Научная статья на тему 'Элективные курсы по литературе и их познавательный потенциал'

Элективные курсы по литературе и их познавательный потенциал Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3664
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМНОСТЬ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ РАБОТЫ / PROFILE TRAINING / PREPROFILE PREPARATION ON THE MID-LEVELS / ELECTIVE COURSES / THE COMPETENCE / KINDS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / SYSTEMATIC CONSTRUCTION OF PREPROFILE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Елена Геннадьевна

Автор статьи доказывает, что элективные курсы в среднем звене являются средством предпрофильной подготовки учащихся: они позволяют уточнить собственную готовность способность осваивать гуманитарные предметы на повышенном уровне сложности в старших классах. В статье осмысляются трудности проведения элективных занятий в среднем звене, а также роль элективных курсов в формировании ряда компетенций. Автором подчеркнута необходимость системного подхода в построении предпрофильной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elective courses under the literature and their informative potential

the Author proves that elective courses on the average a link are means of preprofile preparation of pupils: they allow to specify own ability to master humanitarian subjects at the higher level of complexity in the senior classes. The article tells about difficulties of elective employment on the mid-levels, and also a role of elective courses in the formation of a number of competencies. The author underlines necessity of the system approach for preprofile work construction.

Текст научной работы на тему «Элективные курсы по литературе и их познавательный потенциал»

Е.Г. Белова

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Типология элективных курсов, широко внедряемых в практику сегодняшнего школьного образования, достаточно разнообразна. В 8-9 классах ведущую роль начинают играть предметно-ориентированные (пробные) курсы по выбору, основная задача которых - дать обучающемуся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, уточнить свою готовность и способность осваивать гуманитарные предметы на повышенном уровне сложности. Ни для кого не секрет, что в современной школе учителя нередко подменяют эти задачи иными, сугубо практическими, и занимаются элементарным «натаскиванием» девятиклассников, готовя их к успешной сдаче экзаменов по литературе. Кандидат педагогических наук Белова С.В. в своей книге «Элективные курсы гуманитарной направленности» пишет, что «гуманитаризация образования предполагает построение такой образовательной системы, которая обеспечивает так называемый “прирост качеств Человека”». Сегодня школьное образование не должно быть «репетиторским тренажером» ученика, готовящегося поступать в вуз. Выпускнику необходим такой уровень компетентности, который стал бы залогом успешной реализации его индивидуальности во всех сферах - профессиональной, личностной, семейной и др. Современному человеку требуется не только высокий уровень конкурентоспособности в обществе, но и гармония внутреннего и внешнего мира, что особенно подчеркивает автор статьи (1, 6).

Таким образом, грамотно организованная предпрофильная подготовка (прежде всего система элективных курсов в среднем звене) не только дает возможность учащимся более осознанно подойти к выбору профиля своего дальнейшего обучения, но и способна утолить их познавательные запросы. Следует помнить, что количество предлагаемых элективов должно быть избыточным, чтобы возникла реальная возможность выбора (один из одного - это не выбор!), потому что, только по-настоящему выбирая, можно научиться выбирать. И здесь учитель литературы также может найти удобный для себя вариант: либо использовать в работе имеющиеся сегодня в большом количестве опубликованные программы элективных курсов, либо создать свою собственную, отвечающую его представлениям о предпрофильной подготовке по литературе, программу.

Елена Геннадьевна Белова — учитель литературы высшей квалификационной категории, руководитель УМЦ «Призвание» МОУ гимназии № 47 г. Екатеринбурга, аспирант кафедры современной литературы Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).

Поскольку литература как учебный предмет обладает рядом специфических черт, необходимо обозначить проблемы, связанные непосредственно с предпрофильной подготовкой по литературе.

Основное противоречие предпрофильной литературной подготовки с ориентацией на гуманитарный профиль заключается в том, что, с одной стороны, существует очевидная необходимость углубления литературных знаний, расширения культурного контекста преподавания, а с другой - необходимо учитывать возраст учащихся и соответствующие этому возрасту особенности:

• все еще заметные следы «наивного реализма», которые мешают воспринимать условность в литературе и искусстве;

• отсутствие начитанности и, как одно из

следствий этого, - неразвитость историко-

литературного мышления;

• недостаточную для категорического выбора гуманитарного профиля читательскую осведомленность;

• неразвитость навыков творческой деятельности.

На преодоление этого основного противоречия и нацелены специальные дополнительные курсы предпрофильной подготовки. Хотелось бы особо подчеркнуть, что вовсе необязательно после изучения предпрофильного курса ученик должен продолжить свое литературное образование, выбрав класс гуманитарного профиля. Отрицательное решение учащегося - это также положительный педагогический результат: ведь ученик определился в своих предпочтениях, удалив по крайней мере одну из возможных для себя образовательных (а может, и профессиональных) альтернатив.

Курсы предпрофильной подготовки открывают новые возможности для углубления содержания литературного образования и становления личности учащихся. Важно, что курсы предпрофильной подготовки являются лишь дополнительными, и тем самым они никак не нарушают целостность базовой общеобразовательной подготовки. Курсы могут сочетаться с любой из действующих программ, ибо они позволяют соединить развитие индивидуальных способностей учащихся, их человеческих интересов с углублением базовой литературной подготовки.

