ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
В.А.Челноков, к.п.н., с.н.с. ИПП ПО РАО, Заслуженный учитель РТ
В новых социально - экономических условиях ведущим аспектом мотивации учебной деятельности выступает осознание учащимися личностной необходимости учения как базы профессионального становления, которая в свою очередь является условием выживания в рыночно - ориентированном обществе. Именно этот аспект оказывает однозначное решающее влияние на мотивацию учебной деятельности в условиях профильного образования, этот же аспект жестко следит за отбором необходимых учебных дисциплин.
Процесс профилизации обучения в средней школе - одно из направлений модернизации российского образования сделал необходимым переход образования к принципиально новым парадигмам организации работы в школе. Если в традиционном варианте школа ориентировалась на микрорайон и обезличивала образование, то в изменившейся ситуации родители предпочитают выбрать школу, ориентируясь на тот или другой профессиональный профиль учебного учреждения, не взирая на удаленность от своего микрорайона. Можно констатировать, что реализуется своеобразный социальный заказ на создание значительного количества профильных учреждений образования (лицеи, гимназии, колледжи, специальные классы), где активно реализуются варианты дифференцированного обучения.
В системе образования существует две тенденции, каждая из которых объективна, и обе социально обусловлены. Первая тенденция выражает требование 82
единства школы, которое обеспечивается доступностью школы для всех детей, отсутствием социальных, национальных и сословных ограничений, общностью ее целей и задач, принципов организации учебно-воспитательного процесса, созданием условий для достижения всеми учащимися государственного уровня обязательной подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы, их равными правами для продолжения образования.
Вторая тенденция выражает необходимость создания оптимальных условий для развития личности, наиболее полного учета, как индивидуальных различий учащихся, так и специфики различных регионов страны, различных типов средних учебных заведений, социальных и культурных факторов, присущих каждой конкретной школе и ее окружению.
Вопрос о дифференциации обучения обычно связывают с реализацией второй тенденции, но практика, тем не менее, свидетельствует о том, что его решение вне учета первой тенденции неминуемо приводит к существенным издержкам как собственно педагогического, так и социального характера. Более того, установлено, что адекватная реализация первой из них является необходимым условием дифференциации обучения.
Внешняя дифференциация - создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабиль-
ных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Она может осуществляться либо в рамках селективной системы (выбор профильного класса, соответствующего профиля) либо в рамках элективной системы (свободный выбор учебных предметов для изучения на базе инвариативного ядра образования).
Сущность внешней дифференциации заключается в направленной специализации образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей школьников с целью максимального их развития в избранном направлении.
Различие профильного и углубленного изучения лежит, в основном, в степени специализации обучения и, как следствие, в глубине соответствующих курсов и широте охвата ими контингента учащихся. Углубленное изучение предполагает достаточно продвинутый уровень подготовки учащихся, что позволяет достичь высоких результатов обучения. Одновременно высокий уровень учебных требований естественным образом ограничивает число учащихся, занятых в этой форме обучения. Профильное обучение мыслится как более демократичная и широкая форма фур-кации школы на старшей ступени. При обучении в каждом из профилей преимущественное внимание уделяется группе профилирующих предметов, на изучение которых отводится существенная доля общей учебной нагрузки. Тем самым для профилирующих предметов будут компенсированы потери учебного времени за счет общего сохранения учебной нагрузки.
В отличие от принятой в ряде стран полной фуркации старшего звена шко-
лы, для нашей школы более целесообразен другой подход, согласующийся с принципом полноценности общего среднего образования. Суть этого принципа заключается в том, что на каждой ступени школы с учетом этапа возрастного развития учащихся и качественного своеобразия ступени обучения должного быть представлено содержание образования, отвечающее необходимости познания основных элементов человеческой культуры. Но если большого числа классов с углубленным изучением предметов не требуется, то старшую ступень школы (Х-Х1 классы) целесообразно существенно профилировать. Это определяет особую актуальность проблемы содержания образования на всей ступени.
