Е.Г. Белова
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
КАК СРЕДСТВО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Надо ли говорить о том, что при тотальном дефиците часов, отведенных всевозможными вариантами базисных учебных планов на изучение литературы, современная школа все острее ощущает проблему эстетически неразвитого читателя? Неспособность понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях все чаще становится характеристикой современного школьника. Думается, что постоянное сокращение часов литературы не единственная причина, порождающая данную проблему. Но как быть в этой ситуации детям, которые любят читать, обсуждать прочитанное и собираются связать свое будущее с гуманитарными дисциплинами? Настоящим спасением могут стать в данном случае элективные курсы по литературе-
Элективы или курсы по выбору становятся неотъемлемой характеристикой современного образования. Связано это, прежде всего, с переходом на профильное обучение в старшей школе. Поэтому естественно, что в профильных 10-11 классах доминирующими становятся элективы, поддерживающие профиль. Это значит, что элективные курсы в старших классах развивают содержание одной из профильных дисциплин и обеспечивают изучение смежных предметов на профильном уровне. Например, в гуманитарном классе учащимся могут быть предложены такие элективные курсы, как «Российские цивилизации», «Современная русская литература», «Основы журналистики», и многие другие.
Однако сегодня учителя старших классов особенно остро столкнулись с таким явлением, как случайный (неверный, ошибочный, неосознанный) выбор профиля учащимися. Нередко ученики, выбирая направления обучения в старшем звене, руководствуются причинами, далекими от собственных способностей, потребностей и интересов. На выбор профиля могут оказать влияние советы друзей, требования родителей, престижность обучения в том или ином классе, или наоборот неспособность обу-
Елена Геннадьевна Белова — учитель литературы высшей квалификационной категории, победитель конкурсов «Учитель года» и «Лучшие учителя России», руководитель УМЦ «Призвание» МОУ- Гимназии № 47.
чаться на одном из профилей. Часто мы слышим такое наивно-детское объяснение от старшеклассников: «Пошел в гуманитарный класс, потому что по физике и математике у меня тройки...» Одним словом, речь идет о неспособности многих девятиклассников совершить осознанный и адекватный выбор траектории своего дальнейшего обучения. Нельзя однозначно сказать, что это вина современных школьников, скорее, это их беда. Не всегда в образовательных учреждениях грамотно организуется предпрофильная подготовка учащихся, которая и призвана сформировать культуру выбора.
Идея самоопределения базируется на готовности учащихся принять осознанное решение относительно своего дальнейшего образования. Формирование культуры выбора может обеспечиваться как технологически (за счет реализации педагогических технологий, которые позволяют учащимся осуществлять пробы различных вариантов с выбором оптимального), так и за счет введения в учебный план курсов по выбору - элективов. Ошибочно думать, что только в девятом классе основной школы следует начинать предпрофильную подготовку, как это рекомендуют делать появившиеся в последнее время многочисленные публикации, посвященные вопросам разработки программного обеспечения курсов по выбору. Практика показывает, что только планомерная работа по формированию осознанного выбора профиля обучения в старшем звене дает свои результаты. Поэтому элективные курсы могут и должны быть введены в учебный план значительно раньше. Именно таким образом организована предпрофильная подготовка в МОУ гимназии № 47 г. Екатеринбурга.
Следует определиться, какие именно элективные курсы способны помочь учащимся в процессе самоопределения. Традиционно выделяются три основных вида элективов: развивающие, предметно-ориентированные (пробные), ориентационные. Однако в чистом виде элективные курсы гуманитарной направленности трудно отнести к какому-либо типу подобной классификации. Согласитесь, что тематика элективов, предлагаемых на параллелях
5-7 классов, явно многофункциональна. Например, широко известные программы иннова-
ционного литературного образования «Мастерская стиха» и «Мастерская прозы», адаптированные учителями гимназии для использования их в рамках элективов, одновременно и повышают мотивацию обучения, и удовлетворяют разнообразные познавательные потребности учащихся, и выходят за рамки традиционных школьных предметов. Связано это, в первую очередь, с тем, что сам предмет литературы является полифункциональным, так как приобщает учащихся сразу к трем основным способам мироосознания и миропонимания: эмоционально-образному (искусство), рационально-логическому (наука), а также отчасти провиденциальному, интуитивно-аксиологическому (религия).
Тем не менее, для учащихся среднего звена такие курсы полезны именно своим развивающим эффектом: вряд ли многие из них станут настоящими поэтами или писателями, да и точные правила создания художественных текстов определенных жанров со временем скорее всего сотрутся из памяти, а вот способность тонко чувствовать лирику, понимать силу эстетического воздействия развивает внутренний мир школьников, способствуют формированию духовной культуры.
