Научная статья на тему 'Актуальность развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля в условиях глобализации'

Актуальность развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL TRAINING / VICTIMOLOGICAL KNOWLEDGE / ECONOMIC SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Ольга Николаевна

В статье рассматривается роль высшего образования для социального и экономического развития. Отмечена актуальность теоретико-методологическое обоснования использования виктимологических знаний и разработки модели развития системы профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в области виктимологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the professional development preparation of specialists of economic profile in the context of globalization

The article discusses the role of higher education for social and economic development. Noted the relevance of theoretical and methodological substantiation of the use victimological knowledge and model development the development of the system of professional training of students of economic specialties in the field of victimology.

Текст научной работы на тему «Актуальность развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля в условиях глобализации»

The relevance of the professional development preparation of specialists of economic profile in the context of globalization

Список литературы:

1. Ващенко Г. Виховний ^еал/Г. Ващенко. - Полтава: Полтавський вюник, 1994. - 191 с.

2. Ващенко Г. Виховання вол1 i характеру: тдручник для педагопв/Г. Ващенко. - К.: Школяр, 1999. - 385 с.

3. Ващенко Г. Твори. Том 4. Пращ з педагопки та психологй/Г. Ващенко. - К.: Школяр - Фада ЛТД, 2000. - 416 с.

4. Ващенко Г. Тгловиховання як заИб виховання волi i характеру/Г. Ващенко. - Л^в: Укра'шсью технологи.', 2001. - 56 с.

5. Джуринский А. Н. История педагогики: учеб. пособие/А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 2000. - 432 с.

Gromova Olga Nikolaevna, Head of law fields department of St.Petersbnrg University of State, fire service of MChS of Russia, Candidate of law science, assistant professor, E-mail: oritus@yandex.ru

The relevance of the professional development preparation of specialists of economic profile in the context of globalization

Abstract: The article discusses the role of higher education for social and economic development. Noted the relevance of theoretical and methodological substantiation of the use victimological knowledge and model development the development of the system of professional training of students of economic specialties in the field of victimology.

Keywords: professional training, victimological knowledge, economic specialization.

Громова Ольга Николаевна, зав. кафедрой отраслей права фгбоувпо «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России»,

E-mail: oritus@yandex.ru

Актуальность развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля в условиях глобализации

Аннотация: В статье рассматривается роль высшего образования для социального и экономического развития. Отмечена актуальность теоретико-методологическое обоснования использования виктимологических знаний и разработки модели развития системы профессиональной подготовки студентов экономических спе-

циальностей в области виктимологии.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, ность.

Сегодня высшее профессиональное образование в России в условиях его модернизации, обусловленной глобализацией различных отраслей современного социума, переживает этап своего активного инновационного развития.

Современное общество характеризуется осознанием роли высшего образования для социального и экономического развития. Соответственно, современное образование подвержено существенному реформированию, приспосабливая систему обучения к нуждам рыночной экономики, тем самым определяя требования к целям и задачам образования, вытекающим из процессов глобализации. Из этого

виктимологические знания, экономическая специаль-

логично сделать вывод о том, что в процессе обучения в вузе студенты должны получать навыки, позволяющие не только достойно выполнять свои профессиональные обязанности, но также блюсти интересы своей организации путем предупреждения противоправных проявлений. Речь идет о тех преступлениях, которые уголовный закон относит к сфере экономической деятельности. Бесспорно, преступления в области экономики не столь опасны для личности нежели иные насильственно преступления. Однако ущерб от них настолько велик, что несет угрозу определенным сферам экономики, подрывая основы государства.

93

Section 7. Pedagogy

Представленная на официальном сайте МВД (10) статистика свидетельствует о том, что с течением времени угрозы сферам экономической деятельности остаются актуальными и требуют вмешательства со стороны государства.

Судя по представленной статистике количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным предпринимательством, достигло своего пика в 2000 году, затем стало постепенно снижаться. По сравнению с 2000 г. количество зарегистрированных преступлений по ст. 171 УК РФ уменьшилось в 3,4 раза. Количество же лиц, осужденных за совершение незаконного предпринимательства, увеличилось в 2009 г., по сравнению с 2000 г., в 1,7 раз. Обвинительных приговоров было вынесено практически равное количество с показателем лиц, выявленных за совершение незаконного предпринимательства.

Иная картина представляется нам в отношении изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг. В 1997 г. было зарегистрировано 7 911 противоправных деяний, а уже в 2009 г. эта цифра выросла до 45 251. Самый высокий показатель зарегистрирован в 2006 г. По сравнению с 1997 г. количество преступлений увеличилось в 5,7 раз.

Однако настораживает тот факт, что лиц, совершивших преступления, выявлено существенно меньше, чем зарегистрировано преступлений. А количество осужденных за указанную преступную деятельность на порядок меньше, чем было выявлено лиц, совершивших преступление. В 2009 г. было осуждено только 122 человека.

