Научная статья на тему 'Виктимологическая деятельность как составляющая профессионально-правовой деятельности специалистов по обеспечению экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса'

Виктимологическая деятельность как составляющая профессионально-правовой деятельности специалистов по обеспечению экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ECONOMIC SECURITY / ECONORNIC ENTITIES / LEGAL ASSISTANCE / VICTIM PROTECTION / VICTIM ACTIVITY TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громова О. Н.

В статье рассматривается обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов посредством виктимологической деятельности. Определив понятие экономической безопасности хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса, автор в качестве её основы рассматривает защиту от внутренних и внешних угроз, способную обеспечить безопасность, в том числе, в результате виктимологической деятельности. Тема экономической безопасности в статье развивается в целях совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, что обусловило интерес автора к проблеме правового обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTIMOLOGY-RELATED ACTIVITY AS A COMPONENT OF THE PROFESSIONAL AND LEGAL ACTIVITY OF SPECIALISTS WHO PROVIDE ECONOMIC SECURITY OF THE ENTITIES IN SMALL AND MEDIUM BUSINESS

The article considers providing an economic security of the economic entities by means of the victimology activity. Having defined a concept of the economic security of the economic entities of the smalland medium-sized business as a basis for it, the author considers the protection against internal and external threats capable to provide a security, including, as a result of the victimology activity. The subject of the economic security in the article is developed for the improvement of the vocational training of the future specialists. It has caused an interest of the author to a problem of the legal support of the economic security of subjects of small and medium business.

Текст научной работы на тему «Виктимологическая деятельность как составляющая профессионально-правовой деятельности специалистов по обеспечению экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса»

30 29 28 27 26

5

« 25 24 23 22

J

Г

0,82 0,8 0,78 0,76 0,74

2

« 0,72 0,7 0,68

¿Я

ZA

¿А

Рис. 11. Динамика двувертельного размера у подростков 11-15 лет

костной и мышечной ткани характеризуется замедлением развития жировой ткани (рис. 12).

Таким образом, для мальчиков-подростков закономерны максимальные темпы развития вторичных оловых признаков и морфологических показателей как масса тела, индекс Кетле, окружность грудной клетки, двуплечевой размерввозрасте14 и 15 лет, характеризующиеся наличием третьей и четвертой стадий половой зрелости. Однако значительноеувеличевие дайны тела, переднезаднегодиаметрагруднойклетки, двувертельного размера происходит раньше и за один год,аименнр в вовраств

Рис. 12. Динамика кожно-жировой складки у подростков 11-15 лет

14 лет, что соответствует третьей стадии половой зрелости. Анализ результатов выявляет, что существенные изменения тока-зателей поперечного диаметра грудной клетки, индексов Пинье и Эрисмана происходят в течение одного года - к 15 годам на четвертой стадии половой зрелости.

Следовательно, развитие морфологических показателей у подростков 11-15 лет в значительной степени зависят от степени развития вторичных половых признаков. При индивидуальном оодходдт рнЬоте е подтоеттрминеоЬооримт учиеуварь ее стадию полового созревания.

14

0,66

12

14

15

Возраст, лет

Библиографический список

1. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологически, педагогические, экологические аспекты. Новосибирск: Альфа-Виста, 2007.

2. Сидорова О.А. Особенности морфофункционального развития организма детей в пре и пубертатном периоде онтогенеза с различнымуровнемдвигательнойактивности. Авторефератдиссертации...кандидатабиологических наук: Тюмень, 1998.

3. Бунак В.В. Антропология. Москва: Учпедгиз, 1941.

4. Tanner J.M., Whitehouse R.H. Standarts for subcutaneous fat in British children. Brit. Med. J., 1962. References

1. Schedrina A.G. Zdorovyj obraz zhizni: metodologicheskie, social'nye, biologicheskie, medicinskie, psihologicheski, pedagogicheskie, 'ekologicheskie aspekty. Novosibirsk: Al'fa-Vista, 2007.

2. Sidorova O.A. Osobennosti morfofunkcional'nogo razvitiya organizma detej vpre ipubertatnom periode ontogeneza s razlichnym urovnem dvigatel'noj aktivnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata biologicheskih nauk: Tyumen', 1998.

