Научная статья на тему 'Виктимологическая подготовка современного специалиста: цели, задачи, критерии'

Виктимологическая подготовка современного специалиста: цели, задачи, критерии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И ЗАДАЧИ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВНИ И КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MODERN SPECIALIST FOR THE ECONOMIC SPHERE / VICTIMOLOGICAL WORK / PROFESSIONAL VICTIMIZATION TRAINING / LEARNING OBJECTIVES AND TASKS OF VICTIMOLOGICAL ACTIVITY / LEVELS AND CRITERIA FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL VICTIMOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова О.Н., Рыжова Н.И.

В данной статье авторами рассмотрена актуальность развития профессиональной подготовки современных специалистов (экономистов и юристов) для экономической сферы в области виктимологии. Определены цели, задачи и критерии достижения результатов профессиональной виктимологической подготовки современных специалистов для экономической сферы. Опираясь на сформулированные ранее авторами определения понятий: «виктимологическая деятельность» и «профессиональная виктимологическая готовность (и компетентность)», в данной работе определена и через умения решать профессиональные виктимологические задачи для экономической сферы раскрыта сущность составляющих виктимологической деятельности специалиста (экономиста, юриста) для экономической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Victimological preparation of the modern specialist: goals, objectives, criteria

In this article, the authors consider the relevance of the development of professional training of modern specialists (economists and lawyers) for the economic sphere in the field of victimology. The goals, tasks and criteria for achieving the results of professional victimological training of modern specialists for the economic sphere are determined. Based on the definitions of the concepts formulated earlier by the authors: «victimological activity» and «professional victimization readiness (and competence)», in this work it is determined and through the ability to solve professional victimological tasks for the economic sphere, the essence of the components of the victimological activity of an expert (economist, lawyer) for economic Sphere.

Текст научной работы на тему «Виктимологическая подготовка современного специалиста: цели, задачи, критерии»

X 7 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ у ВИКТИМОЛОГИЯ

▼ УДК 378.14 Виктимология 3(13) / 2017, с. 42-51

Громова О. Н., Рыжова Н. И.

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, КРИТЕРИИ

В данной статье авторами рассмотрена актуальность развития профессиональной подготовки современных специалистов (экономистов и юристов) для экономической сферы в области виктимологии. Определены цели, задачи и критерии достижения результатов профессиональной вик-тимологической подготовки современных специалистов для экономической сферы. Опираясь на сформулированные ранее авторами определения понятий: «виктимологическая деятельность» и «профессиональная виктимо-логическая готовность (и компетентность)», в данной работе определена и через умения решать профессиональные виктимологические задачи для экономической сферы раскрыта сущность составляющих виктимологиче-ской деятельности специалиста (экономиста, юриста) для экономической сферы.

Ключевые слова: профессиональная деятельность современного специалиста для экономической сферы, виктимологическая деятельность, профессиональная виктимологическая подготовка, цели обучения и задачи виктимологической деятельности, уровни и критерии сформированности профессиональной виктимологической готовности.

Глобализация современного общества и переход к рыночной экономике не способствовали ликвидации такого негативного социального явления как экономическая преступность. По-прежнему от преступных посягательств страдают предпринимательство, сфера страхования, сфера банковских услуг и др.

В этой связи особое значение имеет виктимологическая профилактика и защита [1]. Отсутствие в России целенаправленной, системной, структурно обеспеченной виктимологической политики, направленной на противодействие экономическим преступлениям, порождает требование к сфере образования дать будущим специалистам такие знания, ко-

торые позволят обезопасить сферу своей профессиональной деятельности.

Основоположниками и продолжателями формирования виктимологии как науки и самостоятельного института являются А.Ю. Арефьев, В.Н. Бурлаков, Т.В. Варчук, В.В. Вандышев, К.В. Виш-невецкий, Г.Н. Горшенков, В.И. Задо-рожный, В.П. Коновалов, В.С. Минская, В.И. Полубинский, Д.В. Ривман, А.Л. Ре-пецкая, В.Я. Рыбальская, Е.В. Руден-ский, Б.В. Сидоров, А.Л. Ситковский, В.А. Туляков, Л.В. Франк, М.П. Чичерина и многие другие.