В 36 раз, по сравнению с 1997 г., увеличилось количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ. Из числа выявленных лиц, совершивших преступление, был осужден каждый второй-третий субъект преступной деятельности. Остальные, судя по статистике, остались безнаказанными.

Относительно незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга статистика показывает незначительное колебание в их динамике, а также в количественных показателях лиц, совершивших преступления. Что касается осужденных лиц, то их число неуклонно снижается и в 2009 г. достигло 129 человек, являясь крайне низким результатом по сравнению даже с 2008 г., когда число осужденных лиц составило 758 человек, что явилось самым низким показателем за последние годы.

Противоправные действия, связанные с банкротством, представляются нами совокупностью преступлений, предусмотренных ст.ст. 195-197 УК РФ. Фиктивное банкротство занимает незначительное место в структуре преступлений данного вида. До 2006 года количество зарегистрированных преступлений постоянно увеличивалось. Однако, с 2007 г. произошло снижение показателей, но, при этом, в 2009 г. число зарегистрированных преступлений практически совпадает с количеством выявленных лиц, совершивших преступление, а также с количеством осужденных лиц.

Очевидно, что анализируемый период характеризуется определенной противоречивостью, несмотря на предпринимаемые меры по улучшению общего экономического состояния страны.

Из всех исследуемых видов преступлений можно отметить только существенное снижение количества незаконного предпринимательства в период с 1997 по 2010 гг., а также преступлений, связанных с производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом немаркированных товаров и продукции.

При анализе динамики указанных видов преступлений необходимо учитывать высокую степень их латентности, в связи с отсутствием информации об их подлинных масштабах и фактическом количестве совершенных преступлений, которое, по нашему убеждению, существенно отличается от официальной статистики.

Последние три года устойчиво демонстрируют как снижение общей преступности, так и преступности экономической направленности. Если в 2010 г. в экономической сфере было совершено 276 435 преступлений, в 2011 г. — 202 454, в 2012 г. — 172 975, то в 2013 г. -141 229 преступлений. Однако такое снижение не успокаивает правоохранительные органы в связи с ущербом, который причиняется в результате совершения этих преступлений. Материальный ущерб от преступлений экономической направленности составил 229,86 млрд. руб. И это только по оконченным уголовным делам. Согласно статистической информации [11], сегодня по-прежнему наиболее распространенными остаются преступления, связанные с финансово-кредитной системой (27,9% от общего числа преступлений), вторую позицию занимают преступления, связанные с потребительским рынком (16,9%), третью — с недвижимостью (6,2%). К тому же результатом преступной деятельности является ухудшение финансового состояния организаций, утрата клиентов, подрыв репутации, ликвидация договорных отношений, сокращение со-

94

The relevance of the professional development preparation of specialists of economic profile in the context of globalization

трудников. В этой связи необходимо отметить роль современного специалиста экономического профиля. Как правило, определенные взаимоотношения возникают между преступником и его жертвой еще задолго до совершения преступления. Это отчетливо проявляется при совершении преступлений в сфере экономической деятельности в силу активной деятельности, объединяющей различных субъектов экономических отношений.

Для собственной защиты экономика требует активного поведения самих участников экономических отношений. Для того чтобы понимать происхождение угроз, способы их минимизации, возможности обращения за защитой в органы государственной власти, общественные организации, необходимы правовые знания, а конкретнее, определенные знания в области виктимологии, полученные в рамках профессиональной подготовки специалистов экономического профиля в условиях вуза или другими словами в ходе виктимологической подготовки современных специалистов — экономистов.

Для того чтобы определить относится ли правовое направление развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля в вузе к перспективным, мы провели обзор опубликованных научных работ, освящающих правовые аспекты в образовательном процессе будущих экономистов.

В период с 2000 по 2013 г. подготовлено немало научно-исследовательских работ, посвященных развитию системы профессиональной подготовки современных специалистов различного профиля в вузе (в том числе и будущих экономистов и юристов).

В частности, Г. А. Зобнина [1,3-24] исследовала вопросы проектирования и реализации профессионального воспитания специалистов экономического профиля в системе непрерывного профессионального образования. При этом автор особое внимание обратила в своем исследовании на недостаточность основ профессионального воспитания в области подготовки конкурентоспособных специалистов — экономистов.

В 2006 и 2008 годах научной общественности были представлены исследования возможностей совершенствования профессиональной подготовки студентов экономических специальностей средствами новых информационных технологий, где С. А. Чеверевой [2, 14] и З. К. Тагировым [3, 24] осуществлено теоретикометодологическое обоснование использования новых информационных технологий в системе профессиональной подготовки и разработаны модели совершенствования профессиональной подготовки студентов

экономических специальностей на основе новых информационных технологий. Содержание подготовки специалистов экономического профиля к информационно-аналитической деятельности отражено в диссертационном исследовании В. И. Фомина [4, 4-6]. Не оставлены без внимания и вопросы использования аксиологического подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов-экономистов, исследованные в диссертации Е. И. Джалиловой [5, 28].