Опыт работы классов с углубленным изучением показывает, что содержание предмета, изучаемого углубленно, не должно принципиально отличаться от курса этого предмета в обычных классах. Тем более это относится к профильным классам. Необходимый педагогический эффект должен достигаться главным образом не за счет изучения новых разделов, а за счет глубины усвоения материала, увеличения числа решаемых задач, лабораторных и практических работ. На данном этапе введения дифференциации обучения этот тезис особенно актуален, так как учащиеся не имеют специального учебно-методического обеспечения. Поэтому профильное обучение может осуществляться по действующим программам, стабильным или пробным учебникам, имеющемуся методическому обеспечению. Как правило, вопросы, включенные в действующие программы, достаточны для достижения глубокого понимания основ предмета.
В связи с наличием на старшей ступени разнообразных профилей обучения возникает проблема задания обязательного ядра и вариативной части содержания образования в каждом профиле. Возможным решением этой проблемы является модульный принцип задания содержания образования по каждому предмету, каждый отдельный модуль представляет собой перечень вопросов данного раздела и требования к уровню овладения этими вопросами. Соединение этих модулей в программу зависит от специфики обучения в соответствующем типе учебных заведений, от выбранного направления и профилей общеобразовательной школы.
Вместе с тем, внутренняя дифференциация требований к подготовке школьников сохраняет свое значение и в профильных классах. Это означает, что в процессе обучения должно быть предусмотрено достижение всеми учащимися обязательного для данного направления уровня подготовки. Другими словами, необходимо определить для каждой группы профилей (физико-математическая, химико-биологическая, гуманитарная и другие) свой «стандарт» образования для каждого предмета, включающий в себя базовый уровень подготовки в качестве составной части.
Следует отметить, что определение содержания предмета для разнообразных профилей является непростой задачей. Однако при всем многообразии профилей можно выделить следующие типы программ предметных курсов:
- программа, в которой данный предмет закладывает основы общей культуры школьника;
- программа, в которой предмет является основой специальной подготовки школьника, необходимой для того, что-84
бы этот предмет стал его профессией; - программа, в которой предмет является средством, необходимым для овладения другими областями знаний (физика и математика для инженера, химия или биология, математика для агронома, для лингвиста).
Таким образом, учащиеся гуманитарного профиля могут оказаться перед необходимостью выбора программы курса математики третьего типа, тогда как для учащихся некоторых естественно-научных профилей может оказаться достаточным курс математики первого типа.
Для профильных классов следует иметь специальные гибкие программы, являющиеся основой для конструирования рабочих программ, позволяющих реализовать различные методические подходы. Программы таких классов могут предусматривать не только углубление, но и в ряде необходимых случаев расширение учебного материала. Вполне допустимо включение ряда вопросов, традиционно относящихся к программе ВУЗа, если при этом выигрывает логическая стройность и полнота курса, что особенно важно для сильных учащихся.
При профильном обучении необходимо разумное сочетание дифференциации и интеграции содержания образования. Интеграция содержания вызвана необходимостью установления межпредметных связей с целью содействия формированию у учащихся научной картины мира, созданию целостного представления о природе и обществе. Дифференциация содержания образования создает возможность углубить знания учащихся в определенной, избранной учеником области деятельности. В принципе эти две задачи не обязательно противоречат одна другой и поэтому
могут решаться совместно.
Сочетание дифференциации и интеграции содержания образования необходимо также и для преодоления перегрузки учащихся, связанной с решением задачи углубления знаний в избранных областях деятельности. Дополнительное учебное время для такого углубления, но выделить за счет интеграции содержания образования при изучении непрофильных предметов, например, курса, «Человек и природа» для учащихся гуманитарного профиля. Таким образом, сочетание интеграции и дифференциации содержания образования может содействовать нормализации нагрузки учащихся, формированию целостного представления о природе и обществе, и одновременно углубить знания школьников в избранной ими области деятельности, способствуя развитию их интересов, склонностей и способностей, а также профориентации.