Знания, полученные из трудов указанных ученых, мы использовали для разработки концепции, связанной с фор-

мированием профессиональной подготовки будущих специалистов экономической сферы.

При анализе подсистем экономической безопасности в целом, мы пришли к выводу, что они в полной мере относятся к любому хозяйствующему субъекту, так как включают кадровые вопросы, финансовую, правовую, информационную, технико-технологическую безопасность [2]. В своих ранних работах мы указывали на ресурсы безопасности организаций, достигаемой за счет грамотной кадровой политики, использования инновационных информационно-коммуникационных технологий, корректного финансового планирования, правовой защиты хозяйствующих субъектов, основанной на нормативно-правовом регулировании их деятельности, деятельности правоохра-

нительных и контролирующих органов, а также внутрикорпоративной юридической деятельности [2].

Перечисленные элементы экономической безопасности хозяйствующих субъектов позволили нам очертить круг профессиональных задач, которые при умелом их решении способствуют формированию виктимологической готовности специалистов, связанных в своей деятельности с экономической сферой. В нашем случае речь идет о юристах и экономистах.

Приведем визуализированное представление составляющих профессиональной деятельности специалистов данных профилей с указанием их процентного соотношения (см. Рис. 1 и Рис. 2), которые нами были выделены в результате анализа действующих вузов-

Рис. 1. Составляющие профессиональной деятельности юристов гражданско-правового профиля

Формально-логическая 2% Рис. 2. Составляющие профессиональной деятельности экономиста

ских образовательных стандартов, требований «рынка труда» и с учетом квалификационных характеристик экономистов и юристов для экономической сферы

[3].

К сожалению, как видно на диаграммах, в настоящее время налицо недостаточность виктимологической подготовки современного специалиста для экономической сферы — юристов и экономистов. Так, например, нами было отмечено уже

[4]:

— юристы гражданско-правового профиля для экономической сферы, обладая знаниями законов, не владеют в полной мере знаниями особенностей экономической сферы, в которой им приходится трудиться и проводить, в том числе вик-тимологическую профилактику и защиту, решать виктимологические задачи по предотвращению экономических угроз и т.п.;

— в свою очередь, экономисты, адаптированные к своей профессии, не обладают достаточными правовыми знаниями даже в той отрасли, которая находится в поле их профессионального интереса, поэтому зачастую они не способны прогнозировать и просчитывать экономические риски, потенциально возможные, что способствует возникновению реальных угроз.

Таким образом, на наш взгляд, одной из базовых целей профессиональной подготовки специалистов данного профиля сегодня должно стать усиление виктимо-логической подготовки в контексте обучения решению профессиональных вик-тимологических задач разного уровня и сложности как по направлению виктимо-логической профилактики, так и викти-мологической защиты.

В данном контексте также отметим, что в современных условиях новой экономики и глобализации общества основными целями профессиональной виктимо-логической подготовки специалистов для экономической сферы (экономистов и юристов) должно стать формирование профессиональной готовности к осуществлению виктимологической деятельности, способствующей предотвращению преступных посягательств посредством виктимологической профилактики и защиты.

Это, в свою очередь, определяется совокупностью умений решать стандарт-

ные и нестандартные профессиональные виктимологические задачи экономической сферы на базе личностно-мотиваци-онных качеств, содержащих ценностные ориентиры, а также совокупностью вик-тимологических, экономических и юридических знаний, необходимых для решения этих задач и достижений определенных целей виктимологической деятельности, и умений воспринимать, перерабатывать и использовать информацию, необходимую для управления ситуациями при принятии решений виктимологи-ческой направленности в профессиональной экономической сфере [4].

