УДК 378.4:378.046.4 DOI: 10.31862/2073-9613-2020-1-67-77
ББК 74.48
ЦЕЛИ И УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ВИКТИМОЛОГИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
I О.Н. Громова
Аннотация. В статье проанализированы цели профессиональной вик-тимологической подготовки современных специалистов экономической сферы, содержащиеся в программных документах Российской Федерации, утвержденных Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, в которых определен социальный заказ, то есть реально существующие потребности общества и государства. Определены субъекты исполнения программных требований, в числе которых — юристы и экономисты. В статье отмечены недостатки в функциональных обязанностях юридических служб и экономистов в организациях в области осуществления виктимологической деятельности. Проанализированы ФГОС ВО на предмет наличия системности и межпредметности виктимологического знания в профессиональной подготовке юристов и экономистов. Представлена концепция формирования профессиональной виктимологической готовности юристов и экономистов для экономической сферы, основанная на овладении умениями решать профессиональные задачи, используя ме- 61 тод целесообразно подобранных задач, соответствующих виду профессиональной деятельности. Предложены практические примеры ситуационных задач. В общем виде представлены критерии сформирован-ности профессиональной готовности к виктимологической деятельности специалиста для экономической сферы (юриста, экономиста).
Ключевые слова: профессиональная подготовка в вузе, тенденции, развитие содержания подготовки, требования, качество профессиональной подготовки, виктимологическая деятельности, экономическая сфера.
© Громова О.Н., 2020
0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
GOALS AND LEVELS OF PROFESSIONAL TASKS IN THE FIELD OF VICTIMOLOGY FOR MODERN SPECIALISTS IN ECONOMICS
I O.N. Gromova
Abstract. The article analyzes the goals of professional victimology training of modern specialists in the economics, included in the program documents of the Russian Federation, approved by Decrees of the President of the Russian Federation and resolutions of the Government of the Russian Federation, which define the social order, that is, the real needs of society and the state. The subjects for the fulfillment of program requirements are identified, including lawyers and economists. The article notes the shortcomings in the functional responsibilities of legal services and economists in organizations in the field of victimization activities. The Federal State Educational Standards of Higher Education have been analyzed on the subject of the presence of systemic and intersubjective nature of victimology knowledge in the training of lawyers and economists. The concept of the formation of professional victimological readiness of lawyers and economists for the economic sphere, based on mastering the skills to solve professional problems using the method of appropriately selected tasks corresponding to the type of professional activity is presented. Practical examples of situational tasks are proposed. In general terms, the criteria for the formation of professional readiness for victimology activity of a specialist for the economic sphere (lawyer, economist) are presented.
Keywords: professional training in higher education, tendencies, development of the content of training, requirements, quality of professional training, victimological activity, economic sphere.
68
Анализируя требования к современному специалисту для экономической сферы (экономисту, юристу), мы пришли к выводу, что целевой компонент методики обучения виктимологической деятельности основан на социальном заказе общества и государства, отражает потребности и учитывает реальные условия его развития, а также направления развития профессиональной подготовки в современных условиях [1—6].
Изучив федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, направленные на
обеспечение безопасности экономических основ государства, общественной и национальной безопасности Российской Федерации, ее информационных ресурсов, развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности, экономического развития и внедрения инновационной экономики, социально-экономического развития Российской Федерации на длительный период времени, мы определили в каждом из указанных нормативных документов аспекты, определяющие потребности в виктимологической деятельности разных субъектов. К примеру,
успешная реализация государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» обеспечит государственные и муниципальные органы устойчивой информационно-коммуникационной инфраструктурой, что, в свою очередь, позволит критически важным для граждан и организаций государственным серверам функционировать без сбоев. В том числе речь идет о серверах удаленной идентификации, информационного обмена, хранения информации, являющейся юридически значимой, цифровой платформы, позволяющей оказывать государственные и муниципальные услуги.
Обеспечение организационной и правовой защиты личности, свободы предпринимательства, благополучия бизнеса, соблюдение государственных интересов в условиях цифровой экономики; повышение уровня защищенности личности и информационной безопасности также являются приоритетными направлениями в условиях информационного общества [7].