В свете изложенного актуальным является углубленное усвоение профессиональных знаний, умений и навыков с помощью последовательной, целенаправленной индивидуально - дифференцированной работы с учащимися. Вместе с углубленным усвоением учебного материала в профильном обучении необходимо формирование у учащихся обобщенных технических и технологических знаний и умений, которые являются необходимым условием широкого переноса их в сферу будущей профессиональной деятельности. На каждом новом уровне углубления познания (от предпрофильной подготовки к профильному обучению) происходит нарастание сложности выполняемых умственных и практических действий в содержании образования: проникновение в сущность изучаемых предметов,
явлений, самостоятельные выводы, обобщения, широкий перенос знаний и способов действий.
Последовательно нарастает диспропорция между сопереживанием, характером познавательной деятельности учащихся на очередном, новом уровне углубления познания с теми знаниями, способами действий, которые сформировались у них на предыдущих этапах обучения. Дифференциация в профильном обучении призвана создавать такую систему трудностей, которая соединялась бы с реальными и потенциальными возможностями учащихся, с индивидуальной помощью. А индивидуальная помощь сливалась бы с собственными усилиями ученика.
Каковы методические приемы дифференциации в профильном обучении?
- формирование опоры, предусматривающий, что все учащиеся, независимо от уровня подготовленности должны пройти через формирование опорных знаний и умений, т.е. через этап овладения обязательными уровнем подготовки;
- выделение и открытого предъявления всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки как основы дифференциации обучения;
- «ножницы» между уровнем обязательных требований и уровнем углубленного познания в каждом профиле с возрастающими трудностями от этапа к этапу.
Конкретизация указанных приёмов применительно к созданию различных предметов, поиску собственных подходов в определении форм и использования обязательных результатов обучения для осуществления дифференциации являются одними из наиболее актуальных проблем частных методик.
Наиболее характерная особенность дифференциации в профильном обучении - перенос центра тяжести у учащихся, на самостоятельную переработку и усвоение информации, отработку умений и навыков. Для профильной дифференциации необходимо дополнительное учебно-методическое обеспечение. В основу его разработки могут быть положены следующие подходы:
- отражение в содержании учебно-методического обеспечения базисного характера школьного образования как основного звена в системе непрерывного образования;
- учет в составе, структуре и содержании учебно-методического обеспечения ведущих видов и способов дифференциации на каждом профиле обучения;
- деятельностный подход, который должен реализовываться на уровне учебно-методического обеспечения в виде его специфических требований к способам и формам предъявления учебной информации, к дидактическому аппарату учебных пособий, к характеру и содержанию методических и дидактических пособий, к материально-техническому обеспечению учебного процесса;
- профильный подход к структуре и содержанию учебных, методических и дидактических пособий, который может одновременно обеспечивать достижение уровня обязательной подготовки и возможность овладения учащимися более высокими уровнями усвоения содержания образования;
- вариативный подход к конструированию учебно-методических пособий, проявляющийся в разработке различных альтернативных вариантов учебно-методического обеспечения для одного и того же профиля.
86
Региональная профилизация обучения является средством и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся. Дифференциация обучения - это один из важнейших принципов современной дидактики, согласно которому для повышения эффективности обучения создается система дидактических условий, учитывающая типологические особенности учащихся, в соответствии с которыми отбираются цели, содержание образования, формы, методы средства обучения.
Профильное обучение предполагает, что в учебный план старшей ступени общеобразовательной школы ряда профилей вводится курс «Естествознание». Введение курса «Естествознание» -своеобразный отклик системы образования на усиление интеграционных процессов в науке и обществе.
Усложнение изучаемого материала в условиях проявления у учащихся интереса к естествознанию и снижения общего уровня обученности и обучаемости требуют от преподавателей усиления внимания к принципу наглядности и средствам обучения. Это необходимо для обеспечения: доступности восприятия (для понимания); достоверности формируемых образов (через моделирование или аутентичность); визуализации основных понятий.
В связи с оснащением школ Республики Татарстан электронной техникой эти проблемы становятся все более решаемы. Обучение в школе на данный момент невозможно представить без включения в учебный процесс достижений информационных технологий: поисковые возможности Интернет, само-
стоятельная работа учащихся с обучаемыми программами и тренажерами оказывают положительное влияние на уровень их подготовки.
Профильно-уровневая дифференциация обуславливает необходимость дифференциации подготовки по информатике.