3. Bunak V.V. Antropologiya. Moskva: Uchpedgiz,1941.

4. Tanner J.M., Whitehouse R.H. Standarts for subcutaneous fat in British children. Brit. Med. J., 1962.

CmambnnocmynunaBpedaKwv27.04.15

УДК 373.1.02: 372.8 УДК 378.02: 372.8

Gromova O.N., Cand. of Sciences (Jurisprudence), seniorlecturer, Saint-PetersburgUniversityoftheHumanities and Social Sciences (St. Petersburg,Russia),E-mail: [email protected]

VICTIMOLOGY-RELATED ACTIVITY AS A COMPONENT OF THE PROFRSSIONAL AND LEGAL ACTIVITY OF SPECIALISTS WHO PROVIDE ECONOMIC SECURITY OF THE ENTITIES IN SMALL AND MEDIUM BUSINESS. The article considers providing an economic security of the economic entities by means of the victimology activity. Having defined a concept of the economic security of the economic entities of the small- and medium-sized business as a basis for it, the author considers the protection against internal and external threats capable to provide a security, including, as a result of the victimology activity. The subject of the economic security in the article is developed for the improvement of the vocational training of the future specialists. It has caused an interest of the author to a problem of the legal support of the economic security of subjects of small and medium business. Keywords: economicsecurity,economic entities,legalassistance,victim protection,victimactivity training.

О.Н. Громова, канд. юр. наук, доц., зав. каф. отраслей права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

В статье рассматривается обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов посредством виктимо-логической деятельности. Определив понятие экономической безопасности хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса, автор в качестве её основы рассматривает защиту от внутренних и внешних угроз, способную обеспечить безопасность, в том числе, в результате виктимологической деятельности. Тема экономической безопасности в статье развивается в

целях совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, что обусловило интерес автора к проблеме правового обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова и словосочетания: экономическая безопасность, хозяйствующие субъекты, субъекты малого и среднего бизнеса, правовое обеспечение, виктимологическая защита, виктимологическая деятельность, профессиональная подготовка.

Проблема обеспечения экономической безопасности на современном этапе развития Российской Федерации приобретает особую значимость в условиях сложившейся политической ситуации в мире, когда странами Запада предпринимаются попытки политической и экономической изоляции нашего государства. Следует заметить, что в настоящее время складывается новая модель экономического развития нашей страны, направленная на укрепление внутреннего финансового рынка, снижение зависимости от импорта товаров, усиление государственной поддержки хозяйствующих субъектов, прежде всего, в сфере среднего и малого бизнеса.

Согласно Стратегии обеспечения национальной безопасности, на период до 2020 года, принятой в условиях глобализации процессов мирового развития, происходит изменение международных политических и экономических отношений между государствами, формируются новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства [1]. В этих условиях Российская Федерация выступает в качестве гаранта благополучия национального развития и переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности, в систему которой структурно встроена экономическая безопасность.

Под национальной безопасностью государства в Стратегии понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».

Безопасность государства подразумевает под собой политическую, социальную, экономическую, информационную, демографическую и иные виды безопасности. Все они являются производными от общего понятия безопасности. В словаре С.И. Ожегова под безопасностью понимается «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [2].

Законодательное определение общего понятия «безопасность» ранее содержалось в ст. 1 Закона РФ «О безопасности» и подразумевало под ней «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [3]. В ныне действующем Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» указанное понятие отсутствует [4].

Отсутствует в настоящее время и законодательное определение такого сложного понятия как «экономическая безопасность». Его можно найти в ст. 2 ранее действовавшего Федерального закона от 13 октября 1995 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», которая подразумевала под экономической безопасностью «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [5].

Следует заметить, что в новый Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» указанное понятие не вошло [6, с. 1-2].

Доктринальные точки зрения на понятие и содержание экономической безопасности отличаются большим разнообразием и носят, в основном, субъективный характер, отражая мнение конкретного автора. Так, Р.Ю. Ибрагимов определяет экономическую безопасностькак«комплексный концепт, совмещающийв себеэко-номико-производственные, финансовые, демографические, социально-стратегические, социокультурные, политические, идеологические, институционально-нормативные компоненты», из чего, по его мнению, вытекает «необходимость междисциплинарного анализа его референта как состояния общества в целом и его экономической подсистемы» [7, с. 12].

Несколько критично отозвался об имеющихся взглядах на понятие экономической безопасности В.Л. Тамбовцев, который полагает, что «понятие экономической безопасности принадлежит к числу тех, которые, с одной стороны, всем интуитивно

вполне ясны, а с другой, трудно определимы в достаточно корректной и исчерпывающей форме» [8, с. 9].

Н.П. Куприщенко рассматривает экономическую безопасность как состояние экономики, обеспечивающее устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защиту экономических интересов на внутринациональном и международном уровнях [9, с. 43].