Целевой компонент Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, состоит в определении путей и способов повышения благосостояния граждан России, обеспечения ее национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций государства в мировом сообществе. В немалой степени уделяется внимание сфере обеспечения общественного порядка, противодействия преступным посягательствам, что необходимо для снижения уровня преступности. А также обеспечению рав-
ной защиты прав собственности на объекты недвижимости, определению способов, позволяющих предотвратить и пресечь рейдерские захваты. Не оставлены без внимания наличие и количество контрольных и надзорных мероприятий, проводимых государственными органами в отношении малого бизнеса. Целью Концепции является их сокращение. В качестве приоритетных также отмечены направления, позволяющие противодействовать легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем; а также бороться с коррупцией [8].
Цели Концепции общественной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2013 г., также направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, материальных и духовных ценностей общества, а точнее, на поддержание уровня защищенности на необходимом уровне, позволяющем предотвратить угрозы криминального характера, в том числе террористических, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и сохранить гражданский мир, политическую, социальную и экономическую стабильность в обществе [9].
Базой для стратегического планирования является Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности», в котором определяются национальные интересы Российской Федерации, а также ее стратегические национальные приоритеты. Этот документ определяет, в том числе, деятельность субъектов, направленную на снижение уровня преступности. В частности, обеспечение экономического благосостояния
69
70
и безопасности Российской Федерации и ее граждан; безопасности населения от внешнего вмешательства, верховенства закона и юридической защищенности населения. При этом подчеркивается, что обеспечение политической и социальной стабильности приведет к уменьшению социальных потрясений и возникающих в связи с этим ситуаций, представляющих опасность для населения. А улучшение экономического уровня благосостояния граждан и обеспечение повышения уровня образованности населения приведет к снижению уровня преступности.
Виктимологический аспект этого нормативного документа, на наш взгляд, выражен в противостоянии терроризму и экстремизму, пресечении деятельности террористических и экстремистских организаций, основной целью которых является насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, нарушение условий для стабильной работы органов государственной власти; уничтожение или нарушение жизненно важных объектов, совершение актов ядерного терроризма.
Стратегически важными целями этого программного документа (в рамках виктимологической деятельности) является [10]:
• пресечение деятельности различных структур и частных лиц, направленной на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране и, что немаловажно, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
• пресечение деятельности преступных организаций и группиро-
вок, включая транснациональные, осуществляющих незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также противоправных действий, направленных на организацию незаконной миграции и торговли людьми;
• пресечение деятельности различных структур и отдельных физических лиц, направленной на распространение и пропаганду идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесение ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
• противодействие преступным посягательствам, направленным против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности и коррупции.
Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности является стратегической целью еще одного программного документа. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» предусматривает следующие направления виктимологической деятельности соответствующих субъектов [10]:
• повышение качества и результативности противодействия преступности;
• охрана общественного порядка;
• охрана собственности;
• обеспечение общественной безопасности;
• обеспечение безопасности дорожного движения;
• создание условий для эффективного развития миграционных процессов.
Помимо этого направления вик-тимологической деятельности представлены в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года № 608; Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 328 «Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»; Постановлении Правительства РФ от 14 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и др.
Отсюда следует, что актуальность виктимологической деятельности продиктована Президентом РФ и Правительством РФ в качестве механизма противостояния преступным посягательствам.
Исполнять программные требования призваны органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации в лице соответствующих специалистов. Мы обращаемся к юристам и экономистам, осуществляющим свою деятельность в экономической сфере. Функциональные обязанности экономистов по договорной и претензионной работе, по материально-техническому снабжению, по труду, по планированию, сбыту и финансам связаны, прежде всего, с договорной работой; формированием и расширением хозяйственных связей с поставщиками; освоением новых, более перспективных товарных рынков; формированием, ведением и хранением баз данных и др.