Остановимся на кратком графическом представлении концепции формирования профессиональной виктимоло-гической готовности специалистов для экономической сферы, где указаны не только соответствующие уровни ключевых профессиональных задач виктимо-логической деятельности, но и межпредметные связи и дисциплины, содержание обучения которых способствует ее формированию (см. Рис. 3).

Обратим внимание, что в данной концепции профессиональная готовность к виктимологической деятельности рассматривается нами (согласно исследованиям А.К. Марковой [5]) как базовая основа для развития у будущих специалистов указанного профиля профессиональной виктимологической компетентности в контексте становления его профессионализма. Подытоживая сказанное, заметим, что в основном концепция формирования профессиональной викти-мологической готовности реализуется нами посредством обучения решению профессиональных задач и с помощью метода целесообразно подобранных задач [6], а также с помощью активных методов обучения (например, портфолио и case-stady).

Остановимся на описании классификации задач (см. Табл.1), умения решать которые в контексте профессиональной подготовки специалистов для экономической сферы, определяют виктимологиче-скую готовность специалиста и характеризуют определенные ее уровни в зависимости от сформированности теоретических знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для проявления непосредственно виктимологической деятельности специалистов при решении

Рис. 3. Формирование профессиональной виктимологической готовности (компетентности) в процессе профессиональной подготовки студентов в условиях вуза

конкретных профессиональных задач экономической сферы.

Вся совокупность задач в этой классификации построена нами с учетом двух основных составляющих виктимологической деятельности — виктимологической профилактики и виктимологической защиты, которые на каждом уровне — ключевом, базовом и специальном — имеют свои особенности и специфическое наполнение.

Как видно из Таблицы 1, на ключе -вом уровне задачи виктимологической профилактики подразумевают выполнение требований правоохранительных органов, соблюдение требований действующего законодательства и обеспечение соответствия ему нормативной базы организации посредством локальных актов. А виктимологическая защита этого же ключевого уровня предполагает лишь осведомленность специалиста в области

всей системы нормативных правовых актов, регулирующих те правоотношения, которые входят в область профессиональных обязанностей специалиста при выполнении своих трудовых функций.

Что касается базового уровня викти-мологической готовности, то она способствует обеспечению экономической безопасности хозяйствующего субъекта посредством использования возможностей кадровой, финансовой, информационной и правовой подсистем. Так, виктимологическая профилактика в контексте профессиональной деятельности специалиста, позволяет использовать различные методики, в том числе способствующие получению сведений о виктимности, процессах виктимизации и девиктимизации, позволяющие взаимодействовать с кадровым составом в целях предотвращения виктимизации хозяйствующего субъекта, в том числе при подборе кадров, а

Таблица 1.

Составляющие виктимологической деятельности (задачи) специалиста экономической сферы (экономиста, юриста)

Уровни профессиональных задач Виктимологическая деятельность специалиста

Виктимологическая профилактика Виктимологическая защита

Ключевой уровень — Выполнение требований правоохранительных органов, связанных с соблюдением правил, условий и соответствия локальных актов действующему законодательству. — Выполнение требований контролирующих органов, связанных с соблюдением правил, условий и соответствия локальных актов действующему законодательству. — Определение системы законодательных актов, содержащих общие условия предпринимательской деятельности. — Определение системы законодательных актов, обеспечивающих порядок ведения предпринимательской деятельности в отдельных сферах экономики. — Воспитание уважительного отношения к собственности и легальному предпринимательству. — Знание нормативов урегулирования механизма компенсации ущерба, причиненного жертвам преступлений в сфере экономики.