В 8-9 классах ведущую роль начинают играть предметно-ориентированные (пробные) курсы по выбору, основная задача которых -дать обучающемуся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, уточнить свою готовность и способность осваивать гуманитарные предметы на повышенном уровне сложности. Следует обратить внимание, что в практике современного образования учителя нередко подменяют эти задачи иными, сугубо практическими, и занимаются элементарным «натаскиванием» девятиклассников, готовя их к успешной сдаче экзаменов по литературе. Чтобы этого не происходило, нельзя определять предметное содержание элективных курсов данного вида только углублением литературного образования. Необходимо сделать это содержание не только полезным, но и увлекательным; а главное реализовывать его не через набившую оскомину ученикам классно-
урочную форму организации учебных занятий, а с помощью исследовательских, проектных, игровых форм деятельности, использовать способы и приемы инновационных педагогических технологий.
Продолжительность таких курсов невелика, а содержание программ может быть самым разнообразным: «Занимательное литературоведение», «Мастерская писателя», «Я - человек
читающий», «Литературная премия», «Я б в филологи пошел...». Безусловно, содержание программы определяет ведущий тип профессиональной деятельности, с которым должны познакомиться будущие десятиклассники. По названиям элективов можно судить, что спектр предлагаемых вариантов необходимых будущему ученику класса гуманитарного профиля умений чрезвычайно разнообразен: от развития навыков анализа художественного произведения до приобретения начальных представлений о литературной критике.
Таким образом, грамотно организованная предпрофильная подготовка (прежде всего система элективных курсов в среднем звене) дает возможность учащимся более осознанно подойти к выбору профиля своего дальнейшего обучения. Следует помнить, что количество предлагаемых элективов должно быть избыточным, чтобы возникла реальная возможность выбора (один из одного - это не выбор!), потому что, только по-настоящему выбирая, можно научиться выбирать. И здесь учитель литературы может тоже выбрать удобный для себя вариант: либо использовать в работе имеющиеся сегодня в большом количестве опубликованные программы элективных курсов, либо создать свою собственную, отвечающую его представлениям о предпрофильной подготовке по литературе, программу.
Как известно, содержание элективных курсов не должно совпадать с программой изучения предмета. В противном случае элективы рискуют превратиться в ненавистные для многих школьников «дополнительные занятия». Однако выход за рамки образовательной программы не единственный способ привлечь внимание учащихся к выбору элективных курсов по литературе. Не менее эффективным является использование современных технологий (или отдельных их элементов) в организации учебного занятия.
Проиллюстрируем это на примере уроков по литературе для 5 класса по образовательной программе «Школа-2100»
Преподавание всех предметов в образовательной системе «Школа-2100» организовано в рамках технологии проблемно-диалогического обучения. Поскольку соблюдение этого положения является одним из основных условий эффективности реализации программы, учителю необходимо владеть умением создавать проблемную ситуацию и организовывать поиск решения на уроках литературы в том числе. Авторы учебников по литературе образовательной системы «Школа-2100» Р.Н. Бунеев и
Е.В. Бунеева предлагают для изучения в пятом классе достаточно сложный литературный материал. Именно поэтому особо актуально стоит вопрос о том, как создать учебную и личностную мотивацию для работы с художественным произведением на уроках литературы в пятом классе.
Необходимо признать, что удачно придуманная и грамотно организованная проблемная ситуация действительно задает интригу урока, обеспечивает тот самый эффект, когда «ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя». Думаю, многие читатели узнали слова из книги Е.Л. Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с учениками». Технология открытия знаний, предложенная в этой книге, универсальна, так как применима на любом предмете и может использоваться на различных возрастных ступенях образовательного процесса. Теоретически освоенный материал, как известно, требует практического применения. Хотелось бы поделиться с коллегами некоторыми фрагментами уроков литературы, где учитель создает проблемную ситуацию.
5 класс.
Тема урока: «Море Пети и море Гаврика» (по повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий»)
Безусловно, в качестве предмета для характеристики совсем не обязательно рисовать бабочку. Можно попросить охарактеризовать любой предмет в классе нескольких учеников. Главное, благодаря данной проблемной ситуации у нас в классе завязалась оживленная беседа. Размышляя о том, что нам известно о Пете и Гаврике (это было домашним заданием к уроку), ребята без труда вышли на главную мысль: герои произведения очень разные, у них различные условия жизни, непохожие характеры. Поэтому для Пети море - это тайны и приключения, интереснейшее место для игр и наблюдений. Для Гаврика море, прежде всего, - труд и пища. Кстати, от тех прилагательных, которыми ребята охарактеризовали бабочку, целесообразно выйти на разговор о художественных определениях. Тогда часть урока, посвященную описанию моря, каким его видят герои («тихое, светло-голубое, ярко-синее, пламенное, сверкающее, темно-индиговое, шерстяное» и т. д.), можно вести с ребятами на профессиональном языке. Пятиклассникам очень нравится находить в тексте эпитеты и анализировать их художественные возможности.