Функции юридических служб в экономической сфере направлены на осуществление экспертной деятель-
ности в части подготовки и согласования проектов локальных нормативных актов организаций; деятельности по подготовке и согласованию проектов договоров, претензий и исков; анализа претензионной работы, рассмотрения судебных споров, направленного на разработку мероприятий, способных улучшить деятельность организации. Одним из важнейших направлений деятельности юристов на предприятиях и в организациях является участие в разработке содержания коллективных договоров. Процессы их согласования и заключения нередко сопровождаются внутренними конфликтами, требующими разрешения, в том числе и посредством разъяснения правовых вопросов. Функции юридических служб требуют участия их специалистов в подготовке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины в организации, по пресечению фактов хищения или иного причинения убытков организации его работниками и многое другое.
Что же касается ФГОС ВО как юристов, так и экономистов, то здесь отмечается отсутствие системности и межпредметности виктимологиче-ского знания. Помимо этого, во ФГОС ВО по направлению подготовки экономистов и юристов не предусмотрены соответствующие дисциплины, хотя отмечается отражение виктимологических проблем в ряде дисциплин, изучаемых на разных курсах. Это касается права, социологии, психологии, безопасности жизнедеятельности, а для юристов еще и криминологии. Недостатком является отсутствие определенной системы виктимологических знаний, содержащихся либо в одной дисциплине,
71
либо в виде отдельных блоков нескольких дисциплин, что препятствует формированию предметного и социального аспектов профессиональной виктимологической деятельности будущего специалиста. Все это определяет необходимость корректировки целей обучения этих специалистов, обозначенных во ФГОСах, которые должны в конечном итоге способствовать формированию профессиональной готовности специалистов (экономисты, юристы) для экономической сферы в области вик-тимологической деятельности, направленной на предотвращение преступных посягательств в современных условиях. Для этого необходимо в рамках профессиональной подготовки в вузе «научить» студентов решать профессиональные задачи на ключевом, базовом и специальном уровнях, опираясь на знания, умения, навыки и способы деятельно-
сти, получаемые в ходе изучения следующих дисциплин: Право и/ или Отрасли права, Социология, Психология, Безопасность жизнедеятельности, Элементы информационной безопасности, Информационные технологии и системы в профессиональной деятельности, Экономические дисциплины и др.
Ранее мы отмечали, что концепция формирования профессиональной виктимологической готовности современного специалиста для экономической сферы основывается на принципах обучения, способствующего овладению умениями решать профессиональные задачи и проблемы экономической сферы путем использования метода целесообразно подобранных задач [11, с. 12], соответствующих виду профессиональной деятельности, в частности, виктимологи-ческой на ключевом, базовом и специальном уровне [12—15] (рис.).
72
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ/КОМПЕТЕНТНОСТЬ* СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ (ЭКОНОМИС ТА, ЮРИСТА)
как совокупность умений решать профессиональные задачи
г:
КЛЮЧЕВАЯ
или
(Ключевой уровень)
умение решать профессиональные виктимологические задачи на основе выполнения требований правоохранительных и контролирующих орханов на уровне виктимологической профилактики и определения для себя системы нормативных актов для результативности виктимологической защиты
БАЗОВАЯ
или
(Базовый уровень)
умение решать профессиональные виктимологические задачи в области экономической сферы для обеспечения экономической безопасности, посредством виктимологической профилактики и защиты на основе отечественных и международных стандартов, нормативных правовых актов
СПЕЦИАЛЬНАЯ
или
(Специальный уровень)
I
умение решать профессиональные задачи по разработке новых собственных систем виктимологической защиты и профилактики для обеспечения экономической безопасности, посредством прогнозирования и противодействия экономической преступности на основе ИКТ и психологических технологий, базируясь на умениях решать стандартные и нестандартные виктимологические задачи экономической сферы
Рис. Содержание и уровни профессиональных виктимологическихзадач экономической сферы
Приведем конкретные примеры указанных выше уровней и классов профессиональных задач.
Примером реализации метода целесообразно подобранных задач на ключевом уровне является следующая сюжетная задача 1: «Директору ООО М" поступило мотивированное требование от судьи Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области о необходимости представить в суд информацию, составляющей коммерческую тайну».