Базовый уровень — Использование методики получения виктимологической информации (сведений о виктим-ности, процессах виктимизации, девиктимизации). — Использование современных отечественных методик по работе с кадрами для предотвращения виктимизации. — Использование современных зарубежных методик по работе с кадрами для предотвращения виктимизации. — Использование передовых отечественных методик по подбору кадров для предотвращения виктимизации. — Использование передовых зарубежных методик по подбору кадров для предотвращения виктимизации. — Прогнозирование виктимного поведения сотрудников организации. — Использование современных методов прогнозирования противоправных экономических ситуаций в организации для предотвращения ее виктимизации. — Знание нормативов урегулирования механизма компенсации ущерба, причиненного жертвам преступлений в сфере экономики. — Оценка виктимологических признаков в содержании экономических угроз. — Воспитание уважительного отношения к собственности и легальному — Использование в своей деятельности международных стандартов, нормативных документов для обеспечения информационной безопасности. — Использование в своей деятельности российских стандартов, нормативных документов для обеспечения информационной безопасности.

— Осуществление анализа (по подозрительным с точки зрения мошенничества) коммерческих операций с целью уменьшения их рисков.

— Принятие решений по подозрительным с точки зрения мошенничества операциям с целью уменьшения их рисков.

— Осуществление кадровой психодиагностики для предотвращения виктимизации.

— Прогнозирование поведения контрагентов, способствующих виктимизации определенных экономических процессов.

— Разработка системы защиты инсайдерской информации.

— Разработка оптимальной системы внутренних корпоративных документов компании как механизма обеспечения максимально эффективной защиты.

— Мониторинг экономических угроз в конкретной профессиональной сфере деятельности. Мониторинг видов операций, подверженных риску мошенничества.

— Оценка виктимологических признаков в содержании экономических угроз.

— Реализация права на обращение в судебные инстанции.

— Реализация права на возмещение материального ущерба.

— Использование методов оценивания рисков мошеннических действий на регулярной основе.

— Осуществление правового просвещения предпринимателей в сфере применения законодательства. в предпринимательской деятельности.

— Осуществление политики обеспечения информационной безопасности.

также прогнозировать виктимное поведение сотрудников организации и негативных экономических ситуаций в организации.

Виктимологическая защита на базовом уровне позволяет сотрудникам выявлять виктимологические признаки в содержании экономических угроз, а также применять стандарты и другие официальные документы для обеспечения информационной безопасности хозяйствующего субъекта. К тому же базовый уровень предполагает учитывать морально-этические качества и ценностные ориентиры при решении профессиональных задач специалистом, и прежде всего соблюдать уважительное отношение к собственности и легальному бизнесу.

Что касается специального уровня виктимологической готовности, то деятельность специалиста на этом уровне предполагает проявление самостоятельности при решении профессиональных задач, связанных со способностью осуществления анализа подозрительных, с точки зрения мошенничества, коммерческих операций с целью уменьшения их рисков, и принятие решений по итогам проведенного анализа. Осуществление кадровой психодиагностики для предотвращения виктимизации. Прогнозирование поведения контрагентов, способствующих виктимизации определенных экономических процессов. Разработка систе-

мы защиты инсайдерской информации. Утверждение системы учредительных и других внутрикорпоративных документов компании как механизма обеспечения максимально эффективной защиты. Все перечисленные мероприятия, на наш взгляд, служат профилактике экономических угроз.

Что же касается виктимологической защиты, то профессиональные задачи сотрудников на специальном уровне усложняются в связи с потребностью проведения не только анализа угроз противоправного поведения, но также необходимостью их серьезного мониторинга в конкретной профессиональной сфере, что требует познания нескольких предметных областей в их связи с конкретной профессиональной сферой деятельности. Кроме того, к профессиональным задачам виктимологической защиты экономической сферы относится правовое просвещение предпринимателей, позволяющего реализовывать в полной мере свои права на судебную и финансовую защиту.