Представления о применении информационных технологий в рамках модели углубленных программ показывают необходимость введения в курс информатики модуля, дающего представление о моделировании как основе любого метода научного исследования, возможности его применения и возросшей роли моделирования в связи с развитием вычислительной техники.
В мае 2006 года в республике окончили школу «первые ласточки» системы профильного обучения - учащиеся из Зеленодольска и Балтасинского района. Именно эти два муниципальных образования в 2003 году вошли в общефедеральный «профильный» эксперимент, в котором помимо Татарстана, приняли участие еще девять регионов России. Сегодня в республике число экспериментальных площадок, где внедряется профильное обучение значительно возросло - таковыми является почти треть татарстанских школ. Кроме того, больше половины всех девятиклассников Татарстана охвачены предпрофильной подготовкой. В перспективе эксперимент планируется перевести на обязательную основу. Что же такое профильное обучение, что дает оно учащимся и какие проблемы возникают в связи с этим? Как работает система профильного обучения?
1. В начале изучаются запросы учащихся и их родителей - на какую сферу деятельности в будущем они рассчиты-
вают.
2. По специальной методике проводится диагностика ученических наклонностей - кому какая сфера больше подходит. Надо отметить, что результаты этого тестирования, с которыми школьные психологи приходят на родительские собрания не всегда соответствовали изначальным запросам. Полностью определиться с направлением своей дальнейшей учебы школьники смогут в девятом классе, когда начнется предпро-фильная подготовка.
3. Ученикам на выбор предполагаются разнообразные курсы, значительно расширяющие их познания в той или иной сфере. Как правило, курсы разрабатываются самими учителями, использующими все доступные им дополнительные источники знаний, в том числе и Интернет. Причем школьникам предоставляется возможность «примерить на себя» предметы и гуманитарного, и естественного, и технологического циклов.
4. С десятого класса начинается непосредственно профильное обучение. Здесь уместно подчеркнуть, что профиль надо понимать широко, это не ориентация на какую-то конкретную профессию, а скорее коридор, который ведет ребенка в определенном направлении. К существующим профилям (физико-математический, естественно-математический, филологический, социально-экономический) могут добавиться и другие (информационно-технологический, оборонно - спортивный). Новые профили так просто не вводятся, их защищают на координационных советах, в присутствии руководителей районов и города, ведь чтобы вести углубленные занятия по тому или иному профилю, школы должны распо-
лагать соответствующей материальной базой, профессиональными кадрами и методическими наработками.
5. После того как ученики выбрали направления обучения и прежде чем зачислить их в тот или иной профильный класс, школьная комиссия внимательно изучает портфолио каждого ученика -все его достижения на выбранном поприще: победы на олимпиадах, в конкурсах, спортивных соревнованиях и других школьных мероприятиях плюс к тому годовые оценки.
6. После зачисления в профильный класс учащиеся не только углубленно изучают профильные предметы по специальным учебникам, разработанными российскими учеными и методистами, но и параллельно получают базовую подготовку по основным предметам школьного курса.
7. В 10-11 классах учащимся предлагаются элективные курсы (курсы по выбору). Каждый учащийся в среднем за год должен посетить три курса, которые могут быть и специализированными и развивающее - познавательными. Элективные курсы могут охватить и непрофильную сферу с целью расширения познания (8-16 часов) (лицей №9, г. Зе-ленодольск).
8. Каждые три месяца проводятся контрольные срезы знаний по профильным предметам. По результатам тестирования выясняется кто попал «не в свой профиль» и каковы перспективы перехода этих «попавших» в другой профиль.
Положительные стороны профильного обучения:
- дается большее количество информации, ориентированной на поступление в вуз;
- в составе профиля действуют спе-88
циализированные курсы углубленной подготовки по предметам; - отпадает необходимость в репетиторстве, так как углубленные занятия по предмету и грамотный подход к выбору спецкурсов - это по сути та работа, которой другие занимаются с репетиторами.