По нашему мнению, под экономической безопасностью российского государства следует понимать стабильное функционирование его национальной экономики, при котором обеспечивается надежное и устойчивое развитие ее отраслей, гарантируется их защита от внутренних и внешних угроз, соблюдается баланс экономических интересов государства, общества и личности. Учитывая наш взгляд на проблемы, возникающие в экономической сфере в условиях глобализации и материал нашей статьи [10] под угрозами экономической безопасности следует понимать потенциальные, но носящие реальный характер, возможности нанесения ущерба экономическим интересам государства под воздействием внешних или внутренних факторов.

К источникам внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации можно отнести: увеличение технологического отрыва России от ведущих стран мира и наращивание их возможностей по противодействию конкурентоспособности российских товаров; стремление ряда стран к доминированию и ослаблению позиций России на международном финансовом и товарном рынках; введение экономических санкций против нашей страны, вызванное политическими мотивами; обострение международной конкуренции в экономической сфере.

К источникам внутренних угроз экономической безопасности нашего государства следует отнести: усиление инфляционных процессов, порождающих финансовую дестабилизацию основных отраслей экономики; неблагоприятный инвестиционный климат в стране; неравномерность социально-экономического развития регионов; неустойчивость финансового положения субъектов экономической деятельности; коррупцию; сращивание криминала и власти; общую деформацию структуры отечественной экономики и иные факторы, подрывающие устойчивость социально-экономической системы государства в целом.

Таким образом, мы перечислили угрозы, исходя из экономической безопасности предпринимательской деятельности, однако, как показывает статистика, не меньшие опасности экономики доставляют преступные посягательства, обозначенные в Уголовном кодексе РФ как преступления в сфере экономической деятельности.

Так, оценивая сложность задач, стоящих перед современной экономикой, В.В. Путин в качестве ключевого значения стабильности развития экономики и ее роста отмечает значение состояния предпринимательского климата. В связи с чем Президент РФ отмечает необходимость защиты от попыток завладения собственностью. «Экономика, отмечает В.В. Путин, должна работать по законам честной конкуренции» [11, с. 1-2].

Проявив интерес к данной проблеме, мы провели анализ сфер экономической деятельности, исходя из профессиональной деятельности экономиста (ФГОС ВПО), в результате которого мы смогли выявить сферы экономической деятельности, подвергающиеся преступным посягательствам [12, с. 8-13], в результате которых хозяйствующие субъекты несут серьезные материальные потери. Особенно остро стоит проблема экономического мошенничества, так как за последние годы оно достигло угрожающих масштабов. По-прежнему в структуре жертв экономического мошенничества преобладают в своем большинстве физические лица. Однако, размер материального ущерба в расчете на одну жертву (если считать таковой и юридическое лицо) является отнюдь не равным для этих двух категорий. Среднеарифметический показатель ущерба, причиненного юридическим лицам, почти в два раза выше аналогичного показателя для физических лиц, что свидетельствует о возможности возникновения угрозы экономической безопасности страны, а, значит, требует пристального внимания.

Если исходить из сути определений безопасности, в том числе и экономической, то ее основой является защита от опасности, то есть защита от ее внутренних и внешних угроз. А это не что иное как виктимологическая защита, осуществляемая для предотвращения каких-либо угроз либо ликвидации рисков.

Ранее, мы определили виктимологическую защиту от преступных посягательств в сфере экономической деятельности как определенную деятельность органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, образовательных учреждений и граждан, направленную на формирование правосознания, норм субъективного ценностного отношения, признания правовых норм как обязывающих к определенному поведению, создание законодательной и финансовой базы в целях проведения мероприятий для оздоровления материального положения потерпевшей стороны [12, с. 9].

Однако, как показывают современные реалии, подобная трактовка может только в части удовлетворить потребности в виктимологической защите экономической сферы. Следует учитывать, что дабы не стать жертвой преступлений, обстоятельств, поведения участников мирового пространства, и прочих негативных проявлений, препятствующих нормальному функционированию экономики, необходима хорошо продуманная виктимологическая политика, осуществляемая в рамках определенной виктимологической деятельности, содержанием которой являются защита, профилактика и обеспечение экономической безопасности. Виктимологическая деятельность является особым видом социальной деятельности в связи с тем, что направлена на защиту от посягательств, способствующих подрыву экономики и осуществляется субъектами с одобрения государством.

Виктимологическая деятельность, на наш взгляд, является особым видом социальной деятельности, имеет сознательную и мотивированную направленность на удовлетворение общесоциальных потребностей и ориентированность на достижение конечной цели, заключающейся в защите от существующих и потенциальных угроз, осуществляется субъектами посредством определенных форм и средствами, одобряемыми либо определяемыми государством. Предпосылкой виктимологической деятельности являются потребности, которые формируются в данном случае осознанием личности и государства о необходимости социально значимых мер, направленных на защиту общественных отношений, подвергающихся конкретным угрозам. Потребность в виктимологической деятельности в нашем понимании реализуется в определенной форме активности.

