Н.А. Жокина, Н.Б. Фёдорова
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Проблема личностного самоопределения учащегося актуальна всегда, так как для подрастающих поколений весьма важен вопрос, каким будет отдаленное завтра и каким каждый школьник представляет в нем себя.
Самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. Процесс самоопределения связан с поиском собственной позиции в актуальных сферах жизнедеятельности и выработкой планов на будущее.
Познавая мир, познавая себя в окружающем мире, человек сталкивается с целым рядом вопросов: «Кто я в этом мире?», «Каково мое место в нем?», «Как относится ко мне мир?», «Как я отношусь к миру?». Поиски ответов на эти и подобные вопросы можно назвать сущностью жизненного самоопределения.
У старших подростков становление самосознания происходит в процессе деятельности и общения с окружающими. Действуя практически и общаясь с людьми, подросток получает информацию о самом себе как субъекте деятельности и общения. Эта информация складывается из результатов его действий, из реального и предполагаемого отношения к нему других людей. На этой основе формируется определенный образ самого себя в соответствии с нормами социального окружения, позволяющий школьнику конструировать свою собственную линию поведения и выстраивать свои отношения с другими.
Один из важнейших моментов определения себя в мире - это профессиональное самоопределение, которое играет важную роль в становлении личности. Жизненные перспективы человек связывает, как правило, с той или иной профессией, должностью, получением образования, признанием и т.п.
Для старшего школьника результатом профессионального самоопределения является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план, в котором, как минимум, должны быть предусмотрены ближайшие шаги на профессиональном пути: выбор формы профессионального обучения, учебного заведения. Этот процесс весьма сложен, поэтому школьнику требуется грамотная помощь. Для педагога, занятого руководством профессиональным самоопределением подрастающего человека, результатом работы является состояние готовности последнего к сознательному, самостоятельному обдумыванию (и сейчас, и в дальнейшем) своего профессионального будущего. Это обдумывание должно быть соотнесено с важнейшими общечеловеческими ценностными представлениями и социальными нормами и иметь в основе реальное представление о своих способностях.
Переход к профильному обучению в старшей школе обусловлен задачами профессионального самоопределения, которое должно более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, формировать интерес к продолжению образования и получению современной профессии. Этот переход - серьезная институциональная трансформация для системы общего образования в целом. Реальность и значимость наступающих изменений довольно быстро осознается школьниками и их родителями. Поэтому для рациональной и успешной организации профильного обучения в старшей школе необходима предпрофильная подготовка.
Именно в девятом - предпрофильном - классе возникает пространство для самоопределения учащихся и выбора ими профиля. Как известно, учебная деятельность в этом
возрасте приобретает избирательный характер: старшеклассник направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессией. Возникает потребность в расширении и углублении знаний, умений, связанных с содержательной стороной будущей профессиональной деятельности. Завершение предпрофильного этапа характеризуется тем, что школьники умеют объективно оценивать свои способности, осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам, имеют высокий уровень мотивации.
Важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения [1], становится вопрос комплектования профильных школ и классов. С этим связано планируемое изменение форм итоговой аттестации выпускников основной ступени, переход к «внешней», осуществляемой муниципальными экзаменационными комиссиями процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников взамен сегодняшней «внут-ришкольной» формы итоговой аттестации.
Во многом от правильного выбора профиля будет серьезно зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности, мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов (ЕГЭ) и перспективы на продолжение образования после школы.
Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы делал выбор между обучением в десятом классе «в своей школе» и системой профессионального образования (поступление в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов или в учреждения начального профессионального образования) и это не имело массового характера, то теперь переходы из школы в школу становятся нормой. Готовность к «академической мобильности» у выпускников девятых классов должна существенно повыситься и помощь в этом им должны и могут оказать элективные курсы (курсы по выбору). В чем заключается специфика элективных курсов?
Педагогическая целесообразность введения тех или иных элективных курсов должна исходить из необходимости формирования при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжения профориентационной работы, осознания возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути. Речь идет не только об их программах и создании специальных учебных пособий, но и обо всей методической системе обучения этим курсам в целом.
