ориентированными, предоставлять возможность организации режима саморазвития и самокоррекции, самосовершенствования личности как непрерывного пролонгированного процесса.
Одним из основных методов профессионального тренинга являются профессиональные игры. Наиболее приемлемо использование следующих профориентационных игр:
- во-первых, проблемно-поисковых, так как в процессе подготовки будущих специалистов значительное внимание должно быть уделено формированию и развитию профессиональной мотивации и профессиональнозначимых свойств личности;
- во-вторых, играм, отражающим отдельные аспекты профессиональной деятельности, позволяющих учащимся наиболее полно овладеть содержанием будущей профессиональной деятельности;
- в-третьих, играм, направленным на формирование у учащихся умения построения личностных профессиональных планов и ценностных ориентаций личности, поскольку построение личностной профессиональной перспективы не заканчивается на этапе профессионального самоопределения, а продолжается и корректируется в процессе всей профессионализации личности.
Исходя из того, что профессиональное становление личности будущего специалиста - это усовершенствование способов ее включения в профессиональную деятельность, способность реализовать себя в ней, данный подход является эффективным при профессиональном самоопределении будущих экономистов.
Таким образом, использование в процессе самоопределения профессиональных тренингов позволяет сформировать не только представления учащихся о содержании будущей трудовой деятельности, но и развивать представления о себе как субъекте труда, о собственных профессионально значимых свойствах личности, сформировать потребность в профессиональном саморазвитии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дзундза А.1. Професшне самовизначення як важлива складова професшно! культури майбуттх фа-хшщв // Педагопка [ психолопя формування творчо! особистосл: проблеми [ пошуки: Зб. наук. пр. / редкол.: Т.1. Сущенко (голов. ред.) та ш. Запор1жжя. 2007. Вип. 47. С. 114.
2. Касьяник Е.Л. Развитие профессиональных представлений учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений: учеб.-метод. пособие. Минск: РИПО, 2004. 82 с.
3. Приходько М.1., Приходько О.М., Селшерстова Н.1., Турська О.В. Словник-довщник менеджер1в освгги, сощальних педагог1в та прац1вник1в сощально-педагопчних служб, консультац1й Запор1жжя: «Пол1граф», 1999. 132 с.
Л.В. Лазаренко
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Основной целью государственной политики в области образования является создание условий для развития и творческой самореализации личности, обновление содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с демократическими ценностями, рыночной экономикой и современных научно-технических достижений [4].
Изменения в характере производственных отношений, которые происходят в наши дни, привели к изменениям понимания трудовой деятельности, которая становится одновременно способом выживания человека, способом самоутверждения и творческого самовыражения личности. Современному человеку необходимо постоянно приспосабливаться к потребностям рынка труда. А это говорит о том, что в процессе социализации и профессионального самоопределения молодого человека, который вступает в самостоятельную жизнь, успешность его действий будет существенно зависеть от собственной активности, от сформирования субъективной жизненной позиции.
Одним из направлений модернизации образования является профилизация старшей школы, которая может осуществляться через профильную школу (самостоятельное учебное заведение), которая выбрала для себя определенную специализацию или путем профильного обучения в
старших классах общеобразовательной школы [7].
Проблеме профилизации школы посвятили свои исследования такие педагоги и психологи как Т.Б. Демин, Л.К. Герасимчук, Н.Л. Смакотина, Ю.Л. Рассадкин, И.Н. Щербо, С.М. Пан и другие.
Анализ исследований, проведенных по вопросам профилизации [1; 2; 3;7] показал, что переход к профильной школе требует системной обработки определенных мониторинговых операций диагностико-прогнозирующего характера, которые не обходимо проводить с учащимися 8-9-х классов.
Исследователи считают, что необходимо:
• сформировать базу данных об учащихся по уровню образовательной подготовки, по интересам, склонностям и способностям;
• определить возможности ученого заведения относительно организации и проведения до-профильной подготовки;
• определить уровень инновационной культуры педагогов, возможности учебно-методического обеспечения работы школы в этом направлении;
• создать определенную дидактическую среду для реализации идей профильного обучения в старшей школе, имеющую обновленное содержание образования, а также формы, методы и способы обучения.
Опыт показывает: эту работу необходимо начинать на этапе допрофильной подготовки в 89-х классах основной школы, потому что допрофильная подготовка является важным условием рациональной и успешной реализации профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся [1].
Понимая под профессиональным самоопределением осознание личностью соответствия потребностей общества в профессиональных кадрах своим целям, желаниям, мотивам и ценностям, мы считаем, что важно еще в школьные годы помочь учащимся приобрести не только знания, но и опыт активной личностной деятельности, самопознания.