Отметим, что для того чтобы способы экономической безопасности в рамках виктимологической защиты получили реальное и максимально эффективное содержание, способное обеспечить законы честной конкуренции, необходимо обозначить ее понимание в конкретном определении; определить и системно закрепить органы, способные обеспечить мероприятия, направленные на виктимологическую защиту; определить виктимоло-гическую деятельность как способ обеспечения экономической безопасности; продумать и предложить к реализации правовое содержание виктимологической деятельности; включить основы экономической безопасности в правовую составляющую освоения основных образовательных программ; обеспечить возможность проведения исследований данной сферы учёными. При этом исследователям следует направить свои усилия на искоренение стереотипов, сложившихся в науке и изначально определивших виктимологию как науку юридическую. Современное положение экономики отчетливо указывает нам, что виктимо-логическая защита далеко не всегда является способом устранения криминальных угроз. Нередко экономические ситуации, требующие активной виктимологической деятельности, связаны с политикой, международной практикой и пр.

Экономическая безопасность представляет собой многоуровневую научную категорию и имеет сложную иерархически выстроенную организационно-экономическую структуру. В системе экономической безопасности можно выделить несколько уровней ее обеспечения: «индивид», «общество», «регион», «государство» и «мировая экономическая система» в целом. Каждому из перечисленных уровней будут свойственны определенные виды внешних и внутренних угроз. И если внешние угрозы экономической безопасности всех уровней могут совпадать (к примеру, ужесточение экономических санкций одинаково негативно сказываются как на экономике государства, так и на жизни рядового россиянина), то внутренние угрозы будут различаться в зависимости от конкретного уровня.

А поскольку тему экономической безопасности мы развиваем в целях профессиональной подготовки будущих специалистов, то, прежде всего, нас интересуют проблемы правового обеспечения экономической безопасности таких хозяйствующих субъектов как субъектов малого и среднего бизнеса, так как большинство наших выпускников связывают свою трудовую деятельность с указанными участниками экономических отношений. Прежде всего необходимо ответить на следующие вопросы: каких участников хозяйственной деятельности следует отнести к субъектам малого и среднего бизнеса, что представляет собой экономическая безопасность их деятельности и какими мерами, включая правовые, она обеспечивается.

Отвечая на первый вопрос, следует обратиться к Федеральному Закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в п. 1 ст. 3 которого субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным федеральным законом, к малым и средним предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

В частности, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям, перечисленным в ст. 4 вышеуказанного закона.

Например, к микропредприятию относятся организации, чья средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает пятнадцать человек, а размер выручки без налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за тот же период составляют не более 60 миллионов рублей.

Таким образом, действующим законодательством установлен круг субъектов хозяйственной деятельности, отнесенных к сфере малого и среднего бизнеса. Чего нельзя сказать о таком сложном и многоуровневом понятии, как «экономическая безопасность хозяйствующих субъектов (субъектов малого и среднего бизнеса)», законодательное определение которого отсутствует. Доктринальные же точки зрения на указанное понятие отличаются большим разнообразием. Приведем лишь некоторые из них.

Так, В.В. Зыков рассматривает экономическую безопасность субъектов бизнеса как производную от экономической эффективности его рыночной хозяйственной деятельности [13, с. 36]. По его мнению, наиболее существенное влияние на формирование института экономической безопасности бизнеса (предпринимательства) оказывают процессы структурной и институциональной деформации в экономической, социальной, политической и культурной жизни России.

В свою очередь, Е.Н. Лысенкова [14] понимает под экономической безопасностью предпринимательства «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере малого и среднего бизнеса от внутренних и внешних угроз». Г.Б. Клейнер считает, что экономическая безопасность предприятия «это состояние данного хозяйственного субъекта, при котором жизненно важные компоненты структуры и деятельности предприятия характеризуются высокой степенью защищенности от нежелательных изменений» [15, с. 11]. По мнению В.Л. Тамбовцева, «под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» [8, с. 3].

Наиболее близка нашему пониманию сути экономической безопасности хозяйствующих субъектов точка зрения И.В. Гусева [16, с. 13], который рассматривает её как «состояние защищенности экономических интересов собственников и руководителей предприятия, компании или фирмы, а также материальных ценностей, информационных, финансовых и интеллектуально-кадровых ресурсов от внешних и внутренних угроз путем предупреждения их возникновения, локализации или ликвидации». Угрозами экономической безопасности хозяйствующих субъектов он считает «преднамеренное или непреднамеренное нанесение экономического или иного ущерба бизнесу со стороны

юридических или физических лиц с нарушением закона или этики предпринимательства» [16, с. 16].