В конце урока мы вернулись к разговору о бабочке. Ребята отметили, что ученики, которые работали у доски, дружат, однако это не мешает им смотреть на предметы и явления по-разному. Думается, воспитательный эффект урока именно в этом: ребята говорили, что дружить не значит смотреть на мир одинаковыми глазами, что настоящая дружба обогащает человека и для нее не существует никаких преград. Урок получился насыщенным и интересным именно потому, что проблемная ситуация в его начале заставила ребят осознать актуальность нашего разговора. Переход от сегодняшних пятиклассников к героям повести Катаева получился очень органичным.
В данном случае проблемная ситуация организована одним из самых эффективных и часто используемых на уроках литературы способом: мы предъявили классу два различных мнения по поводу одного и того же объекта.
Возможен другой вариант, когда в создании проблемной ситуации участвует практически каждый ученик в классе.
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
На отворотах доски нарисованы две абсолютно одинаковые бабочки, рядом с которыми два ребенка по просьбе учителя дали свои определения: 1. легкая, невесомая, прозрачная, тонкая; 2. стремительная, яркая, веселая - Вижу, вы удивлены. Почему? (побуждение к осознанию противоречия) - Над каким вопросом (проблемой) мы сегодня подумаем (поразмышляем)? - Герои произведения оба выросли на море, оба прекрасные пловцы, море - это их стихия, и показано оно глазами детей. Одинаков ли взгляд героев? Их отношение к морю? Разные мнения ребят у доски вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации) - Бабочки у ребят были одинаковые, а определения получились различные. - Почему одни и те же предметы люди видят (воспринимают) по-разному?
5 класс.
Тема урока:
«Каждый из нас в ответе перед будущим» (анализ рассказа «И грянул гром» Рэя Бредбери)
Возможны разные логические цепочки: от последовательной (где ученики соединяют прошлое с настоящим, а настоящее с будущим) до сложных вариантов, где будущее и прошлое в итоге смыкаются. Герои рассказа, совершая фантастическое путешествие в прошлое, своими необдуманными действиями невольно нарушили жизнь людей в настоящем. Задача учителя, анализируя кольцевую композицию произведения, привести учеников к выводу о том,
что каждый из живущих на Земле ответственен перед будущими поколениями. От каждого из нас зависит, на какой планете, в каких условиях и при какой системе будут жить наши потомки. Проблемная ситуация в начале урока позволяет ученикам осознать достаточно сложную для пятиклассников проблематику рассказа, рождает внутреннюю мотивацию к постижению идеи художественного произведения.
Методическое пособие, предлагаемое авторами данной образовательной программы, содержит достаточно обширный и многообразный материал для подготовки к урокам. Однако оно не всегда способно помочь организовать урок грамотно с точки зрения его технологической составляющей. Это создает, с одной стороны, определенные трудности в работе учителя, с другой стороны, открывает простор для творчества. Мы уверены, что эмоциональный отклик на изучаемое произведение есть непременное условие эффективности уроков литературы, особенно в среднем звене. Наш опыт преподавания по программе ОС «Школа-2100» позволяет сделать вывод, что проблемные ситуации, описанные в этой статье и подобные им, помогают учителю в достижении не только образовательных, но воспитательных целей урока. Именно этот вывод делает правомерным предположение о том, что применение данной инновационной педагогической технологии в преподавании элективных курсов позволит сделать занятия наиболее эффективными для литературного образования школьников и помочь им совершить осознанный выбор профиля для дальнейшего обучения.
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
На доске запись: ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ Ученикам предложено соединить эти понятия: придумать схему и прокомментировать ее. - Задание было одинаковым, почему схемы получились разными? - Какой возникает вопрос? - Давайте попробуем ответить на этот вопрос с помощью наших знаний о рассказе «И грянул гром». Предъявляют свои варианты. Можно организовать на этом этапе работу в группах, тогда на доске появятся 4-5 вариантов. - У нас разные взгляды на эту проблему. - Как связаны между собой прошлое, настоящее и будущее?