В ходе решения этой сюжетной задачи студенты должны предложить алгоритм взаимодействия с государственными органами в части предоставления информации, содержащей коммерческую тайну.
В результате поиска ответа на обозначенные вопросы у студентов будут сформированы основы умений решать профессиональные виктимо-логические задачи в части законного и грамотного выполнения требований государственных органов на уровне виктимологической профилактики и определения тех нормативных правовых актов, которые позволят осуществить виктимологиче-скую защиту организации.
В качестве примера реализации метода целесообразно подобранных задач на базовом уровне рассмотрим проблемную ситуацию (учебная профессиональная задача «сюжетная задача»), которая может быть предложена студентам с целью углубления, систематизации, обобщения и закрепления их знаний, умений и навыков в области виктимологии и экономической сферы.
Так, например, в рамках решения задачи была описана следующая ситуация (сюжетная задача 2): «Приговором Биробиджанского суда
Приморского края от 12 августа 2019 г. Барановская признана виновной в сбыте поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации. Зная достоверно о том, что получила от неустановленного лица поддельные денежные купюры достоинством 5 000 рублей, Барановская, имея умысел на получение наживы, сбывала эти купюры в различных торговых точках г. Биробиджана, приобретая на них различные товары. Рассчитываясь за товар поддельными пятитысячными купюрами, Барановская получала сдачу подлинными купюрами».
В ходе поиска решения, на наш взгляд, студентам целесообразно предложить для обсуждения следующие вопросы и задания:
1. Какие экономические угрозы существуют в данной ситуации?
2. Обоснуйте свой ответ, перечислив виктимологические признаки экономических угроз, и укажите, какие сферы экономической деятельности страдают в данной ситуации.
3. Укажите, какие нормы Уголовного кодекса РФ и другого экономического законодательства нарушены действиями Барановской.
4. Какие действия субъектов вик-тимологической деятельности способствуют предотвращению указанных угроз и восстановлению нарушенного права?
В результате ответа на поставленные вопросы у студентов будут сформированы основы умений решать профессиональные виктимоло-гические задачи в области экономической сферы посредством виктимо-логической профилактики и защиты на основе УК РФ и иного экономического законодательства.
73
Приведем следующий пример профессиональной задачи специального уровня — сюжетная задача 3: «Применяя знания, полученные при изучении области виктимоло-гии, продумайте механизм виктимологической профилактики при учреждении и организации деятельности юридического лица, включая использование законодательных и иных нормативных правовых актов для обеспечения условий нормального функционирования предпринимательской деятельности; применение методик оценки виктимологи-ческих признаков в содержании экономических угроз; использование технологий дополнительной процедуры проверки идентификационной информации клиентов и поставщиков; использование в своей деятельности международных и российских стандартов, нормативных документов для обеспечения информационной безопасности организации; использование технологий, направленных на организацию надежной системы защиты инсайдерской информации; применение кадровой психодиагностики для предотвращения виктимизации».
В ходе поиска ее решения студентам предлагается подготовить собственную систему виктимологической защиты и профилактики для деятельности конкретной организации, используя технологии, направленные на устранение или нейтрализацию факторов и обстоятельств, формирующих виктимное поведение субъектов экономических отношений и обуславливающих совершение преступления.
Выполняя это задание, студенты смогут применить не только знания
экономического законодательства, но также умения логически выстраивать систему профилактических мер уже на стадии подготовки учредительных документов и начальных организационных мероприятий. В данном случае речь идет о получении навыков решения профессиональных задач на специальном уровне, требующем более высокой степени готовности по сравнению с ключевым и базовым уровнями.
Подытоживая сказанное, отметим, что к критериям сформирован-ности профессиональной готовности к виктимологической деятельности специалиста для экономической сферы (юриста, экономиста), на наш взгляд, опираясь на Спирина [16], следует относить [12]:
• осознанность действий при решении профессиональных виктимо-логических задач;
• направленность на профессиональную виктимологическую деятельность;
• сформированность научно-технологической основы, подразумевающей необходимую систему знаний, необходимых для решения основных профессиональных задач в экономической сфере;
• целесообразность, проявляющуюся в правильной постановке цели своей деятельности; освоенность действий, означающую наличие умений, навыков и опыта в решении профессиональных виктимо-логических задач;
• результативность при их решении.