На процесс формирования профессионального самоопределения учащегося влияет вся образовательная система школы. Для того, чтобы этот процесс протекал успешно, должна существовать налаженная система работы, которая представляет собой единство цели, содержания, принципов, организационных форм, методов и способов, которые помогают учащимся в изучении мира профессий и собственных личностных качеств, обеспечивают такой выбор профессии, сферы деятельности, ученого заведения, который соответствовал бы интересам и способностям, состоянию здоровья, физическим данным индивида и в тоже время, соответствовал потребностям рынка труда [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что данная система работы может быть осуществлена при наличии определенных целей и задач по организации допрофильной подготовки и профильного обучения.
На наш взгляд, профильное обучение должно ставить перед собой следующие цели:
- обеспечить возможность построения и реализации учащимися индивидуальных образовательных программ (траекторий);
- обеспечить успешную социализацию учащихся в семье, локальных и региональных социумах;
- предоставить возможность углубленного изучения предметов для подготовки к высшему и среднему профессиональному образованию.
Трем основным целям соответствуют три типа профильного обучения.
Первый тип - индивидуальный, обеспечивает реализацию учащимся личной образовательной траектории, не обязательно выводящей его на послешкольное образование.
Второй тип - социализирующий, обеспечивает подготовку учащихся к трудовой деятельности, успешную социализацию в социуме.
Третий тип - довузовский, обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в вуз.
Реализация этих целей предполагает:
- разработку и утверждение содержания профильного обучения (в том числе, программ профильного обучения);
- разработку, утверждение и экспериментальную апробацию форм организации и организа-
ционных моделей профильного обучения на уровне отдельного образовательного учреждения и на уровне групп образовательных учреждений;
- переподготовку кадров для обучения по программам профильного обучения.
Предшествует профильному обучению в старших классах допрофильная подготовка в 8-9-х
классах основной школы.
Допрофильная подготовка - это не самостоятельная система, а подсистема профильного образования.
Суть допрофильной подготовки - создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
Задача: комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Это предполагает:
- оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения при выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства;
- создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
Право принятия учеником ответственного решения - мощнейший педагогический ресурс. Сама возможность такого выбора ставит ученика перед необходимостью принятия ответственного решения. Для того чтобы что-то выбрать, необходимо от чего-то отказаться, т.е. надо решить проблему. Это означает, что надо оценить, что именно, для чего и с чьей помощью следует изучать. У классного руководителя, учителя, ученика, родителя, психолога появляется предмет переговоров, который касается содержания образования. Кроме того, учиться выбирать, можно только выбирая на самом деле, и элективные курсы должны помочь в решении двух задач.
Первая из них - создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него. Чаще всего в 15-летнем возрасте школьник точно знает, что ему не нравится, чем он наверняка заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем, собственно, он хочет заниматься в жизни, он не может: он просто не имел возможности чем-либо серьезно заняться. Времени для того, чтобы познакомить подростка со спецификой деятельности исследователя или организатора, организатора производства, физика или историка, у нас просто нет. С введением профильной школы в учебном плане старшего звена появилось «место, свободное от стандарта». Это обязательные курсы по выбору, или элективные курсы.
Виды элективных курсов в системе допрофильной подготовки:
1. Пробные (предметно-ориентированные). Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы, которые дополняют базовую программу, не нарушая ее целостности. В процессе реализации предметно-ориентированных (пробных) курсов по выбору решаются следующие задачи:
- реализация учеником интереса к выбранному предмету;
- уточнение готовности и способности усваивать предмет на повышенном уровне;
- создание условий для подготовки к экзаменам по предметам будущего профилирования.
Примеры пробных курсов: Наука математика в деталях и слайдах. Существуют ли лишние
буквы в алфавите? Теория вероятности. Как питаются насекомые. Химия нашего организма. Города мира. Развивайте дар речи и т.д.
Таким образом, программы предметно- ориентированных курсов включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки.
2. Ориентационные (межпредметные).
Задача этих курсов - помочь ученику сориентироваться в многообразии видов деятельности, характерных для той или иной образовательной области. Думается, что содержание работы на этих курсах может больше напоминать работу творческого кружка, но не танцев и драматической студии, а журналистики, риторики, астрофизики, социологии и т.д.
Примеры ориентационных курсов: Экология и жизнь. Человек в разрезе. Психология лидера. Основы исследовательской деятельности. Учись учиться. Как сделать свой фильм на компью-
тере. Самоорганизация. Твое время. Имидж и профессиональная карьера. Физиология человека Таинственный мир космоса и т.д.