Остановимся на описании критериев сформированности профессиональной готовности к виктимологической деятельности специалиста для экономической сферы (в частности, специалиста экономического и юридического профиля) [4], которые были нами разработаны с учетом методики оценивания [7, 8, 9]:

1) осознанность действий при решении профессиональных виктимологи-ческих задач экономической сферы, в основе решения которых лежит виктимологическая деятельность, в частности, задачи в области предотвращения экономических преступлений посредством виктимологической профилактики и защиты;

2) направленность на профессиональную виктимологическую деятельность в экономической сфере в условиях глобализации и трансформации ценностей современного социума;

3) сформированность научно-технологической основы действий (необходимая система знаний в области вик-тимологии, в области теоретических и прикладных экономических знаний, знаний современных справочно-правовых систем и информационных технологий для решения основных профессиональных задач в экономической сфере);

4) целесообразность — умение четко и правильно ставить цели своей деятельности (выполнять их композицию и декомпозицию, доводя до последовательности конкретных действий, в процессе решения профессиональных виктимологи-ческих задач экономической сферы);

5) освоенность действий (умения, навыки и опыт в решении профессиональных виктимологических задач);

6) результативность при решении профессиональных виктимологических задач экономической сферы.

Все указанные критерии могут проявляться, на наш взгляд, на одном из следующих уровней: высоком, достаточном, ограниченном, низком и недопустимом (согласно Л.Ф. Спирину [8]). При этом низкий и недопустимый уровни характеризуются отсутствием таких критериев сформированности профессиональной виктимологической готовности как: целесообразность, освоенность и результативность.

Приведем для каждого уровня показатели, которые необходимо использовать при оценивании учебных достижений обучающихся.

Высокий (этот уровень готовности соответствует начальному уровню профессиональной компетентности в области виктимологической деятельности):

— наблюдается высокий научно-профессиональный уровень в осознанном ис-

пользовании виктимологической деятельности при решении задач виктимо-логической защиты и виктимологической профилактики в экономической сфере.

— наблюдается осознанный подход к использованию методологий современного научного знания в области моделирования своей профессиональной деятельности — осуществление мониторинга видов операций, подверженных риску мошенничества, оценивания рисков мошеннических действий на регулярной основе.

— сформирована система научных знаний в области психодиагностики, необходимых для предотвращения викти-мизации своей профессиональной сферы, а также в целях прогнозирование поведения контрагентов, способствующих вик-тимизации определенных экономических процессов.

— направленность отражается в выборе средств и методов, необходимых для решения профессиональных задач данного класса с использованием новейших разработок, содержащих рекомендации по моделированию системы защиты инсайдерской информации, разработке оптимальной структуры учредительных документов компании как механизма обеспечения максимально эффективной защиты, разработке оптимальной структуры внутренних корпоративных документов компании как механизма обеспечения максимально эффективной защиты.

— освоенность виктимологической деятельности проявляется в свободном осуществление политики обеспечения информационной безопасности с учетом специфики профессиональной сферы и наличием оригинальных подходов для решения задач указанного класса.

— задачи решаются успешно, в полном объеме, своевременно, с оценкой результата и оперативной коррекцией в соответствии с изменяющимися данными или средствами, с помощью которых решается задача, или другими начальными условиями. Оригинальность проявляется в творческом подходе к поиску решения задач указанного класса, в том числе рационального способа решения.

Достаточный уровень:

— наблюдается научно-профессиональная осознанность использования виктимологической деятельности при решении задач виктимологической профи-

лактики и защиты в экономической сфере, при этом их условия для профессиональной сферы учитываются не всегда.

— направленность еще не свидетельствует об осознанном понимании влияния результатов виктимологической деятельности на область профессиональной сферы, но уже в полной мере проявляется в знании методологий современного научного знания в области виктимологи-ческой профилактики и защиты на уровне понимания важности использования современных методик, способствующих обнаружению зон риска. Сформирована определенная система знаний в области нормативно-правовой базы, теоретических и прикладных знаний из концепций экономической безопасности, викти-мологии, психологии, информационной безопасности и других предметных областей, необходимых для решения профессиональных задач виктимологического направления.

— целесообразность отражается в правильном выборе методов, средств и технологий решения задач указанного класса.