В заключение — в качестве выводов — укажем, что:
• актуальность и необходимость виктимологической деятельности
определена на уровне государственного устройства;
• в программных документах достаточно четко определены виктимо-логические аспекты и субъекты ее деятельности;
• вузы в такой ситуации вынуждены обеспечивать формирование профессиональной виктимологической готовности современного специалиста;
• наиболее целесообразной в этой связи является концепция формирования профессиональной виктимологиче-ской готовности современного специалиста, основанная на принципах обучения, способствующего овладению умениями решать профессиональные ситуации путем использования метода целесообразно подобранных задач на ключевом, базовом и специальном уровнях.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Громова, О.Н. Актуальные направления развития профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов для экономической сферы в условиях глобализации современного социума // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/117-13459 (дата обращения: 12.09.2019).
2. Громова, О.Н. Результаты анализа проблем профессиональной виктимологической подготовки в вузе будущих специалистов для экономической сферы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23942 (дата обращения: 12.09.2019).
3. Лубков, А.В., Каракозов, С.Д., Рыжова, Н.И. Тенденции развития современного образования в условиях становления цифровой экономики // Информатизация образования: теория и практика: сборник матер. Межд. науч.-практ. конф. 18-19.11.2017. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. С. 41-47.
4. Каракозов, С.Д., Рыжова, Н.И. Теория развития и практика реализации содержания обучения в области информационно-образовательных систем: монография. М.: МШ У, 2017. 392 с.
5. Маршалова, Е.С., Рыжова, Н.И. Тенденции профессиональной подготовки специалиста в области корпоративных маркетинговых коммуникаций с учетом конъюнктуры рынка труда и взаимодействия с работодателями // Преподаватель XXI век. 2019. № 2-1. С. 34-46.
6. Ускова, С.А., Рыжова, Н.И., Залялютдинова, З.А. Характеристика показателей целостности образовательного процесса, обеспечивающих его результативность в условиях вызовов современности // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). C. 115-119.
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 23.05.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2159.
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
9. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) // Ресурсы справочно-правовой системы. URL: http://www.consultant.ru/
10. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.
75
11. Рыжова, Н.И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2000. 43 с.
12. Громова, О.Н., Рыжова, Н.И. Критерии профессиональной готовности специалиста экономической сферы к виктимологической деятельности // Современные проблемы науки и образования, 2016, № 6. URL: http://www.science-education.ru/artide/view?id=26008 (дата обращения: 19.09.2019).
13. Громова, О.Н., Рыжова, Н.И. Модель содержания обучения виктимологической деятельности специалиста для экономической сферы в условиях профессиональной подготовки в вузе // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2019. № 1 (71). С. 141-158.
14. Громова, О.Н., Рыжова, Н.И. Виктимологическая подготовка современного специалиста: цели, задачи, критерии // Виктимология. 2017. № 3 (13). С. 42-51.
15. Громова, О.Н. Виктимология преступности в сфере экономической деятельности: базовые понятия и признаки // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 2 (40). С. 146-155.
16. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 174 с.