Таким образом, учитывая выше изложенное и обобщая мнения (В.В. Зыков, Е.Н. Лысенкова, Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, И.В. Гусев и др.), на наш взгляд, следует определять экономическую безопасность субъектов хозяйственной деятельности (субъектов малого и среднего бизнеса) как состояние защищенности предприятий и организаций, при котором обеспечивается стабильное функционирование их производственных, технических, финансовых, имущественных, кадровых, информационных и иных ресурсов, при условии минимизации либо полного отсутствия угроз внешнего или внутреннего характера.

При этом будем различать внешние и внутренние угрозы. Внешними угрозами экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности являются те же угрозы, которые присуще экономической безопасности государства и общества в целом. К ним относятся, в частности: дискриминационные экономические санкции в отношении Российской Федерации, потеря традиционных рынков сбыта, низкая конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке, зависимость от импорта, неэффективная структура экспорта, несовершенство законодательной базы и многое другое. Важно заметить, что внешние угрозы одинаково негативно влияют на всех без исключения хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовой формы. В отличие от внешних угроз, внутренние угрозы экономической безопасности бизнеса зависят от конкретного субъекта предпринимательской деятельности и оказывают негативное действие только на него. К наиболее распространенным внутренним угрозам можно отнести слабую экономико-юридическую подготовку руководящего состава организаций, а также их учредителей, внутрикорпоративную коррупцию, неэффективное решение кадрового обеспечения, нарушение предпринимательской этики, недостаточное владение инновационными технологиями, в том числе, в целях защиты конфиденциальной информации.

Следует заметить, что систему экономической безопасности хозяйствующих субъектов можно классифицировать по различным основаниям. Мы, например, считаем наиболее целесообразным в её системе выделять такие составляющие как:

1) финансовая безопасность организации (регулирует вопросы финансово-экономической самостоятельности организации, ее платежеспособности и устойчивости к банкротству);

2) техническая (технологическая) безопасность (предполагает создание и использование техники, оборудования и средств производства, повышающих конкурентоспособность организации);

3) информационная безопасность (защита конфиденциальной информации, в том числе, коммерческой тайны, секретов производства и пр.);

4) кадровая безопасность (подбор и работа с персоналом);

5) правовая безопасность (юридическое обеспечение деятельности организации, включая виктимологическую деятельность для предотвращения угроз, реального ущерба и минимизации существующих рисков) и т.д.

Возможно классифицировать экономическую безопасность по субъектам и объектам. Субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность организации можно разделить на два вида:

• внешние субъекты (к ним относятся институты власти, правозащитные и контрольно-надзорные органы, общественные организации);

• внутренние субъекты (служба внутренней безопасности, сотрудники отдела стратегического планирования, IT-специалисты).

По объектам классификация экономической безопасности будет близка к её основным подсистемам: кадровая (интеллектуальная); технико-технологическая; товарно-сырьевая; финансовая; информационная; правовая; силовая; экологическая и т.д.

На основе предложенных выше классификаций можно структурировать механизм обеспечения экономической безопасности любого субъекта хозяйственной деятельности. Подобный механизм будет включать в себя такие составляющие как: обеспечение кадрового потенциала, информационной, финансовой, технико-технологической и правовой безопасности организации. Так, например, обеспечение такой ресурсной безопасности организации, как кадровая достигается путем квалифицированного подбора персонала, создания благоприятного психологического климата в коллективе, систематического повышения квалифика-

ции сотрудников, защиты от мошенничества (например, шпионажа в пользу конкурентов), четкого формулирование должностных инструкций и пр.

Информационная безопасность организации представляет собой важнейшую часть обеспечения экономической безопасность организации в целом. Она направлена на сохранность конфиденциальной информации, имеющей коммерческую или иную ценность. Этот вид безопасности включает в себя с одной стороны активное использование инновационных (информационно-коммуникационных) технологий, исследование рынков, в том числе путем проведения «конкурентных разведок», а с другой стороны тесно связан с технико-технологической безопасностью организации.

Финансовая безопасность организации включает в себя своевременное погашение кредиторских задолженностей и проведение расчетов с поставщиками, планирование и контроль финансирования производственных процессов, анализ финансовых рисков (валютных, инвестиционных, кредитных). За счет финансовой и информационной обеспеченности организации формируется ее положительная (или отрицательная) деловая репутация, повышается (снижается) конкурентоспособность.