— освоенность виктимологической деятельности проявляется в использовании профессиональных умений, обеспечивающих точность действий, в применении разнообразных методов и соответствующих средств для решения задач указанного класса, с учетом особенностей предметной области и профессиональной сферы. В отдельных случаях проявляется оригинальность и компетентность в действиях при решении соответствующих задач данного класса.

Заметим, что достаточный уровень позволяет решать задачи в соответствии с их направленностью, обеспечивает их полноту и возможность корректировки как средств, так и способов, в случае изменения исходных данных или промежуточных условий. На данном уровне проявляется творческий поиск, способствующий их оригинальному решению.

Ограниченный уровень обосновывается тем, что:

— научно-профессиональная осознанность использования виктимологической деятельности при решении задач викти-мологической профилактики и защиты в экономической сфере не содержит системный характер, условия виктимоло-гической деятельности в профессиональ-

ной сфере не всегда учитываются. Научная обоснованность учитывается при решении профессиональных задач лишь отчасти.

— направленность имеет локальный характер, проявляется в рамках, как правило, одной предметной области. Знания виктимологической деятельности проявляются на понятийном уровне, способствуют отличаю виктимологиче-ской профилактики от виктиимологиче-ской защиты, а также решению профессиональных задач.

— сформированность научно-технологической основы действий, то есть системы знаний, полученных из различных предметных областей, в том числе умение использовать современные справоч-но-правовые системы и информационные технологии, способствующие решению профессиональных задач, находится на недостаточном уровне, что затрудняет решение профессиональных задач данного класса.

— целесообразность виктимологиче-ской деятельности не всегда реализуется путем последовательных конкретных действий в связи с ошибочным выбором средств, методов, технологий при решении профессиональных задач.

— освоенность виктимологической деятельности не в полной мере проявляется при использовании профессиональных умений, навыков и опыта, необходимых для применения определенных методик, средств и технологий, направленных на решение задач указанного класса. Слабая освоенность приводит к недостижению того результата, на которое рассчитывали при решении задач профессиональной экономической деятельности. Поиск решений характеризуется отсутствием творческого оригинального подхода при решении задач указанного класса.

Низкий уровень характеризуется тем, что осознанность действий, направленных на решение профессиональных виктимологических задач крайне низкий. Действия, направленные на решение задач, недостаточны и не вполне осознанны. Научно-технологическая основа действий крайне слаба, что препятствует решению профессиональных вик-тимологических задач. Отсутствие четко обозначенной цели, направленной на решение профессиональных виктимологи-

ческих задач, препятствует достижению необходимых результатов.

Недопустимый уровень обозначен тем, что при решении профессиональных виктимологических задач отсутствуют четко направленные, осознанные действия, основанные на научно-технологической базе. Действия при решении задач осуществляются спонтанно, отчасти с учетом прошлого опыта, но без учета научного и практического потенциала. Сама сущность профессиональной викти-мологической задачи не всегда понятна, что препятствует использованию научно обоснованных методик для ее решения.

Таким образом, использование сформулированных нами критериев и показателей позволит в контексте практической реализации описанной выше концепции формирования профессиональной викти-мологической готовности выполнять диагностику достижения образовательных целей, например, посредством комплексной оценки [10, 11].

В качестве вывода укажем, что, по нашему мнению, профессиональная виктимологическая готовность представляет собой ту базовую основу для профессиональной виктимологической компетентности, которую мы определяем как интегральную характеристику для специалиста экономиста и юриста, работающего в экономической сфере, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные виктимологические задачи экономической сферы, возникаю-