Выбор элективных курсов должен быть максимально гибким. Он обусловливается способностями и склонностями учеников, эрудицией учителя, оснащенностью школьной библиотеки литературными текстами, литературнокритическими работами, а также, возможно, региональной спецификой. При выборе элективных курсов учащимся необходима помощь

(консультация) учителя. Методист С. А. Гуревич отмечает, что «при выборе курсов очерчиваются их предполагаемые границы (чем более они узки, тем вероятнее успех), обуславливается последовательность и темп их выполнения, а также виды планируемой творческой деятельности: чтение и сопоставление литературных текстов, их планов и черновых редакций, просмотр спектаклей и фильмов, библиографический поиск литературно-критических текстов, интернет-поиск литературных и исторических ресурсов по теме, встречи с писателями, читательские конференции и т.п.» (2, 4). Конечно, преподаванию курса предпрофильной подготовки должен предшествовать целый ряд мероприятий, прежде всего - изучение литературных предпочтений школьников, их эстетической и общекультурной подготовленности.

В настоящее время широко внедряются в школьную педагогику идеи личностно-развивающего обучения, но практика показывает, что, принятые многими учителями в теории, на деле они существенно искажаются. Проблема состоит в том, что учителя делают попытку внедрения диалогических идей монологическими способами. Прежде всего, это недопустимо по отношению к литературе как учебному предмету, так как сама специфика его содержания предполагает диалогичность. Кроме того, следует помнить, что, по справедливому утверждению Б.М. Не-менского, «процесс освоения предшествующего опыта последующими поколениями в науке и искусстве осуществляется разными путями. В научных дисциплинах его содержание изучается, а в художественных - проживается» (3, 6-7). И, конечно, элективные курсы при всем богатстве и альтернативности предметного содержания без отказа от традиционных (преимущественно объяснительно-иллюстративных методов) не способствуют возникновению мотивации к изучению литературы, не удовлетворяют познавательных запросов учащихся, не формируют интереса к предмету и не дают ожидаемого результата - осознанного выбора гуманитарного профиля для дальнейшего обучения. Следовательно, стоит решать проблему технологии литературного образования не только в рамках учебных, но и элективных курсов.

Принципы предпрофильной подготовки по литературе в среднем звене имеют ряд особенностей. Изучение литературы на протяжении всего школьного курса должно характеризоваться едиными подходами к тексту: от чувственно воспринимаемого - через анализ и интерпретацию - к формулированию идеи произведения, уяснению позиции автора, определению роли произведения в культурной жизни общества. На всех этапах изучения литературы принципиальное значение должно придаваться установлению системных отношений в представлениях учащихся относительно создания, бытования и восприятия литературных произведений и формированию многоуровневых связей, пронизывающих весь круг представлений о литературе. В качестве ключевой предметной компетенции следует выделять последовательно формируе-

мое умение учащихся анализировать позицию автора художественного произведения (понимать особенности его мировосприятия, отношения к миру, его интенции и выделять художественные средства, использованные автором), давать обоснованную собственную интерпретацию литературного произведения. Данная компетенция является комплексной и включает в себя умения учащихся анализировать остальные компоненты литературного произведения.

Следовательно, при проектировании элективных курсов по литературе необходимо учитывать, что системное построение предпро-фильной работы направлено на формирование умений учащихся комплексно анализировать литературное произведение, фиксируя особое внимание на позиции автора. Данные умения начинают формироваться уже в начальных классах и углубляются в основной школе, что обеспечивает успешное освоение программы в 8-9 классах и эффективное освоение учащимися в старших классах видов деятельности, специфичных для профильного обучения. В связи с этим предпрофильная работа не должна противоречить общей системе преподавания литературы, охватывающей весь курс обучения, где последовательно усложняющиеся виды деятельности детей объединены единым пониманием художественного текста как комплексной художественной системы и представлением о диалогическом способе бытования произведений искусства, а также формированием личностного отношения к художественному произведению.

Системное построение предпрофильной работы, направленной на постоянное формирование многообразных связей, пронизывающих весь круг представлений о литературе, обеспечивает глубокое и осознанное изучение школьниками художественного произведения и включение его в широкий гуманитарный контекст. Аналитико-синтетический путь изучения каждого произведения необходим на любом этапе обучения: с различной полнотой и глубиной (на соответствующем возрасту уровне) школьники обязательно рассматривают изучаемый текст как целое, получая в результате ответы на вопросы: Какие мысли и чувства выразил автор? и Как (при помощи каких средств) он это сделал? При такой логике учащийся неизменно проходит по траектории: от первичного восприятия - через анализ и интерпретацию - к формулированию идеи произведения, позиции автора, его воздействия на общество и культуру и к теоретическим обобщениям. Именно это задает специфический гуманитарно-филологический ракурс изучения литературного произведения. На этапе 8-9 класса формируется одна из важнейших предпосылок для успешного обучения школьников в профильных гуманитарных классах - понимание специфики различных видов деятельности, представленных на уроках литературы (литературоведа, критика-публициста, художника), и характерных для них средствах, а также умение целенаправленно использовать их. Обогащение средств деятельности в одной из них существенно влияет на продуктивность работы и в других.