Ничуть не менее важным, а зачастую и главным структурным элементом в механизме обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта является правовая защита его деятельности. Правовая защита организации включает в себя несколько аспектов: нормативно-правовое регулирование (правотворческая функция государства), деятельность правоохранительных органов (судов, полиции, прокуратуры), и внутрикорпоративная юридическая деятельность, которую осуществляет сама организация (например, юридическая служба, юридический отдел, адвокаты и юрисконсульты, привлекаемые к работе на договорной основе).

К органам, непосредственно обеспечивающие защиту экономической безопасности на всех уровнях (индивид, общество, регион, государство) следует отнести следующие: Совет безопасности РФ (по главе с Президентом РФ); Межведомственная комиссия по обеспечению экономической безопасности (входит в структуру Совета безопасности РФ); Министерство юстиции РФ; Министерство внутренний дел РФ; Федеральная служба безопасности РФ.

Согласно Государственной стратегии экономической безопасности, выявление потенциальных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению являются приоритетными задачами в деятельности федеральных органов государственной власти [17]. Например, Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с позиций обеспечения экономической безопасности государства, а Правительство РФ, в свою очередь, координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов в целях реализации комплекса мер по недопущению и преодолению угроз экономической безопасности. Также следует отметить, что законодательные и иные нормативно-правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности, порядок проведения которой определяется Президентом РФ.

Нормативными актами, непосредственно обеспечивающими экономическую безопасность личности, общества, государства (включая экономическую безопасность бизнеса) являются (см.: СПС «КонсультантПлюс»):

• Конституция РФ;

• Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 390-Ф3 «О безопасности»;

• Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле»;

• Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

• Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 № 537;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Стратегия экономической безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года № 608;

• Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 328 «Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;

• Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

• Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Таким образом, правовой механизм обеспечения экономической безопасности представляет собой систему правовых средств, при помощи которых осуществляется целенаправленное государственное воздействие на общественные отношения в экономической сфере. Правовой механизм обеспечения экономической безопасности состоит из таких основных элементов как: общественные отношения, правовые нормы, мониторинг внешних и внутренних угроз, правотворчество и правоприменение, осуществляемые в рамках виктимологической деятельности.

Систему субъектов механизма правового обеспечения экономической безопасности образует широкий круг субъектов государственной и негосударственной принадлежности. Необходимо отметить, что это неизбежно порождает столкновение их интересов в частной сфере. В современных экономических условиях обеспечение безопасности бизнеса не может быть уделом только государственных структур. Нужна инициатива и решительные действия самих субъектов хозяйственной деятельности. Необходимо выработать такой правовой механизм обеспечения эконо-

Библиографический список

мической безопасности, который позволил бы реализовать в экономической сфере интересы и государства и частного бизнеса.

В настоящее время назрела необходимость в принятии единого кодифицированного акта, который мог бы урегулировать основные вопросы обеспечения экономической безопасности и скоординировать действия органов власти и органов местного на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Таким актом мог бы стать федеральный закон «Об экономической безопасности хозяйствующих субъектов Российской Федерации», содержащий общие понятия экономической безопасности хозяйствующих субъектов, критерии ее оценки, механизм обеспечения.

Как следствие из сказанного вытекает актуальность проблемы развития профессиональной подготовки специалистов для экономической сферы (в частности, юристов и экономистов) по вопросам, подробно изложенным нами выше, и которые, на наш взгляд, должны представлять собой основу содержания обучения по нормативно-правовой деятельности и базовым понятиям виктимологической деятельности. При этом, на наш взгляд, важнейшим для профессиональной подготовки современного специалиста, занимающегося проблемами обеспечения экономической безопасности субъектов среднего и малого бизнеса, является понимание основной цели его виктимологической деятельности в рамках профессиональной сферы - предотвращение экономических угроз для субъектов среднего и малого бизнеса с опорой на нормативно-правовую базу РФ в современных условиях. Таким образом, актуальной образовательной задачей профессиональной подготовки специалиста указанного профиля становится формирование профессиональной виктимологиче-ской компетентности, основу которой составляет виктимологиче-ская деятельность.

1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Собрание законодательства РФ. 18.05.2009; № 20, ст. 2444.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им В.В. Виноградова. Москва: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.

3. Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности». Ведомость Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 9.04.1992; № 15, ст. 769.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 3 января 2011; № 1, ст. 2.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 16 октября 1995; № 42, ст. 3923.

6. Экстремисты отравляют общество ядом нетерпимости и агрессии. Невское время. 2015; 5 марта.

7. Ибрагимов Р.Ю. Экономическая безопасность современного российского общества: опыт социологического анализа: Автореферат диссертации ...доктора социологических наук. Ростов-на-Дону, 2005.

8. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 1999; 3.

9. Криминализация экономики и экономическая безопасность России. Аудит и финансовый анализ. 2007: 43.