щие в реальных ситуациях его профессиональной деятельности с использованием системы знаний в области виктимоло-гии, экономических теорий, правовых знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Описанные нами в данной статье положения являются результатами, полученными в рамках выполнения докторского диссертационного исследования Громовой О.Н. под руководством д.пед.н., профессора РАО Рыжовой Н.И, и в некотором смысле продолжают решение проблем профессиональной подготовки современных специалистов, обозначенных в диссертациях Литвиненко М.В. (2007), Фомина В.И. (2009), Филимоновой Е.В. (2010), Ляш А.А. (2015) и других представителей научной школы Рыжовой Н.И. Кроме того, рассмотренные в данной статье вопросы позволяют обеспечить формирование обобщённого виктимологиче-ского знания, обладающего целостностью и, которое становится средством для решения современными специалистами экономической сферы (экономистами и юристами) практических и теоретических виктимологических задач в этой сфере, способных стать основой для глубокого понимания будущими специалистами самого предмета виктимологии и важности виктимологического знания для предотвращения экономических угроз, а также для обеспечения экономической и информационной безопасности для организаций и предприятий малого и среднего бизнеса.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Громова О.Н., Рыжова Н.И. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки специалистов для новой экономики // Мир науки, культуры, образования. 2015. №1. С.8-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Громова О.Н. Виктимологическая деятельность как составляющая профессионально-правовой деятельности специалистов по обеспечению экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3. С.34-39.

3. Громова О.Н. Результаты анализа проблем профессиональной виктимологиче-ской подготовки в вузе будущих специалистов для экономической сферы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23942 (дата обращения: 03.12.2015).

4. Громова О.Н., Рыжова Н.И. Критерии профессиональной готовности специалиста экономической сферы к виктимологической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6; URL: http://www.science-education.ru/article/ view?id=26008 (дата обращения: 30.12.2016).

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: 1996. — 308 с.

6. Рыжова Н.И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02. - СПб., 2000. 43 с.

7. Оценка результатов учебной деятельности учащихся [Текст]: методические рекомендации / сост. Т.Е. Климова. - Магнитогорск: из-во МГПИ, 1997.

8. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач [Текст] / Л.Ф. Спирин: - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 174 с.

9. Рыжова Н.И., Фомин В.И. Профессиональная готовность специалиста экономического профиля к информационно-аналитической деятельности: критерии и методика их использования // Мир науки, культуры, образования, № 3 (15). 2009. (С. 253-257).

10. Литвиненко М.В., Рыжова Н.И. Фомин В.И. Модель методики оценивания достижения целей обучения в контексте компетентностного подхода // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 9. - С. 62-64.

11. Рыжова Н.И., Литвиненко М.В., Фомин В.И. Мониторинг сформированности профессиональной компетентности специалиста в области информационных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С.166-175.

ГРОМОВА Ольга Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт Петербург. E-mail: oritus@yandex.ru

РЫЖОВА Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО, ФГНУ «Институт стратегии развития образования» РАО, г. Москва. E-mail: nata-rizhova@mail.ru

Gromova O. N, Ryzhova N. I.

VIKTIMOLOGICAL PREPARATION OF THE MODERN SPECIALIST: GOALS, OBJECTIVES, CRITERIA

In this article, the authors consider the relevance of the development of professional training of modern specialists (economists and lawyers) for the economic sphere in the field of victimology. The goals, tasks and criteria for achieving the results of professional victimological training of modern specialists for the economic sphere are determined. Based on the definitions of the concepts formulated earlier by the authors: «victimological activity» and «professional victimization readiness (and competence)», in this work it is determined and through the ability to solve professional victimological tasks for the economic sphere, the essence of the components of the victimological activity of an expert (economist, lawyer) for economic Sphere.

Keywords: professional activity of a modern specialist for the economic sphere, victimological work, professional victimization training, learning objectives and tasks of victimological activity, levels and criteria for the formation of professional victimological readiness.

GROMOVA Olga, Candidate of Law, Associate Professor, St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, St. Petersburg. E-mail: oritus@yandex.ru

RYZHOVA Natalia, doctor of pedagogical sciences, professor, RAO, FGNU "Institute for Developmental Education Strategy", RAO, Moscow. E-mail: nata-rizhova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.