При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки девятиклассников следует с самого начала иметь в виду, что набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», чтобы у ученика была возможность реального выбора, причем перечень курсов по выбору желательно намечать в конце восьмого класса на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся и их родителей. Именно востребованность, заявка, полученная таким образом, определяют, по каким предметам стоит разрабатывать элективные курсы. Как показывает практика, для девятиклассников важнее реализовать возможность дополнительных занятий по русскому языку и математике - предметам, по которым предстоит сдавать экзамены. Другой причиной выбора может служить привлекательность того или иного учителя, занятия с которым ценят и ученики, и родители. В любом случае ориентация на выбор школьников и их родителей становится залогом заинтересованности в прохождении курса, положительной мотивации к изучению определенного предмета.
Организация учебного процесса в школе должна позволить изменять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору не менее двух раз за учебный год. Такая мобильность позволит ученику убедиться в правильности своего выбора или изменить решение и заняться изучением другой дисциплины.
Содержание курсов предпрофильной подготовки включает не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомит учеников со
способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (например, история права, журналистика, элементы математической статистики, различного рода практикумы).
В.А. Орлов разделяет курсы предпрофильной подготовки на следующие типы: предметные (пробные) - аналог факультативов, межпредметные (ориентационные) - аналог кружков, студий, занятий в учебно-производственном комбинате, а также по предметам, не входящим в базисный учебный план (см. рис. [2]).
Рис. Типы элективных курсов
Задача предметных курсов - углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план. Они дают возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету, уточняют готовность и способность осваивать этот предмет на повышенном уровне, создают условия для подготовки к экзаменам по выбору, то есть по наиболее вероятным предметам будущего профилирования. Таким образом, подобные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным, именно их присутствие в ученическом учебном плане повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля.
Программы курсов по выбору включают углубленное изучение отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы, которые дополняют базовую программу, не нарушая ее целостности. Построены они, как правило, по модульному принципу, их программы могут быть модифицированы, дополнены элементами подготовки к экзаменам по выбору.
Школы, давно реализующие программы дифференциации и индивидуализации обучения, могут использовать собственный творческий опыт для разработки оригинальных программ для курсов подобной направленности. Перечень предметно-ориентированных пробных курсов будет определяться набором предметов, наиболее часто встречающихся в различных вариантах профилей. В свою очередь предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
1. Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное соотнесение с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне, причем углубленный уровень всех разделов курса более или менее равномерный.
2. Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. В элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса типа «курс повышенного уровня».
3. Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
4. Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
5. Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Измерения физических величин», «Школьный физический практикум: наблюдение, эксперимент, моделирование», «Компьютерное моделирование», «Компьютерная графика» и др.
6. Элективные курсы, посвященные истории предмета как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии).
7. Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
Цель межпредметных элективных курсов - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: «Основы космонавтики», «Физика Космоса», «Элементы астрофизики», «Естествознание», «Элементы биофизики», «Элементы химической физики», «Биохимическая физика» и др.
Межпредметные (ориентационные) курсы создают базу для ориентации учеников в мире современных профессий, то есть знакомят на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. Такие курсы поддерживают мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации. Они аналогичны элективным курсам в системе профильного обучения 10-11-х классов. Их программы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов, поскольку они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Курсы данного вида являются ознакомительными, краткосрочными (одна четверть) и часто сменяемыми.
В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию: быть компенсирующими для классов гуманитарного и социально-экономического профилей и обобщающими для классов естественнонаучного профиля. Примером такого обобщающего элективного курса может быть «Эволюция естественнонаучной картины мира».
Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, посвящены психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам, например: «Введение в современные социальные проблемы», «Психология человека и человеческого общества», «Эффективное поведение в конфликте», «Г еография человеческих перспектив», «Искусство анализа художественного текста», «Русский язык в диалоге культур», «Информационная культура и сетевой этикет школьника», «Основы журналистского мастерства», «Основы дизайна», «Проблемы экологии», «Вопросы менеджмента и маркетинга» и др. [2].
Предпрофильная подготовка может также предполагать комбинированный вариант курсов. Так, для организации предметно-ориентированных курсов по выбору достаточно внутреннего ресурса школы, а для межпредметных курсов необходимо привлечение ресурсов иных образовательных учреждений единой образовательной сети, частью которой является школа. В сочетании этих ресурсов появляются дополнительные возможности.
Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными являются коммуникативные, групповые методы, проектно-исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учеников.
Существуют различные подходы к созданию курсов по выбору: фундаментальный, методологический, универсальный, прагматичный, деятельно-ценностный (знакомство со способами деятельности, необходимой для успешного усвоения того или иного профиля).
Элективные курсы выполняют три основные функции:
1. Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
2. Другие развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи единого государственного экзамена по этому предмету на профильном уровне.
3. Третьи направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в тех областях деятельности человека, которые выходят за рамки выбранного ими профиля.
При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, какие межпредметные связи реализуются при изучении курса, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.
Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет. В таком случае облегчается процесс выбора школьника.
При отборе содержания курса необходимо ответить на следующие вопросы: в чем суть теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы учащихся; каковы основные знания (факты, понятия, представления, идеи, принципы), умения и навыки, методы и виды деятельности, опыт их освоения; каким образом данное содержание будет способствовать внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умений и навыков; для каких профессий (областей деятельности) полезны формируемые умения и навыки; какие разделы и из каких школьных курсов должны быть предварительно, перед началом изучения элективного курса освоены как учащимися, так и учителем; в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия, электронные/мультимедийные пособия, Интернет-ресурсы).
Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основными приоритетами методики изучения элективных курсов являются: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов); личностно-деятельностный и субъект-субъектный подходы (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие); фасилитация.
Ведущее место при освоении курса отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительна доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. Из единственного источника знаний в традиционном обучении учитель превращается в «проводника» в мир знаний: эксперта и консультанта - при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего - в имитационной игре и тренинге, координатора и консультанта - при выполнении учебного проекта.
Важным элементом методической системы элективного курса является определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки. Ожидаемый результат изучения курса - это ответ на вопрос, какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения.
При определении форм организации учебных занятий следует исходить прежде всего из специфических целей курса. Изучение элективного курса возможно как одним учащимся, так и в коллективе и в индивидуально-групповых формах.
Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, то есть в какой-то степени моделировали бы их.
Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками.
Исходя из многолетнего опыта, можно сделать вывод, что элективные курсы позволяют ученикам получить более глубокие знания по предмету, ощутить большую уверенность в своих силах и возможностях, а также помогают в выборе профессии. Категория детей, не имевших твердого решения правильности выбора, после изучения элективных курсов демонстрирует повышение интереса к предмету. Необходимо отметить, что и рейтинг этого учебного предмета среди других в целом возрастает. Кроме того, у школьников развивается логическое и аналитическое мышление, самостоятельность в освоении материала.
Немаловажное значение имеет контроль уровня достижений учащихся. Для этого могут быть использованы самые разнообразные способы: наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися и их родителями, экспертные оценки педагогов по другим предметам (особенно по курсам, которые направлены преимущественно на личностный рост учащихся, развитие общеучебных компетентностей), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, анкетирование, тестирование и др. Важно использовать оценку промежуточных достижений, прежде всего как инструмент положительной мотивации, а также своевременной коррекции деятельности как учащихся, так и учителя. Рамки элективных курсов дают возможность учитывать особенности школьников, а также выбрать вид зачетной работы, что развивает самостоятельность и ответственность за результат. По завершении изучения каждого курса нами проводилась конференция, на которой школьники выступали с докладами, высказывали свои мнения по изученной теме. При этом подготовка велась по микрогруппам, в которых ученики совместно готовили и обобщали материал, а затем доверяли выступление лишь одному докладчику, что ставит учеников в ситуацию соревновательности с другими микрогруппами, стимулируя их интерес к учебному материалу. Для проведения итоговой аттестации выполнялась специальная тестовая зачетная работа, результаты которой демонстрировали знание школьниками теории изученного предмета, а также достаточную уверенность их в освоении проблемы.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение элективных курсов в предпрофиль-ных и профильных классах позволяет выстраивать личностно ориентированный план обучения, дает положительный результат в освоении учебного предмета, а также решает задачи профессионального самоопределения школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 № 2783. - М., 2002.
Орлов, В.А. Элективные курсы по физике и их роль в организации профильного и предпро-фильного обучения // Физика в школе. - 2003. - № 7. - С. 17.