На новом уровне проходит формирование умения воспринимать художественный текст во всем богатстве его смыслов, содержащихся в семантических единицах различного уровня, сравнительных и метафорических конструкций, основанных на различных сенсорных модальностях. Регулярное обращение к такого рода литературному материалу заметно обогащает восприятие школьниками и художественных произведений, и внешнего мира, и собственных ощущений и переживаний, что находит отражение в письменной речи, как в аналитических жанрах, так и в художественных.

Сформированные на более ранних этапах способы деятельности усложняются, приобретают новые аспекты. Так, сравнение по-новому используется в 8-9 классе: сопоставление выходит за рамки только литературного текста, объектом сравнения становятся реальность и ее отражение, герои и прототипы, типы культур, отзывы критиков (именно на этом этапе школьники осваивают литературно-критическую деятельность: как при изучении работ критиков-классиков, так и в собственных опытах). Воспринимая читаемые тексты как нечто личностно важное, школьники учатся не только выявлять отношение и позицию автора (художника, критика), но и сопоставлять с собственной позицией.

Изменяется на этапе 8-9 классов и направление межпредметных связей (преимущественно внутри гуманитарного цикла), что позволяет формировать у школьников представления о специфических средствах художественной литературы в отражении социальных отношений, исторических событий и внутреннего мира человека, в реализации авторской позиции - в отличие от других гуманитарных предметов. Таким образом, возникает необходимость в элективном курсе некоего синтетического характера, который бы позволил учащимся проникнуть в специфику гуманитарного познания. Существующие на сегодняшний день программы элективных курсов носят частнопредметный характер и не отвечают этому требованию. Среди наиболее удачных следует отметить программу элективного курса по литературе для 9 класса «Литературная премия» Е.Э.Киркиной (4, 29). На основе программы данного курса учитель может разработать собственный вариант, отвечающий индивидуальным потребностям формируемого гуманитарного класса. Предназначенный для учащихся 9 класса электив должен быть ориентирован на выбор гуманитарного профиля для обучения в старшем звене. Именно поэтому целью предпрофильной подготовки является создание условий для самостоятельного выбора профиля дальнейшего обучения и профессионального самоопределения. Предлагаемый курс как в содержательном, так и в деятельностном плане должен погружать учащихся в сферу гуманитарного знания, требуя от них применения специальных умений. Например, если ученикам предстоит работать с материалом современной литературы (рассказы русских писателей последнего десятилетия), надо понимать, что опыт

учащихся основан на анализе только классических произведений. Такая интрига в содержательном плане делает элективный курс притягательным для девятиклассников. Данная «проблемная ситуация» в содержании элективного курса, разработанного Е.Э. Киркиной, согласуется и с технологией преподавания. Основной вид деятельности на занятиях данного курса -экспертиза, т.е. оценка литературного явления, что потребует от обучаемых поиска и освоения инструмента анализа и оценки, умения сформулировать и презентовать свое решение, проявить самостоятельность в условиях выбора.

Цель курса «Литературная премия» - создать условия для знакомства учащихся с основными видами гуманитарных умений при работе с художественным произведением посредством анализа рассказов. Не обязательно сохранять название электива, предложенное Е.Э. Кирки-ной, так как в зависимости от содержательного или технологического материала программы, акцент может сместиться, и тогда возможны следующие варианты: «Составляем антологию современной прозы (поэзии)», «Мои советы будущим писателям (читателям)», «Какую книгу я возьму с собой в будущее» и т.п.

Обозначенные нами подходы в обучении приемам анализа и интерпретации текста в значительной мере способствуют социализации школьников, что является одной из доминант современной школы.

Реализация данных методических установок будет способствовать совершенствованию умений учащихся осознавать собственные учебные действия и удерживать заданную позицию литературоведа или художника. Учащиеся должны применять элементы профессионального инструментария сознательно, оценивать степень своей успешности в овладении ими, а значит, такая постановка учебного процесса в преподавании литературы (как на уроках, так и на элективных курсах) будет способствовать тому, чтобы и выбор гуманитарного профиля обучения совершался осознанно, а учебная программа старших профильных классов осваивалась более успешно. Применение предлагаемых методических приемов обучения способствует интенсификации пропедевтической работы по подготовке к профильному обучению в гуманитарном классе старшей школы и удовлетворяет познавательные запросы современных школьников.

Список литературы:

1. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности. М.: Глобус, 2006.

2. Гуревич С.А. Элективные курсы образовательной области «Филология». М., 2005.

3. Роль искусств в общеобразовательном процессе // Материалы конференции «Образование на пороге XXI века». Информационный бюллетень «Непрерывное художественное образование». № 9. М.: Моск. комитет по образо-ванию,1999.

4. Киркина Е.Э. Литературная премия / Элективные курсы по русскому языку и литературе в системе предпро-фильной и профильной подготовки учащихся. Пермь, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.