10. Громова О.Н. Актуальные направления развития профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов для экономической сферы в условиях глобализации современного социума. Современные проблемы науки и образования. 2015; 1. Available at: http:// www.science-education.ru/117-13459

11. Экстремисты отравляют общество ядом нетерпимости и агрессии. Невское время. 2015; 5 марта.

12. Громова О.Н., Рыжова Н.И. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки специалистов для новой экономики. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1: 8 - 13.

13. Зыков В.В. Экономизация коррупции и безопасность бизнеса. Вестник Тюменского государственного университета. 2012; 11: 36.

14. Лысенкова Е.Н. Правовые основы финансирования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Финансово-Правовое Агентство. Библиотека юриста. Available at: http://www.fpa.su/biblioteka/izdaniya/pravovoe-regulirovanie-v-sfere-ekonomiki/ pravovye-osnovy-finansirovaniya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossiyskoy-federatsii-e-n-lysenkova/?sphrase_id=20020

15. Клейнер Г.Б. Стратегия бизнеса: Аналитический справочник. Под ред. Г.Б. Клейнера. Москва: КОНСЭКО, 1998.

16. Гусев И.В. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов. Автореферат диссертации .кандидата экономических наук: Москва, 2006.

17. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 29 апреля 1996; № 18, ст. 2117.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 № 537 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda». Sobranie zakonodatel'stva RF. 18.05.2009; № 20, st. 2444.

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka im V.V. Vinogradova. Moskva: OOO «A TEMP», 2006. 944 s.

3. Zakon RF ot 5 marta 1992 goda № 2446-1 «O bezopasnosti». Vedomost' S'ezda narodnyh deputatov Rossijskoj Federacii i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii. 9.04.1992; № 15, st. 769.

4. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 3 yanvarya 2011; № 1, st. 2.

5. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 16 oktyabrya 1995; № 42, st. 3923.

6. 'Ekstremisty otravlyayut obschestvo yadom neterpimosti i agressii. Nevskoe vremya. 2015; 5 marta.

7. Ibragimov R.Yu. 'Ekonomicheskaya bezopasnost' sovremennogo rossijskogo obschestva: opyt sociologicheskogo analiza: Avtoreferat dissertacii ...doktora sociologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2005.

8. Tambovcev V.L. 'Ekonomicheskaya bezopasnost' hozyajstvennyh sistem: struktura, problemy. Vestnik MGU. Seriya 6 «'Ekonomika». 1999; 3.

9. Kriminalizaciya 'ekonomiki i 'ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii. Audit i finansovyj analiz. 2007: 43.

10. Gromova O.N. Aktual'nye napravleniya razvitiya professional'noj podgotovki v vuze buduschih specialistov dlya 'ekonomicheskoj sfery v usloviyah globalizacii sovremennogo sociuma. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 1. Available at: http://www.science-education.ru/117-13459

11. 'Ekstremisty otravlyayut obschestvo yadom neterpimosti i agressii. Nevskoe vremya. 2015; 5 marta.

12. Gromova O.N., Ryzhova N.I. Viktimologicheskaya profilaktika i zaschita kak osnova professional'noj viktimologicheskoj podgotovki specialis-tov dlya novoj 'ekonomiki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1: 8 - 13.

13. Zykov V.V. 'Ekonomizaciya korrupcii i bezopasnost' biznesa. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 11: 36.

14. Lysenkova E.N. Pravovye osnovy finansirovaniya malogo i srednego biznesa v Rossijskoj Federacii. Finansovo-PravovoeAgentstvo Finanso-vo-Pravovoe%20Agentstvo. Biblioteka yurista. Available at: http://www.fpa.su/biblioteka/izdaniya/pravovoe-regulirovanie-v-sfere-ekonomiki/ pravovye-osnovy-finansirovaniya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossiyskoy-federatsii-e-n-lysenkova/?sphrasejd=20020

15. Klejner G.B. Strategiya biznesa: Analiticheskijspravochnik. Pod red. G.B. Klejnera. Moskva: KONS'EKO, 1998.

16. Gusev I.V. 'Ekonomicheskaya bezopasnost'hozyajstvuyuschih sub'ektov. Avtoreferat dissertacii ...kandidata 'ekonomicheskih nauk: Moskva, 2006.

17. Ukaz Prezidenta RF ot 29 aprelya 1996 g. № 608 «O Gosudarstvennoj strategii 'ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii». Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 29 aprelya 1996; № 18, st. 2117.