Проблемы, возникающие при профильном обучении:
1. Элективные курсы резко повышают требования к уровню подготовки учителей, для их организации нужна большая эрудиция и огромная дополнительная работа (отсутствие новинок педагогической и специальной литературы). Если учебники по профильным предметам уже разработаны, то по элективным курсам есть только базовый пакет программ, не отвечающий полностью многообразию запросов современных школьников (гимназия № 45, г.Зеленодольск).
2. При сетевом взаимодействии на элективные курсы приходят учащиеся из других школ, значит в дальнейшем надо решать вопрос о дополнительном финансировании школ, внедряющих профильное обучение.
3. Не каждый девятиклассник, даже пройдя многочисленные курсы, способен четко определиться - чего же он хочет, так как не каждый ученик обладает разносторонними талантами и большой работоспособностью. Для таких учеников (а это предусмотрено в концепции профильного обучения) остается в школе академический класс, где нет профиля, а дается стандартная учебная программа. Главное сохранить достойной уровень подготовки по непрофильным предметам .
4. Параллельно с «профилем» проходит эксперимент по введению ЕГЭ. И если в
будущем единый госэкзамен станет обязательным, гуманитарии, не уделившие достаточно времени физике и математике могут просто не одолеть тесты по точным наукам, а «технари» не справятся с ЕГЭ по русскому языку.
5. При сетевом взаимодействии необходимо задействовать не только школы, а многие городские структуры - предприятия, центр труда и занятости, межрайонные учебные комбинаты, местные филиалы казанских вузов, Центры детского творчества. Все это, безусловно, расширяет возможности школьников при выборе будущего направления деятельности.
6. В сельской местности профильное обучение позволяет серьезно повысить общее качество образования.
7. Необходимо создавать сеть многопрофильных школ в каждом районе и городе - своего рода ресурсных центров, на базе которых старшеклассники будут проходить углубленное обучение.
8. Главное - найти индивидуальный подход к профилизации каждого отдельно взятого учебного заведения, и проблема эти везде будет решаться по-своему.
9. Прежде чем осуществлять профильное обучение школе нужно предварительно проанализировать, может ли она создать все условия для полноценной работы по профильному обучению, ведь чтобы школьники сделали правильный выбор, нужны грамотные психологи, способные тщательно и квалифицированно провести предпрофильную подготовку. Нужны болеющие душой за дело учителя, которые смогут предложить детям действительно интересные и главное, многообразные развивающие курсы.
Многое зависит от профессиональ-
ной подготовки учителя и его стремления к самосовершенствованию, готовности к инновационным процессам, которые происходят в обществе и системе образования, наконец, от создания творческой атмосферы в педагогических коллективах.
В практике педагогики достаточно технологий обучения, которые в полной мере устраивают педагогов. Изобретательская идея может быть связана с индивидуальными особенностями новых учащихся, новыми условиями работы, новым содержанием учебного материала. При этом педагог не обязательно лично формулирует такую идею, он может заимствовать ее из опыта других, т.е. технология обучения может быть спроектирована на основе таких известных в педагогике приёмов и технологий, как опорные сигналы, опережающее обучение, рейтинговая система контроля и оценки качества, рейтинговая технология, фреймовое обучение.
Педагог обязан быть не просто высококвалифицированным специалистом в области преподаваемого предмета, он должен также обеспечивать проектирование индивидуальных образовательных траекторий школьников, позволяющих завершить им профессиональное самоопределение и сформировать у них способности и компетентности, необходимые для успешного продолжения образования в выбранном направлении.
10. Отбор в профильные классы. Какими бы ни были уникальными технологии для качественного обучения систему подготовки в профилях должна объединять сквозная, стержневая идея. Это может быть развитие всех сфер индивидуальности школьника (интеллектуальной, эмоциональной, волевой).
11. Нужны хорошие лаборатории для
тех, кто выберет технический профиль, и богатые библиотеки для гуманитариев.
Как показывают наши исследования, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся выпускных классов. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения на более ранних возрастных этапах. Поэтому при про-филизации становится важен выбор образовательных технологий, связанных с развитием мышления, самостоятельного учения, саморазвития, который явится необходимым условием подготовки учащихся в ссузы и вузы.
В профильном обучении возрастает роль не только педагога, но и правильного выбора педагогической технологии освоить которую могут не все педагоги.