REFERENCES
76
1. Gromova O.N. Aktualnye napravleniya razvitiya professionalnoi podgotovki v vuze budushih spe-cialistov dlya ekonomicheskoi sfery v usloviyah globalizacii sovremennogo sociuma, Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, No. 1, available at: http://www.science-education. ru/117-13459 (accessed: 12.09.2019). (in Russian)
2. Gromova O.N. Rezultaty analiza problem professionalnoi viktimologicheskoi podgotovki v vuze budushih specialistov dlya ekonomicheskoi sfery, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, No. 6, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23942 (accessed: 12.09.2019). (in Russian)
3. Gromova O.N. Viktimologiya prestupnosti v sfere ekonomicheskoi deyatelnosti: bazovye ponyat-iya i priznaki, Leningradskiiyuridicheskii zhurnal, 2015, No. 2 (40), pp. 146-155. (in Russian)
4. Gromova O.N., Ryzhova N.I. Model soderzhaniya obucheniya viktimologicheskoi deyatelnosti special-ista dlya ekonomicheskoi sfery v usloviyah professionalnoi podgotovki v vuze, Voprosy sovremennoi nauki ipraktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo, 2019, No. 1 (71), pp. 141-158. (in Russian)
5. Gromova O.N., Ryzhova N.I. Viktimologicheskaya podgotovka sovremennogo specialista: celi, zadachi, kriterii, Viktimologiya, 2017, No. 3 (13), pp. 42-51. (in Russian)
6. Gromova O.N., Ryzhova N.I. Kriterii professionalnoj gotovnosti specialista ekonomicheskoj sfery k viktimologicheskoj deyatelnosti, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2016, No. 6, available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=26008 (accessed: 19.09.2019). (in Russian)
7. Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Teoriya razvitiya ipraktika realizacii soderzhaniya obucheniya v oblas-ti informacionno-obrazovatelnyh sistem: monografya, Moscow, MPGU, 2017, 392 p. (in Russian)
8. Koncepciya obshchestvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 14.11.2013 No. Pr-2685), Resursy spravochno-pravovoj sistemy, available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: 12.09.2019).
9. Lubkov A.V., Karakozov S.D., Ryzhova N.I. "Tendencii razvitiya sovremennogo obrazovaniya v usloviyah stanovleniya cifrovoi ekonomiki", in: Informatizaciya obrazovaniya: teoriya i praktika:
sbornik mater. Mezhd. nauch.-prakt. konf. 18-19.11.2017. Omsk, Izd-vo OmGPU, 2017, pp. 4147. (in Russian)
10. Marshalova E.S., Ryzhova N.I. Tendencii professionalnoi podgotovki specialista v oblasti korpo-rativnyh marketingovyh kommunikacii s uchetom konyunktury rynka truda i vzaimodeistviya s rabotodatelyami, PrepodavatelXXI vek, 2019. No. 2-1, pp. 34-46. (in Russian)
11. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 15.04.2014 No. 313 (red. ot 23.05.2019) "Ob utverzhdenii gosu-darstvennoj programmy Rossijskoj Federacii 'Informacionnoe obshchestvo'", in: Sobranie zako-nodatelstva RF, 05.05.2014, No. 18 (chast II), st. 2159. (in Russian)
12. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 17.11.2008 No. 1662-r (red. ot 28.09.2018) "O Koncepcii dol-gosrochnogo socialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda" (vmeste s "Koncepciej dolgosrochnogo socialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda"), in: Sobranie zakonodatelstva RF, 24.11.2008, No. 47, st. 5489. (in Russian)
13. Ryzhova N.I. Razvitie metodicheskoj sistemy fundamentalnojpodgotovki budushchih uchitelej in-formatiki v predmetnoj oblasti: Extended Abstract of ScD dissertation (Pedagogy). Saint-Petersburg, 2000, 43 p. (in Russian)
14. Spirin L.F. Teoriya i tehnologiya resheniya pedagogicheskih zadach, Moscow, Rossiiskoe peda-gogicheskoe agentstvo, 1997, 174 p. (in Russian)
15. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 No. 683 "O strategii nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii", in: Sobranie zakonodatelstva RF, 04.01.2016, No. 1 (chast II), st. 212. (in Russian)
16. Uskova S.A., Ryzhova N.I., Zalyalyutdinova Z.A. Harakteristika pokazatelei celostnosti obrazo-vatelnogo processa, obespechivayushih ego rezultativnost v usloviyah vyzovov sovremennosti, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2015, No. 1 (50), pp. 115-119. (in Russian)
Громова Ольга Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой отраслей права, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, [email protected] Gromova O.N., PhD in Law, Associate Professor, Chairperson, Branches of Law Department, 77 St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, [email protected]