Таким образом, базируясь на результатах обзора изученных нами научно-методических исследований и публикаций, мы пришли к выводу, что фактически без внимания ученых-методистов остались проблемы формирования и развития информационно-правовой компетентности у будущих специалистов экономического профиля в рамках профессиональной подготовки в вузе в условиях глобальной информатизации профессиональной сферы и глобализации почти всех сфер жизнедеятельности современного социума.

Хотя имеется ряд научных статей по данной проблематике, но для специалистов других профилей [6, 7, 8, 9].

Проведенный обзор по данной проблематике показал нам не только недостаточность исследований по вопросам развития правовой и информационной культуры на профессиональном уровне у специалистов данного профиля, но и отсутствие вообще изучения вопросов виктимологической защиты отраслей экономики в условиях глобализации современного социума.

Возможно подобная ситуация сложилась в связи с тем, что современные ФГОС ВПО предполагают уделять минимум времени на изучение вопросов права экономистами.

Поскольку система высшего профессионального экономического образования готовит специалистов довольно широкого профиля, включая и сферу предпринимательства, и региональную экономику, и финансовую сферу, и банковское дело и др., то, на наш взгляд, очевидным является развитие содержания профессиональной подготовки в области экономической безопасности, способствующей формированию соответствующей профессиональной компетентности у специалистов экономического профиля, в том числе и виктимологической компетентности. Причем, последняя позволит осуществлять специалисту экономического профиля виктимологическую деятельность по защите и профилактике профессиональной сферы от экономических преступлений.

Соответственно, эффективность формирования виктимологической компетентности специалиста

95

Section 7. Pedagogy

экономического профиля будет зависеть от развития содержания профессиональной подготовки в области правоведения и виктимологии, в том числе и в области экономической безопасности, посредством:

— либо нового спецкурса, содержащего систему знаний и учебных профессиональных задач, направленных на обеспечение профилактики и виктимо-логической защиты субъекта экономических отношений, а также знаний в области экономической безопасности;

— либо путем систематизации и расширения правовых знаний в учебном курсе «Правоведение».

Подготовка студентов экономического профиля будет эффективнее и в полной мере начнет отвечать современным требованиям к специалисту, продиктованным модернизацией образования и глобальными изменениями во всех отраслях современного социума, если на основе проведенного научного анализа возникновения и развития виктимологической деятельности будет осуществлено теоретико-методологическое обоснование использования виктимологических знаний и будет разработана модель развития системы профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в области виктимологии.

Список литературы:

1. Зобнина Г. А. Проектирование и реализация профессионального воспитания специалистов экономического профиля в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Тольятти. 2002. - 24 с.

2. Чеверева С. А. Развитие содержания информационной подготовки в вузе будущего экономиста-менеджера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 28 с.

3. Тагиров З. К. Совершенствование профессиональной подготовки студентов экономических специальностей средствами новых информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2006. - 24 с.

4. Фомин В. И. Развитие содержания подготовки к информационно-аналитической деятельности на основе семиотического подхода: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Самара, 2009. - 28 с.

5. Джалилова Е. И. Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущего экономиста на основе аксиологического подхода: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Самара. 2005.- 28 с.

6. Рыжова Н. И., Каракозов С. Д., Фомин В. И. Составляющие информационной культуры специалиста в контексте информатизации образования//Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 9. С. 94-99.

7. Литвиненко М. В., Рыжова Н. И. Профессиональная подготовка специалистов топографо-геодезического профиля в логике компетентностного подхода//Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2007. № 1. С. 170-176.

8. Шагиева Р. В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. Автореф. дисс. ... д-ра юр. наук. - М., 2006.

9. Громова О. Н. Влияние экономических процессов на формирование и рост преступности в сфере экономической деятельности//Мир экономики и права. 2013. № 4-5. С. 77-85.

10. Состояние преступности: [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.ru/folder/101762/1/

11. Показатели преступности России: [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/

Ermakova ïnlia Igorevna, Nizhny Novgorod Linguistics University, postgraduate student, the Faculty of Theory and Methods of Teaching

Foreign Languages and Cultures E-mail: monday_morning@mail.ru

Implementation of regional component in the interpreters’ linguistic training as an important aspect of the professional competence formation

Abstract: The article tackles upon the questions connected with specific features of students’ linguistic training in the linguistic university. The special emphasis is on the formation of linguist-interpreter’s professional competence: language skills, intercultural etiquette, regional knowledge implementation.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.