Модели организации профильного обучения в общеобразовательной школе. На сегодняшний момент на рынке труда востребованы только высоко квалифицированные специалисты. Часто одного диплома оказывается недостаточно, чтобы соответствовать спросу на рынке труда, вследствие чего возникает потребность в раннем профессиональном обучении молодёжи. В связи с Бо-лонским процессом от студентов учебных заведений требуется более высокий уровень умений и способность к адаптации в новых условиях. В России, в отличие от других стран, уже осуществляются попытки решения проблемы достижения этого уровня ещё в общеобразовательной школе. Одним из вариантов решения данной проблемы является разработка Концепции профильного обучения в общеобразовательной школе, которая позволяет сделать процесс обучения более гибким, индивиду-
альным и эффективным.
В настоящее время наиболее востребована общая модель сетевой организации профильного обучения в общеобразовательной школе, согласно которой профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое играет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где они учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования).
При этом каждое общеобразовательное учреждение, независимо от варианта сетевой организации, подчиняется определённой модели внутришкольной профилизации. В зависимости от потребностей учащихся и возможностей самой школы она может быть однопрофильной (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильной (организовывать несколько профилей обучения). Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа курсов по выбору предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
В зависимости от потребностей конкретного города, региона содержание образовательной программы может меняться, но этого недостаточно для требуемой подготовки выпускника. Согласно государственным стандартам второго поколения, система обучения должна включать федеральный, региональный и школьный компоненты. В рамках же Концепции профильного обучения за счёт перераспределения и изменения их объёмов предполагается выделить только федеральный и региональный компоненты. Причём федеральный компонент состоит из базовых общеобразовательных и профильных предметов, а муниципальный - из элективных курсов. Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Достижение выпускниками уровня требований государственного общеобразовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.
Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют две основные функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие элективные курсы служат для внут-рипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.
Таким образом, предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а учащихся в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его
индивидуальную образовательную траекторию, отвечающую его потребностям в дальнейшей специализации.
Литература:
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.-Москва-2002 г.
2. Мы конкурентоспособны. Профильное обучение. Бизнес-образование. // образование в Республике Татарстан: состояние и тенденции развития. - Казань, Министерство образования и науки Республики Татар-
стан, 2006.. - с.44-46.
3. Профильное обучение. // образование в Республике Татарстан: состояние и тенденции развития. - Казань, Министерство образования и науки республики Татарстан, 2005. - с.17-18.
4. Нугуманова Л.Н. Профилизация обучения в средней школе. // Школа: проблемы и поиски. - №1. - 2005. - с.4-5.
5. Профилизация как инновационный процесс в условиях взаимодействия учредений общего и профессионального образования. - Казань: РИЦ «Школа», 2004. - 108 с.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.В.Солонщикоеа, соискатель ИПППО РАО
Социальная активность - динамическое свойство личности, которое отражает социально-профессиональный направленность и готовность личности включиться в различные виды деятельности, опосредованные характером профессиональной деятельности будущего специалиста. Выше обозначенное свойство может проявляться и в процессе работы в общественных организациях, в общественно -полезном труде, в различных областях науки, техники, культуры, в лич-но-преобразующей деятельности, направленной на самосовершенствование в соответствии с ожиданиями общества, стремлением обеспечить высокую эффективность и качество своей общественно-трудовой деятельности.
Одним из педагогических условий эффективности формирования социально активной личности студентов является организация внеаудиторной деятельности. 92
В нашем исследовании мы определяем внеаудиторную деятельность как организованные и целенаправленные виды и формы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий. Данная деятельность осуществляется в вузе кураторами, преподавателями-предметниками, общественными организациями и т.д.В отличие от учебной деятельности, внеаудиторная деятельность имеет свои специфические особенности: она организуется и осуществляется на добровольных началах; студенты свободно выбирают различные виды занятий; принимают участие во внеучебной работе с учетом интереса и мотиваций.
По своей организационной структуре внеаудиторная деятельность бывает массовой, групповой, индивидуальной. Ее структура предполагает использования таких организационных форм, в которых находят отражение разнообразные взаимоотноше-