению на олимпиадах заданий, связанных с социальными сетями и блогами. Такие задания предлагаются учащимся на олимпиадах по самым разным предметам, как старшеклассникам, так и ученикам начальной школы. А в марте 2011 года впервые была проведена Всероссийская эвристическая сетевая олимпиада, полностью организованная в трех популярных социальных сетях. Цель олимпиады: использовать образовательные возможности социальных сетей для творческой самореализации участников олимпиады, создать условия для развития их коммуникативных компетентностей, повышение мотивации к предмету. Содержание олимпиады составили 5 заданий по разным предметам (математике, русскому языку, естествознанию, информатике, истории) для участников 3 возрастных групп. Задания были выложены в открытом доступе. Пример задания по математике:
СЮЖЕТНАЯ ЗАДАЧА. Мотоциклист догоняет велосипедиста, бассейн наполняется через трубы, машинистки удваивают производительность... Такие задачи называются «сюжетными», но драматизма в таких сюжетах часто не хватает. А если найти свой сюжет? А еще лучше - фотосюжет! Найдите в Интернете (или сделайте сами) фото, по которому можно составить интересную математическую задачу. Выложите фотографию на «стене» (обязательно укажите ссылку, если заимствовали фото) и текст задачи к ней. Проголосуйте за самые интересные задачи других участников.
Сами участники высоко оценили и идею проведения новой олимпиады, и сами задания, предложенные им: «Для моего участия в олимпиаде несколько причин: интерес, познание чего-то нового, и в некотором роде развитие творческих способностей, логики. Ожидал интересной и занимательной работы. И так оно и вышло! Больше всего удалось составить шифр, с помощью которого нужно было поприветствовать участников олимпиады». (Евгений Д., 9 класс, гимназия №6, г. Волгоград),
Проведенная олимпиада выявила и ряд проблем. Например, не все школьники, изначально заинтересовавшиеся заданиями, были готовы выставить работу на своей странице на всеобщее обозрение. Требуют исследования
такие вопросы: какие типы заданий оптимально подходят для сетевой олимпиады? как учесть в содержании заданий и способах их выполнения коммуникативные качества личности участника? какова должна быть технология подготовки и проведения олимпиады?
Но данные вопросы не ставят под сомнение образовательный потенциал социальных сетей, уже подтвержденный практикой. У педагогов есть возможности для того, чтобы предложить детям новые формы обучения, продемонстрировать образовательную силу сети Интернет, помочь стать творческими и самореализовавшимися людьми и в реальности, и в виртуальности.
Библиографический список
1. Скрипкина, Ю. В. Телекоммуникационная составляющая дистанционных эвристических олимпиад [Текст] / Ю. В. Скрипкина // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. -М.: ЭЛИТ-ПОЛИГРАФ, 2008
2. Телекоммуникации, 2010. Комплект эвристических заданий и работы призеров олимпиады. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. / Сост. Хуторской А. В. -М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2011
3. Хуторской, А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении [Текст] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. -
1 сентября. http://eidos.ru/joumal/2005/0901. htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
4. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения [Текст] / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003.