Статья поступила в редакцию 30.04.15

УДК: 373.31

Yeliseyeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas State University n.a. N. F. Katanov (Abakan , Russia),

E-mail: [email protected]

THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMME OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION FOR STUDENTS IN ELEMENTARY SCHOOL. This article fulfils goals, objectives and principles of ethno-cultural education. Conditions of realization of the program of ethno-cultural education for elementary school students residing in the Republic of Khakasia are studied. At this age, ethnic identity is formed in full and the child appreciates the uniqueness of the history and culture of different peoples. One of the factors and means of increasing national consciousness is ethnopedagogical aspect of the educational process. This is reflected in faster growth of children, it is more generalized, conscious of the views to their own and other ethnic groups. Academic and extra-curricular activities of the educational process should be aimed at familiarizing students with the ethnic culture of the people. The course of "Culture and everyday life of the Khakas", presented in the article, aimed at the formation of national identity of the students in the elementary grades. The paper has revealed its goals, tasks, and knowledge and skills that should be mastered in younger students after studying this course.

Key words: interethnic communication, national awareness, ethnic identity, ethnic and cultural education.

А.П. Елисеева, канд. пед. наук, доц. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье раскрываются цели, задачи и принципы этнокультурного образования. Рассматриваются условия реализации программы этнокультурного образования для младших школьников, проживающих в Республике Хакасия. Именно в этом возрасте этническая идентичность формируется в полном объёме и ребёнок отмечает уникальность истории и культуры разных народов. Одним из факторов и средств повышения национального самосознания является этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса. Это выражается в опережающем развитии у детей более обобщённых, осознанных представлений о своей и других этнических группах. Учебная и внеучебная деятельность образовательного процесса должны быть направлены на ознакомление обучающихся с этнической культурой народа. Программа спецкурса «Культура и быт хакасов», представленная в статье, направлена на формирование национального самосознания у обучающихся в начальных классах. Раскрыты её цели, задачи, а также знания и умения, которыми должны овладеть младшие школьники, по окончанию изучения данного спецкурса.

Ключевые слова: межнациональное общение, национальное самосознание, этнокультурное образование.

Хакасия сложилась как полиэтническая и многоязычная республика, в которой проживают представители многих национальностей. По данным Всесоюзной переписи населения 2010 года, численность коренного тюркоязычного народа - хакасов -составляла более 76 тыс. человек (11,1%). Численность остальных наиболее многочисленных народов составляет: русские

- 79,5%, украинцы - 2,9%, немцы - 2%, чуваши - 0,6%, другие

- 4,5% [1]. Всего в республике сегодня насчитывается более 100 национальностей.

Многонациональный облик республики формировался в течение длительного исторического периода. Наиболее укоренённой, дольше всех развивающей на этой территории является хакасская культура. За ней следует старожильческая русская культура, существующая в регионе почти 300 лет. Другие народы появились здесь сравнительно недавно. Некоторые из них проживают компактно, например, немцы, татары, чуваши, и в определенной степени сохранили свою культуру и язык.

Особая задача общеобразовательной школы - способствовать развитию диалога между разными культурами и, прежде всего культурами совместно проживающих народов. Решение этих задач возможно в процессе воспитания культуры межнационального общения, которое предполагает развитие у обучающихся понимания существования различных культур, способности общаться с представителями иной культуры, доброжелательного отношения к другим народам и культурам. Школа может выступать в качестве инструмента адаптации в данной национальной культуре представителей других национальностей. Движение личности от этнической к мировой культуре, в которых выража-

ются общечеловеческие ценности, осуществляется через общероссийское культурное пространство.

Этнокультурное образование является составной частью поликультурного образования. Только зная культуру своего народа, можно овладеть культурным достоянием других народов. Под этнокультурным образованием мы понимаем совместную деятельность участников образовательного процесса, направленную на овладение богатствами этнокультуры, интегрирующуюся в общечеловеческие ценности и имеющую результатом этнокультурную идентичность личности. В результате этнокультурного образования взрослый и школьник должны понять, что каждый этнос имеет свою культуру, свой стиль, свои традиции, свой родной язык, литературу, легенды, сказания, свои особенности нравственных и эстетических ценностей, свой образ жизни, свое поведение, свои ремесла, искусство, кухню и т. д. И все это составляет одну из сторон его культуры и самого человека.

Этнокультурное образование требует реализации нескольких принципов. Необходимо включение детей в родную этнокультурную традицию. Опора школы на национальную культуру создает для учащихся ощущение социальной защищенности, потому что способствует этнической самоидентификации личности ребнка, что помогает ему в социальном и гражданском самоопределении.

Данный принцип должен быть дополнен принципом перехода от приобщения к национальной культуре к познанию и уважению культур народов совместного проживания в многонациональном государстве и принятию мировых культурных ценностей. Движение личности растущего человека от родной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.