Итак, межпредметные (ориентационные) курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.
Задачи данных курсов:
- создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;
- ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, наиболее распространенных в той или иной сфере;
- поддержание мотивации учащихся при выборе того или иного профиля.
Вот требования к элективным курсам.
• Набор курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», т.е. у ученика должна быть реальная возможность выбора.
Название курсов должно быть привлекательным.
Организаторами учебного процесса должны быть созданы такие условия, которые бы позволили ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза в год. Для этого оптимальная продолжительность курсов - 8-16 часов.
• Содержание курсов допрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую (или углубляющую) сведения по учебным предметам, но и знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
• В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы. Предметно- ориентированные (пробные) курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам. Главное их назначение - помочь учащимся основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля обучения.
• Наличие программно-методического обеспечения элективных курсов - обязательное условие для практического запуска их в систему допрофильной подготовки.
Формы обучения на элективных курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными являются коммуникативные методы, групповая проектно- исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность, творческую инициативу.
Дополнительные ресурсы для реализации программы допрофильной подготовки.
- Предусмотреть возможность деления класса на подгруппы. Это позволит индивидуализировать процесс обучения, активно применять проектные и исследовательские формы, реализовать деятельностный подход.
- По возможности привлекать к преподаванию курсов допрофильной подготовки специалистов профессиональной сферы, науки, производства и других сфер деятельности.
- Использовать ресурсы системы дополнительного образования.
- Использовать современные телекоммуникационные технологии
Этапы подготовки учащихся к выбору профиля обучения (этапы допрофильной подготовки):
1. Пропедевтический. На данном этапе осуществляется: презентация образовательной карты территории; образовательная карта - это карта, на которую нанесены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, начального профессионального образования и др. учреждения и организации, на базе которых предполагается проводить допрофильную подготовку и профильное обучение. Образовательная карта может быть составлена и издана в виде буклета, брошюры, плаката или представлена на электронных носителях.
Обязательными элементами образовательной карты являются:
- общая характеристика образовательной сети района, которая включает в себя перечень образовательных учреждений, особенности их образовательных программ, особенности допро-фильной подготовки и профильного обучения;
- расположение образовательных учреждений с определенными и прописанными маршрутами движения общественного транспорта, с помощью которых можно доехать до места обучения;
- визитная карточка каждого учебного заведения (№ телефона, адрес, перечень курсов по выбору, дата проведения открытых дверей и т.д.);
- информация о работниках отдела образования, курирующих это направление работы (ФИО, телефон);
- предварительная диагностика образовательного запроса школьников (с учетом мнения родителей), их интересов, склонностей.
2. Основной. Предполагает следующие действия:
- обучение способам принятия решений при выборе индивидуального маршрута;
- диагностику и самодиагностику;
- анализ ситуации проблем, затруднений, свободы выбора профиля обучения.
3. Завершающий. Основные действия:
- реализация пробы выбора;
- выполнение учащимися эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствует ли личной заинтересованности обучение по профилю, возможностям учащегося;
- соотношение аргументов «за» и «против» выбора.
Таким образом, можно отметить, что проведение допрофильной подготовки дает ученику возможность иметь свой, обоснованный профессиональный план, который учитывает его интересы, наклонности, возможности, потребности рынка труда, и тем самым обеспечивает успех дальнейшего профильного и профессионального самоопределения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Герасимчук Л. Першi кроки профшзаци // Завуч. 2005. № 17-18. С. 22 - 23.
2. Демина Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника // Профильная школа. 2006. № 1. С. 45-48.
3. Марина С. Сощально-психолопчш умови переходi до профшьного навчання // Завуч. 2005. № 1718. С. 24-26.
4. Модершзащя вищоï освгги Украши i Болонський процес //Освгга Украши. 2004. № 60-61. С. 7-11.
5. Пан С. Профильное обучение: модель управления // Директор школи. Украша. 2004. № 5. С. 19-24
6. Рассадин Ю. Профильная школа: в поисках базовой модели // Директор школи. Украша. 2003. № 5. С. 11-18.
7. Смакотина Н.Л. О социальной эффективности проведения эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся (по результатам социологических исследований) // Профильная школа. 2005. № 1. С. 27-33.
8. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М.: Просвещение, 1983. 118 с.
9. Щербо И.Н. На подступе к старым граблям: тревожные тенденции в реализации профильного обучения // Директор школи. Украша. 2004. № 2. С. 15-18.
Л.И. Лысенко
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и д.р.), и даже с внеучебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и д.р.). Но